Творческая копилка классного руководителя
классный час на тему

Кравцова Яна Александровна

Цель этих упражнений - в легкой игровой форме познакомить  учащихся друг с другом и подготовить их к дальнейшей совместной работе. Эти упражнения помогают показать  ребятам, чем они отличаются или похожи друг на друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskayakopilkavolontera.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Творческая копилка

классного руководителя

Игры и упражнения

                 

 

Содержание

  1. Игры  для знакомства  
  2. Игры на сплочение  
  3. Ритуалы завершения групповой работы  
  4. Игры и упражнения к теме "ВИЧ-инфекция и СПИД"  
  5. Игры и упражнения к теме "Психоактивные вещества"  
  6. Тренинг «Здоровый Образ Жизни»  

Игры  для знакомства

Цель этих упражнений - в легкой игровой форме познакомить  учащихся друг с другом и подготовить их к дальнейшей совместной работе. Эти упражнения помогают показать  ребятам, чем они отличаются или похожи друг на друга.

Снежный ком» (20 мин.)

Цель: узнать и запомнить имена. Материалы: не требуются.

Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.

Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участников в кругу. Пример: Первый участник: Максим мудрый. Второй участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная, Третий участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная, Наталья находчивая и т.д.

«Интервью» (30 мин.)

Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. Материалы: не требуются.

Необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров «потренируется» в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.

«Я - это...» (30 мин.)

Эту игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения.

Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе. Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки. Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех.

Мяч» (5 мин.)

Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: мячик

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена, и не начнут быстро передавать мяч

 «Меня зовут (5 мин.)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Материалы: ватман и разноцветные маркеры.

Группа располагается кругом Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.

Игры на сплочение

«Мечты» (20 мин.)

Цепь: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Материалы: бумага и маркеры.

Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди могут помочь, а какие три - помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.

«Круг знакомств» (10 мин.)

Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга. Материалы: не требуются.

Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.

Постройтесь по росту!» (15 мин.)

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Материалы: не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет

Примечание эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

«Путаница» (15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Материалы: не требуется.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

«Поиск общего» (10 мин.)

Цель: сплотить участников Материалы: не требуются

Группа делится на двойки, и каждая пара находит у себя определенное количество общих признаков. Затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

«Разгоняем паровоз» (10 мин.)

Цель: сплотить участников Материалы: не требуются

По кругу - два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс.

«Переманивания» (10 мин.)

Цель: разрядка и сплочение участников Материалы: не требуются

Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего. Игра применима в группах с нечетным количеством участников.

«Телеграмма» (10 мин.)

Цель: сплочение участников, снятие возбуждения Материалы: не требуются

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает

телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по круг незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим.

Телетайп» (15 мин.)

Цель: сплочение участников, снятие возбуждения Материалы: не требуются

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим.

Игры-разминки

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе поводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т.д. В этих упражнениях ведущий обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников - повторять все за ведущим Цель: активизировать, "разогреть" членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

"Зоопарк" (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

"Бабушка из Бразилии" (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга) Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами "У меня есть бабушка в Бразилии", "У нее вот такая нога", "У нее вот такая рука и голова на бок" "Она прыгает и кричит: "Я самая красивая бабушка на свете" и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

"Пустой стул" (15 мин.)

Участники лепятся на первый-второй. Участники под номером "один" садятся в круг, под номером "дна" истают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

"Белые медведи" (10 мин.)

2-3 человека ("белые медведи") берутся за руки цепочкой. Их задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - "пингвинов". Пойманный "пингвин" становится "медведем". Для этой игры требуется достаточно просторное безопасное помещение

"Шишки, желуди, орехи" (10 мин.)

Группа разбивается на тройки, и те встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке - "шишки", за ними ""желуди", за ними "орехи". Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Молекулы" или "Броуновское движение" (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - "тишина и замри", два сигнала - "выстроиться в круг с закрытыми глазами", и три сигнала - "открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру" Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: "Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 )!". Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

"Театр Кабуки" (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед: самурай: делает движение взмаха саблей После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает "Принцесса очаровывает самурая Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу". Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной Например. Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает) Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу) Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

"Ужасно-прекрасный рисунок" (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать "прекрасный рисунок" После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд "ужасный рисунок" и передает следующему.                                                                                                 Следующий участник делает "прекрасный рисунок" Так проходит весь круг Рисунок возвращается хозяину Обсуждение

"Бурундуки" (15 мин.)

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

"Выбери..." (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

подгрупп - 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: "Кого бы вы взяли с собой в поход?" Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: "Кому бы вы доверили нести рюкзак?". Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: "С кем бы вы поделились яблоком?", "Кому бы вы доверили свою тайну?". Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

"Фишка" (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов: если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 человек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

"Молекулы" (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки

- в организм".

Стр.7

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит "2 атома", потом "2 молекулы", "2 клетки", "2 организма". Участники разделены на две группы.

"Цвета" (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо  будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

Ритуалы завершения групповой работы

"Подарки" (20 мин.)

Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников: карандаш.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями Выводы, догадки соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами

"Конверты для добрых пожеланий" (20 мин.)

Материалы: конверты и карандаши или фломастеры каждому участнику Кроме того, каждому потребуется столько листов бумаги, сколько участников в группе, включая

вас

Попросите участников написать свои имена на конвертах. Дальше попросите их написать, и напишите сами пожелание, благодарность для каждого члена группы. Сложите все листочки в соответствующие конверты Если участники захотят, они могут поделиться этими высказываниями с группой.

"Групповая поэма" (30 мин.)

Материалы: листы бумаги и фломастеры на каждого участника. Попросите участников написать свои инициалы в правом верхнем углу листка (вы тоже подпишите свой листок) Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма, передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму.

 После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки

После того как все поэмы будут написаны, прочтите свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

"Ладошка" (15 мин.)

Материалы: каждому участнику лист бумаги и карандаш (фломастер). Каждый участник обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке - хозяине ладони. Так, через весь круг хозяину лит возвращается в перевернутом виде.

"Вечеринка"(время не ограничено)

Все любят угощение на последнем занятии! Вы можете собрать средства на пиццу и газированную воду или мороженое из разных источников. Если группа работает в школе, вы можете попросить помочь родителей, учителей или администрацию.

Коммуникативные игры

"Я хочу..." (10 мин.)

Цель: отработка рефлексивных навыков

Упражнение проводиться в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов "Я хочу" Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро. Например: "Я хочу закончить учебу" "Я хочу жить в Сочи" "Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре"

Ты мне нравишься тем..." (20 мин.)

Вариант 1 Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом "Мне в тебе нравится..." и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч  должен побывать у всех участников

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах "Комплимент" (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты.

Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

"Все равно ты молодец, потому что..." (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: "Все равно ты молодец, потому что...".

"Берлинская стена" (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7). Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в один или два этапа.

Т.е. "стена" может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к "навешиванию ярлыков". Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину её отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие ещё стратегии могли быть избранны группой.

 "Лабиринт" (30 мин.)

Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих

Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков "заминировано" (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники. Задача группы: всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

Условия, участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может, через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на "заминированный квадрат", ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гукает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин , то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода их сложных ситуаций.

Игры и упражнения к теме "ВИЧ-инфекция и СПИД"

Данные упражнения позволяют ведущему выяснить уровень усвоения информации, в игровой форме дополнить знания участников, а также закрепить пройденный материал

"Листок с секретом" (15-20 мин.)

Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа.

Материалы: листы бумаги формата А-б (1/4 стандартного листа) по числу пар в группе

Участники разбиваются на пары (желательно чтобы партнеры были наименее знакомы друг с другом). Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа Далее участники обмениваются листами пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными. И, наконец, - в восьмерки, с той же целью. После этого ведущий спрашивает: "Остались ли сомнения и неясности? Какие именно? Произнесите вопросы, на которые не удалось найти ответ?".

Далее тренер предлагает группе перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаружит метку – встает.  Ведущий просит встать того, кто работал с этим человеком в паре; тех, кто работал с ним в четверке и в восьмерке. Ведущий говорит: "Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции.  Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто - то может быть инфицирован". Ведущий собирает листки, проанализировать их можно в перерыве.

"Спорные утверждения" (30 мин.)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, наркомании.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не знаю /не уверен".

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД или наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того как утверждение произносится, участники сразу же должны  разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Опорные утверждения:

Наркомания - это преступление.

Легкие наркотики безвредны.

Наркотики повышают творческий потенциал

Наркомания - это болезнь

У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. Наркомания излечима.

Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

Наркоман может умереть от СПИДа.

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Наркоман может умереть от передозировки. Продажа наркотиков не преследуется законом. Наркомания неизлечима.

Введение метадоновых программ в нашей стране позволит всем наркоманам безнаказанно получать "кайф" за счет государства.

Программы обмена шприцев стимулирует распространение наркомании.

Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.

Лечение и реабилитация наркопотребителей должны быть абсолютно  бесплатным, если государство хочет решить эту проблему

Принудительное обследование на ВИЧ - единственный способ сдержать распространение инфекции.

Наркоманы - это не люди.

Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс.

Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.

Презервативы должны быть доступны всем независимо от возраста

Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию.

Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании. Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ. ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей. Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы. Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы.

ВИЧ-инфекция - это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность.

Не логично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется.

Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан "Проблема СПИДа" раздувается журналистами, а, на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества.

ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции. СПИД - это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека.

Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?

Легко ли было изменить свою точку зрения?

Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

"Степень риска" (30 мин.)

Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения.

На полу чертится линия - линия риска На одном ее конце размещается карточка с надписью "Высокий риск", на другом - "Риск отсутствует": карточка "Небольшой риск" размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:

поцелуй в щеку,

инъекция в лечебном учреждении,

оральный секс,

половая жизнь в браке,

переливание крови,

пользование чужой зубной щеткой,

плавание в бассейне.

половой акт с потребителем наркотиков,

глубокий поцелуй,

уход за больным СПИДом, укус комара,

множественные половые связи,

прокалывание ушей,

проживание в одной комнате с больным СПИДом.

нанесение татуировки

объятия с больным СПИДом,

пользование общественным туалетом,  

укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок Линии риска, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

Вариант 2: участники делятся на 2 команды, получают полный одинаковый набор карточек. Каждая группа выстраивает свою "линию риска". Ведущий сравнивает результаты двух команд, обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная "линия риска"

Жизнь с болезнью" (30 мин.)

Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИД, наркоманией; изменении  взглядов на проблему ВИЧ-инфицированных, наркопотребителей

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4-х - названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

Вариант для темы "ВИЧ-инфекция и СПИД" (10 мин): Когда нее участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников - это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека. После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая или сексуальная травма,  здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.)

Вариант для темы "Психоактивные вещества":

Когда все участники готовы, ведущий говорит: "Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика За любое удовольствие надо платить... и не только деньги Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком". Далее зависимо! и, требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что удалось у участников - это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека

Обсуждение:

Как себя чувствовали участники во время игры?

Как сейчас себя чувствуют?

С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: "То, что произошло сейчас, было только игрой.  Я, надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой и т.д." После этого участники делятся, пережитыми чувствами Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой перерыв (5 мин ) или проведите упражнение на снятие тревожности. Можно использовать упражнении которые описаны в блоке "Игры на сплочение"

Комментарий: Необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, так как а группе могут быть участники, попробовавшие наркотик или находящиеся в той или иной стадии зависимости В этом случае данная игра может оказать разное воздействие, с одной стороны, показать насколько опасно дальнейшее употребление, а, с другой, - вызвать у человека чувство безысходности. Еще раз вспомним заповедь тренера, как и врача  не навреди!  Если пока не уверен в своих силах, лучше выбрать игру попроще из «Творческой   копилки  волонтёра».

"Степной огонь"

Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры, предпочтительно проконсультироваться с психологом, специалистом в области игровых технологий. Цель игры: Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат.

Используемые материалы

        Карточки из бумаги или картона. Число карточек зависит от числа играющих карточек   должно быть в два раза больше, чем число играющих. На карточках  написан результат теста на ВИЧ, который участники "пройдут" во время игры. Должны быть положительные результаты (около 35-40%), отрицательные (около 50-55%) и сомнительные (около 10%). Карточки должны быть вложены в конверт или сложены вчетверо так, чтобы участники не могли видеть результата.В помещении должно быть организовано место для наблюдателя так, чтобы ему/ей было хорошо видно и слышно происходящее, но сам наблюдатель не бросался бы в глаза участникам. (Возможно, это может быть небольшой стол в углу или у одной из стен помещения, но не рядом с дверью!)

Процесс:

Участникам (не менее 15 и не более 40 человек) говорится, что сейчас будет проведена игрa. При этом ведущий не объясняет смысл игры, а сразу переходит к представлению первого условия: после подготовительной процедуры участники вступят друг с другом в не менее чем три "сексуальных контакта" с тремя партнерами. Четвертый "сексуальный контакт" может быть по желанию. Обозначаться сексуальный контакт будет рукопожатием. Ведущий говорит, что после небольшого пояснения участники должны будут встать в круг лицом внутрь и закрыть глаза. Далее он говорит, что по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и "назначит" ведущий прикосновением к его/ее спине во время обхода стоящих с закрытии глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии - "сексуальном контакте" - передать своему партнеру определенный знак - почесать ладонь "партнера" указательным пальцем. В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем следующим своим "партнерам". Те, в свою очередь, - всем своим последующим "партнерам".

2. Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Двигаясь вокруг стоящих с скрытыми глазами участников, ведущий повторяет, что, по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека «назначит» ведущий прикосновением к нему/ней во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии передать своему партнеру определенный знак (почесать ладонь "партнера" указательным пальцем). В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем своим последующим "партнерам" Те, в свою очередь, - всем своим следующим "партнерам" (Когда ведущий будет выбирать "жертву", надо учитывать, что это должен быть достаточно спокойный человек, чтобы не показать другим участникам, что именно ею выбрали ).

3. Выбрав "жертву", ведущий легко, не толкая, и как можно тише, чтобы соседи не слышали прикосновения, прикасается к его/ее спине и не меняя темпа движения делает еще два три круга. После чего просит участников открыть глаза.

4. Ведущий предлагает участникам вступить в "сексуальные контакты", напоминая, что каждый должен вступить минимум в три контакта, и возможен - четвертый (все контакты должны быть с разными партнерами).

5. Участники одновременно подходят друг к другу и вступают в "контакты".

6. Когда участники закончат вступать в "контакты", ведущий просит всех, кто получил знак, собраться середине, а тех, кто знака не получил - образовать внешний круг.

7. Ведущий напоминает участникам, что о человеке, который "принес" знак в их общество, известно, что он/она имел(а) до этого сексуальные контакты с ВИЧ-инфицированным и возможно заразился/заразилась ВИЧ. После этого всем получившим знак предлагается пройти тестирование на ВИЧ.

8. Ведущий объясняет участникам внутреннего круга, что они могут как согласиться, так и отказаться от прохождения теста. После того как участники определятся, проходить им тестирование или нет, ведущий спрашивает, почему тот или иной человек принял то или иное решение. После чего тех, кто отказался пройти тест, ведущий просит выйти на время из игры и расположиться за внешним кругом. Эти участники могут вернуться в игру, если до окончания игры они тоже решат пройти тест. Если это произойдет, то ведущий должен спросить их, чем вызвано их решение.

9.  Ведущий просит всех, кто согласился пройти тестирование, представить себе, как они приходят в поликлинику, СПИД-центр или анонимный кабинет тестирования. Как они ждут своей очереди, разглядывая плакаты и информационные листки на стенах. Как они входят в кабинет Как медсестра перетягивает им руку жгутом. Вводит иглу в вену. Набирает кровь в шприц. Вынимает иглу и прикладывает к месту прокола смоченную спиртом ватку. Как они прижимают руку, чтобы ватка не упала и выходят из кабинета. Дверь за ними закрывается. После рассказа ведущего тем, кто решил пройти тестирование наблюдатель раздает карточки с результатом. При этом нельзя предлагать участникам самим вытащить карточки из коробки или другого аналога шляпы.

10.  Ведущий спрашивает получивших карточки участников, какой результат они хотели бы получить и почему именно такой?

11.  Ведущий просит участников, получивших карточки посмотреть свой результат. (Вариант, ведущий просит участников, получивших карточки, по очереди подойти к нему, взять у человека карточку и объявить ему/ей результат.) После чего ведущий просит всех, у кого оказался отрицательный результат, выйти из середины и встать во внешний круг, а всех с положительным и сомнительным результатом - остаться внутри.

12. Ведущий спрашивает тех, кто вышел во внешний круг, что они думают/чувствуют по поводу только что случившегося с ними и что они думают/чувствуют по отношению к тем, кто остался во внутреннем круге,

13. Ведущий предлагает тем, у кого в карточке был сомнительный результат, пройти еще один тест, чтобы уже наверняка знать, инфицированы они или нет Прежде чем раздать карточки согласным на повторное тестирование и попросить отказавшихся пройти тест -выйти из игры, ведущий спрашивает участников, чем вызвано их решение пройти тест, отказаться от теста. После того как участники выскажутся, тем, кто согласится пройти повторный тест, наблюдатель выдает еще по одной карточке, а тем, кто отказался - предлагается, как ранее, выйти из игры до того момента, когда они захотят пройти тест.

14.  Повторяется ситуации 10-11-12. Если кому-то выпадет, сомнительны и результат, то повторяются и ситуации 13-10-11-12.

15.  После того как во внутреннем круге не останется сомнительных результатов, ведущий спрашивает участников, оставшихся во внутреннем круге, что они чувствуют/думают в отношении случившегося с ними и поменяют ли они что-то в своей жизни в связи с тем, что выяснилось, что они инфицированы ВИЧ. Следующий вопрос к участникам, оставшимся во внутреннем круге, - что они думают/чувствуют по отношению к участникам, находящимся во внешнем круге.

16А.  Если окажется, что выбранный ведущим предполагаемый источник инфекции получит, в конце концов, отрицательный результат, надо обратить внимание участников на это. Ведущий объясняет участникам, что если предполагаемый источник инфекции оказался не инфицированным, но (что видно по наличию других инфицированных людей - находящихся во внутреннем кругу) вирус в обществе присутствует, то источником инфекции мог быть юноша, то другой. После этого объяснения ведущий предлагает всем, кто находится во внешнем кругу и еще не тестировался, пройти тест.

16 Б. Если человек, выбранный в качестве возможного источника инфекции, оказывается инфицированным, то ведущий все равно предлагает не проходившим тестирование участникам из внешнего круга пройти тест. Мотивация: то, что в отношении прошлого партнера участника, выбранного в качестве возможного источника, было достоверно известно, что тот человек был ВИЧ-инфицирован, не значит, что прошлые партнеры других участников не могли быть носителями инфекции. Даже если тест на ВИЧ был отрицательным. Ведь известно, что для получения положительного результата теста у ВИЧ-инфицированного человека, необходимо, чтобы помимо вируса в его/ее крови были еще и антитела к нему. Если вирус в крови есть, но организм еще не выработал антител к нему, результат теста будет отрицательный.

17. Повторяются ситуации 8-9-10-11 При этом в ситуации 9 можно не так подробно описывать ситуацию забора крови. Если среди результатов будет сомнительный, повторяются, соответственно, ситуации, связанные с уточнением сомнительного результата При этом вопросы участникам задаются так же. как и ранее: сначала тем, у кого результат окажется отрицательным, - что они думают/чувствуют по отношению своего результата; а затем участникам, чей результат окажется положительным, - будут ли они что-то менять в своей жизни, что они думают/чувствуют относительно своего результата; по отношению к людям, все-таки оставшимся неинфицированными; по отношению к тем, о ком уже раньше было известно, что они инфицированы.

18. Ведущий спрашивает участников, оказавшихся во внутреннем кругу: для кого первый же контакт оказался "заразным"; кто из них вступил больше чем в три контакта и зачем?

19. Ведущий просит всех участников встать в один круг и закрыть глаза. Ведущий проходит вокруг и, касаясь спины каждого из участников говорит, что все, что сейчас произошло, уже много раз происходило и, к несчастью, произойдет еще не раз. Но все-таки сейчас участники и ведущий играли. Это была игра.

Примечание: При выяснении мнения участников по тому или другому вопросу не обязательно спрашивать всех стоящих, например, во внутреннем кругу, но надо стараться, чтобы все участники получили возможность высказать свое мнение/рассказать о своих ощущениях хотя бы по поводу одного из вопросов ведущего.

Игры и упражнения к теме "Психоактивные вещества"

Эти упражнения помогают участникам определить причины и опасность для человека такого явления,  -как "зависимость", в том числе, зависимость от психоактивных веществ.

"Что такое зависимость" (20 мин.)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие "зависимость"; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер. Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово "зависимость". После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать "галочками"). В результате обсуждения, тренер подводит группу к правильному определению понятия "зависимости", разъясняет его смысл

"Ассоциации" (15 мин.)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубоко содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания","зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои, ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновении подобных ассоциаций и описывается миф о наркомании в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций

"Провокационные тезисы"

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень  информированности.  

Ведущий предлагает рассчитаться на 1, 2 номера. Обсудить несколько предложенных им высказываний. При этом 1-ые номера высказываются "за", 2-ые - "против". Провокационные тезисы:

Темы для обсуждения

    Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.

      Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.

     Наркоманам нельзя помочь.

     Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

      Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

     Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

        Наркотики нужно легализовать.

     Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик

      От марихуаны не развивается зависимость.

"Мифы" (30 мин.)

Цель: информировать участников, развеять мифы. Материалы: таблички с надписями "да" - "нет".

Таблички прикрепить на противоположные стены. Зачитайте спорное утверждение, предложите участникам встать возле одной из табличек ("да" или "нет"). Каждый участник должен отстаивать свою точку зрения После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Мифы:

Наркомания  вредная привычка.

Достаточно 1 раз уколоться - и станешь наркоманом.

Все наркоманы и проститутки - конченые люди

Марихуана безвредна. Наркомания неизлечима. Нельзя дружить с наркоманом

У каждого есть своя собственная зависимость "Чистые наркотики безвредны".

Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.

Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.

Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.

Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

Дискуссия "Мой друг зависим от наркотиков" (15 мин.)

Цель: разработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступить в со зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить  личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку. Ведущий предлагает группе обсудить вопрос "Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?". Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

"Сюрприз" (25 мин.)

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков. Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.

Ведущие кладут в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - "нельзя", "плохо", "запрещено", не объясняя причин. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это "плохо", "нельзя", но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков

"Семья" (45 мин.)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода

Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно заранее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы

"Марионетка" (30 мин.)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».

Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. Обсуждение:

Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

"Вопросы" (15 мин.)

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня

Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросам отдаются ведущему.

Тренинг ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ

Занятие первое.

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе

Содержание тренинга

Вначале с воспитанниками проводится беседа о том, чем они будут  заниматься на тренинге, вырабатываются правила поведения ( говорит один человек, соблюдается  конфиденциальность, безоценочное принятие личности)

1.Передача чувств

Участников тренинга ведущий обучает поддерживающему контакту, т.е. умению особым образом держаться  за руки во время беседы друг с другом: тот , кто слушает, держит руки ладонями вверх ; тот, кто говорит, кладет свои руки сверху. Слушающий

поддерживает  говорящего. Участников тренинга просят смотреть друг другу в глаза приветливо и поддерживать партнера взглядом.

2. Знакомство

Члены группы по очереди подходят к ведущему, который берет их за руку. Каждый представляется, т. е. говорит, как его зовут, для чего он пришел в группу, какие у него черты характера. Группа слушает  говорящего молча и приветливо

3. Видение других

Игра на  внимательность друг к другу: один садится спиной к аудитории. Он  должен подробно описать внешний вид кого—либо  из присутствующих—детали костюма, обувь, прическу и т д.

4.У меня есть чувства

Игра проводится с помощью куклы, которую воспитатель надевает на руку . Дети знакомятся со способами повышения своего настроения, совместно обсуждают и  предлагают пути улучшения самочувствия, если дела идут плохо. Каждый ребенок записывает  свои предложения на доске. Затем ведущий проводит анализ предложений  совместно с членами группы.

5. Афоризм

«  В чем сомневаешься, того не делай» ( Плиний Старший) - высказывание, которое дети обсуждают. Ведущий  помогает  наводящими вопросами.

6. Прощание

Воспитанники становятся в круг и держатся за руки. Каждый на прощание говорит одно слово, отражающее его настроение.

Тренинг.

Занятие второе

Цель: овладение умениями отстаивать свое мнение.

Содержание тренинга

Свободное сочинение сказки ( по подгруппам)

Тема сказки « Плохие привычки».

Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки , выделил  20 элементов в построении сказки и определил их последовательность:

1.Предписание или запрет.2.Нарушение.3.Вредительство или недостаток .4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9.Сверхъестественные свойства противника. 10.Борьба. 11.Победа. 12.Возвращение.13. Прибытие домой. 14. Ложный герой.15. Трудные испытания.

16. Препятствия ликвидируются. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание противника. 20. Свадьба

2. Прощание.

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. По очереди  они говорят о своих впечатлениях и настроение.

Тренинг

Занятие третье.

Цель: формирование навыков отказа.

  Содержание тренинга.

1Цунами.

Ведущий направляет реакцией детей, разводя руки  и  соединяя ладони. Когда руки соединены, дети  тихо топают , стучат по столу ладонями,  издают звук «а» . По мере разведения рук ведущего звук  удерживается  на максимуме и постепенно уменьшается.

 2. Сигареты и мои планы

На левой половине ватмана  воспитанники по очереди пишут свои планы на будущее, затем  каждый делится  этими планами с группой. После этого дети по очереди подходят к ватману и пишут напротив каждого плана, какое препятствие в достижении  выбранной цели создается курением.

3.Игра « Прилет инопланетян»

Первая группа изображает инопланетян и рассказывает о жизни и развлечениях на своей планете. Вторая  группа земляне рассказывает о жизни на земле. Рассказ можно изобразить рисунком. Затем разрабатывается проект общей  деятельности. При обсуждении проекта, оказывается  нет места вредным привычкам.

3. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. Каждый говорит о том как он  умеет отказывать. «Я умею говорить нет….»

Тренинг

Занятие четвертое

Цель: развитие коммуникативных умений.

1.Приветствие

Воспитанники здороваются ладонями, локтями, плечами, щеками.

2. Как просить об услуге

У воспитанников формируется умение правильно обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой  ( смотреть в глаза, обращаться по имени, говорить «спасибо», «пожалуйста», когда просьбу удовлетворили. Когда в услуге отказывают спросить о причине отказа, произнести «хорошо»

3.Как отказывать.

Формируется навык говорить нет, когда просьбы, даже друзей, не соответствуют их моральным принципам и убеждениям . Упражнение проходит в форме ролевой игры  

4. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, взявшись за руки, каждый произносит фразу: «Сегодня я понял….» - и заканчивает предложение.

Тренинг

Занятие пятое

Цель: развитие индивидуального и группового самосознания .

Содержание тренинга

1.Приветствие. Воспитанники встают вкруг. Каждый говорит : « Наша группа делает вот так...»- и показывает какой—либо жест, и все повторяют.. Ведущий проводит беседу : « Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее,  научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во группе , общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, понимать самого себя, других людей и жизнь. Человек должен добиваться уважения к себе. За что уважают мальчика? За что уважают девочку? Далее группа приступает к обсуждению, а ведущий в заключении подводит итог: « Надо говорить о себе «я»  и о группе «мы».

2 Кто я ?

Каждый воспитанник на листке пишет ответ на вопрос «Кто я?», завершая предложения «Я—...»,  «Мой любимый герой—...».Затем каждый читает ответы группе. Группа воспринимает ответы  безоценочно.

3.Проективный рисунок «Наша группа»

Группа делится на подгруппы , и каждая подгруппа создает рисунок группы. Затем происходит обсуждение. После этого все создают общий рисунок и делятся своими впечатлениями.

4 Подведение итогов

Каким я хочу быть

Воспитанники  становятся в круг, взявшись за руки. Каждый говорит « Я хочу быть...» и называет желаемые качества, а заканчивает свою фразу словами: « Я все сделаю, чтобы так было».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В копилку классного руководителя

В копилку классного руководителя...

Методическая копилка классного руководителя "Первое родительское собрание"

Методическая копилка классного руководителя содержит памятку по проведению первого организационного родительского  собрания, образцы приглашений на родительское собрание, анкеты "Знакомство...

методичка копилка классного руководителя

полезная информация для класссного руководителя при рабьоте с родиетелями и детьми...

«В методическую копилку классного руководителя: организация семейного отдыха с пользой для здоровья»

Организация  оздоровительного досуга в семье является  основным  из средств воспитания  здорового образа жизни детей  дошкольного возраста.  Проблема здоровья детей дошко...

В копилку классного руководителя

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...