Обобщение опыта "Работа с трудными подростками"
учебно-методический материал на тему

Методические рекомендации для учителей и классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trudnymi_detmi.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

РАБОТА С  ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Методические рекомендации  для классных руководителей и  учителей

Введение.

I. Основные направления работы школы с "трудными" учащимися

       1. Изучение "трудных".

       2. Планирование работы классного руководителя.

        3. Организация помощи "трудным" детям.

II. Работа с "трудными" в функционалах руководителей школы и учителей.      

III. Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными подростками.

        Карточка учета "трудного" ребенка
        Краткая характеристика "трудного" ребенка.

IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка

        Приемы индивидуального воздействия
        Условия действенности приемов (по Верцинской)
        Дифференцирование — групповой подход в процессе обучения.

Приложения

        1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.

        2. План педагогического совета.
               
"Оценка знаний обучающихся и защита их от педагогической
                  некомпетентности, ошибок и агрессии"

        3. План педагогического совета.
                "
Проблемы трудных детей и трудного детства"

        4. План педагогического совета
                "
Проблемы учебной дисциплины"

        5. План педагогического совета .
                "Правовое воспитание: проблемы, пути решения"

ИЗУЧЕНИЕ "ТРУДНЫХ"

        Изучение "трудных" обучающихся предполагает исследовательскую деятельность учителя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

        Диагностическая карта "трудного"

        1. Выявление "трудных" школьников, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи (эмоциональных отношений в ней, семейных проблем), педагогической обстановки,

        2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых подростков в классе".

        3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

        4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам города.

        5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

        Возрастная педагогика в работе с "трудными"

        "Трудный": средний школьный возраст

        В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

        Неадекватные возрастным особенностям подростков воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

        Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов подростка  и сообщества сверстников.

        Подростковая лень, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость- особый объект внимания учителя: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы педагога  в работе с подростковым "трудным" детством.

        "Трудный": старший школьный возраст.

        Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает подростка  возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

                                       Реализация учителем личностного подхода.

        Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к обучающемуся. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным подросткам.

К благополучным детям

К «трудным» детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с «трудным» как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с «трудным» оптимистическую гипотезу, верить в  его исправление: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, чтобы  каждый ученик чувствовал  себя личностью, ощущал  внимание лично к нему.

Предоставлять  возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков подростка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба  его личному достоинству.

Предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать его.

4.  Создавать атмосферу "успеха", помогать им  учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

Вызывать, искать все положительное в «трудном», опираться, делать ставку на проявление чувств; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков.

5.Учить обучающегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогиче ские ситуации; вовлекать и включать его  в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Влиять на «трудного», прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям,  сверстникам; беречь их тайны, не предавать, требовать от себя больше, чем от окружающих.

                    Границы применения личностного подхода к «трудным» подросткам.

        Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения  нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

        Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

        Для большого диапазона личностных качеств между «Я» положительным и «Я» отрицательным эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния подростка.

        При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

        В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Яагр и Яэго), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

        Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

        Рекомендации к плану воспитательной работы в средней ступени.

        1. Краткий анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
        Краткая характеристика классного коллектива и отдельных обучающихся по следующим критериям: умение учиться, объективная самооценка, физическая развитость, ответственность, уверенность в себе, выносливость, принципиальность, дисциплинированность. Необходимо оценить изменения в уровне воспитанности "трудных" обучающихся, степень коллектива. Анализ результатов индивидуальной воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Состоят ли на внутришкольном учете, на учете в ОПДН, верны ли были выбранные педагогические приемы, способствовавшие перевоспитанию подростка.

       2. Диагностика. Определение уровня воспитанности учащихся; диагностика трудновоспитуемости; обследования-консультации "трудных" детей.

       3.        Задачи                воспитательной        работы.
        Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой.
        Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.

       4.        Разделы        плана.
        а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
        б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков.
        в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение во внеклассную работу, вовлечение в движение милосердия.
        Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок", "Семейные проблемы", круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.
        г) Совместная работа классного руководителя с семьей, общественностью и правоохранительными органами.

Рекомендации к плану воспитательной работы в старших классах

        1.Краткий анализ и характеристика обучающихся класса.
        Указываются общие сведения о классе, уровне сплоченности коллектива, сформированности общественного мнения, наличие традиций, уровень развитого самоуправления, взаимоотношения в классе (группировки, мотивы их образования, их отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в классных делах, проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения в коллективе, критика и самокритика, особенности взаимоотношений между юношами и девушками. Наличие неофициальных лидеров, их влияние в классе, причины их влияния, отношение к лидерам актива; наличие "отверженных" с напряженными взаимоотношениями со взрослыми, с конфликтными взаимоотношениями со сверстниками, отрицательными отношениями к разным видам деятельности и неадекватной самооценкой своих личных качеств)

               2.Общие задачи воспитательной работы.
        Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, к себе), перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение "трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношении, в коллективно организуемые виды деятельности).

            3.Разделы        плана.
        а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение". Они  направлены на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, выбору профессии, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания,        самореализации.
        б) Деятельность обучающихся. Включение "трудных" в общественно полезные дела:  Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".
        в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Стремление вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, формирование ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ "ТРУДНЫМ" ДЕТЯМ

Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" подростка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" обучающихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения  в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности обучающегося, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям  «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической  и т. д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени "трудных" подростков

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" подростков. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает обучающихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь  приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Организация для подростков, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых лагерей.

РАБОТА С "ТРУДНЫМИ" В ФУНКЦИОНАЛАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Директор школы

        Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" подростков, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

        Заботится о получении обучающимися базового образования. Организует   дополнительные занятия по предметам,  корректирует обучение и воспитание на уроке; посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем подростка, определяет подходы в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе.

Заместитель директора по воспитательной работе

        Знает проблемы подростков и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует медицинскую помощь, вовлечение в кружки. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

        Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки города. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" подростка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива. Делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Классный руководитель

        Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным подростком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Учителя - предметники

        Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

        Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

        Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с "трудными" подростками, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Инспектор по делам несовершеннолетних  

С каждым "трудным" школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

- лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиций закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу; информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным" подросткам, которые состоят на учете в милиции;

- выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

- совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;

- ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые ожидают, если тот не исправится;

- входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений

         ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ ШКОЛЫ С     ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

Выявление педагогически запущенных детей.

Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

Ведение картотеки трудных детей.

Встречи с работниками КПДН, ОПДН.

Правовое просвещение "трудных" подростков.

Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

Семинар "Трудный подросток" для родителей.

Совет по профилактике правонарушений при директоре.

Педагогические советы "Работа с трудновоспитуемыми", "Работа с семьями педагогически запущенных детей".

Психологические консультации для детей и родителей.

Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

Индивидуальная работа с "трудными".

Организация индивидуального наставничества (соц. Педагоги, старшеклассники).

Вовлечение "трудных" подростков в , кружки, секции.

 

                                                                               

                                                             

                                               

Карточка учета "трудного" ребенка

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________ класс___________________________

Место жительства_______________________________________________________________

Сведения о семье:

Состав:

Мать (Ф. И. 0. , место работы, должность)__________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Отец (Ф. И. О. , место работы, должность)__________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Материально - бытовые условия___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Краткая характеристика "трудного" подростка

  1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям.

а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует.

6) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные.

в) реакция на педагогические требования: доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная.

г) податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.

  1. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий.

б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков.

в) опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий.

г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.

  1. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

а) положительная: нравлюсь; способен; защищен.

б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен;

в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная.

  1. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

а) требовательность: требовательность к себе всегда; требователен в главном, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует, к другим требователен.

б) самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженнаая самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недостатков, придирчив и нетерпим к недостаткам других.

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует: да; нет; не совсем.

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность: да; нет; не совсем.

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших.

Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание всех видов материальной помощи_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

СТИМУЛИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ УСИЛИИ «ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА

Приемы индивидуального воздействия

        1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

раскрыть его возможности, умения;

убедить в необходимости предстоящей работы;

раскрыть перспективы его усилий;

определить содержание конкретных видов труда.

        2.Активизация волевой установки:

глубокая мотивировка целей;

разработка правил повседневного эффективного труда.

        3.Одобрение первых успехов в деятельности:

некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;

ситуация успеха.

        4.Щажение самолюбия:

подготовка специальных заданий;

отдельное опрашивание;

сообщение классу только положительных результатов его работы.

        5.Подчеркивание неизбежности выполнения задания:

точное указание обучающемуся, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;

сочетание требовательности и доверия.

        6.Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").

        7.Стимулирование усилий на 'немедленное выполнение задания:

перестройка мотива;

побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания подростка  к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища).

Условия действенности приемов (по Верцинской)

 
Приемы

Условие, обеспечивающее действенность приема

Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию

1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности

Самодисциплина

2.Активизация волевой установки

Единство перспективных линий развития коллектива и личности

Целеустремленность

3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания

Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.

Самодисциплина

4.Одобрение первых успехов деятельности

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка

Уверенность в себе

5. Щажение самолюбия

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе

Требовательность к себе

6.Подчеркивание неизбежности выполнепия задания

Строгая система контроля и отчетности

Добросовестность

7. Предупрегкдение ошибок путем стимулирования самоконтроля

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения

Самоконтроль

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения

В процессе контроля за подготовкой обучающихся рекомендуется:

создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;

снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи;

дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;

дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т. д.;

стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

При изложении нового материала рекомендуется:

возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);

более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;

привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному;

привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;

разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т. д.;

указание на аналогичное задание, выполненное ранее;

указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;

указание приема или способа выполнения задания;

ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений;

инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;

стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;

более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

более подробное объяснение порядка выполнения задания;

предположение о возможных затруднениях;

дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;

дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;

в необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).

 

                                                                                                                         Приложения

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ

ИНСТРУКЦИЯ

        Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого -педагогическая диагностика.

        Можно применить  педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с обучающимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

        Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

        При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.

Анкета №1

1. Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета №2

1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса?
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета №3

1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Во-время ли возвращаешься нечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6>N>3

I - Начальный уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

II — Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

III — Особотрудные

N<0

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

"Оценка знаний учащихся и защита ребенка от педагогической
некомпетентности, ошибок и агрессии"

  1. Оценки и отметки - средство самоутверждения личности ребенка.

1.1. Состояние контроля знаний в КСПК. Формы и методы контроля.
1.2. Программные требования к оценке. Стандарты и реальные результаты УВП.
1.3. Успеваемость как результат оценочной деятельности учителей.
1.4. Оценка учителя учеником как отражение нашей оценки.
1.5. Особенности оценивания "трудных" учащихся.

  1. Атака на двойку

2.1. Проблема "двойки" как результат педагогической некомпетентности, ошибки и агрессии.
2.2. Психологический анализ "трудных" в обучении детей.
2.3. Работа социальных педагогов по реабилитации неуспевающих.
2.4. Решение проблемы "двойки" в новых педагогических технологиях.

  1. Заключение. От учителя, работающего без двоек, - к школе, полностью успевающей.

ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

"Проблемы трудных детей и трудного детства"

I.Современная социальная ситуация и дети.

II.Социальная запущенность и сиротство.

2.1. Трудности детей из многодетных семей.
2.2. Социальное сиротство как типичное явление.
2.3. Дети пьющих родителей.
2.4. Дети, находящиеся под опекой.

III Проблема разницы умственного развития детей.

3.1. Ярлык неудачника и его последствия.
3.2. Лево- и правополушарное развитие.
3.3. Околопатологические задержки развития.

IV. Здоровье детей.

4.1. Дифференцированный подход к детям по группам здоровья
4.2. Работа с детьми, имеющими отклонения зрения и слуха
4.3. Проблемы загрузки детей учебным трудом. Домашние задания.

V. Дети с затруднениями в общении.

5.1. Отношения детей с учителями и школой.
5.2. Отношения детей с родителями и их влияние на результаты обучения.
5.3. Отношения со сверстниками: ребенок в детском коллективе.

VI. Криминальные аспекты школьного детства.

6.1. Дети и деньги: норма и отклонение.
6.2. Защита детей от посягательств на личность.
6.3. Правонарушения (преступность) несовершеннолетних.

ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

"Проблемы учебной дисциплины"

I. Анализ состояния поведения и дисциплины в школе.

II. Критические периоды в развитии ребенка.

III. "Без трудных работать можно".

    3.1. Диагностика и учет трудновоспитуемости.
    3.2. Воспитание этических норм поведения школьников на основе
            "Программы воспитания":

    -  начальная школа;
    - средняя ступень;
    - старшие классы.

    3.3. Организация порядка в школе. Самоуправление детей.
    3.4. Дезорганизаторы и трудные. Воспитательная работа с ними.
    3.5. Дисциплина на уроке: дифференцированно - индивидуальная работа.
    3.6. Состояние проблемы детского насилия в школе.
    3.7. Работа с трудновоспитуемыми в функционалах работающих в школе.
    3.8. "Без трудных работать можно" (из опыта работы).

IV. Досуговая деятельность как средство профилактики трудновоспитуемости.

ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

"Правовое воспитание: проблемы, пути решения"

  1. Правовые проблемы современного общества и школ. 

1.1. Конвенция о правах ребенка - Конституция детства.
1.2. Права и обязанности во взаимоотношениях в треугольнике "ребенок - учитель
         - родитель".

  1. Школа как социальный институт социально-правового воспитания. 

2.1. Развитие личности и правовое воспитание:
        - изучение уровня правовой воспитанности;
        - изучение эффективности правового воспитания.
2.2. Содержание правового воспитания школьников в процессе учебной деятельности:
        - этико-правовые вопросы в начальной школе (правила поведения в школе,
          на улице, дома);
        - классные часы в средней школе (Устав школы, правила техники безопасности,
          проступок и      преступление и др.);
         - спецкурсы в старшей школе (правоведение, Конституция РФ, Уголовный кодекс.
           гражданский кодекс, семейное законодательство, трудовые договоры)
2.3. Внеклассные и внешкольные формы трудового воспитания:
        - клубная деятельность. Клуб "Подросток" (социальные педагоги);
        - искусство и правовое воспитание (учитель-литератор);
        - правовое просвещение семьи (классный руководитель);
        - профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомания (врач)
2.4. Роль социальных педагогов в правовом воспитании.
2.5. Анализ деятельности Совета по профилактике правонарушений.

  1. Деятельность правоохранительных органов в правовом воспитании подростков. 

3.1. Информация о состоянии правопорядка в районе (зам. главы администрации
        по социальной работе).
3.2. Организация правовой информации (зам. директора).
3.3. Работа с трудными подростками. День инспектора ИДН в школе (инспектор по
        делам несовершеннолетних).
3.4. Работа с семьями риска (участковый инспектор).

  1. Средства массовой информации школы в пропаганде правовых знаний. Выпуск информационных бюллетеней "Конституция детей", "Ваши права, учителя", "О семейном кодексе".

 Алгоритм работы с детьми,

находящимися в социально опасном положении

(среднее звено)

Когда

Содержание деятельности

Кто проводит

I триместр

Изучение документации учителя начальной школы, знакомство с дневником педагогических наблюдений. Проведение классного собрания – знакомство с родителями

Классный руководитель, социальный педагог, психолог,

 зам.по ВР

II триместр

Изучение возрастных проблем школьников, выбор форм и методов работы с каждым ребенком «группы риска». Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Проведение коллективного анализа проблем в классе с привлечением родителей «Пути разрешения споров и конфликтов»

Классный руководитель, социальный педагог,

 зам.по ВР

III триместр

Работа с дневником педнаблюдений, определение уровня воспитанности ребенка. Анализ психолого-педагогического сопровождения. Составление рекомендаций для родителей и классных руководителей.

Психолог, социальный педагог, классный руководитель

лето

Организация занятости, отдыха и оздоровления детей.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог,

 зам.по ВР

 

Циклограмма работы

администрации школы с детьми

«группы риска» 

мероприятия

ответственный

срок

1.

Организация контроля за учащимися «группы риска», часто пропускающими занятия

Зам. УВР

ежедневно

2.

Работа с родителями (рейды, совместно с общественностью, главой муниципального образования в семьи, находящиеся в социально-опасном положении)

Зам. ВР, социальный педагог

По графику рейдовой бригады

3.

Работа с педагогическим коллективом, посещение уроков с целью анализа работы учителя с детьми «группы риска»

Зам. УВР, зам.ВР

Не менее 5 уроков в неделю

4.

Контроль за внеурочной занятостью детей, вовлечение их в общественную работу.

Зам. ВР

ежедневно

5.

Создание «ситуации успеха» в работе с детьми «группы риска» и освещение ее в школьной печати, детском коллективе

Зам ВР, старшая вожатая

 

6.

Отчет на совещании при директоре о работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении

Социальный педагог

1 раз в месяц

7.

Отчет на совещании при директоре об итогах работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении

Социальный педагог,

зам. ВР

1 раз в полугодие

8.

Анализ работы с детьми во второй половине дня:

- кружки, факультативы

- спортивные секции

Социальный педагог,

зам. ВР

1 раз в неделю

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"

Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

Социальная адаптация трудных подростков.

Объяснительная запискаДанная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подрост...

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Обобщение опыта "Работа с трудными подростками"

Методические рекомендации  для классных руководителей и  учителей...