Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
методическая разработка (6 класс)

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в группах с использованием игровых технологий. Занятие направлено на формирование у обучающихся уважения к прошлому, чувства патриотизма и любви к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx704.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 543

Московского района Санкт-Петербурга

Конкурс классных руководителей Санкт-Петербурга

Номинация: «Дебют»

Методическая разработка классного часа

«Патриотическое воспитание обучающихся на примере подвигов Александра Невского»

Науменко Дарья Петровна

учитель истории и обществознания

 ГБОУ школа № 543

Московского района Санкт-Петербурга

Возрастная группа обучающихся: 5-6 кл.

Форма проведения мероприятия: классный час с элементами игры

2021 год

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в группах с использованием игровых технологий. Занятие направлено на формирование у обучающихся уважения к прошлому, чувства патриотизма и любви к Родине.

Цели классного часа: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторической личности Александра Невского.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России; воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Оборудование: слайдовая презентация, мультимедийный проектор, доска

Виды деятельности: работа в группах, работа с раздаточным материалом.

Планируемые результаты

Предметные:

А) Обобщение знаний о князе Александре Невском

Б) Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

В) Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

Метапредметные:

А)развить навыки анализа иллюстративного материала;

Б) способствовать проявлению познавательной инициативы в ходе групповой работы, в учебном сотрудничестве.

Личностные:

А) Осознание себя патриотом своей страны.

Б) Воспитание в себе чувства патриотизма.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

3 минуты

Вступительное слово классного руководителя: Среди святителей Руси много полководцев, которое сделали все для того чтобы наша страна была крепкой, сильной могучей и великой. Об одном из защитников нашей Родины и пойдет речь на нашем тематическом классном часе. Но для начала давайте попробуем угадать, о ком пойдет речь. У вас на столах лежат конверты. Возьмите первый из них. В первом конверте вам выпали буквы – из них вам и нужно составить тему нашего сегодняшнего классного часа, это имя того, о ком мы сегодня будем говорить.

Обучающиеся работают в группах по 5-6 человек (заранее составленные).  

Ученики разбирают первый конверт и составляют имя «Александр Невский» (Приложение 1)

Выражают личное отношение к известной личности.

3 минуты

Классный руководитель: Его имя – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Великий князь Александр Невский служит для наших граждан образом святости. Из прошлой, довольно сложной эпохи очень трудно подыскать такой пример жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре есть все, и служение Богу, Православию и своему народу. Не это ли ярчайший пример любви к своей Родине? В течение классного часа мы с вами будем составлять кластер, который отразит нам личность Ал.Невского и подведет к ответу на этот вопрос. А начать классный час хочу с небольшого, но имеющего большой смысл, стихотворения:
На земле прекрасней я не знаю
Русской заповедной стороны!
Много сохранила Русь Святая

Подвигов далёкой старины.

Ты послушай, молодец удалый,
Песнь про подвиг предка твоего,
Да про то, как Родину спасала
Искренняя преданность его

Рассматривают изображения великого князя на слайде. Предполагают, почему его личность так важна для русского народа.

Актуализация необходимых знаний

4 минуты

Классный руководитель: Для того чтобы вспомнить в каком году родился именитый князь, вам нужно разгадать шифр. Возьмите, пожалуйста, второй конверт. В них лежат карточки, на которых перечислены известные исторические личности. У каждой личности есть своя цифра. Ваша задача отобрать людей, которые относятся к истории нашего города, Санкт-Петербурга. Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича, а затем мы нанесем ее на наш кластер.

Ученики  берут второй конверт, разгадывают шифр и узнают год рождения Александра Невского (Приложение 2)

1 минута

Классный руководитель: Молодцы! Родился Александр Ярославович 13 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец наставлял его защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.  С юных лет благоверный князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города.

Выслушивают учителя.

Делают выводы о роли воспитания отцом молодого князя.

Организация познавательной деятельности

2 минуты

Классный руководитель: Итак, довольно в раннем возрасте Александр Ярославович столкнулся с рядом тяжелых испытаний, которые легли на его судьбу. Давайте посмотрим внимательно на карту, представленную на слайде. Что на ней не так? Конечно, на ней не хватает кусочков. Ведь прошло немало лет с тех событий! Предлагаю вам восстановить карту и попробовать разгадать, что это за сражение. И конечно же, занесем полученную информацию в наш кластер. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Классный руководитель: Верно! В местечке Колпино протекает река Ижора. Она впадает в Неву. Это место называется Усть – Ижора. Именно здесь произошло сражение 15 июля 1240 г. Битва закончилась полной победой русских. Радостная весть разнеслась по всей Руси. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.

Изучают карту, изображенную на слайде. Отвечают на поставленные вопросы и восстанавливают карту.

2 минуты

Классный руководитель: Александр вернулся в Новгород с великой славой, но вскоре над городом нависла угроза с запада. Взгляните на следующую карту, на которой тоже пропали кусочки. Давайте разгадаем теперь и ее. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Классный руководитель: Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва на Чудском озере, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, а Александр Невский навеки становится образцом мужественности и национального героизма.

Изучают карту, изображенную на слайде. Отвечают на поставленные вопросы и восстанавливают карту.

2 минуты

Классный руководитель: Да, много земля русская бедствий испытывала. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки. Небольшая разминка!

И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками) и поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки) да у Бога прося помощи (…и тянемся) люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти) что порою суставы кручила (крутим кистями рук) Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе) и избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

Физкультминутка. Учащиеся встают и повторяют движения за классным руководителем.

1 минута

Классный руководитель: Александр Ярославович умер в 43 года, велико было народное горе: «зашло солнце земли Русской», - говорили тогда. Его кончина воспринималась как национальная трагедия. Как вы думайте – почему?

Учащиеся предполагают почему смерть князя считалась народной трагедией.

3 минуты

Классный руководитель: Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя возвела Александра Невского в ранг святых. У вас остался последний, третий конверт. В нем спрятан паззл, собрав который, вы поймете, как еще в памяти народной был сохранен образ героя в лице Александра Невского.

Учащиеся собирают паззл, понимают, как имя Александра Невского осталось в истории народа (Приложение 3)

Рефлексия деятельности

3 минуты

Классный руководитель: Так почему же народ так любит и почитает князя? Какие качества помогли ему стать одним из великих правителей нашего государства? Давайте ими также дополним наш кластер.

Классный руководитель: Мы сегодня с вами прекрасно поработали! Обратите внимание на белые кружки, разложенные у вас на столах. Предлагаю каждому из вас оценить нашу работу. Нарисуйте эмоцию, которую у вас вызвал наш классный час и тем самым, у вас получится смайлик.

Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняют кластер ассоциациями, делают вывод о том, каким должен быть человек, любящий свою Родину. Оценивают свою активность и успехи в ходе классного часа, выбирая подходящую эмоцию для будущего смайлика.

1 минута.

Классный руководитель: А, закончить классный час, мне хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Учитель благодарит обучающихся за работу.

Слушают учителя, сдают смайлики и благодарят учителя.

Список использованной литературы:

1.«Житие Александра Невского»

2.В.Воскобойников. «Жизнь замечательных детей – 3», гл. «Когда Александр Невский был маленьким»

3.«Александр Невский» (Из серии «Жизнь великих людей»)

Сборник «История России», гл. «Невская битва» и «Ледовое побоище»

4.Я познаю мир. История./сост. Н.В.Чудакова, А.В. Громов._ М.: АСТ, 2005.

5.Кучкий В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси [Электронный ресурс] / В. А. Кучкий // Библиотекарь.Ру. — URL: http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/1.htm

6.Воскресная школа: Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 году.

Приложение 1

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

Приложение 2

Карл Великий

8

Петр I

2

Александр Пушкин

2

Хан Батый

6

Николай Гоголь

1

Николай II

0

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...

Методическая разработка классного часа на тему: «Защита от нападения» для учащихся 6-7 классов.

Данная методическая разработка посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности подростков, нахожению путей выхода из трудных жизненных ситуаций, психологическим основам самозащиты....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 1-4 классов. «Столько лет прошло…»

Цели: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинградав годы ВОВ.Задачи: – формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;– обогащать зн...

Методическая разработка классного часа "Незабытый подвиг"

Классный час "Незабытый подвиг" проводится в школьном музее Зины Портновой. Задачи: рассказать учащимся о жизни и подвиге Зины Портновой и ее боевых товарищей – членов подпольной ...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...