Примерный план составления характеристики.
консультация на тему

Примерный план составления характеристики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь педагогу.

Примерный план составления характеристики.

1.Общие сведения о ребенке

-фамилия, имя ребенка, дата рождения

-дата поступления в учреждение

-в каком учреждении находился до этого, какого типа

2.Физическое состояние

-отклонения в физическом развитии

-нарушения движений

-стереотипные и навязчивые движения, жесты ,мимика

-выдерживает ли нагрузки предусмотренные режимом

-утомляемость при физических нагрузках

3.Эмоционально-волевая сфера

-преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное)

-отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен

-реакция на происходящее вокруг

-свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания

-способность к волевому усилию в занятиях, в поведении

-умеет ли удерживать себя от недозволенных действий

- наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, во время игр

-трудно заинтересовать чем-либо или быстро переключить на новый вид деятельности

-вспыльчивый, эгоистичный, неугомонный

-впечатлительный, ранимый, обидчивый, плаксивый

-переменчивость настроения

4. Общая и мелкая моторика

-ведущая рука

-умение держать карандаш

-работа с мелкими предметами (бусины, природный материал)

-работа с ножницами (умения вырезать по прямой, по нарисованному)

-прыжки на одной и двух ногах

-хождение по прямой, узкой дорожке

5.ВПФ

Внимание.

-легко ли привлекается внимание

-способность сосредотачиваться; устойчивость внимания

-отвлекаемость, рассеянность

-переключаемость с одного вида деятельности на другой

Восприятие.

-понимает ли окружающую обстановку

-знает ли название и назначение простых предметов

-соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках

-понимает ли содержание картин

-улавливает ли главное в воспринимаемом

-умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия

-умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения

-способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста

- устанавливает ли причинно-следственные связи

Память.

-преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная)

-быстрота запоминания

-надолго ли запоминает (прочность запоминания)

-что лучше запоминает: цифры, факты, описания

-особенности процесса припоминания

Мышление.

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Пространственно- временные представления.

-ориентация в схеме собственного тела

-ориентация в ближайшем пространстве

-определение времени года

-определение части суток

-понимание предлогов (на, под, за, в)

-понятие пространственных характеристик предметов: форма, длина, высота…

Особенности речи.

-владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами

-понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений)

-запас слов

-сформированность грамматического строя речи

-умеет ли давать полные ответы на поставленные вопросы и связно рассказывать

-нет ли многоречия, нецеленаправленности речи

-понимание письменной речи ( написанных слов, текстов)

Особенности личности.

-соблюдение правил поведения

-как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности

-нравственные качества: отношения к близким, товарищам, одногруппникам

-взаимоотношения со взрослыми , с другими детьми

-проявления привязанности , любви, доброго отношения к окружающим

-склонность вредить , обижать, лживость и др.

-«разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии

Какие фразы можно использовать при написании характеристик

Состояние моторики

-движения замедленные, плохо координированные

-мелкие движения рук не точны

-левая рука не участвует  в выполнении действий, не замыкает действия ведущей руки

-согласованность действий обеих рук не сформирована

-слабовыраженное недоразвитие мелких мышц рук

-неловок

-ребенок расторможен

-работы небрежные

-физически слаб, часто болеет

-существенно страдает моторика, навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки

-Проявляется заторможенность и вялость

-мышцы гипотонические, ослабленные

-ребенок неловок, неповоротлив, малоэмоционален, интеллектуально пассивен

Понимание инструкций

-инструкция в целом доступна, но иногда требуется разъяснение

-испытывает трудности

Восприимчивость к помощи

-требуется постоянная направляющая помощь

-поэтапный контроль взрослого

-к помощи восприимчив

-нуждается в помощи

Работоспособность

-отмечается быстрая утомляемость

-истощаемость

-пресыщаемость

-темп работы низкий

-часто отвлекается , но при этом выдерживает интеллектуальную нагрузку

-темп работы медленный

-снижен в результате слабой организованности

-повышенно отвлекаем

-недостаточны волевые усилия

Пространственно-временные представления

-слабая дифференцированность признаков времени года

-сформированы недостаточно

-не ориентируется в схеме собственного тела

-слабо ориентируется в ближайшем окружении

-понимание предлогов нарушено

-несформированность пространственного восприятия

-пространственная ориентация сформирована на элементарном уровне. При назывании времен года ограничился очевидными признаками , затруднялся в дифференцировании схожих сезонных изменений.

Восприятие

-характеризуется замедленностью

-сличает основные цвета, но не знает ни одного названия( не показывает и не называет)

-различает предметы по величине

-название величин не знает

-целостный образ знакомых предметов имеется, но нечеткий

-слабо удерживает речевые звенья инструкции

-не исследует предметы

-не стремится узнать о них у взрослых

-равнодушен к процессам и явлениям

-мало интересуется    окружающим

-узнавание реалистических , зашумленных, наложенных изображений не вызывало затруднений у ребенка. Ошибки были допущены в тех заданиях, когда количество анализируемых объектов значительно увеличивалось

Внимание

-поверхностное

-низкопродуктивное

-низкая устойчивость и концентрация

-плохая переключаемость

-трудности произвольной организации

-слабая направленность внимания

-нестойкое

-отмечается резкое недоразвитие

Память

-ошибки при воспроизведении

-наличие привнесений

-низкая продуктивность запоминания

-не прилагает усилий для преднамеренного запоминания

-затрудняется использовать вспомогательные средства для запоминания

-словесную инструкцию не запоминает

-поиграв с игрушкой , находит её среди других при выборе из…

Мышление

-в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций

-не сформированы основные мыслительные операции- анализ ,синтез, обобщение ,сравнение

-не умеет ориентироваться в задании

-не удерживает условие задачи

-не планирует свою деятельность

-низкий уровень мышления

-понимает цель, но не анализирует условия

-нет активных ориентировочных действий

-не понимает необходимости использования вспомогательных средств

-процессы анализа, синтеза, сравнения развиты плохо

-мышление конкретное, привязанное к переживаемой ситуации

-тугоподвижное

-имеются некоторые первичные количественные представления

-пересчитывать предметы не умеет

-понимает сюжет

-может сформулировать рассказ

-допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью

-способен составить

правильную последовательность картинок

Речевое развитие

-словарь в пределах обихода

-трудности построения развернутого речевого высказывания

-речь эмоциональная

-недоразвитие связной речи

-низкая грамотность речи

-отставание в речевом становлении

-понимание обращенной речи ограничено

-пользуется простой элементарной фразой

-читает целыми словами

-звукопроизношение без особенностей

-бедность словаря

-собственная речь бедна

-трудно поддерживать беседу( не всегда достаточно хорошо понимает вопросы собеседника)

-не могут передать элементарное связное высказывание

-аграмматична

-словарь разнообразный

-отсутствует членораздельная речь

-речевое развитие примитивно

-имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер

-формы выражения примитивны- двигательное возбуждение, крик, гримасы

-в общении пользуется небольшим количеством общеупотребительных слов

-испытывает трудности в общении

-с трудом запоминает буквы

-читает часто по догадке

-может составить элементарное предложение

-может пересказать прочитанное

-не все буквы знает твердо

-сливает звуки в слоги с трудом

-фразы односложны

-присутствуют простые и сложные предложения. Слова в них правильно согласованы

-в речи преобладают существительные и глаголы

-оценочные суждения отсутствует

-речь не яркая, её темп медленный

-интонация монотонная, сила голоса слабая, мимика бедная, жесты отсутствуют

-навык письма и чтения не сформирован

Общие фразы

-не критичны в своих суждениях

-безынициативен

-испытывает трудности в общении

-нет глубины чувств и переживаний

-недостаточны волевые усилия

-повыщенная истощаемость

-низкая работоспособность

-слабость воли

-ограниченный запас общих сведений и представлений

-несформированность навыков интеллектуальной деятельности

-игровая деятельность сформирована не полностью

-отмечается резкое недоразвитие всех ВПФ

-необходим более длительный период для приема и обработки сенсорной информации

-неудовлетворительный навык каллиграфии

-небрежность в работах

-поведение чаще неадекватное

-не осмысливает окружающую обстановку

-неадекватное поведение

-недостаточная активность в контактах

-неспособность вступать в активное взаимодействие с окружающим миром

-трудности переноса сформированных навыков в новую ситуацию

-малая подвижность нервных процессов

-преобладание возбуждения над процессами торможения

-трудности адаптации

-значительное снижение психической активности

-отставание в развитии познавательной деятельности

-уплощение эмоциональной сферы

-не проявляет заинтересованности в контакте

-во время обследования внимание сосредотачивает на короткие промежутки времени

-необходима смена видов деятельности сразу же после выполнения задания

-реакция на одобрения адекватная

-после замечаний отказывается выполнять задание

-неудачу самостоятельно не оценивает

-ограниченность и фрагментарность представлений об окружающем

-наивность

-внушаемость

-повышенная зависимость от других людей

-капризный

-требовательный к окружающим

-истерические черты характера

-трудности усвоения норм поведения и общения

-выраженное преобладание «хочу» над «нельзя»

-отсутствует способность верно оценивать ситуацию, предвидеть последствия своих действий

-отставание в психическом и физическом развитии

-неприятие со стороны окружающих

-ожесточение, протестное поведение и агрессивные реакции

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа...

Примерный план написания характеристики трудного подростка

написать характеристику иногда сложно без конкретной последовательности......

Примерный план написания характеристики учащихся

Классному руководителю всегда пригодится данный план...

Примерный план характеристики класса

В плане воспитательной работы классного руководителя есть пункт - "Характеристика класса"......

Примерный план психологической характеристики ученика.

Примерный план психологической характеристики ученика....

План составления характеристики на ученика

План составления характеристики на ученика...