Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
статья по теме

оксана пономаренко

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно придумать что-то новое, интересное, пытаемся изменить подростков, направить их интересы, энергию  в позитивное русло. В 2013 году в Тамбовской области стартовала Комплексная программа профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних "Не оступись!". Появился первый опыт, сетевое взаимодействие помогает организовать работу в данном направлении более продуктивно и интересно. Об этом я и хочу рассказать в своей публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_raboty_s_trudnymi.docx69.55 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях требуется усиление работы по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних подростков. В целях реализации Комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы, наша школа активно взаимодействует с МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы», МБОУ ДОД ЦДОД, с ПДН УВД по г.Тамбову, с ПДН ОП № 3, КДН,  органами опеки и попечительства, с МБОУ «Центр диагностики и консультирования», ТОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», с ТОГКСУСО «Социальный приют «Орешек», подростковыми клубами «Импульс», «Бригантина», МБОУ Центр «Ради будущего», кафедрой социальной и семейной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина, библиотеками им. Е.А.Баратынского и  С.Я.Маршака, спортивными школами города, советами территорий «Автовокзал «Северный», «Телецентр», «завод «Аппарат», с реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росинка», с Региональным отделением ВОМИ по Тамбовской области «Аппарель».

Следует отметить, что МАОУ СОШ № 24 является одной их крупнейших школ города Тамбова. Школа состоит из трех корпусов, расположенных в северной части города, общее число обучающихся составляет 1599 человек. Из них 681 обучаются в младшем звене, 823 - в среднем и 95 – в старшем звене.

Микрорайон школы насчитывает 2058 детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет. Основной контингент обучающихся, дети и подростки из малообеспеченных, неполных семей (21,2% обучающихся из малообеспеченных семей, 28,3% неполные семьи, 5,8% многодетные семьи), проживающих в общежитиях. Основной контингент родителей – 35% рабочие, 24,5% служащие, 4,4% предприниматели. 55,6% родителей имеют средне специальное образование, 14,5% высшее.  Неблагополучие социальной обстановки, наглядный пример аморального образа жизни, употребления спиртного, наркотических веществ, нецензурная брань – все это отрицательно сказывается на воспитании детей и подростков.

Приведенные выше сведения показывают, что реализация Комплексной программы «Не оступись!» актуальна для нашего учебного заведения. Всего на учете ПДН состоят 10 обучающихся 6-9 классов. На учете в КДН состоят 13 семей и детей, находящиеся в социально опасном положении. 29 обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, также вовлечены в реализацию данной программы.

В начале учебного года была составлена база данных на всех трудных подростков (приложение 1. Маршрутная карта). Каждая семья была посещена, выявлены особенности воспитания и проживания, проблемы взаимоотношений. Кому-то оказана адресная помощь.

Совместная работа с  МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы» позволила выявить особенности характера подростков, научить их правильному дыханию, занятия по релаксации расслабили и успокоили детей.

Одним из важнейших направлений данной программы является вовлечение ребят в активную досуговую деятельность в школе и вне школы. В этом неоценимую помощь оказывают подростковые клубы, с которыми школы активно взаимодействует. Проведение совместных праздников, мероприятий для жителей микрорайона помогает раскрыть таланты и способности ребят, проявить те качества, которые находятся где-то в глубине души, благодаря которым дети раскрываются подобно цветку.

      

Таким образом, представленный опыт может быть полезен социальным педагогам, работающим с трудными подростками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Маршрутная карта_________(фамилия имя)

Общие сведения

Фамилия, имя, отчество

Дата, место  рождения

Место

проживания

Место регистрации

№ домашнего телефона

Сведения об образовании

Название учебного заведения

Адрес учебного заведения

Класс

Качество знаний

Процент успеваемости

Уровень учебной мотивации

Процент посещаемости учебных занятий

Количество пропусков без уважительных причин

Социальная активность

Членство в общественных объединениях

Взаимоотношения в коллективе

Уровень дисциплины

Сведения о семье

ФИО матери

Место работы, должность матери

Образование матери

Телефон матери

ФИО отца

Место работы, должность отца

Образование отца

Телефон отца

Число членов семьи

Состав семьи

Характеристика семьи (тип семьи, характер семейного воспитания)

Жилищные условия семьи

Материальный достаток семьи

Сведения о постановке на учёт

Дата постановки на учёт

Кто поставил на учёт

Причина постановки на учёт

Статья постановки на учёт

Состояние здоровья

Уровень физического  развития, соответствие возрастным нормам

Наличие хронических заболеваний

Гигиенические навыки

Частота заболеваний

Состояние психического здоровья, наличие отклонений в психическом развитии

Состояние нравственного развития:

Нравственные ценности

Нравственное поведение

Сведения об асоциальном поведении

Наличие преддевиантного синдрома (аффективный,  агрессивный тип поведения; семейные конфликты; отрицательное отношение к учёбе; низкий уровень интеллекта

Алкоголизация

Частота появления в нетрезвом виде

Наркомания

Агрессивное поведение

Суицидальное поведение

Сексуальные девиации

Воровство (вымогательство, попрошайничество)

Бродяжничество

Психические расстройства:

заболевания

акцентуации

аддикции

Принадлежность к неформальным группировкам

Противоправное поведение (девиантное, делинквентное)

Занятость во внеурочное время

НЕДЕЛЯ

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Занятия в классе (классные часы, мероприятия)

Факультативные, элективные занятия, НОУ

Занятия в школьных объединениях ДОД

Занятия в объединениях УДОД

Занятия в объединениях ДОД культуры, физкультуры и спорта

Занятия в общественных объединениях, детских организациях, волонтёрских отрядах, клубах

Занятия на портале

Занятия на МОП

Незапланированная занятость

МЕСЯЦ

1 нед

2 нед

3 нед

4 нед

5 нед

Встреча (беседа) с тьютором (классным руководителем)

Занятие с психологом

Беседа с инспектором ПДН (секретарём КДН)

Беседа с администрацией (директор, зам. По ВР)

Обследование медсестры

Встреча с общественным шефом

Экскурсия

Незапланированная занятость

ГОД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Летняя занятость

Сетевая встреча

Консилиум

Массовые мероприятия

Выезд РРЦ

Индивидуальные проекты

Трудоустройство (где)

Поездки

Походы

Незапланированная занятость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)

Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

Взаимодействие с семьей по профилактике девиации подростков (из опыта работы).

                   Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и мор...

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)

Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений  в...

профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)

профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)

Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...