Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Лоншакова Виктория Михайловна

Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формированию общекультурной и языковой компетенций. Задания разного уровня сложности понравятся всем учащимся вне зависимости от уровня подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сивоха В. М., 751 г.

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

Тема: «Экология в филологии».

Цели:

- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

- пополнить словарный запас учащихся;

- посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения.

Оборудование:

- карточки с пословицами для конкурса «Сложи пословицу»;

- карточки с изображениями животных и растений для конкурса  «Скажи  пословицу»;

- карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;

- карточки с изображениями животных и фразеологическими оборотами для конкурса болельщиков «Рисунок-подсказка».

 

Ход мероприятия:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие - «Экология в филологии». Каждый из вас знает, что экология связана с природой, а филология – с языком, нашей речью. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной. Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических».

(Дети делятся на две команды. Представление жюри конкурса – учителя-методисты).

Конкурс «Сложи пословицу»

(В конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды).

 – Перед игроками – карточки с пословицами и поговорками о природе, разрезанные на две части и перемешанные. Задание – сложить пословицы.

Пословицы   первой   команде:

Муравей невелик, а... (горы копает).

Какова земля... (таков и хлеб).

На ловца и... (зверь бежит).

Не от добра дерево... (листья роняет).

Старый конь... (борозды не портит).

Пословицы   второй   команде:

Всякое семя знает... (свое время).

Паршивая овца... (все стадо портит).

На безрыбье и... (рак рыба).

Резвого жеребца и... (волк не берет).

Каково семя... (таков и плод).

Конкурс «Скажи пословицу»

 Пока игроки выполняют задание, я предлагаю командам также вспомнить пословицы и поговорки, но уже о конкретном животном или растении.

Каждой   команде    предлагается   по   5   карточек   с изображениями животных и растений. Задание - вспомнить  пословицы,   поговорки,   фразеологизмы,   в   которых они   упоминаются.

Карточки   первой   команде:

Волк. (Волков бояться - в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят. Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде волк не страшен.)

Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает. От одного порченого яблока весь воз загнивает.)

Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.)

Кошка. (Знает кошка, чье мясо съела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошке - игрушки, мышке - слезки. Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.)

Карточки  второй   команде:

Заяц. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)

Цветок. (Это все цветочки, ягодки потом будут. Весна красна цветами, а осень – плодами. На хороший цветок и пчелка летит. Со всего свету не собрать цвету.)

Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик свое болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не выклюет.)

Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идет. Битому псу только плеть покажи.)

Конкурс «Найди слово»

– Очень украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной крылатые выражения, или, по-научному, фразеологические обороты. Многие из них произошли на основе наблюдений человека за природными явлениями, поведением зверей и птиц. Сейчас многие крылатые выражения имеют другую смысловую нагрузку, другое значение.

Каждой команде учитель предлагает по 5 карточек с объяснениями крылатых выражений. – Задание – назвать крылатые выражения. Например, на карточке написано: «Нежелание смотреть в лицо опасности». Вы должны догадаться, что речь здесь идет о выражении «страусовая тактика», поскольку существует легенда, что в случае опасности страус прячет голову в песок или под крыло, очевидно, считая, что так можно избежать беды.

Задания   первой  команде:

1. Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы. (Крокодиловы слезы. Существует поверье, что крокодилы плачут в тот момент, когда поедают свою жертву. В свое время шведские ученые решили все-таки проверить, плачут ли крокодилы. И что же оказалось? А оказалось, что крокодилы и в самом деле проливают обильные слезы. Однако не из жалости, а от избытка солей в организме. Почки пресмыкающихся животных - несовершенный инструмент. Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила. Когда они работают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.)

2. Полностью поседевший человек. (Седой как лунь. Лунь - пернатый хищник. Некоторые виды луней окрашены в голубовато-пепельные, серые цвета. И вообще птица лунь, с загнутым клювом и с венцом перьев вокруг щек и подбородка, удивительно напоминает убеленного сединами бородатого старца.)

Задания   второй   команде:

1. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона. Среди животных встречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловлено отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Такие животные - необыкновенная редкость.)

2. Ограбить дочиста, догола. (Ободрать как липку. В старину с молоденьких липовых деревьев наши предки сдирали кору - лыко - на поделки: лапти, короба. А со старых деревьев получалось только мочало. По всем лесам летом жалко торчали голые, засыхающие стволы начисто ободранных юных липок.)

Конкурс «Покажи слово»

– Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которого период активности приходится на первую половину дня, а совой – того, у кого максимальная активность приходится на вторую половину.

А сейчас - наш следующий конкурс.

На карточках написаны фразеологические обороты, связанные с какими-либо чертами характера или состоянием человека.  Задание – при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти  выражения.

Выражения для  первой команды:

- голоден как волк;

- болтлив как сорока;

- упрям как осел;

- здоров как бык;

- назойлив как муха;

- топает как слон.

Выражения для второй команды:

- труслив как заяц;

- нем как рыба;

- хитер как лис;

- грязный как свинья;

- задиристый как петух;

- надутый как индюк.

Конкурс «Рисунок-подсказка»

– Пока игроки команд выполняют задание, я предлагаю зрителям конкурс.

Задание – глядя на карточку с рисунком, узнать зашифрованный на ней связанный с миром животных фразеологизм.

Оформление карточки: на одной стороне - изображение животного, на другой - фразеологический оборот.

Задания   болельщикам   первой   команды:

Комар. (Комар носа не подточит, то есть дело сделано хорошо.)

Кошка. (На душе кошки скребут, то есть переживать, волноваться, плохо себя чувствовать.)

Задания  болельщикам   второй  команды:

Рыба. (Как рыба в воде, то есть чувствовать себя свободно и непринужденно.)

Гусь. (Как с гуся вода, то есть невозможность подействовать на человека какими-либо доводами и убеждениями.)

Болельщики выигравшей команды приносят ей дополнительное очко.

Конкурс «Авторская фраза».

– Молодцы, ребята! Вы все задания щелкаете как орешки, то есть выполняете легко и быстро. Ну а закончит наш необычный конкурс «Авторская фраза». Я буду зачитывать вам отрывки из литературных произведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение.

Фразы:

Писатель Н.С.Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Левша». Родилось крылатое выражение... («подковать блоху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).

Г.-Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение... («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).

У Эзопа в басне «Путник и гадюка» рассказывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеологический оборот... («пригреть змею на груди» - о неблагодарности за доброту).

Известный русский баснописец И. А. Крылов в басне «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, желая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? (Мартышкин труд, то есть бесполезная, ненужная работа.)

В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе. Возникла фраза... («львиная доля» - в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы).

– Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и наградить победителей. Надеюсь, что ваш лексикон сегодня существенно обогатился интересными словами и выражениями.

Подведение итогов конкурса; выставление отметок самым активным участникам конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие по русскому языку "Интеллектуальный поединок"

Известно, что развитие речи у школьников, интереса и любви к русскому языку вне уроков достигается в том числе и с помощью внеклассных мероприятий по предмету. Предлагаю вашему вниманию одно из них....

Внеурочное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" 10 класс

данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать материал по русскому языку и литературе...

Внеурочное мероприятие по русскому языку "Поле чудес"

Разработка внеурочного мероприятия по русскому языку "Поле чудес" 5-9 классы...

Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"

 Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...

Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"

 Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...

Внеурочное мероприятие по русскому языку для 5-6 и 7-8 классов по теме «Фонетика и орфоэпия».

Материал позволит проверить знания учащихся по фонетике и орфоэпии, умение оперативно мыслить в условиях конкурса, работать в команде, грамотно формулировать мысли-ответы, прививать любовь к языку, во...

Сценарий внеурочного мероприятия по русскому языку в 5 а классе

Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды – 6 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды. Квест-...