История русского народного костюма.
классный час (5 класс) на тему

Барадулина Татьяна Александровна

Конспект будет полезен для воспитателей и классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Новопетровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

VIII вида» Истринского муниципального района

«История русского народного костюма»

Открытое занятие

Воспитателя: Барадулиной

                                                  Татьяны Александровны

История русского народного костюма.

Цель:                 познакомить детей с историей русского народного костюма,

                          с особенностями его внешнего вида;

                          приобщать детей к познанию истории страны через народное

                          творчество, в данном случае через народный костюм;

                          воспитывать уважительное отношение к традициям русского

                          народа, его культуре;

                          развивать речь, познавательные способности, фантазию,

                          любознательность.

Подготовительная работа

  1. Просмотр книг, иллюстраций, открыток о народном творчестве.
  2. Просмотр  фильма о народном костюме.
  3. Чтение книг, журналов.
  4. Раскрашивание и рисование костюмов и их деталей.
  5. Изготовление наглядности.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Нервно-психологическая подготовка.

Дидактическая игра “Корзинка добрых пожеланий”.

Воспитатель показывает детям красивую корзинку.

Инструкция: “Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она “Корзина добрых пожеланий”. Какие это пожелания? Посмотрим.

Дети достают из корзины пожелания, читают их:

  1. Желаю победы!
  2. У тебя всё получится!
  3. Ты всё знаешь!
  4. Желаю тебе успехов!
  5. Будь самым внимательным!
  6. Будь самым активным!
  7. Ты самый умный!
  8. Лени – нет, ученью – да!
  9. Успехов на занятии!
  10. Будь самый решительный!

– Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии

II. Вступительное слово.

а) Чтение стихотворения учениками.

Что мы родиной зовем?

Дом где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

 

- о чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

Воспитатель:

     Правильно, Россия. Но очень-очень давно наша страна называлась Русь. Это слово пришло  к нам из седой древности и навеки осталась с нами.

Дети, откуда  мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев 

б) Подведение к теме занятия.

     ( Стук в дверь. Входят 2 ученика).

1 у.        Поутру невесть откуда

              Нам прислали сундучок

2 у.        Вот узнать бы, что таится в нем

              Сундучке старинном том?

1 у.        Может в нем таится клад?

2 у.        И сокровища лежат?

1 у.        А давайте откроем его.

Открываем. (Там 2 куклы, бумажные платья, платок).

Беседа с детьми о куклах.

Ребята что в этих бумажных куклах сразу притягивает взгляд?

Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

 «История русского народного костюма».

Воспитатель: Чтобы вы представляли, о чем мы будем сегодня говорить, я предлагаю посмотреть фильм.

(Просмотр)

«По одежке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, гражданское состояние — совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком и т.д. Такая визитная карточка помогала сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Воспитатель: Ребята, а в наше современное время действует такой закон, мы можем одежду использовать как визитную карточку?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь мы более подробно поговорим, во что же одевались наши предки?

III. Основная часть

1у.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, украшалась по низу, по краю рукавов, вороту красивой вышивкой.

Рубаха сопровождала русского человека от рождения до смерти. Нельзя было дарить свою рубаху. Плохой приметой считалось, когда рубаху украдут.

Мужчины рубаху подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстым животом в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду – кафтан. У кафтана иногда делали очень длинными рукава. При работе их собирали в складки, иначе трудно было работать.

Воспитатель:

Именно в это время и родилась поговорка: «Работать, засучив рукава», «Работать спустя рукава».

Как вы их понимаете?              (ответы детей)

Воспитатель:

На голове мужчины носили колпак. Это высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые.  Зимой носили шубы. Шубы шили из овчины, медвежьего меха и даже из собачьего. У богатых шубы были из лисы, белки, куницы.

Воспитатель:

В это время появилась еще одна поговорка: «У него шуба дом стережет».

Как вы ее понимаете?                (ответы детей)

                           Все показывать на слайдах.

Воспитатель:

А что же носили девушки и женщины?

2 у.

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплекс одежды с сарафаном широко  распространен был в России.

Он включал рубаху, сарафан, передник. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли.

Воспитатель: А вот женские головные уборы были разные для девушек и для женщин.

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косу, голову украшали лентой. Русские женщины носили очень красивые кокошники. Они могли быть разной формы. А носили их замужние женщины до рождения 1 ребенка. А чем женщина становилась старше, тем одежда ее была скромнее, и вместо сарафана надевала юбку – поневу, голову покрывала платком.

Часто русские девушки под сарафан надевали несколько юбок – понев. Это придавало походке плавность и красоту.

Говорили:       Красна девица идет,

                        Словно павушка плывет,

                        На ней платье голубое

                        Лента алая в косе.

3 уч.

А какая красивая вышивка украшает все мужские и женские одежды. Эти узоры в виде орнамента и цветов вышивали по низу, краю рукавов, воротнике сами женщины.

Считалось, что вышивка это оберег. Она предохраняла, оберегала от злых сил. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали, донашивали до самой ветхости. Русские женщины, как и теперь, любили украшения. Носили они кольца, бусы, серьги.

Оберегом считался и поясок. Крест и пояс были обязательны для каждого. Пояс, как и крест, давали при крещении. И не только ходить без креста и пояса, но даже и спать считалось без них неприличным. Снять с человека пояс, значило оскорбить его.

А вот подарить новый пояс считалось признаком верности, преданности и уважения.

Воспитатель:

А во что же обувались наши предки?

4 у.

Предметом особой заботы была обувь. В деревнях плели лапти из лыка липы. Но в городе лапти не носили. Иногда как материал для обуви использовалась простая веревка. Такие лапти назывались чуни. Их носили дома.

Воспитатель:

Такая обувь была очень не прочной. Люди говорили: «В дорогу идти 5 пар лаптей плести».

Носили и кожаную обувь. Туфли изготавливали из прямоугольного куска кожи. Его по краю собирали на кожаный ремешок и стягивали вокруг ноги.

Но больше всего были распространены сапоги. Их носили все: дети, женщины, мужчины. По краю сапоги были совершенно одинаковыми, не было ни правого ни левого. Форму ноги они приобретали в процессе носки.

Сапоги были без каблуков с длинным загнутым носком, с высоким голенищем.

IV.Задание в группах: собрать костюм

1.гр. мужской костюм

2 гр. Женский костюм с сарафаном

3 гр. Женский костюм с юбкой

( Во время задания включить музыку)

Воспитатель:

Я думаю, мы помогли нашим героям и вместе с ними узнали, во что одевался русский люд в старину.

Воспитатель:

А где сейчас мы можем видеть русский народный костюм?

                                           (ответы детей)

Скажите, а какую одежду люди носят до сих пор?

                                           (ответы детей)

А что изменилось?

                                           (ответы детей)

V. Итог занятия

Что  нового на нашем занятии вы узнали?

-  Как одевались раньше женщины?

- Как одевались раньше мужчина?

- Какие украшения вам запомнильсь?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы многое узнали о том, что носили наши бабушки и дедушки.

С тех пор многое изменилось, но как и прежде мы должны помнить:

1. Что к одежде нужно относиться бережно.

2. Заботиться о ее чистоте и опрятности.

3. Помнить, куда в какой одежде пойти.

Я хочу, ребята, чтобы вы всегда придерживались этих правил.

Всем спасибо, до свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  

Тема: «В стране законов»

Цель: формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

обучающие:

  • формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних.

коррекционно-развивающие:

  • развивать чувство ответственности за свои поступки.

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к закону

Ход урока

  1. Организационный момент

Вводная беседа:

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы.. Но у нас очень много общего.

Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности.

Слово учителя. 

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, одновременно с ними появились  главные вопросы:

  • что люди могут делать и чего не могут;
  • что люди обязаны делать и чего не обязаны;
  • на что люди имеют право и на что не имеют.

И сегодня мы поговорим на тему…

Только что здесь была тема нашего занятия, но что это….?

в

за-

-нов

стра-

ко-

-не

Ребята из слогов собирают тему занятия.

Правильно, тема нашего занятия: «В стране законов»

Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир Российского законодательства. 

  1. Основная часть

Давным-давно, во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки. Многие из них актуальны и в наше время.

  • Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Как вы понимаете эту пословицу?

Дополните знакомые вам пословицы:

  • Украсть – в беду … (попасть).
  • Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений?

А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:

  • МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК
  • ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД
  • ЙТУДОРВО, ЕКОСДК
  • ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ
  • ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД
  • ТУВСА, КОЛШЫ

Воспитатель: …….., повтори еще раз где прописаны законы?

 Законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Воспитатель: ребята, мы уже несколько раз произносили такие понятия как право и закон.  Вани было домашнем заданием найти определения этих понятий по словарю Ожегова.

Воспитатель: Ваня, что такое право, закон?

Закон - установленные государственной властью общеобязательные правила. 

Право – Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Воспитатель: Саша, повтори еще раз эти понятия.

Воспитатель: Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет воспитателя, учителя, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим два вида правонарушений: это уголовные и административные правонарушения.

Ученик 1. Административный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 16 лет, а до достижения шестнадцатилетнего возраста ответственность за правонарушения несовершеннолетних несут родители.

Ученик 2. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет.

Воспитатель: Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

У каждого на столах   карточки: 14 лет,16 лет,18 лет

Детям задаются вопросы, они должны поднять карточку с правильным ответом.

-До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

-С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

-С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

-С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

-До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

• вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

• имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты

своих прав.

- Имеет право на получение паспорта(14)

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам(14)

- Может вступать в молодежные общественные объединения

 имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;

• имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора (16)

-имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (16)

Работа в группах

Каждой группе раздается список правонарушений. I группа должна выбрать административные правонарушения, II уголовные правонарушения.

Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)

Избил одноклассника (Уголовная ответственность)

Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)

Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)

Воспитатель: молодцы ребята!

К  сожалению, рост преступлений с участием подростков растет с каждым годом. Открывается все больше колоний для несовершеннолетних  преступников. И об одной из них мы посмотрим видеоролик (внимание на экран) Просмотр видеоролика.

Воспитатель: Ребята,  все мы обязаны соблюдать законы, а законы в свою очередь охраняют права человека.

Кто знает, в каком законе прописаны права и обязанности гражданина.

В конституции РФ.

Что такое конституция?

Главный закон РФ.

Правильно.

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

Р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

 Правильный ответ:

  1. Жизнь                      
  2. образование
  3. отдых                          
  4. досуг
  5. индивидуальность
  6. уважение        
  7. имя
  8. заботу


Игра «В шутку о серьёзном».

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
  3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)
  4. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
  5. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)
  6. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

Вы ответили какие права нарушены.

Итог:

Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?

Выполняя свои обязанности:

  • Не нарушать закон.
  • Уважать права и свободы других лиц.
  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Защищать Отечество.

Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

История русского народного костюма на территории Старооскольского края

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Презентация "История русского народного костюма"

Краткий обзор истории русского народного костюма....

Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс

Внеурочное мероприятие на  тему "История русского народного костюма" 4 класс...