Методический семинар «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития»
учебно-методический материал на тему

Староверова Светлана Владимировна

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

·        Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

·        Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

·        Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар. Сл.1

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Тема нашего методического семинара «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития».

Целью его является актуализация знаний о критериях, структуре и требованиях выдвигаемых  к современному уроку, о способах его построения в соответствии с реализацией требований федеральных государственных стандартов второго поколения.

И не случайно тема семинара звучит именно так: «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития».

 Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:

Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.

Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

·        Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

·        Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

·        Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Для сравнения давайте немного обратимся к истории: Сл.2

система образования XX века прошла три этапа:

  • I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.
  • II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.
  • III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.
  • Сл3
  • ФГОС второго поколения - основа модернизации образования

отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

  • смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.
  •  в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат
  • Напомню Сл4

Закон РФ «Об образовании», ст. 14 гласит 

Содержание образования
должно быть ориентировано на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»

Сл5

Как считают разработчики нового образовательного стандарта, ключевое отличие его от предшествующих разработок фиксируется термином «фундаментальное ядро содержания общего образования».

Фундаментальное ядро определяет объём знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределяет предлагаемое содержание по конкретным предметам и ступеням обучения.

 В основе системно-деятельностного подхода лежит идея развития личности через формирование универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса

Сл 6 Понятие деятельностный метод

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.

Сл 7

  •  «универсальные учебные действия»- обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
  • Сл 8

Так как же собственно говоря построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС второго поколения?

Сл8

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.Н.

Сл9

Целью  процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется и развивается психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.  Таким образом, можно назвать современный урок – уроком развития личности.

Сл 9 в связи с переходом к новой модели обучения изменяются и задачи учителя. Учителю, прежде всего, необходимо

Задачи учителя:

  • систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
  • увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
  • переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;
  • обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД.
  • уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
  • включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
  • вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым  стандартам образования;
  • создать условия для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификации их общего развития.
  • Сл10
  • Принципы деятельности  педагога в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
  •      пересмотр схемы и требований к современному уроку;
  •      изменение психологических условий обучения;
  •      создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
  •      создание психологической комфортности;
  •      равенство всех участников учебного процесса;
  •      добровольное привлечение детей к деятельности;
  •      возможность совершения ошибки учащимися в ходе    
  •          учебного процесса;
  •      вера в каждого ребенка;
  •      Способствование  к речевому развитию;
  •      максимальная ориентация на творческое начало в

       образовательном процессе.

  • Сл 11
  • Виды деятельности учителя          
  • Социальная
  • Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.
  • Учебно-познавательная
  • Учебно-познавательная  – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
  • Организационная 
  • Организационная  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Сл12

Приемы и формы организации работы на уроке         

  •  коллективное, межгрупповое взаимодействие;
  • деловое сотрудничество.          
  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • коллективная;
  • групповая.
  • Сл13
  • Критерии эффективности современного урока
  • Обучение через открытие 
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности 
  • Сл 14
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке

ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА сл15

  • 1.  Самоопределение к деятельности. Сл16
  • Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
  • 2 Актуализация знаний.  Сл  17

Цель: обеспечение готовности учащихся к  включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

  1. Постановка учебной задачи. Сл  18

 Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

  1. «Открытие» детьми нового знания.   Сл 19

Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

  1. Первичное закрепление .  Сл 20

 Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

 6  Независимая самостоятельная практика учащихся. Сл 21

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

  1. Самоконтроль и самооценка результатов.  Сл 22

Цель: каждый должен сделать вывод о том, Чему научился.

  1. Подведение итогов учебного занятия.   Сл 23

       Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности: Сл24

1.      «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2.      Работа в паре «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3.      Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

  1.    Межгрупповое взаимодействие
  2.    «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
  3. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Сл 25 Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

В соответствии с изменившимися требованиями к учителю и к современному року, при проведении внутришкольного контроля в нашем образовательном учреждение учитывается обязательное условие – обучение должно быть организованно так, чтобы целесообразно вести за собой развитие. Сл 28

Прежде всего учитываются следующие показатели владения педагогом современными технологиями:

  • учит детей определять границы своего знания, ставить проблему;
  • учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствиями с выбранными критериями;
  •  организует учебное сотрудничество детей;
  • создает условия для выстраивания ребенком  индивидуальной траектории изучения предмета;
  •  использует современные информационные технологии;
  •  организует проектные и событийные формы работы;
  • Организует совместно-распределенную  деятельность детей во вне-учебной работе.

Изложив вам теоретический аспект, я как заместитель директора по УР, хочу отметить, в нашем учебном заведении практически все педагоги стремятся соответствовать новым требованиям к уроку и учителю,  для помощи преподавателям систематически проводятся педсоветы, семинары, мастер-классы, открытые уроки круглые столы, педагоги нашей школы выступают на семинарах и конференциях различного уровня.

Как и у любого учебного заведения мы встречаем трудности на пути к модернизации образования. Но мы стараемся решить их в рамках учебного процесса.

Более подробно ознакомиться со структурой, критериями, формами, требованиями,  современных уроков Вы сможете, используя раздаточный материал.                        

Сл 29. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль педагога (классного руководителя) в решении задач личностного воспитания»

Роль педагога огромна, потому что содержание деятельности усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопе...

Семинар для педагогов на тему: " Влияние насилия на личностное развитие ребенка"

В ходе работы над семинаром было проведено анкетирование педагогов, из чего сделаны выводы, что тема насилия в детском коллективе злободневна и актуальна, т.к. каждый человек в своей житзни встречался...

методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...

Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка

От эффективности урока напрямую зависит качество образования. Как оценить и сделать урок иностранного языка эффективным, что взять в качестве критериев анализа и какие показатели следует рассматривать...

Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»

      Цель написания  методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...