Сценарий внеурочного мероприятия по русскому языку в 5 а классе
план-конспект

Дряева Дарья Александровна

Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды – 6 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды. Квест-игра построена так, что предполагает переход от одного станции  к другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_v_pogone_za_liderom.docx69 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного мероприятия по русскому языку в 5 а классе

Тема: КВЕСТ-ИГРА «В погоне за лидером!»

(В рамках недели русского языка и литературы 2021-2022 уч.год)

Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды – 6 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды. Квест-игра построена так, что предполагает переход от одного станции  к другой.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

Тема: «Путешествие в Страну русского языка»

Вид урока: Квест-игра

Время: 40 минут

Место проведения: кабинет русского языка, территория школы

Оборудование: ручки, карандаши, маршрутные листы, задания, конверты с заданиями.

Ход игры

Учитель. Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в Страну русского языка. В этой богатой стране много разных больших и маленьких городов. И чтобы нам с Вами побывать в каждом из них, необходимо на «отлично» знать школьный предмет «Русский язык». Итак, друзья, давайте откроем для себя чудесный край Орфографии и фонетики, прекрасную область Словообразования и много-много интересных территорий этой страны. Победителем станет та команда, которая наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.

Всего каждая команда должна пройти 5 станций. А чтобы найти следующую станцию, вам нужно определить номер конверта, в котором оно находится.

Для того чтобы отправиться в путешествие по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
  7. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
  8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)

СТАНЦИЯ 1. «ГОРОД МУДРЕЦОВ»

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (зачитывается начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

Найдите ошибки ( решают команды, 1 балл):

  • Два сапога – тара. (пара)
  • Ус хорошо, а два лучше.( ум)
  • Голод не щётка.(тетка)
  • Тело мастера боится. (дело)
  • Жди у горя погоды.(моря)
  • Толочь соду в ступе. (воду)

Слова для справок: ВОДА, МОРЕ, ТЕТКА, ДЕЛО, ПАРА, УМ

СТАНЦИЯ 2. «ЛАБИРИНТ СЛОВ» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

 СТАНЦИЯ 3. «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛИЦ» (устно)

(правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.         Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

7.      Часть слова без окончания (основа).

8.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

9.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

10.  Раздел русского языка, изучающий части речи (фонетика).

2. Отгадать ребус

СТАНЦИЯ 4. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги)

Сделать синтаксический разбор этого предложения  ( 5 баллов)

СТАНЦИЯ 5. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).

Ответы

Текст №1

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 

Текст №2

1.      У одного отца было два сына.

2.      Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3.      Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.      Они пошли судиться к соседу.

5.      Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6.      Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7.      Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8.      Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Подведение итогов:

  Учащиеся,  выполнив  все  задания,  подходят  к  столу  учителя.  Учитель резюмирует правильность и точность ответов, считает набранные баллы и объявляет оценки за урок.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1

КОМАНДА____________________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

1

«ГОРОД МУДРЕЦОВ»

2

«ЛАБИРИНТ СЛОВ»

3

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛИЦ»

4

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ»

5

«СОБЕРИ ТЕКСТ»

Итого:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2

КОМАНДА____________________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

1

«СОБЕРИ ТЕКСТ»

2

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛИЦ»

3

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ»

4

«ЛАБИРИНТ СЛОВ»

5

«ГОРОД МУДРЕЦОВ»

Итого:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

КОМАНДА____________________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

1

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛИЦ»

2

«ГОРОД МУДРЕЦОВ»

3

«СОБЕРИ ТЕКСТ»

4

«ЛАБИРИНТ СЛОВ»

5

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Итого: 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №4

КОМАНДА____________________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

1

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ»

2

«СОБЕРИ ТЕКСТ»

3

«ГОРОД МУДРЕЦОВ»

4

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БЛИЦ»

5

«ЛАБИРИНТ  СЛОВ»

Итого:

Команда _____________________________

СТАНЦИЯ 1. «ГОРОД МУДРЕЦОВ»

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Здесь дано начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь,______________________________________.

2.      Без труда ________________________________________.

3.      Кончил дело – ____________________________________.

4.      Волков бояться – __________________________________.

5.      С кем поведешься – _____________________________________________________.

6.      Как аукнется – _____________________________________________________.

7.      За двумя зайцами погонишься – _____________________________________________________.

8.      Тяжело в учении – _____________________________________________________.

9.      Любишь кататься – _____________________________________________________.

10.  Учение – свет, _____________________________________________________.

11.  Семь раз отмерь _____________________________________________________.

12.  Не имей сто рублей, _____________________________________________________.

Найдите ошибки ( решают команды, 1 балл):

  • Два сапога – тара.______________
  • Ус хорошо, а два лучше._______________
  • Голод не щётка._____________________
  • Тело мастера боится. _________________
  • Жди у горя погоды.________________
  • Толочь соду в ступе. __________________

Команда__________________________________

СТАНЦИЯ 2. «ЛАБИРИНТ СЛОВ»

Соберите слова, которые спрятались в других словах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ.

_____________________________________________

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ.

___________________________________________________

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.

__________________________________________________________

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.

_______________________________________________________________________

 СТАНЦИЯ 4. «БЛИЦ»

Отгадайте ребус

hello_html_755f6468.jpg

Команда__________________________

СТАНЦИЯ 5. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 2 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Выполните синтаксический разбор получившегося предложения.

Текст №1

Голова сказала: «Разойдемся!».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

 И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

 Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился. 

Текст №2

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Они пошли судиться к соседу.

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

У одного отца было два сына.

СТАНЦИЯ 1. «ГОРОД МУДРЕЦОВ»

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (зачитывается начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

Найдите ошибки ( решают команды, 1 балл):

  • Два сапога – тара. (пара)
  • Ус хорошо, а два лучше.( ум)
  • Голод не щётка.(тетка)
  • Тело мастера боится. (дело)
  • Жди у горя погоды.(моря)
  • Толочь соду в ступе. (воду)

Слова для справок: ВОДА, МОРЕ, ТЕТКА, ДЕЛО, ПАРА, УМ

Для ведущего

 СТАНЦИЯ 5. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).

Ответы

Текст №1

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 

Текст №2

1.      У одного отца было два сына.

2.      Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3.      Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.      Они пошли судиться к соседу.

5.      Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6.      Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7.      Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8.      Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе

Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формиров...

Внеурочное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" 10 класс

данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать материал по русскому языку и литературе...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении   рус...

Сценарий внеурочного мероприятия по английскому языку для обучающихся 7-8 классов.

Данная разработка внеклассного мероприятия будет интересна учителям для привлечения детей к жизненному пути и творчеству С.А. Есенина....