Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
материал по теме

Карпова Наталья Николаевна

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_-_kor-razv._rabota.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселёвский горный техникум

Методические рекомендации

Особенности

коррекционно–развивающей работы

с трудными подростками

Подготовила:

Карпова Наталья Николаевна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Киселёвск, 2010


Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом важно формирование ценностных ориентации не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Поэтому:

  1. В общении с трудными подростками важно наладить базу доверия, чтобы они чувствовали что их уважают, понимают и принимают не оценивая, помогут в решении проблем. С такими подростками нужно быть искренним, серьезным, требовательным, твердым и последовательным в осуществлении воспитательных мер.
  2. Строить индивидуальный подход исходя из результатов диагностики характера и темперамента. Искать гибкий подход, дающий такому подростку понять, что его не заставляют, иначе он будет противостоять, а убедить что предложенное выгодно для него самого.
  3. Строить демократические отношения, так как трудные подростки подчиняются, только если они солидеры. Тем не менее, нельзя чтобы он взял на себя роль главного, так как он будет манипулировать психологом. В этом случае трудно будет вернуть позицию старшего себе.
  4. В индивидуальной работе можно использовать методы арт. терапии; учить саморегуляции.
  5. С помощью консультирования подвести к пониманию причин конфликтов со старшими и с одноклассниками. Обыгрывать ситуации в диалогах: как он поступил, но его роль играет психолог. Выяснить, как можно было поступить по - другому, чтобы избежать конфликта.
  6. Учить и закреплять новые модели поведения. В качестве основы для работы можно брать материал тренингов Гедзь: «Навыки жизни» Соловов, «Профилактика девиантного поведения» и др.
  7. В индивидуальной работе с трудными подростками использовать сразнообразные методы: беседы, обыгрывание ситуаций, освоение новых моделей поведения, упражнения по саморегуляции, рисование своего состояния, медитации, релаксации, аутотренинги, проговаривание проблемы, проективные методики, консультирование.
  8. После серии индивидуальных консультаций с подростком, возможно включение его в микрогруппу из 3 – 5 человек, а затем и в стандартную группу 13 – 15 человек. На групповых занятиях использовать поведенческие тренинги, психодраму, социодраму, арт. терапию, игротерапиюи др. Задача игротерапии не столько изменить ребенка, сколько развить у него чувство собственной ценности, утвердить свое «я». Поэтому при переживании им чувства собственного достоинства, эмпатии, расширение возможностей к самоконтролю и саморегуляции.

Поведенческий подход влияет на следствие, а не на причину. Не позволяет закрепиться в характере ученика негативным чертам.

Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры в духовный рост. Удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в следующих формах:

  1. тренинг,
  2. индивидуальная консультация,
  3. включение в активную учебную и внеучебную деятельность.

Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам справится со своими трудностями.

Важно! Результат будет только в том случае, если будут соблюдаться психолого–педагогические рекомендации педагогами и родителями.

Список использованной литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 160с.
  2. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  3. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-14 лет / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1988. – 192с.
  4. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. – М.: 1996. – 44с.
  5. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. – 270с.
  6. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Педагогическая практика по дополнительной подготовке в области коррекционно-развивающего обучения: сборник дидактико-методических материалов (С.В. Грек, С.Л. Ахметова)

    Данный сборник содержит дидактико-методические материалы по организации практики по дополнительной подготовке в области коррекционно-развивающего обучения. Студенты педагоги...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития

В последние годы число детей, имеющих проблемы в развити (по данным многих авторов) неуклоно возрастает. Изучение особенностей детей раннего и дошкольного возраста является на...

Особенности преподавания учебного предмета "История" Методические рекомендации. МОиН РТ

Методические рекомендации включают нормативные документы, рекомендации по использованию УМК, составлению Рабочей программы.Рекомендации являются большой поддержкой для практической работы учителей-пре...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....