«Роль педагога (классного руководителя) в решении задач личностного воспитания»
статья по теме

Галина Владимировна Саломатина

 Роль педагога огромна, потому что содержание деятельности усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в ученическом коллективе. А это нелегко! Прав был  великий  русский поэт М.Ю. Лермонтов: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_salomatina.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Г.В.Саломатина,

г.Новоаннинский,Новоаннинского района Волгорадской обл.,

МКОУ Новоаннинская средняя школа №4

«Роль педагога (классного руководителя) в решении задач личностного воспитания»

   Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Учитель-предметник выполняет свои функции на уроке и во внеурочной работе. Решение  задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.

  Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников. Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.

В соответствии с этим воспитательную работу в школе планируем, опираясь на метапредметные результаты:

-Направление гражданско - патриотическое представлено программой «Я гражданин» - это освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, активное отношение (активность)  к деятельности, ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему.

-Направление духовно- нравственное представлено программой «Мир познается красотой»- это уважительное отношение к  другому человеку, умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора.

-Направление здоровьесберегающее представлено программой «Здоровье» - это опыт здорового и безопасного образа жизни, умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

- Направление «Все вместе»-  это позитивный опыт участия в школьном самоуправлении, школьная мотивация, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, волонтерство.

 В соответствии с новыми требованиями к педагогу повышается значимость пропаганды семейных ценностей.

Основной задачей является организация активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Для этого активно привлекаются  родители к участию в управлении школой. Благодаря межведомственному взаимодействию  и социальному  партнерству, повышается статуса родительства и уровень социальной активности семей. Главным для педагога является формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

  Для этого проводятся семинары  для классных руководителей, работающих с семьей и родителями, Организуются и проводятся выставки, конкурсы совместно с семьей, Дни открытых дверей

  И вообще необходимость вовлечения не только семьи, но и общественности в процесс воспитания подрастающего поколения продиктована требованиями времени. Взаимодействие с общественными организациями в целях реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в школе  формирует позитивное  отношение общества к процессу воспитания в целом.

Все это возможно, если грамотно обеспечивать научное и методическое сопровождение воспитательной работы, потому что это является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мероприятия данного направления способствуют развитию и совершенствованию форм и методов воспитания; изучается методическая литература, передовой педагогический опыт; проводятся мониторинги эффективности реализации программ воспитания, выявляя состояние работы. Итоги обсуждаются  на заседаниях

МО классных руководителей.

В ходе диагностики  выясняются, насколько эффективными являются  и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Классный руководитель  работает  с личностью  самого воспитанника, с детским коллективом, с педагогами, используя различные методы и методики мониторинга  изучения. Это и листы наблюдения, анкеты, контрольные вопросы и тесты, позволяющие выявлять компетенции учащихся. Например, чтобы узнать сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива, обращается  внимание на такие показатели, как коммуникабельность, знание этикета, комфортность ребёнка в школе, сформированность совместной деятельности,  взаимодействие с  взрослыми, родителями, педагогами, соблюдение социальных и этических норм. Помогает это узнать следующий методический инструментарий:  педагогическое наблюдение, анкета «Ты и твоя школа», методика «Недописанный тезис», тесты.

Педагоги должны общаться, чтобы знать, в каком направлении двигаться, и не одному, а сообща. И в этом помогает методическое объединение классных руководителей.

Так в 2014-15 учебном году целью работы МО было  совершенствование системы воспитательной работы в рамках личностно – ориентированного обучения.

Для достижения этой цели были поставлены задачи: повышение теоретического и практического уровня подготовки классных руководителей по вопросам педагогики и учебно-воспитательной работы; содействие становлению и развитию системы в работе классных коллективов;

координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

   В методическое объединение классных руководителей Новоаннинской средней школы №4  входит   19  учителей.

 Каждый из этих преподавателей, работая с классом как воспитатель, взял для себя определённую тему по самообразованию в воспитательной работе и построил свой воспитательный план, отталкиваясь от этой темы

  В течение прошлого  учебного года было проведено  4 заседания методобъединения, на которых рассматривались такие  вопросы как формирование ключевых компетентностей через воспитательную  систему класса,  личность учащегося как главный показатель эффективности процесса воспитания.

  На заседаниях прозвучали доклады, интересные выступления. Классным руководителям  всегда оказывается помощь в составлении плана воспитательной работы, в подготовке и проведении классных часов, в проведении диагностики, методическая помощь в проведении занятий по ПДД, консультации  о формах проведения родительских собраний, оказание помощи в организации ученического самоуправления в классе.

К своей работе классные руководители подходят творчески, и дети проявляют инициативу, активность, организаторские способности, одним словом,  раскрываются.

  В хорошем взаимодействии  с методобъединением классных руководителей работает и школьный  Совет  профилактики. Большую роль в системе профилактического воспитания играют следующие мероприятия:

-вовлечение детей «группы риска» в кружковую работу в школе и дополнительных учреждениях,

-вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности (экскурсии, классные часы, праздничные огоньки)

-взаимодействие с общественными и другими организациями (родительским комитетом, Советом ветеранов, с районной администрацией),

-ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса на родительских собраниях и в ходе индивидуальных бесед,

-проведение родительских собраний с приглашением различных служб,

-организация в каждом классе бесед на тему «Здоровый образ жизни» в соответствии с планами воспитательной работы и по мере необходимости,

-работа по программе профилактики безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков.

    Постоянно ведётся работа по выявлению, учету семей, находящихся в социально-опасном положении. Особое внимание уделяется детям, находящимся на попечительстве и проживающим в асоциальных семьях. Ведётся контроль  посещений занятий в школе, состоянием здоровья, питанием и другими проблемами.

   В целях предупреждения правонарушений и преступлений и воздействия на подростков и детей, склонных к отклоняющемуся поведению  в школе ведется просветительская работа по формированию правовой грамотности:

изучение законов, нормативных и руководящих документов:

Закона РФ «Об образовании»,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейного кодекса,

Уголовный кодекс РФ о преступлениях против здоровья ребенка,

Уголовный кодекс РФ о наркотиках.

Проводятся Встречи с  медицинскими работниками.

Беседы с сотрудниками правоохранительных органов.

       Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, ставятся на внутришкольный учёт, и с ними ведётся профилактическая работа.

       На все семьи классными руководителями заведены  социальные паспорта, в которых фиксируются все сведения о них, а также выполнение индивидуального плана работы с данными семьями. Работа с неблагополучными семьями ведётся во взаимодействии с КДН, отделом образования, опеки и попечительства, ГУКО СРЦ и ЦСОН.

     Учащиеся, находящиеся под опекой и воспитывающиеся в приемных семьях,  обеспечиваются бесплатным горячим питанием, информируются о наличии бесплатных путевок в загородные оздоровительные лагеря на летний период.

    На каждого такого учащегося заведены личные карточки, в которых отражены основные данные о детях. Классными руководителями оформляются характеристики и табели успеваемости, дневники индивидуальной работы. Регулярно посещаются семьи с целью обследования условий для проживания и воспитания подопечных, после чего результаты обследований фиксируются в журналах  посещений и консультаций.

Практически все подопечные вовлечены во внеурочную кружковую работу и работу группы продлённого дня.

  Как видим, роль педагога огромна, потому что содержание деятельности усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в ученическом коллективе. А это нелегко! Прав был  великий  русский поэт М.Ю. Лермонтов: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль деятельности классного руководителя при организации самоуправления в классе"

Статья о проблемах  при организации самоуправления в классе...

Методический семинар «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития»

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального бо...

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...

Роль взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками в школьном воспитательном процессе

Воспитание является одним из важных компонентов образования в интересах человека , общества  и государства. Основные  задачи воспитания -формирование у учащихся гражданской ответственности и...

Роль современного классного руководителя в школе

Данная статья дает ответы на вопросы: Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современной школе?...