Классный час "Борьба с курением"
методическая разработка (8 класс) на тему

Алексеева Елена Анатольевна

Классному руководителю сценарий урока по здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_borba_s_kureniem.docx109.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный  час на тему:

«Влияние курения и алкоголя на здоровье человека

Цель: 

Развитие познавательной активности, творческих способностей подростков в ходе пропаганды “здорового образа жизни”.

Подготовительная работа: 

Ø Учащимся класса предлагаются различные задания, которые они выполняют в ходе подготовки классного часа в зависимости от собственного интереса и желания.

Ø К классному часу среди учащихся проводится анкета №1: «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения и алкоголя»

s 20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.

s Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

s Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

s Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) не опасно.

s Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением и чрезмерным употреблением алкоголя.

s Одна сигарета и один бокал слабоалкогольного напитка не опасны для здорового человека. ( Следует прочитать утверждения и указать, согласны вы с ними или нет)

Анкета №2:

s Курите ли Вы?

s Пробовали ли Вы курить?

s Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

s Пробовали ли Вы алкогольные напитки?

s Причина Вашего курения и употребления алкогольных напитков?

- подражание другим

- чувство новизны, интерес

- желание казаться взрослым, самостоятельным

s Считаете ли Вы, что курение и алкоголь вредит вашему здоровью?

s Как вы относитесь к курящим людям?

- с уважением

- это их личное дело, меня не касается

- травят себя и других

s Считаете ли Вы, что курение является источником загрязнения окружающей среды?

s Считаете ли Вы, что чрезмерное употребление алкоголя способствует деградации личности?

s Проведенное мероприятие в чем-то вас убедило? (задаётся в повторной анкете в конце занятия)

- не особенно, все равно попробовать стоит;

- да, я в очередной раз понял(а), что мне это не надо

Ø Оформление класса. Высказывания:

Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости. (Л. Алберти)

Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем… (И. Павлов).

Пить с молоду – помирать под старость с голоду.

Лучше знаться с дураком, чем с табаком.

Вино с разумом не ладит. (Народная мудрость).

Алкоголизм делает больше опустошение, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны. (У.Гладстон)

Ход классного часа

Вступительное слово педагога: (Слайд № 1,2)

О вреде курения и употребления алкоголя сказано немало. И все же число курильщиков и людей, употребляющих алкоголь, продолжает расти с каждым годом. Почему же человек «разумный», невзирая на угрожающую статистику, с завидным упорством продолжает себя травить? В ходе нашей сегодняшней беседы мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос, а заодно узнаем много интересного. И так: «Курение или здоровье - выбирайте сами».

Я думаю, что немногие из вас знают, как вообще человек узнал о табаке, и как складывалась его «судьба». Восполнить этот пробел нам поможет историк.

Психолог: История табакокурения известна достаточно хорошо. Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. В одной из гробниц II тысячелетия до нашей эры найдены глиняный кальян и другие курительные принадлежности.

Многие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает до 60 его видов и разновидностей. (Слайд № 3) В конце XV столетия (в 1492 году) Христофор Колумб на одном из открытых им Багамских островов был чрезвычайно удивлен, когда увидел, как местные жители втягивали в себя дым из тлеющего листа, свернутого в трубочку, и затем выпускали его из ноздрей. Такие трубочки они называли сигаро. Считается, что слово "табак" происходит от названия провинции Табаго на острове Гаити, где произрастало это растение.

Проникновению табака в Европу способствовал монах Роман Панэ, который во время второй экспедиции Колумба побывал в Америке в качестве миссионера. (Слайд № 5,6) Он привез в Испанию табачные семена и стал выращивать это растение как декоративное. Уже в 1496 г. первые табачные плантации появляются в Испании, в1559 г. - в Португалии, а оттуда, в1560 г., - во Франции, В конце XVI -начале XVII вв. курение распространилось и на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок. Увлечение табаком было настолько сильным, что данному растению стали приписывать лечебные свойства, считая его чуть ли не панацеей. Так французский посол в Португалии Жане Нико преподнес своей королеве Екатерине Медичи листья и семена табака для бодрости, а также как средство от головной боли и многих болезней. В знак благодарности королева назвала "чудодейственное лекарство" именем своего посланника - никотин.

Однако нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии, например, табак был объявлен «забавой дьявола». Неумеренное употребление табака часто приводила к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать активную борьбу с этой вредной привычкой. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены. Еще в1604 г. английский король Яков I в труде "О вреде табака" писал: "Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай". При его правлении курильщики подвергались суровым наказаниям, вплоть до обезглавливания. Но уже в 1625 году новый король Англии Карл І разрешил курение и монополизировал производство и торговлю табаком.

В Россию табак был завезен во второй половине XVI в., а с XVII в. его стали культивировать на Украине. Злоупотребление табаком на Руси вызвало протесты со стороны правительства. Так, в1683 г., был издан специальный царский указ, согласно которому курильщиков наказывали 60-ью палочными ударами по пяткам, а уличенным повторно в употреблении «богомерзкого» зелья отрезали ноздри или уши. (Слайд № 7) В конце XVII - начале XVIII вв. меры, направленные против курения, стали смягчаться, так как Петр I и сам стал рабом этой привычки. В итоге он не только упразднил все законы, запрещавшие курение, но и разрешил ввозить табак из-за рубежа. И все же табак победил. Доходы казны от торговли табаком значительно росли, и это заставило многие правительства изменить свое отношение к нему.

Педагог:

Итак, быстро и широко распространившись по планете, табакокурение прочно вошло в нашу жизнь как одно из губительных пристрастий человека.

В России курят 70,5% мужчин, а среди старшеклассников в крупных городах не обходятся без сигареты 30-47% юношей и 25-32% девушек. Ежегодно в России выкуривается 25 млрд. сигарет. (Слайд № 8)

Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 000 000 затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. (Слайд № 9)

На сегодняшний день мы располагаем сотнями фактов, подтверждающих отрицательное воздействие курения на организм. Вот лишь несколько из них:

-если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 лет; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.

- курильщики в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.

-смертельная доза никотина для взрослого человека содержится в пачке сигарет, если выкурить ее за раз, а для растущего организма достаточно половины пачки, а то и меньше. (Слайд № 10,11,12)

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит?» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

Педагог:

Сообщение и обсуждение результатов анкеты «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения и алкоголя»

С вопросом «Чем же грозит нам курение?» мы попробуем сегодня разобраться.

Психолог: Курение влияет почти на все системы и органы человека. (Слайд № 13-22) Сигаретный дым представляет собой своеобразный коктейль из ядовитых веществ, в число которых кроме никотина входят синильная кислота, аммиак, угарный газ, смола, радиоактивный полоний, а также твердые частицы. Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным, но это не так.

В контакт с табачным дымом первыми вступают рот и носоглотка. Во рту в процессе курения происходят постоянные перепады температуры, что провоцирует возникновение микротрещин на зубной эмали, где начинают скапливаться бактерии и развивается кариес. Кроме того, на эмали оседает смола, поэтому зубы желтеют. Во время курения усиливается слюноотделение. Часть слюны человек проглатывает, и ядовитые вещества дыма попадают в желудок, что не остается бесследным: боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - вот расстройства, которые встречаются у курящих гораздо чаще, чем у некурящих.

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом. Страдают дыхательные пути и в особенности легкие, которые у курильщика покрыты черным слоем смолы и пылевых частиц. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса.

Угарный газ вызывает кислородное голодание всех клеток организма, что влияет на деятельность сердечно – сосудистой системы и головного мозга.

Токсичное действие вредных веществ табачного дыма на организм человека колоссально. Так, заболеваемость у курящих по сравнению с некурящими в среднем в 10-40 раз выше.

Педагог:

Трудно не согласиться с доводами приведенными психологом. Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение - только личное желание и прихоть конкретного лица. Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь. Так курильщик вредит себе, но мало кто задумывается, что вред наносится и окружающей среде.

При выкуривании сигарет и папирос остаются фильтры и гильзы. Общая масса веществ, попадающих при выкуривании в атмосферу: 720 тонн синильной кислоты, 384 тысячи тонн аммиака, 108 тысяч тонн никотина, 600 тысяч тонн дегтя и других составляющих дыма. (Слайд №23)

Таким образом, курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе.

Сигарета была причиной несметного множества пожаров, автомобильных катастроф и многих других несчастных случаев, когда человек на секунду отвлекался, чтобы закурить. Курение вызывало взрывы на военных заводах и шахтах, на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Педагог: Итак, курение вредит всему, чему только можно. Почему же люди курят? Как Вы думаете? (обсуждение вопросов учащимися)

Одной из основных причин начала курения является любопытство. По данным опроса учащихся разных учебных заведений курить из любопытства начали 25% опрошенных.

Другая причина начала курения в молодом возрасте – желание казаться старше, солиднее, а также подражание героям кино. В распространении курения среди девушек главным фактором является мода. Так 60% девушек считают, что курение – «это красиво и модно», другие курят потому, что «хотят привлечь к себе внимание».

По – моему, это глупо. Я считаю, что нормальный, здравомыслящий человек прекрасно понимает, что при помощи курения старше не станешь, а чтобы привлечь внимание есть масса других способов. Посмотрите, что произойдёт, когда вы бросите курить: … (Слайд № 21-25)

: К вредным привычкам кроме курения относится еще более пагубная и еще более древняя – употребление алкоголя. Как человек познакомился с алкоголем, нам расскажет историк.

Психолог :

Алкоголь называют похитителем рассудка. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Н. Н. Миклухо – Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии ариев. Сому получали брожением смеси растительного сока с водой, молоком, ячменем или основу составляла выжимка из грибов. Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия.

Особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Оно считалось даром богов. В честь Греческого покровителя виноградарства и виноделия, Диониса, устраивались большие праздники. Уже тогда было замечено, что неумеренное потребление спиртных напитков опасно.

Чистый спирт начали получать в 6 -7 веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий».

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего, постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходили эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 -10 градусов. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Педагог: Почему же люди пьют? С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время: 

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьбы и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство – без причин.

Педагог: Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «Выпьем, согреемся». В обиходе полагают, что спирт является хорошим средством для согревания организма. Недаром о винах часто говорят как о горячительных напитках. Считается, что спирт обладает лечебным действием не только при простудных, но и при целом ряде других

болезней, в том числе желудочно-кишечного тракта, например при язве желудка. Врачи же считают, напротив, что язвенному больному категорически нельзя принимать алкоголь. Где истина?

Или другое, бытующее среди многих людей убеждение: алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, самочувствие, делает беседу более оживленной и интересной.

Более того, существует мнение, что алкоголь является высококалорийным «продуктом», быстро обеспечивающим энергетические потребности организма, что важно, например, в условиях похода и т.п. А в пиве и сухих виноградных винах к тому же есть целый набор витаминов и ароматических веществ. В медицинской практике используют высокие бактериостатические свойства спирта, употребляя его для дезинфекции (при уколах и т.п.), приготовления лекарств и пр., но отнюдь не для лечения болезней.

На самом деле алкоголь представляет собой наркотическое вещество, воздействие которого на центральную нервную систему вызывает особое психическое состояние – эйфорию. Это состояние проявляется в ощущении расслабленности, удовлетворенности, прилива сил. Эйфория очень опасна тем, что человек всегда отключается от реальности, как бы обманывая свою психику при помощи химического вещества. Однажды испытав это чувство, человеку хочется повторить его снова, так и развивается алкоголизм.

Психолог: Чистый спирт является сильным ядом, 60-70% -ный раствор его убивает микроорганизмы, поэтому спирт используют для дезинфекции. Смертельная доза чистого (100%) алкоголя варьирует в зависимости от массы и возраста человека в следующих границах: для грудных детей – 5-15 г; для детей – 50-100 г; для взрослого человека – 200-500 г.

Алкоголь негативно влияет на весь организм: ухудшается состояние сердечно – сосудистой системы, нарушается работа желудочно – кишечного тракта, что грозит язвой желудка и циррозом печени, не говоря уже о том, что у людей, злоупотребляющих алкоголем, рождаются дети, больные олигофренией. Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали еще в глубокой древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжелого наказания.

Алкоголь – типичный протоплазматический яд, наиболее сильно поражающий нервные клетки и клетки печени. Выпитый алкоголь очень быстро всасывается кровью в желудке (около 20%) и в кишечнике (около 80%). Как правило, процесс перехода алкоголя в кровь продолжается от 45 до 90 минут, а иногда, как исключение – до 2 часов. Концентрация алкоголя в крови нарастает очень быстро – буквально через несколько минут после того, как человек сделал первый глоток. Разложение спирта начинается практически одновременно с его приемом или вскоре после приема. Только небольшая часть спирта не изменяется и выделяется из организма через почки и легкие. Остальная часть спирта благодаря своей хорошей растворимости относительно равномерно распределяется по межклеточному пространству во всех тканях организма.

Главным центром обезвреживания алкоголя в организме является печень, но ее способность быстро справляется с поступающим ядом, не беспредельна. Клетки печени очень чувствительны к алкоголю, и на них отрицательно влияют частые контакты с этим протоплазматическим ядом, который нарушает внутриклеточное дыхание и ферментативный обмен.

Но больше всего страдает центральная нервная система: выпитый алкоголь очень быстро всасывается в желудке и кишечнике, и с током крови достигает головного мозга. (Слайд № 26,27) Здесь происходит вначале возбуждение, а затем торможение деятельности жизненно важных центров: искажается восприятие окружающей обстановки, снижается память, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции, движения утрачивают точность и быстроту. В этом – то и кроется причина многих аварий на транспорте и бытовых травм.

Педагог: Алкоголь снимает все запреты, и наружу вылезают все самые низменные свойства личности, вот почему люди в состоянии опьянения иногда делают такие вещи, о которых в трезвом виде они и подумать бы не могли. Алкоголизм опасен тем, что вызывает полную деградацию личности. (Слайд № 28)

Данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде (по тем же причинам, что и курение). С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет.

Алкоголизм у подростков развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых, в этой связи появляется понятие «пивной алкоголизм». Поскольку пиво обычно не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, его потребление лояльно воспринимается семьей и обществом. Из-за этого употребление пива увеличивается, и это, в свою очередь, способствует развитию алкоголизма. Подросток гораздо быстрее получает психотропный эффект – кайф от пива – и сознательно стремится к этому. Не осознавая той опасности, которой себя подвергает, молодой человек начинает пить «за компанию», «для настроения» и просто от нечего делать, рискуя оказаться в рядах алкоголиков.

Психолог : Чтобы сохранить здоровье, надо воспитать в себе навыки здорового образа жизни, которые предусматривают рациональный режим труда, отдыха и питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены, отказ от вредных привычек, физическую активность, закаливание, полезные для личности, семьи и общества формы досуга.

Желание казаться старше, стремление подражать взрослым, любопытство способствуют тому, что люди начинают курить и выпивать. Те, кто пробует закурить или выпить, не всегда задумываются над тем, к чему может привести эта вредная привычка. А стоило бы! (Слайд № 29)

Борьба, с курением и алкоголем - это борьба за здоровье человека, за воспитание сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение и алкоголь - только личное желание и прихоть конкретного лица. Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь.

Так что каждый из Вас для себя должен решить, нужны ли ему такие проблемы, а главное – понять, что все в Ваших руках.

В конце нашего классного часа предлагаем Вам повторно ответить на вопросы анкеты № 2. Сравнение результатов этой анкеты до и после классного часа позволит судить об эффективности проведённого мероприятия?

Здравствуйте, ребята! Давайте наше мероприятие начнём с викторины.

Викторина «В объятиях табачного дыма»

Вопросы:

  1. Родина табака.
  • Южная Африка;
  • Южная Америка; 
  • Южный полюс.
  1. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли...
  • сигаро; 
  • папирус;
  • самокруто.
  1. Кто обнаружил в табаке никотин?
  • Жан Жак Руссо;
  • Жан Поль Бельмондо;
  • Жан Нико. 
  1. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола"?
  • Испания;
  • Италия; 
  • Бразилия.
  1. Большие дозы никотина действуют подобно яду...
  • мышьяку;
  • кураре; 
  • синильной кислоте.
  1. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века.
  • курение;
  • нюхание;
  • жевание.
  1. В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое "Победителей" не смогли получить приз, так как скончались, выкурив по...
  • 40 папирос;
  • 60 папирос; 
  • 80 папирос.
  1. Кого называют «курильщиками поневоле"?
  • тех, кто находится в обществе курящих; 
  • тех, которых заставляют курить принудительно;
  • тех,кто курит в тюрьме.

А теперь мы с вами отправимся на «Остров мечты», чтобы увидеть своё будущее.

Каким вы его видите?

Обычно ответы: семья, дом, деньги, любовь, работа, дружба, слава и т.д. Здоровье иногда забывают. (Работа с доской).

Подвести к здоровью (здоровье – основа будущего)

Что может нарушить наше здоровье?

Вот об этом я и хочу с вами поговорить.

Что же может помешать нам достичь нашего прекрасного будущего, которое мы здесь с вами нарисовали.

Вы уже поняли, мы сегодня говорим о курении.

И тема нашего кл. часа. «О вреде курения»

История табака.

Что из себя представляет?

Растение с тяжёлым, неприятным запахом. Первыми курильщиками были американские индейцы, которые использовали табак для религиозных ритуалов. (трубка мира) В Европу это зелье завёз Колумб. В Россию был завезён при Иване Грозном... Несмотря на то, что принимались жестокие меры в отношении курильщиков, табак распространился по всему миру. Сегодня курение считается в порядке вещей, нормой. Но так ли это на самом деле?

Почему люди курят?

(Записывать ответы ребят на доске)

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое. Представьте себе: каждый курильщик – это хронически отравленный человек. Лошадь, по крайней мере, быстро отмучилась…

Я приглашаю вас в «Музей восковых фигур».

Эта экспозиция посвящена вредным привычкам, пагубно влияющим на здоровье человека. Но эти экспонаты способны оживать от обычного прикосновения.

Занавес открывается. Вывеска «Музей восковых фигур», под ней размещены застывшие фигуры: Никотин, человеческие эмбрионы.

Учитель дотрагивается до сигареты. Экспонат Никотин оживает, поёт на мелодию песни «Я водяной, я Водяной», проходит по классу и раздаёт детям сигареты.

Я Никотин, я Никотин.
Давай с тобою подымим.
Ведь у меня подружки –
Все пьянки да пирушки.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка!
А ну её в болото!
Живу я как поганка,
А мне курить, а мне курить,
А мне курить охота!

Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрационный прибор для курения (рис. 1)

http://festival.1september.ru/articles/522459/img1.gif

Рисунок 1

Сейчас наш гость Никотин проделает этот опыт, а мы посмотрим, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие.

Обратите внимание на эти сигареты, которыми вас угостил – Никотин.

Как она скверно пахнет, на пальцах руки,державшей её, долго сохраняется этот отвратительный запах. Табачным дымом пахнут волосы и одежда.

Учёные выяснили, что в табаке содержится почти 1200 вредных веществ.

Одной только смолы, т.е. тягучего вещества тёмного цвета, при выкуривании 1 пачки в день, за год на лёгких оседает 1 стакан.

Пока проводится опыт, обратите внимание на экран.

В течение нескольких лет учёные проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты:

Болезни

Курящие

Не курящие

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

6. Нечистоплотны

12%

1%

7. Плохие отметки

18%

3%

8. Медленно соображают

19%

3%

После показа учитель задаёт вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки?

Как по вашему мнению, выглядят лёгкие курильщика?

В медицинских институтах студентам показывают на трупе лёгкие курильщика. Они бывают пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. Разрезая такие лёгкие, нож страшно скрежещет, как будто бы натыкается на камни, - это - отмершая ткань бронхов. Из лёгких вытекает тёмная смола.

Воздействие табака на организм

Курение на сегодняшний день по медицинской статистике является одной из основных причин многих заболеваний и смерти.

Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком лёгких.

Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Только курильщикам свойственна болезнь Рейна, при которой теряется чувствительность конечностей - немеют руки и ноги.

У курящих женщин в 25 раз повышается риск заболеть раком матки, бесплодием, повышается риск выкидышей, а так же раньше увядает кожа, т.е. преждевременное старение.

Представьте, если плод дышит угарным газом, каким родится ребёнок?

Это ведёт к патологии и даже смерти новорожденных.

Давайте снова заглянем в наш музей. Мы послушаем разговор 2-х ещё не родившихся детей. Мама одного из них не только курит, но и пьёт алкогольные напитки, принимает наркотики.

Рисуются 2 эмбриона на листе ватмана и крепятся на стулья обтянутые белым материалом. Стулья ставятся спинкой к залу.

- Привет, ты кто?

- Я, наверное мальчик, а ты?

- А я может быть мальчик, а может и девочка.

- А тебе сколько?

- Мне уже скоро 9 месяцев. А тебе? Ты наверное старше?

- Нет, мне eщe только 8 месяцев. Подожди, я сейчас покушаю.

-А я редко кушаю, да и не хочу, всё горько и не вкусно.

- Вот поэтому, ты такой маленький. А почему мое тельце розовенькое, я твое синее?

- Потому, что твоя мама часто гуляла в саду, отдыхала, а моя много курит, пьет водку и употребляет наркотики.

- А папа у тебя есть? Мне очень нравится, когда папа гладит маму по животику и разговаривает со мной.

- А мой папа со мной не разговаривает. Нам с мамой часто достается
даже от его дружков.

- А я уже хочу к своим родителям: мы часто с мамой играем, я ей пяточку вытяну, а она меня гладит, гладит...

- А у меня нет пяточки и разговаривать мне трудно, потому, что нет и язычка. Хорошо, что хоть можно мысленно разговаривать.

- А как же ты будешь жить?

- Я не знаю. У меня уже останавливалось сердечко, когда мама укололась больше нормы. Спасли ее вовремя, а я чудом остался жить.

- А чем это она укололась? Она у тебя швея?

- Нет, моя мама наркоманка, и папа тоже.

- Это что, профессия такая?

- Нет, это болезнь. Знаешь, я устал, давай поспим.

- Нет, давай погуляем или покувыркаемся.

- А я не могу и не умею. Ой, похоже, моя мама опять какую-то гадость покушала.

- Моя мама пьёт только соки и ест только полезную пищу. Особенно я люблю фрукты.

- А я не знаю что это. Мне нравится хлебушек, особенно если он
свежий, но это редко бывает.

- Интересно, как там на улице? Мама говорит: «Небо голубое, солнышко яркое, красивые цветы кругом и зелёные деревья»

- Всё это враньё. Моя мама говорит, что кругом одна дрянь и шпана. Черти её по ночам гоняют, небо в клеточку, цветы только на могилах. Ой, что-то опять мне плохо, шум в голове.

- Ты скажи маме, пусть идёт к врачу. Эй, …ты чего молчишь? Эй…ты где?

Малышу не суждено было увидеть белый свет Он умер вместе с мамой от передозировки. Но сколько их рождается: обречённых жить в домах инвалидов, без родительской ласки и в большинстве своём недоразвитыми и калеками.

Ребята, хотите ли вы курящую жену, а мужа?

Курение - зависимость? (Обратить внимание ребят на таблицу)

А что такое, по вашему мнению, наркотики?

Является ли табак наркотиком?

К сожалению, табачный дым до последнего времени официально не считался наркотическим средством.

Но в последние годы ученые открыли, что табачный дым действует на организм подобно наркотику. А вызывает эту наркотическую зависимость именно никотин, и эта зависимость в 6 раз сильнее, чем зависимость от алкоголя и наркотиков. Пример. М.Твен: «Бросить курить легко. Я бросал раз сто».

Многие наркоманы, делясь опытом, говорили, что бросив наркотики, несколько лет не могли бросить курить. Эту зависимость вызывает именно никотин, который только недавно стали считать наркотиком.

Никотин в 7 раз быстрее проникает в мозг, чем героин. Уже через 6 секунд после первой затяжки мы можем ощутить его действие на головной мозг.

Так что же такое зависимость? (По-другому - не свобода).
(Сценка «Зависимость»)

Сейчас мы посмотрим, мне нужны 3 добровольца. (Одного добровольца ставим между двумя другими с вытянутыми вперед руками. Двое других должны крепко. Но не причиняя боли держать его за руки. Предложить в центре стоящему совершить какое-либо действие. (Присесть, поправить челку, пройтись и т.д. Обратить внимание на то - что отличает ведущего от добровольца).

Так только ли от наркотиков может быть зависимость?

Корень «мания» - компьютеромания, клептомания, зависимость от еды (обжорство), азартные игры, хобби, казино, ипподром - лучше, чтобы говорили дети.

Почему же, зная о вредных последствиях, люди курят? Представьте вы идете по улице и встречаете свои легкие. Идут на встречу. Возможно такое? Почему не возможно?

Мы не видим наши легкие потому, что они внутри нас. А раз не видим проблемы, не подозреваем о ее существовании.

Влияние рекламы 

За последние десятилетия учёные выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. при курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное курение»

Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. То же происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

Почему же человечество продолжает употреблять табак. Дело в том, что это – выгодный бизнес, приносящий доход многим людям – от производителей и продавцов до контрабандистов и политиков. Многие государства имеют свой, и немалый доход от данной индустрии. А мы вместе с деньгами теряем здоровье, благополучие семьи, генофонд нации.

Вы, наверное все знаете, кто был такой Адольф Гитлер?

Так вот у него был план по уничтожению нашего народа.

Зачитать. 

Нас спаивают и травят, а мы позволяем!

Что мы видим в рекламах по телевизору?

Красивые девушки и ребята рекламируют сигареты, пиво., но мы не видим в рекламе больничных коек, жёлтых зубов, жёлтых пальцев, увядающей кожи.

Помните 3-х красавцев-ковбоев, которые постоянно мелькали в рекламе сигарет «Мальборо»? Все они умерли, все трое, от рака лёгких.

Также от рака умер и Уил Виндет, рекламирующий сигареты «Кэмэл» Кстати, делали опрос в 15 табачных фирмах. И только в одной фирме один из членов совета директоров сказал, что у него курит сын. Все знают о вреде табака и не курят, но предлагают нам, получая огромные прибыли.

Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки.

Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее...

Есть люди, которые говорят: «А ты закури - и все пройдет». И вы знаете, как они ошибаются!

По вашему мнению, как можно снять стресс?

(Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до 10; включить музыку, закрыть глаза, представить себя животным и попробовать потанцевать.)

Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю вы будете быстро выходить из стрессового состояния.

Учитель показывает ребятам упражнение - растирание ладошек.

Есть еще одно замечательное средство от стресса - это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь.

Ваши аплодисменты - это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладошек, а через них и массаж ваших внутренних органов. Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.

Как сказать «нет».

Как все – закон толпы. Кто крутой?

Как легче? Плыть по течению?

А как круче? Но все ли плывут против течения?

Большинство – по течению, т.е. курят, пьют.

(Обратить внимание на таблицу. Там как правило, ребята пишут –курят «за компанию»)

Так кто крутой?

Если вы умеете отстаивать свою индивидуальность,свою точку зрения – над вами будут смеяться, но будут уважать и даже, возможно тайно завидовать вашей силе воли. Потому что в нас заложена индивидуальность. Ведь даже близнецы имеют разные отпечатки пальцев.

А сейчас я приглашаю к нам одну из участниц МОБФ «Выбор» Эллину- мою бывшую ученицу и предлагаю вам сделать свой выбор в пользу здорового образа жизни.

Напишите на сигарете, какие болезни она вызывает и выбросите подальше от себя эти болезни…

В конце фильма Эллина проходит по классу и собирает у детей выброшенные сигареты.

Ребята, я привезла с собой письма-обращения к вам от учеников моего 7«б» класса. Я попрошу своих помощников раздать их вам.

Ученые считают, что на самом деле легче преуспеть в жизни, чем быть неудачником; легче быть счастливым, чем несчастным; легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать, творить здоровое тело и здоровый дух, сохранять хорошее состояние мыслей и души.

А курить или не курить - это пусть каждый решает сам. Но твое увлечение никоим образом не должно оказывать вреда окружающим людям и твоему здоровью. А здоровье - это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Скажи курению нет!"

Автором выполнена методическая обработка информации об интерактивных технологиях применительно к конкретным формам учебно-воспитательного процесса в профессиональном училище. Подробно рассматрив...

Классный час "Вред курения"

На данном классном часе рассказывается об  истории возникновения табака, его воздействие  на организм,о вреде курения школьников, борьба с курением в разных странах....

Классный час "Вред курения"

Цель данного классного часа формировать у учащихся здоровый образ жизни, помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью....

Презентации для классных часов( о курении,алкоголе,наркотиках,природе)

Презентация о вреде курения.Презентация о вреде алкоголя.Презентация "Правда о наркотиках".Презентация "Человек и природа"Заказник " Западный Котлин"...

Классный час "Бойкот курению"

Разработка классного часа по теме "Бойкот курению", для обучающихся 6 класса....

презентация для классного часа "Против курения"

классный час для учащихся 5-6 классов...

Разработка классного часа «Против курения»

Классный час нацелен на формирование негативного отношения к курению....