Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс
классный час

Манакова Татьяна Дмитриевна

Внеурочное мероприятие на  тему "История русского народного костюма" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya_kl_chas.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного мероприятия на тему «История русского народного костюма»

Тема: «Русский народный костюм».

Возраст: 8-10 лет

Цель: Знакомство учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.

Задачи:

- Расширить знания и представления об основных элементах русского костюма

- Развивать эмоциональное восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.

- Воспитывать уважения к русской культуре, интерес к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

Познавательные универсальные учебные действия

· высказываться в устной и письменной форме;

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Направление в/д.: общекультурное

Вид в/д.: познавательный

Уровень воспитательных результатов: II

Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства (оборудование): компьютер, проектор, презентация, иллюстративный материал.

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация

.

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

- С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся с поклоном, друг к другу, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

- Здравствуйте.

2.Мотивация

3 мин

Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину?

- А что делает людей красивыми?

- Правильно.

Не зря люди придумали пословицу

«По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня? Как называется страна, в которой мы живём?  Какая тема занятия. История русского костюма.

Молодцы!

Вы догадались, о какой одежде пойдет речь?

Цель: Знакомство особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

Слушают, отвечают на вопросы.

красивый

-одежда, дела, труд, душа

Об одежде

Россия

о русской народной одежде.

3.Основной этап

 

-А занятие у нас с вами не простое будет, мы отправимся в путешествия в прошлое и узнаем какую одежду носили наши предки.

- Ребята, а где раньше хранили одежду?

И сейчас мы заглянем в   «бабушкин сундук», где находится старинная одежда.

- Все правильно, молодцы ребята. А сейчас посмотрите на экран.

(на экране фрагменты сказок; «Курочка ряба», «Царевна лягушка», « Хаврошечка» и т.д.)

- Ребята обратите внимание, как одета бабка?

- Как одет дед?

- А в какой сказке одежда нарядная, праздничная?

- А в какой сказке одежда повседневная, рабочая?

- Почему вы думаете, что одежда здесь нарядная?

- Почему здесь одежда повседневная?

- Для чего носят одежду?

- В древней Руси шили одежду сами. Из чего можно сшить одежду?

- Как называется человек, который шьёт одежду?

-Ребята, так какая бывает одежда? Чем они отличаются?

- А сейчас мои друзья для вас задание.

В нашем сундуке всё перемешалось, вам нужно убрать лишнее. (Назовите предмет и объясните, почему он лишний)

- Молодцы, какие. А сейчас мы отправляемся дальше. Посмотрите, к нам в гости пришла Настенька и Иванушка. Давайте, рассмотрим их костюмы.

Главная часть женского костюма сорочка, сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

- Как вы думаете, что это?

- Ее называют понёва. А какая бывает юбка понёва? -Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на поневу и прятала косу свою девичью под головной обор.

Понёвы бывают глухие и распашные. В начале, надевали глухую поневу, а на неё распашную. Она была тёмная в клеточку.

-А что надевали спереди на поневу?

Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

- Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Женщины носили кичку, кокошник. На кичку часто одевали платок.

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин  была рубаха. Порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы или завязывался поясом. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме

- Какую же одежду носили на Руси зимой? Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки.  Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.

Два сапога - пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома?

” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка.

После тяжелого рабочего для девушки и парни играли в подвижные игры, прыгали через костер. ***

Игра «Ручеек».

Правила игры Ручеёк

Русская народная одежда — наше важное достояние. Её изучение помогло получить информацию о социальной жизни, быте, обычаях и традициях предков.

Человек, который уважает и любит  свою страну должен знать историю, история русского костюма  - это и есть наша история. На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа.

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются? ”

- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

- Замечательно.

Ребята Василиса Премудрая просит нас помочь сарафан украсить ей праздничный.

Поможем?

- Чем украшали одежду?

-Какой цвет был любимым у русского народа? Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Полотенца, вышитые красными нитками, считалось, оберегали хозяина от злых сил. 

- Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?  белого, голубого, синего и чёрного, а так же встречается и зелёный цвет.

Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов. Рассмотрим орнаменты на слайде, которыми мы сможем воспользоваться.

- Для чего украшали одежду?

Вы сегодня не просто художники, а художники по одежде.

- Образец на экране, рассмотрим, чем можем украсить и приступим.

Дети, украшают сарафан, под русскую народную музыку

Выставка наших работ

Слушают, размышляют, отвечают на вопросы.

Сарафан, сорочка, платок, лапти

Косоворотка, порты, лапти

- «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»

- «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Украшенье, вышивка, кокошник, сапожки.

- простой сарафан, платок.

- Для защиты от холода и жары

- Ткани, кожи, меха

- Портной

Туфля ,стул, высотной дом, чайник. Так как это современные предметы.

Это юбка

Распашные и глухие.

Передник

Платок, кокошник.

Оберегал.

-душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп

лапти, валенки

Играют в игру по музыку.

Поможем, раскрашивают сарафан, и украшают (рисуют бисер, вышивку).

- Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.

Бисером, стеклярусом, вышивкой

-Любимым у русского народа был красный цвет.

- В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета.

- Одежду украшали для красоты и оберега.

4.Итог

3 мин.

В начале нашего занятия мы с вами обсуждали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».

И мы выяснили, что вы ребята-молодцы. Со всеми задания вы справились хорошо. Но подождите, а как вы справитесь со старинными загадками об одежде:

1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе

2. Днем как обруч, ночью как уж

3. Пустое стоит, полное- ходит.

4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел.

5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста.

6. Пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка.

Какая бывает одежда? Где хранили одежду в старину? Что входит в мужской костюм, в женский?

Объясняют смысл пословицы.

Отгадывают загадки.

1. рубаха

2. пояс

3. обувь

4. штаны

5. лапти.

6. шуба

5.Рефлексия

3 мин.

Одень мужчину и женщину

Закончи предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания

Отвечает на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Фестиваль русской народной песни"

Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели истории и обществознания "Фестиваль русской народной песни"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник русской народной песни"

В игровой форме  дети знакомятся с разными жанрами русских народных песен....

Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе

Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формиров...

Внеурочное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" 10 класс

данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать материал по русскому языку и литературе...

Танцевально – развивающее мероприятие, посвященному русскому народному танцу.

Мероприятие разработанно и проведено для детей 1-5 классов. Цель мероприятия познакомить детей с элементами русского народного танца.Задачи:Образовательные:-научить двигаться в пространстве, по кругу,...

Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"

 Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...

Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"

 Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...