Программа воспитательной работы
классный час (5 класс) на тему

Шаймарданова Марина Борисовна

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospit.raboty.docx82.27 КБ

Предварительный просмотр:

        

5 «Б» класс

Классный руководитель:

Шаймарданова М.Б

Срок реализации

программы 5 лет

Возраст детей11-15лет.

                                                     2013г.

Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

«ГУМАНИЗАЦИЯУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ, КОММУНИКАЦИОННОЙ И ПРОЧИХ СФЕРАХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………… 4
  2. Содержаниепрограммы………………………………… 7
  • 1 направление «Учебно – воспитательное»……………….23
  • 2 направление «Духовно – нравственное»………………...24
  • 3 направление « Гражданско-патриотическое»…………...25
  • 4 направление « Здоровый образ жизни»……………….....26
  • 5 направление «Экологическое и трудовое» ……………...27
  • 6 направление «Ученическое самоуправление»……….     28
  • 7 направление «Работа с родителями»…………………… 30
  • Профилактическая деятельность………………………  32
  1. Ожидаемый результат………………………………………33

                               Пояснительная записка

Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

         Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию  Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет:

  1. характер современного национального воспитательного идеала;
  2. цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  4.  основные социально-педагогические условия  и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:

  • воспитание должно быть ориентировано на развитие ребёнка, оно не должно
  • быть формальным;
  •  воспитание не должно быть мелочей;
  • воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на человеческие, так и на национальные ценности;
  • воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса;
  • Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
  • воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению культурных ценностей и черт;
  • воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта;
  • воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

        Основные  цели воспитательной деятельности:

- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества,

- формирование  нравственной  позиции;

- развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;

- привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Цель программы: - создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности, создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • создать условия для самовыражения обучающихся;
  • формировать  «образ успешного человека» как элемента школьной культуры;
  • интегрировать учебную деятельность и  воспитательную работу;
  • содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
  • содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
  • развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

Сроки и этапы реализации программы:

  • 1 этап – 2013-2014уч. год.
  • 2 этап – 2014-2015уч. год.
  • 3 этап – 2015-2016уч. год.
  • 4 этап – 2016-2017 уч. год.
  • 5 этап – 2017-2018 уч. год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)

        1 и 2 этапы - МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС)

Человек как homo sapiens («человек разумный»).

Общее отношение: чувство восторженного удивления перед разумом человека , дарованного природой.

Человек как предел совершенства природы. Представление о разуме человека как принципиальном отличии человека от животного. Понятие «человек разумный» как «человек мыслящий». Представление о «человеке разумном». Самоанализ с позиции осознания понятия «человек разумный».

Понимание познавательной деятельности как возможности обрести свободу действия в обществе и мире. Основной мотив учебной деятельности – познавательный: стремление владеть истиной. Система познавательных умений: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, сопоставлять, обнаруживать причино-следственные связи, запоминать, читать и понимать текст, оформлять в речи и на письме.

Интерес к природе как доме человечества. Умение замечать изменения в природе, отмечать её характеристики, наблюдать за животными, содействовать благополучному существованию представителей фауны.

Способность анализировать жизненные ситуации на основе причинно-следственных связей. Способность определять ракурс оценивания явления и предмета в жизни человека.

Умение распознавать  объект, обнаруживать его значимость для человеческой жизни. Новый опыт опредмечивания проявляемого отношения.

Умение отдавать себе отчет в собственных действиях («чего ты хочешь?»). Способность аргументировать поведение. Умение планировать на предстоящий период свою деятельность. Умение оценивать предметный результат собственной и групповой деятельности.

Человек как homo moralis («человек моральный»).

Общее отношение: желания блага каждому человеку в его многотрудной жизни.

Понятие «другой человек». Отличительные качества Другого: внешность, успешность, интересы, занятия, оригинальность, вкусы, стиль поведения.

Уважение человека как утруждение себя ради Другого.

Совесть – отличительное качество достойного человека. Умение сопоставлять свои действия с состоянием и самочувствием Другого, ориентироваться при выборе поведения на интересы Другого.

Умение признавать достоинства других людей. Умение сдерживать обвинение до выяснения причины проступка человека. Умение открытого оглашения достоинства других людей.

Представления о недостатках человека. Недостатки как отличительные черты индивидуальности. Щадящее отношение к ошибкам, оплошностям, неудачам, неприятным качествам Другого.

Представления о «близких» и «далеких» людях. Способность проявлять любовь к близким: членам семьи, родственникам. Способность сопереживать судьбу далеких людей: соотечественников, людей других стран. Опыт эмоционального открытого сопереживания Другому. Опыт реального соучастия и содействия благу Другого. Деликатность как признание значимости внутреннего автономного мира Другого, тайны души человека. Способность к взаимопомощи, бескорыстию. Желание и готовность совершать акты помощи Другому. Умение совершать поступок «наедине».

Способность стать на защиту другого человека. Опыт этической защиты себя как человека.

Человек как homo faber («человек созидательный»).

Человек – созидатель своей деятельности. Способность обустраивать рабочее место, учебный кабинет, обеспечивать учебную работу учебными средствами. Принимать участие в хозяйственных делах родителей. Трудовые умения. Умения обустраивать родительский семейный дом.

Дисциплинированность как отношение к делу и людям общего дела. Умение добросовестно и сосредоточенно работать. Умение нести ответственность за исполненную работу. Умение творчески исполнять порученное дело. Умение быть человеком, «на которого можно положиться».

Расширяющиеся интересы за пределами учебной деятельности. Умение предъявлять индивидуальную творческую работу. Опыт составления распорядка разнообразной деятельности. Умения пользоваться техническими средствами обучения.

Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире.

Общее отношение: интерес к научным тайнам устройства мира и благодарность школе за возможность познания мира.

Направленность на успешность учебной работы. Положительная репутация в группе учеников. Активность проявления своих знаний и умений при ориентации на достоинства товарищей.

Сдержанность как условие коллективной интеллектуальной работы. Уважительное отношение к учебным пособиям, учебникам и учебному материалу. Умение высказывать свое отличительное мнение. Признание успехов Другого. Умение производить самооценку собственных учебных усилий. Умение производить проекцию изменений в своей жизни в связи с овладением учебного материала.

Система общеучебных умений, обеспечивающих успешность ученья: умение психологического настроя на работу; восприятие текста и сужение его до тезиса; выделение в тексте ведущих понятий; запоминание текста по опорным словам; определение показателей и признака явления; знаковое обозначение связей между предметами; умение возражать и признавать свою ошибку; умение оценивать свою работу; умение подбирать в библиотеке нужную литературу; умение выявлять

положительную сторону работы других; умение публичного высказывания; умение запоминать стихи; умение планировать выполнение домашней работы... И другие. У

Понятие «честь школы» и поведенческие умения как способ сохранять честь школьника.

Человек как homo ludens («человек играющий»).

Общее отношение: признание ценности игры как упражнения свободных творческих сил человека.

Способность к саморегулированию во время игры. Умение соблюдать честность в игре. Способность оказывать помощь Другому в игре. Умение организовать игру. Овладение способностью к социально-ролевым играм. Представление об игре как форме проживания достойной жизни. Умение ограничивать время игры в контексте общей жизни.

Понимание пагубности азартных игр. Представления о губительных привычках человека. Умение противостоять грубым и опасным играм.

Другой человек - это другой мир.

Общее отношение: привычная ориентированность на Другого и приветливость как готовность к добрым взаимоотношениям.

Умение вести диалог с Другим. Умение слушать и слышать Другого. Умение выявлять положительные качества Другого. Способность и привычка выявлять и публично оглашать положительные качества Другого. Умение сотрудничать с группой как с разными Другими.

Умение выстраивать поведение с учетом самочувствия и состояния Другого. Умение учитывать опыт и способности Другого в совместной деятельности. Привычная внимательность к окружающим людям. Умение проявить чуткость, оказать услугу, прийти на помощь. Умение нежного «прикосновения» к личности Другого.

Умение принести извинения при собственной ошибке, оплошности и невольно нанесенной обиде Другого. Умение поддержать Другого при оплошности, ошибках и проступках. Умение защитить человека от недоброжелательства.

Представление о языке поведения человека. Умение прочитывать поведение Другого и выстраивать собственное поведение как отношение к Другому.

Уважение личных секретов Другого, умение не «совать нос в чужие дела». Умение хранить тайны свои и своих близких.

Группы людей с их отличительными свойствами и чертами.

Общее отношение к людям разных свойств и качеств – безусловное уважение как утруждение себя ради самочувствия и жизни Другого.

Малыши и старики. Способность быть ласковым и проявлять заботу о малышах. Помогать малышам выстраивать правильные действия. Предъявлять малышам достойный образ поведения. Защищать малышей. Способность выражать почтительное отношение к старости, сумевшей так долго проживать многотрудную жизнь. Оказывать услуги и доставлять приятное для старого человека.

Здоровые и инвалиды. Приветствовать и одобрять здоровье как свойство организма. Деликатно умалчивать о нездоровье, физических и психических нарушениях и ущербности тела человека. Относиться к людям с ограниченными

способностями чутко, не подчеркивать своего преимущества здорового человека. Вовлекать инвалидов в совместную деятельность с учетом их возможностей.

Умение отмечать духовные достоинства человека с физическим ущербом, ставить акцент на духовных особенностях. Широкий круг представлений о людях с физическими ущербами, достигших высоких успехов.

Одаренные и неспособные. Приветствовать неизменно успехи одаренного человека. Радоваться его победам. Замечать даже маленькие победы каждого ученика. Оглашать публично радость за товарища. Не осуждать человека, не проявляющего способности к конкретной деятельности, отмечать его другие достоинства. Отвергать понятие «неспособный» человек.

Богатые и бедные как проявление несовершенства общественного развития. Умение учитывать материальный достаток семьи. Умение сохранять одинаково высокое уважение к людям разного материального положения. Умение стать на защиту оскорбительного отношения к бедному за его бедность. Умение оказывать деликатную помощь человеку при его материальных затруднениях. Преставление о милосердии как способности оказать помощь скрытно, негласно.

Люди асоциального поведения. Понимать асоциальное поведение человека как его неспособность справляться с трудностями жизни и тяжелыми личными обстоятельствами. Представление о ситуациях жизни, тормозящих развитие человека. Осуждая такое поведение, сочувствовать неумению человека возвыситься до уровня культуры. Умение проявлять готовность оказать помощь при желании человека изменить свою жизнь.

Люди – это мужчины и женщины.

Общее отношение: признание отличительных достоинств мужчин и отличительных достоинств женщин как основание для взаимного уважения.

Ценностное представление о Даме и Мужчине в жизни общества. Удовлетворенность мальчиков и девочек своей ролью юной дамы и юного господина. Понятия мужской силы и женской красоты.

Представление о настоящем мужчине как человеке сильном физически и духовно. Умение мальчиков брать на себя тяжелую работу. Умение мальчиков оказывать помощь девочкам и отдавать им предпочтение в ситуации выбора обстоятельств. Привычка мальчиков оказывать помощь матери в доме. Привычная помощь и внимание учительнице в процессе школьного обучения. Широкий круг образов настоящего мужчины.

Представление о настоящей женщине (даме) как тонком и нежном человеке. Умение девочек проявлять заботу о мальчиках, выражать доброе и нежное отношение к ним. Умение девочек выражать просьбу в адрес мальчиков. Умение не допускать грубого к себе отношения. Широкий круг образов настоящей Дамы.

Умение дружеского сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности. Умение девочек поддерживать авторитет мальчиков как сильных в работе. Умение мальчиков поддерживать реноме девочек как создателей красоты организованной работы.

Умение мальчиков и девочек быть деликатными в вопросах взаимных симпатий и в обсуждении вопросов взаимоотношений взрослых мужчин и женщин. Умение быть деликатным в вопросах физического различия мальчиков и девочек.

Расширяющееся поле умений и привычек по этикету дифференцированного поведения мужчин и женщин. Некоторые умения гендерного поведения.

Человек как созидатель и потребитель средств жизни.

Общее об отношение: признание приоритета созидания над потреблением для развития жизни, человека и проживания счастливой жизни.

Представление о месте вещей в жизни человека. Понятие о бесконечно растущих удовлетворяемых материальных потребностях. Понятие о неудовлетворенности духовных потребностей.

Умение сопоставлять потребности в материальных благах и в духовных ценностях. Умение разрешать в реальной жизни противоречия материального и духовного.

Отношение к деньгам как эквиваленту человеческого труда.

Отношение к одежде, Представление о некоторых законах красоты костюма: «гармония цвета», «единство фактуры», «композиционный центр». Понятие о костюме человека как средстве выразить своё отношение к людям.

Самооценка своих предпочтений потребления и созидания. Мера потребления и мера созидания в человеческой жизни.

Человек как житель планеты

Общее отношение: интерес к жизни человечества.

Понятие «близкие» и «далекие». Представление о расширяющемся круге «близких». Умение озабочиваться интересами и проблемами близких. Умение оказывать помощь, улучшать самочувствие близких, регулировать собственное поведение с ориентацией на состояние близких. Восприятие учеников школы как «близких». Готовность и способность к соучастию в оказании помощи школьным товарищам.

Восприятие граждан отечества как «близких». Знания событий, достижений и проблем страны. Сопереживание происходящему в стране. Возможные и посильные акты отклика, помощи людям в беде.

Представление о «далеких», сопереживание проблемам жизни всех людей планеты. Знания о событиях на планете. Умение высказать на основе знаний свое мнение о происшедшем.. Умение рассказывать о туристической поездке, передавать публично впечатление от увиденного в другой стране. Умение предъявлять письменно и наглядно впечатление туриста.

Интерес к флоре и фауне планеты. Расширяющейся круг знаний о многообразии и удивительной красоте природного мира планеты. Отношение обеспокоенности относительно экологического положения на планете. Умение бережного отношения к флоре и нежного отношения к «братьям нашим меньшим». Изучение особенностей и жизни животных близкого окружения. Умение рассказывать и описывать своих домашних животных и взаимоотношений их с человеком. Практические действия по взращиванию растений. Умения наблюдать явления природы, отдыхать на природе, не нарушая природной жизни.

Человек великий и человек ничтожный.

Общее отношение к великому человеку – признательность и благодарность за привнесение в человеческую жизнь ценностного вклада.

Представление о великом как человеке, влияния которого на социальную жизнь и историю жизни человечества огромного масштаба. Представление о ничтожном (маленьком) человеке как потребляющем богатства, созданные человечеством и не вносящем в общественную жизнь своего вклада.

Высокие достижения великого человека и колоссальный труд великого человека. Примеры персоналий великих людей. Понятие ответственности за свой талант и свои способности. Представление и понятие о самовоспитании.

Умение ставить жизненные задачи и проецировать желаемое будущее. Умение планировать программу самосовершенствования. Осознание собственных достижений. Поиск своего места в созидательной деятельности человечества. Проецирование своей роли в содействии благу Родины.

3 и 4 этапы - СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 КЛАСС)

Общество как среда и условие жизни человека.

Общее отношение: Общество как единственно возможное условие существования человека на земле - безусловное исполнение общественных законов как форма выражения отношения к обществу.

Понятие общества как объединения людей во имя сохранения и развития жизни. Представление о человеке как должнике общества за собственное развитие и как творце характеристик общества. Представление о школьном коллективе как части общества. Самооценка своего положения в группе. Способность активного участия в организации жизни школы.

Понятие личности как человека в его социальных связях и как уровня развития человека. Представление о характеристиках личности в наглядных образах персоналий выдающихся людей. Доброжелательность как способность расценивать человека в благоприятном для него смысле.

Понятие труда как средство существования человека и общества. Представление о разных видах труда – единственного способа создавать материальные блага. Профессиональный труд человека как участие в создании общественного блага и обретения личных средств существования. Понятия: «созидание» и «творчество», «потребление» и «паразитизм», «аскетизм» и «гедонизм». Социально-ценностный мотив труда. Умения «работать быстро и красиво». Умение предварительного планирования трудовой деятельности.

Культура – продукт созидательной деятельности общества. Понимание культуры как совокупности материальных благ и духовных ценностей. Представления о материальном и духовном. Умение оценивать материальную сторону и духовную сторону жизни общества и жизни отдельного человека. Полярные образования «цена» и «ценность».

Способность сопереживать проблемам общественного развития страны. Способность сопереживать социальному климату школы и готовность содействовать его улучшению. Интерес к событиям в стране и мире, привычка регулярного просмотра информационных программ СМИ.

Стадо и человеческое сообщество.

Общее отношение: понимание биологического механизма стадного поведения и высокая оценка общественного поведения человека.

Представления об объединении животных и сообществе людей. Понятия стадного образа жизни и общественного образа жизни. Умение оценивать поведенческие характеристики человека в действительной жизни.

Представления и понятия о макрогруппах человечества: нация, государство, отечество, регион, клан. Способность отдавать себе отчет в собственной принадлежности к данным группам и отношении к ним.

Представления и понятия о формах микрогрупп в обществе: знакомство, приятельство, компания, ассоциация, кооперация, корпорация, товарищество, друзья, коллеги, семья. Способность анализировать собственные личные связи с данными группами. Умение устанавливать общественные связи с людьми и влиять на содержание общения в группах.

Осмысление пагубной связи с асоциальными группировками: хулиганов, воров, бандитов, авантюристов, коррупционеров. Непосредственные связи и опосредованные компьютерной техникой.

Понятия толпы, массы; анализ наблюдений за поведением человека в толпе. Представление о массовой культуре. Понятие субкультуры, её проявления в реальной жизни. Понятие конформизма. Представления о формах проявления конформизма в обыденной и общественной жизни.

Осмысление характеристик школьного и классного коллективов, группы свободного общения. Сознательное выстраивание деятельности в данных группах. Способность саморегулирования в ситуациях группового конфликта.

Социальное устройство общества.

Общее отношение: забота о благополучии жизни народа и оценивание общества с позиции критерия справедливости.

Представление о справедливости как мечте и цели общественного устройства. Понятие справедливости в его противоречии. Сопереживание несправедливости настоящей жизни. Умение выстраивать анализ общественных явлений с позиции справедливости. Знание фактов и общее представление о социальном прогрессе общественной жизни.

Умение проявлять справедливость как качество личности в повседневной жизни. Умение отстаивать справедливость в ситуациях обыденной жизни.

Сопереживание и благодарность российскому народу за подвиг возведения справедливого общества на земле. Представления о проблемах жизни советского народа. Уважение исторической драмы попытки построения справедливого общества.

Понятие честного общества, обеспечивающего себя материальными благами, создаваемыми трудом граждан общества. Широкое понятие труда как создания материальных и духовных ценностей – как огромного физического и

интеллектуального усилия человека. Представление об альтернативе выбора: «труд как забота и творчество», «труд как работа и заработок».

Осмысление системы образования в обществе как условия создания материальных благ и духовных ценностей - общественных и индивидуальных.

Представление и понятия общественной собственности и частной собственности. Представление о неприкосновенности материальной и духовной собственности. Осмысление проблемы денег как эквивалента человеческого труда. Уважительное отношение к семейному бюджету, скромность личных финансовых затрат.

Постоянный и привычный интерес к государственной политике и государственным актам устройства жизни российского общества. Государственная символика и формы выражения безусловного уважения к ней.

Школьная учебная деятельность есть объективная необходимость общественного человека, желающего быть свободным в обществе.

Общее отношение: ученье есть общественный долг и радость обретения интеллектуальных сил.

Представление о богатом обществе как обществе высококультурных людей. Понятие о связи средствах производства, образованности работающих и материальных благах общества. Представление о неприспособленности человека к жизни. Понятие об уровне образованности и умении взаимодействовать с людьми.

Общеучебные умения, обеспечивающие успешность учебы: умение четкой аргументации; умение выводить общее умозаключение из частных посылок; умение определять причинно-следственные связи; выстраивать схематические формы связи; системное запоминание; использование словарного определения исходных понятий; умение выстраивать определение по существенному признаку предмета; умение составлять конспекты текста; логическое построение речи; умение сопоставлять свое мнение и мнение другого человека... И другое.

Осмысление связи образовательного развития и профессиональной карьеры. Социальная ситуация избытка специалистов и переориентация людей на другие профессии. Рождение новых профессий. Интеграция научных дисциплин и дифференциация профессиональных специальностей. Представление о значимости уровня интеллектуального развития в такого рода профессиональных ситуациях общества.

Отечество и соотечественники

Общее отношение: любовь к своему народу и земле, на которой он живет; желание содействовать процветанию жизни российского народа.

Понятие Отечества. Представление о многонациональности отечества. Привязанность к месту жительства. Знание истории и героев родной земли. Представление об особенностях характера русского человека. Сопереживание жизненным событиям отечества. Гордость за её успехи. Желание улучшить жизнь российского народа и содействовать повышению культуры его жизни. Патриотизм. Привычное дружелюбие по отношению к соотечественникам в школе, общественных учреждениях, на улице, парке, стадионе.

Желание приносить пользу родине, служить отечеству. Индивидуальные и групповые проекции будущего содействия счастью народа. Расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.

Осмысление общих острых проблем социального развития нашей страны. Оказание посильного содействия людям в беде. Отзывчивость по отношению к бедным, одиноким, слабым. Умение стать на защиту обижаемого в среде знакомых и незнакомых людей.

Представление о России как члена мирового содружества. Интерес к вопросу качественного соотношения уровня развития российского общества и общества других стран. Сопереживание участию России в мировых акциях.

Человек как житель планеты и как житель своего отечества, гражданин страны и гражданин мира. Озабоченность жизнью народы других стран. Желание блага всем людям земли. Чувство солидарности со всеми честными людьми других стран.

Свобода человека и долг общественного человека.

Общее отношение: свобода каждого есть условие творческого развития всех и счастливой жизни отдельного человека.

Представление о свободе. Несвобода «свободного» животного и свобода «несвободного» человека. Понятия воли и анархии. Понятие свободы «ДЛЯ» и

свободы «ОТ». Осмысление собственного представления о свободе. Свобода для созидания, творчества, улучшения жизни на земле.

Понимание свободы как понятой человеком необходимости его личных деяний в общественной жизни. Умение осмысливать необходимость законов, правил, ограничений, принуждений для жизни среди людей и для собственной настоящей и будущей жизни. Соотношение меры свободы и меры необходимости.

Понятие гармонического сочетания «хочу» и «надо» как основы свободы личности. Умение предвидеть желаемый результат. Опыт составления собственных правил жизни и программы действий на определенный период собственной жизни. Умение отстаивать своё мнение, аргументировать желаемое, доказывать истинное как путь к свободе.

Понимание несвободы как пристрастия, прикованности, скованности, страха, оков, ареста, тюремного заключения. Несвобода физическая, психологическая, духовная, социальная, юридическая, военная.

Коллективное составление устава группового сотрудничества. Понятия коллективизма и индивидуализма. Эгоизм поведения как яркое проявление несвободы личности. Религиозная несвобода. Алкогольная и наркотическая несвобода. Интеллектуальная несвобода. Понятие иллюзорной свободы несвободного человека. Представление о губительных привычках человека как способе уйти в иллюзию свободной и счастливой жизни.

Переосмысление дисциплины как способа свободы людей в обществе. Понятия «холуйство», «холопство» «раболепие» как альтернативы «дисциплине».

Способность самооценки, анализ собственных поступков и проживаемых чувств. Первый опыт самовоспитания и самообразования. Представление об учебной деятельности как к подготовке способности вложить личный вклад в достояние общества.

Социальные роли человека в общественной жизни.

Общее отношение: положительная расположенность ко всей совокупности социальных ролей человека в обществе и направленность на выработку привычного и красивого исполнения социальных ролей.

Представление о социальной роли человека, гражданина, профессионала, созидателя и потребителя, учащегося, труженика. Оценка меры своей подготовленности к исполнению данных социальных ролей.

Представление о жизни человека в роли потребителя и роли созидателя. Соотношение меры потребления и созидания в разные этапы человеческой жизни. Понятие духовного и материального потребления и созидания. Умение вносить в свою жизнь созидание духовное и материальное.

Осмысление своих социальных ролей на данном этапе жизни. Проекция будущих социальных ролей. Индивидуальная самостоятельная подготовка себя к исполнению роли взрослого. Понятие взрослого как способность нести ответственность за других. Осмысление своих возможных профессиональных путей.

Представление о социальных ролях мужчины и женщины (гендерных ролях). Умение дифференцированного поведения подростков: играть роли «сильного» и «слабого», «лидера» и «ведомого», «почитателя дамы» и «прекрасной дамы» - в режиме повседневной деятельности и организованного совместного дела. Представление о мужском и женском достоинстве. Знание всех норм этикета гендерного поведения мальчиков и девочек. Расширение опыта этикета гендерного поведения.

Родительская семья и роль сына (дочери) в семье. Представление о социальной роли матери, отца, бабушек и дедушек. Представление о любви как основе семейных отношений. Умения высказывать любовь к родителям и умение воспринимать формы проявления родительской любви к детям. Умение ухаживать за слабыми, младшими, больными, старыми в семье. Проекция идеального образа семейной жизни в условиях современного противоречивого общества. Понятие «честь семьи». Первые попытки взять на себя ответственность за семейные события и счастливую жизнь семьи.

Роль личности в общественной жизни и истории человечества.

Общее отношение: направленность на активное содействие общественному развитию, возможное осознанное участие в общественной жизни.

Представление о влиянии отдельного человека на общественный климат и социальные отношения. Расширяющийся круг знаний о выдающихся людях России и мира, оказавших кардинальное влияние на жизнь страны и человечества.

Понятия «Они», «Мы» и «Я». «Я» как часть «Мы». «Они» как условие моего «Я». Связь и взаимозависимость общественных людей. Понятие обывателя, содержание и характеристики его жизни. Эмансипированность «моего Я». Интимный мир души личности. Право личности на сохранение тайн личной жизни и внутреннего мира. Неразглашение тайны как этический закон.

Сотрудничество людей и разделение труда. Профессия как средство заработка, определение средств существования и как реализация творческого потенциала человека. Профессиональная деятельность как реальное влияние человека на общество и благополучие других людей.

Ответственность за себя и окружающих людей: перед родителями, школой, педагогом, обществом и страной. Ответственность человека перед самим собою. Поведение человека в экстремальной ситуации. Умение влиять на поведение окружающих людей. Умение выстраивать поведение в конфликтной ситуации.

Язык общественного человека

Общее отношение: «границы языка определяют границы внутреннего мира человека».

Понятие языковой культуры. Понятие языковой субкультуры. Понятие языка как способа обмена информацией между людьми. Речь как вербальный язык. Интонационная культура языка. Представления о языке тела и телодвижений: мимика, пластика,жесты, поза, темпо-ритм. Умения пользоваться языком . Понятие художественного языка общения: рисунок, живопись, танец, песня, музыка, театр, скульптура, архитектура. Широкое владение языком общественного человека. Умение избирать форму языка, адекватную общению с людьми.

Умение воспринимать язык Другого. Умение понимать Другого и пользоваться широким спектром языка, чтобы быть понятым Другими.

Предметы, вещи, костюм как язык человечества. Понятие о костюме как средстве выражения своей личности. Представление об адекватности костюма. Понятие имиджа и основные умения выстраивания имиджа своей личности.

Культура молчания. Умение выслушивать собеседника. Умение учитывать интересы собеседника. Понимание состояния собеседника.

Представление о символическом языке человечества. Создание персонифицированного символа в общении с людьми.

Природа как источник средств существования общества.

Общее отношение: забота о сохранении природных богатств.

Представление о растительном и животном мире планеты как источнике средств существования человечества. Фактологическое представление о проблеме экологии как мировой проблеме. Проблема экологии как проблема отдельного человека и участие каждого в её решении «сегодня» и «завтра».

Ознакомление с усилиями человечества по сохранению, возделыванию, и приумножению богатства природы. Сопереживание драматическому исходу экологической заботы о планете.

Осмысление своего реального вклада в общечеловеческую заботу о сбережении богатств природы: «здесь и сейчас», «в городе и деревне», «в мелочах и большом», «ты сам и окружающие тебя люди». Совершение определенных деяний по воссозданию природных даров.

5 этап - РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9 КЛАСС)

Существование особи на земле и жизнь человека на земле.

Общее отношение: направленность на развитие способности управлять собою и отдавать отчет в собственном поведении.

Понятие культуры и цивилизации. Понятия дикости, варварства, вандилизма. Противоречия натуры и культуры в жизни отдельного человека. Культура как мера владения натурой. Самодисциплина как проявление уровня культуры человека.

Понятие жизни как активного взаимодействия с миром и проживания реальных отношений. Средства жизни и содержание жизни. Представление о соотношении средства и содержания жизни. Понятие содержания жизни человека как общественного существа. Слияние средства жизни и содержания жизни в мире животных.

Жизнь как наивысшая ценность. Не посягательство на жизнь – главный закон человечества и условие сохранения человечества на земле. Овладение способами поведения, реализующими данный закон: «внимание на личность», «проявление интереса», «нежное прикосновение», «признание достоинств», «не посягательство на личность», «безусловное уважение», «необходимая помощь», «сотрудничество» и другие.

Жизнь природы как объект внимания, размышления, заботы и отдохновения человека.

Общее отношение: преклонение перед гармонией природной жизни.

Осмысление жизни человека как искусственно созданной жизни, встроенной в контекст природы. Понимание проблемы человеческой жизни как постоянного разрешения противоречия натуры и культуры человека.

Понимание тесной связи природы как источника материальных средств существования и труда человека как способа создания материальных благ. Осмысление понятий «бедная страна», «богатая страна», «высокий и низкий уровень жизни», «бедная семья», «богатая семья».

Осмысление отношения к природе общества, государства, промышленных предприятий, отдельных граждан. Проживание благодарения в адрес природы за счастье жить на прекрасной земле. Умения тонкого культурного наслаждения природой. Представление о единении человека с природой.

Восприятие природы как школы жизни, разворачивающей перед человеком общие законы устройства мира. Умение «схватывать» лик природы в особые моменты её состояния, открывать для себя самого себя как продукта природы.

Человек как субъект.

Общее отношение: «Человек – творец собственной жизни и социальных обстоятельств».

Жизнь каждого в контексте жизни общества и человечества.

Представление и понятие о человеке как объекте и продукте обстоятельств и воздействия окружающих людей. Участливое отношение к людям, попавшим в тяжелые условия жизни. Умение оказывать помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам. Умение сохранять уважение и сочувствие к детям неуспешным, оказывать им деликатную помощь.

Человек как субъект. Понятия «судьба» и «жизненный путь». Представление о способах преодоления неблагоприятных обстоятельств. Человек как творец обстоятельств.

Умение выстраивать планы собственной деятельности. Умение изменять обстоятельства своей личной жизни, использовать меняющиеся условия. Умение участвовать в преобразовании школьной жизни. Умение планировать деятельность, определять близкую, среднюю, далекую перспективу жизни.

Представление о душе как системе отношений к жизни. Движение души как закон развития души. Представление о зависимости богатства собственного внутреннего мира от меры владения всей палитрой языка человечества. Сознательное изучение этой палитры. Духовная смерть как прекращение движения души.

Образ жизни, достойный человека.

Общее отношение: благоговение перед жизнью.

Понятие образа жизни как системы деятельности, ценностей и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни», «что считаю главным в жизни» и «что я люблю в этой жизни». Представление об основаниях достойной жизни. Осмысление понятия «достойная жизнь» в сопоставлении жизни животного и жизни человека.

Понятие Истины как объективной закономерности жизни и как основания достойной жизни «человека разумного» (homo sapiens). Умение воспринимать доказательства истины. Владение аргументацией в определении истины. Привычка и потребность пользоваться книгами, словарями, публицистическими изданиями в поиске истины. Умение вести дискуссию, выстраивать публичную речь, участвовать в прениях во имя обретения истины.

Понятие Добра как любой формы блага для человека и как основание достойной жизни. Осмысление принципиального отличия морали человека от зачатков нравственности в стаде животного. Осмысление и переосмысление общечеловеческих моральных норм. Личностный смысл морали для жизни общества и каждого отдельного человека. Привычное моральное поведение и нравственные чувства. Дружелюбие как безусловная готовность быть товарищем

 другому человеку. Представления о высотах морали великих людей по материалам персоналий. Умение анализировать моральные коллизии, оценивать собственные поступки с позиции морали.

Понятие Красоты как единства формы и содержания в их гармоническом сочетании. Понимание уникальности красоты. Понятие пошлости как сколка с заимствованной красоты. Общие законы красивой формы. Понятие прекрасного как высокого содержания в адекватной ему форме. Привычка и потребность воспринимать и изучать искусство как человеческое созидание прекрасного. Постоянство общения с искусством во всех его разновидностях.

Осмысление страшных сторон реальной жизни. Представление о молодом поколении как «рыцарях», прокладывающих новый путь а мире расчета и стяжательства. Понятие прогресса жизни как основания для оптимизма и проекции собственной «лучшей» жизни.

Самообразование: умение и опыт самостоятельного расширения знаний и интеллектуальных умений. Самовоспитание с позиции представления о жизни, достойной человека. Перенос претензий и требований к другим людям на самого себя: улучшать жизнь путем улучшения собственной жизни. Способность требовать от самого себя больше, чем от окружающих тебя людей.

Школьная учебная деятельность как ступень к овладению способности выстраивать счастливую жизнь.

Общее отношение: ученье есть обретение коренных умений субъекта, важных для последующей самостоятельной жизни как постоянного решения проблем.

Самостоятельная выработка индивидуального распорядка учебной деятельности и режима учебных занятий. Практическая реализация принципа «дополнительности» в домашней учебной работе. Творческое оформление учебных заданий. Свободное владение библиотекой (книжный и компьютерный вариант).

Общие учебные умения, обеспечивающие успешность учебной работы: умение производить умозаключение на основании фактов; умение выделять проблему из ряда явлений; умение обобщать частное и конкретное; умение составлять хронологическую ленту изучаемых явлений; умение отыскивать аналогию изучаемому явлению; умение выстраивать доклад и выступать с докладом для публики; умение самостоятельно по литературе изучать вопрос и оформить найденное решение; умение вести дискуссию; умение из общего положения определять характер частных его проявлений... И другое.

Культивирование выявленных способностей. Участие в творческих состязаниях, презентациях творческих работ, олимпиадах. Самооценка степени овладения учебными дисциплинами. Участие в учебных конференциях.

Восприятие жизни как неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Общее отношение: настоящее – это стечение проживаемого будущего и сотворение своего прошлого.

Понятие истории человеческой жизни. Представления о знаменательных событиях в истории, изменивших течение исторической жизни человечества. Осмысление и проживание исторических моментов, называемых «Звездные часы человечества».

Представление о рождении собственного прошлого в каждый момент настоящей жизни. Воспоминания о прошлом личной жизни. Оценка собственных поступков как элементов истории своей жизни.

Признание ценности исторического прошлого человечества. Уважение истории отечества, почтительная память о своей родословной, доброе отношение к своему детству как прошлому своей жизни, благодарное отношение к родителям.

Оптимистическое отношение к будущему. Счастливая перспектива будущего как мотив настоящей деятельности. Понятия мечты и цели жизни. Понятие стратегии жизни и программы жизни. Умения определять стратегию жизни и составлять программу жизни.

Понятие настоящего как момента перехода будущего в прошлое. Ценностное отношение к настоящему, составляющему прошлое жизни человека и проецирующему возможное будущее человека. Бережное отношение к настоящему как к несмываемому прошлому и истраченному будущему.

Радостное проживание настоящего как реального хода жизни. Умение рассматривать настоящее (момент) и будущее (перспектива) в двух измерениях

одновременно. Умение анализировать ход собственной жизни. Умение вносить коррективы в содержание своей жизни. Умение обращаться мысленно к прошлому и брать уроки у прошлого. Рефлексия как способ корректировки будущего с учетом прошлого.

Привычка планировать свою деятельность, прослеживать исполнение задуманного и необходимого. Способность к рефлексии в масштабе всей своей жизни, с позиции прошлого, настоящего и будущего. Способность планировать и корректировать ход жизни согласно проведенному анализу.

Счастье жизни и смысл жизни

Общее отношение: счастье есть обязательная характеристика и условие жизни человека на земле.

Представление о жизни как активном взаимодействии с окружающей реальностью. Представление о счастье как общей удовлетворенности жизнью и зависимости счастья от богатства связей с миром. Сопряжение счастья и несчастья в жизни человечества. Понятия «радость», «удовольствие», «веселье», «восторг», «довольство», «успех», «победа» - как элементы счастья. Представления о счастье существования, счастье удовлетворения биологических потребностей, счастье общения, счастье творчества и счастье преобразования жизни – как уровнях проживания счастья.

Осмысление понятий гедонизма, аскетизма, альтруизма, коллективизма как позиций выбора характеристики желаемого счастья.

Осмысленное развитие способности сопротивляться несчастью. Умение преодолевать причины несчастья. Забота о счастье близких людей и содействие счастью окружающих.

Стремление участвовать в преобразовании жизни. Желание оставить добрый след на земле. Умение делать добрые дела бескорыстно. След, оставленный в жизни великим, и след, оставленный на земле ничтожным человеком. Представление о критерий великого человека – мера влияния на ход общественной жизни его деятельности.

Жизнь и смерть человека как ценностная альтернатива.

Общее отношение - благоговение перед жизнью.

Представление о конечности жизни. Понятие о смерти, придающей жизни ценностность. Смерть физическая и смерть духовная. Представление о преодолении смерти через дела и свершения человека. Понятие подвига. Историческая память человечества и отдельного человека. Понятие бессмертия.

Благоговение перед жизнью и его проявления в повседневной реальности: не уничтожать жизнь как таковую, не наносить вреда живому; не доставлять неудобства живому, не вторгаться в его автономную жизнь, не ухудшать условий его жизни, признавать право живого на жизнь. Овладение привычными формами нежного прикосновения к личности любого человека, умениями выявлять положительные качества человека и учитывать его состояние. Умение быстрого реагирования на необходимость помощи жизни.

Любовь как основа продолжения человеческой жизни на земле. Знания о сущности половой любви. Представление об эволюции половой любви в истории

человечества. Понятия разновидности любви.Способность человека к любви. Умение вводить Другого в личностную структуру как духовную ценность. Физическая и социальная готовность к любви. Великодушие юношей и мягкость девушек по отношению к проступкам Другого. Умения проявлять нежное и заботливое отношение к сверстникам Умение выстраивать самосовершенствование личности во имя будущей любви.

Семья в жизни человечества и общества. Перспективы будущей семейной жизни. Забота о здоровье и крепости организма для будущих родительских счастливых функций. Умение юношей быть мягким, добрым, внимательным к девушкам. Умение девушек признавать лидерство юношей. Умение девушек привносить красоту во взаимоотношения с юношами. Рационалистичность юношей и эмоциональность девушек как насущно необходимые качества в личностном строении будущей семьи. Умение юношей отдавать приоритет истине в решении жизненных проблем. Умение девушек отдавать приоритет чувству в решении жизненных проблем.

Умение защищать честь родительской семьи. Умение нести ответственность за благополучие родительской семьи. Мысленное выстраивание собственной семьи. Перспективы семейной жизни и качества хорошего семьянина. Образные представления о любви как неизменной основе семьи – по персоналиям выдающихся людей.

Проживание ответственности за жизнь общества, семьи, близких людей и собственную жизнь. Представление об особой роли мужчин в ситуации угрозы жизни. Развитие физической силы и закаливание организма для выполнения мужской роли защитника.

Понимание значимости армии и правозащитных органов государства в общей охране жизни человека на земле. Осмысление проблемы войн и воинской службы в государстве. Понимание защиты отечества как высокой и драматической обязанности мужчин.

Благодарение всем защитникам отечества, признательность их благородного воинского труда.

Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
  • дискуссии, диспуты,викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
  • ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу т.д.
  • экскурсии, походы;
  • соревнования;
  • викторины, КВН,интеллектуальные марафоны.

Методы:

  • Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.

  • Метод Убеждения.Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.

  • Коллективное мнение.Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.

  • Упражнение.Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.

  • Воспитывающие ситуации.Это обстоятельства затруднения   формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.

Содержание программы представлено в семи направлениях, по которым работает классный коллектив

                                   1 направление «Учебно – воспитательное»

Цели:

     - создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей;

    - развитие внимания, творческих способностей;

    - привитие интереса к учёбе.

        Задачи:

   - способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно;

-  учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

   - содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений

ребёнка;

    - развивать  у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и

учебником как источником знаний.

        Формы работы:

    - интеллектуальные игры,

    - устные журналы;

    - конкурсы чтецов;

    - предметные недели;

    - викторины, турниры;

    - предметные олимпиады;

    - творческие конкурсы.

        2 направление  «Духовно – нравственное»

Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное

                                                    В. Г. Белинским

Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры,  проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Цель-формирование и развитие морально-политического сознания учащихся.

Задачи:

- воспитывать нравственные навыки и привычек;

     -  формировать у учащихся единство слова и поведения;

     -  вовлекать каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;

     - подчинять все стороны внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Формы работы:

     - конкурс;

     - классные часы;

     - встречи с интересными людьми;

     - работа с библиотеками.

3 направление « Гражданско-патриотическое»

Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического  воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера  в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического  воспитания.

Цель:

      - создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.

      -   формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой поселок, свою школу.

Задачи:

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы внеклассной работы:

- уроки мужества;

- организация встреч с ветеранами;

- торжественные линейки памяти;

- Дни воинской славы;

- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»;

- сбор материала по истории школы и др.

        4 направление « Здоровый образ жизни»

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся.Предполагаеторганизацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Цель - создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

        Задачи:

- содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.

- развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы работы:

- праздники здоровья и спорта;

- Дни здоровья;

- спортивные соревнования;

- ведение «портфолио» спортивных рекордов;

- спортивные викторины;

- беседы медицинского работника.

              5 направление «Экологическое и трудовое»

Не  тот  хорош, кто  лицом  пригож,

а  тот  хорош, кто  на  дело  гож

Направление соответствует экологическому и  трудовому воспитанию. Предполагает  организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экологического  просвещение подростков.  Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные  способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

Цель - формирование соответствующего отношения к труду.

Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- обучать психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;

- формировать навыки труда.

Формы внеклассной работы:

     - экологических действий;

        - экологические игры, акции;

- посещение музеев;

- трудовые десанты;

- предметные недели.

        

6 направление «Ученическое самоуправление»

        Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Цель - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

- создать условия для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

- воспитать у школьников демократическую культуру;

-  формировать умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

- формировать толерантность.

Структура самоуправления класса

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

      Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

        Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения

  1. Лидер класса

  1. Сектор «Просвещение»- оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и  помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  учащихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные  тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для учащихся начальных классов.

  1. Сектор «Порядок» -  по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,  составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора.

  1. Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

  1. Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  руководит работой по оформлению классного альбома.

6.Сектор«Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

7 направление «Работа с родителями»

Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении иразвитии  личности ребенка – важное направление работы.Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях.

Цель - развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

Задачи:

- информировать родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка  в образовательном учреждении;

- повышать уровень правовой и психолого-педагогической компетенции родителей;

- вовлекать родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий).

Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Методы изучения семьи:

  1. наблюдение;
  2. индивидуальные беседы;
  3. тестирование;
  4. анкетирование;
  5. диагностика;
  6. деловые игры.

Формы работы с родителям:

- выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе;

- привлечение  родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы  родительского комитета;

- проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам  школы;

- поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения досуга;

- проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей);

- совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися  класса;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости);

- привлечение родителей к сотрудничеству;

- организация взаимного творчества детей и родителей;

- поощрение родителей и учащихся к  активному  участию  в жизни классаи школы;

- привлечение  (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.

                       

  Профилактическая  деятельность.

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • конфликтности, высокой тревожности;
  • наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
  • гиперактивности;
  • немотивированной агрессии, жестокости.

Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Задачи:

  1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.

          В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении.  

          Основными направлениями в этой области являются:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
  • взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;

  • учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину;
  •  знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;
  •  свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...