Работа с трудными подростками.
статья (9 класс) по теме

Гутенева Александра Александровна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Причины возникновения «трудных» подростков

1. биологические причины:

·         нарушения центральной нервной системы;

·         несвоевременная диагностика умственной отсталости;

·         неравномерность полового созревания;

·         аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;

·         наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

·         социальный статус района;

·         пассивность общественности;

·         педагогические ошибки воспитателей;

·         неблагополучный социально – психологический климат в школе;

·         стиль преподавания в школе;

·         трудность школьных программ;

·         неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);

·         воспитание детей в жестокой семье;

·         многодетные семьи;

3. психологические:

·         конфликт ролей у подростка;

·         конфликт уровня притязаний и самооценки;

·         конфликт со взрослыми;

·         конфликт со сверстниками;

·         сексуальный конфликт;

·         неуспех ребенка в ведущей деятельности;

·         неразвитость самосознания;

·         неадекватная самооценка;

·         личностный кризис;

4. комплексные причины:

·         общесоциальные причины;

·         социально-демографические причины;

·         социально-правовые причины;

·         социально-медицинские причины;

·         организационно-управленческие причины;

Поведенческие реакции подростков.

1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...