Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
материал по теме
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Киселёвский горный техникум
Методические рекомендации
Особенности
коррекционно–развивающей работы
с трудными подростками
Подготовила:
Карпова Наталья Николаевна,
педагог-психолог,
первой квалификационной категории
Киселёвск, 2010
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом важно формирование ценностных ориентации не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Поэтому:
- В общении с трудными подростками важно наладить базу доверия, чтобы они чувствовали что их уважают, понимают и принимают не оценивая, помогут в решении проблем. С такими подростками нужно быть искренним, серьезным, требовательным, твердым и последовательным в осуществлении воспитательных мер.
- Строить индивидуальный подход исходя из результатов диагностики характера и темперамента. Искать гибкий подход, дающий такому подростку понять, что его не заставляют, иначе он будет противостоять, а убедить что предложенное выгодно для него самого.
- Строить демократические отношения, так как трудные подростки подчиняются, только если они солидеры. Тем не менее, нельзя чтобы он взял на себя роль главного, так как он будет манипулировать психологом. В этом случае трудно будет вернуть позицию старшего себе.
- В индивидуальной работе можно использовать методы арт. терапии; учить саморегуляции.
- С помощью консультирования подвести к пониманию причин конфликтов со старшими и с одноклассниками. Обыгрывать ситуации в диалогах: как он поступил, но его роль играет психолог. Выяснить, как можно было поступить по - другому, чтобы избежать конфликта.
- Учить и закреплять новые модели поведения. В качестве основы для работы можно брать материал тренингов Гедзь: «Навыки жизни» Соловов, «Профилактика девиантного поведения» и др.
- В индивидуальной работе с трудными подростками использовать сразнообразные методы: беседы, обыгрывание ситуаций, освоение новых моделей поведения, упражнения по саморегуляции, рисование своего состояния, медитации, релаксации, аутотренинги, проговаривание проблемы, проективные методики, консультирование.
- После серии индивидуальных консультаций с подростком, возможно включение его в микрогруппу из 3 – 5 человек, а затем и в стандартную группу 13 – 15 человек. На групповых занятиях использовать поведенческие тренинги, психодраму, социодраму, арт. терапию, игротерапиюи др. Задача игротерапии не столько изменить ребенка, сколько развить у него чувство собственной ценности, утвердить свое «я». Поэтому при переживании им чувства собственного достоинства, эмпатии, расширение возможностей к самоконтролю и саморегуляции.
Поведенческий подход влияет на следствие, а не на причину. Не позволяет закрепиться в характере ученика негативным чертам.
Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры в духовный рост. Удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в следующих формах:
- тренинг,
- индивидуальная консультация,
- включение в активную учебную и внеучебную деятельность.
Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам справится со своими трудностями.
Важно! Результат будет только в том случае, если будут соблюдаться психолого–педагогические рекомендации педагогами и родителями.
Список использованной литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 160с.
- Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
- Особенности обучения и психологического развития школьников 13-14 лет / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1988. – 192с.
- Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. – М.: 1996. – 44с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. – 270с.
- Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика по дополнительной подготовке в области коррекционно-развивающего обучения: сборник дидактико-методических материалов (С.В. Грек, С.Л. Ахметова)
Данный сборник содержит дидактико-методические материалы по организации практики по дополнительной подготовке в области коррекционно-развивающего обучения. Студенты педагоги...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития
В последние годы число детей, имеющих проблемы в развити (по данным многих авторов) неуклоно возрастает. Изучение особенностей детей раннего и дошкольного возраста является на...

Особенностит коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми РАС
Логопедическая работа с детьми РАС...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»
В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...

« Особенности коррекционно-развивающих спортивных игр».
Данный текст посвящен характеристике коррекционно-развивающих спортивных игр, используемых для улучшения физического состояния и социального функционирования детей с особенностями здоровья. Рассматрив...
