Методические рекомендации кл.руководителю по организации антинаркотической работы в классе
методическая разработка на тему

Создавая воспитательную систему класса, классный руководитель обязан учитывать основные правила:

1. Мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Для младшего школьника: деятельность - более благоприятна игровая.

Для подростка: подростку нужна деятельность, которая дает возможность общаться, т. е. проявить, вызвать уважение окружающих, тем самым повысить свой статус (авторитет) в коллективе.

Для юношеского возраста: старшеклассники нуждаются в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому деятельность (система мероприятий) призвана дать ему возможность максимально собрать знания о себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации классному руководителю по организации антинаркотической работы в классе

Создавая воспитательную систему класса, классный руководитель обязан учитывать основные правила:

1. Мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Для младшего школьника: деятельность - более благоприятна игровая.

Для подростка: подростку нужна деятельность, которая дает возможность общаться, т. е. проявить, вызвать уважение окружающих, тем самым повысить свой статус (авторитет) в коллективе.

Для юношеского возраста: старшеклассники нуждаются в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому деятельность (система мероприятий) призвана дать ему возможность максимально собрать знания о себе.

2. Каждое мероприятие должно быть нацелено на конечный результат и решать определенные задачи.

3. Внеклассные мероприятия должны быть в системе.

4. Воспитательная система должна учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, мнение учащихся и родителей.

5. Классный руководитель должен помнить, что мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

6. Классный руководитель, должен внимательно изучить систему воспитательной работы предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Приоритетные направления в работе классного руководителя:

1. Направление "Здоровье".

Цель: демонстрация учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;

формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Основные понятия направления "Здоровья":

психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Деятельность:

сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и другими медицинскими учреждениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса, с родителями учащихся и учителями - предметниками, с психологической службой для изучения психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;

сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

организация и проведение мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Формы работы с классным коллективом:

спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, олимпиады, марафоны, встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками-победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных ВУЗов,

походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья,

предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет,

беседы, дискуссии по следующим темам "Спорт в моей жизни", "Великие спортсмены моей страны и мира", "Трудные судьбы большого спорта", "Спорт в нашей семье", "Как заниматься спортом без ущерба здоровью", "История видов спорта", "Спортивные столицы мира", "Спортивные традиции и обычаи в различных странах мира", "Спорт и интеллект - понятия совместимые", "Экстремальные виды спорта", "Красивый спорт и грубый спорт - как это понимать", "Вредные привычки. Как от них избавиться" и др.

тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса,

ведение книги спортивных рекордов класса,

встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации,

обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме,

читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.

Классный руководитель должен уделить большое внимание формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. С этой целью необходимо организовать серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.

Условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактики асоциальных явлений:

Актуальность. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.

Такие мероприятия должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Формы работы по профилактике асоциальных явлений:

Просмотр кино-видео фильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления,

Встреча с людьми сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях,

Встреча со специалистами,

Создание рекламных роликов по пропаганде здорового образа жизни,

Конкурсы рекламных щитов по пропаганде здорового образа жизни,

Пресс-конференции, брифинги по данной теме.

 2. Направление "Интеллект".

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Основные понятия направления "Интеллект":

умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Деятельность:

изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы,

сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося,

интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда,

организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся,

сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся,

Формы работы с классным коллективом:

внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления,

интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели школы,

интеллектуальные бои, ринги, дебаты,

научно-исследовательские конференции, смотры интеллектуального творчества,

спецкурсы и факультативы.

3. Направление "Общение".

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

формировать у учащихся культуру общения в системе "учитель - ученик", "ученик - ученик", "взрослый - ребенок".

знакомить учащихся с традициями различных поколений.

Основные понятия направления "Общения":

Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.  

Деятельность:

изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики,

обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности,

организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения,

обучения родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Формы работы с классным коллективом:

спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме "Общение",

тренинги общения учащихся и их родителей,

тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей,

самопрезентации и самопредставления,

праздники, конкурсы, дебаты.

 4. Направление «Нравственность».

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания,

формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.

Основные понятия направления " Нравственность".

 Нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.

Деятельность:

развитие у учащихся желания знать, понимать и реально действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях,

развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон,

воспитание умения бороться и выживать в трудных жизненных ситуациях,

воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования,

формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы с классным коллективом:

спецкурсы по нравственной тематике,

тематические классные часы,

тренинги нравственного самосовершенствования,

театральные и кинопросмотры,

экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, посёлка,

дискуссии по нравственной тематике,

поисковая работа, создание музеев,

 шефская работа в детских домах, больницах, детских садах,

изучение нравственного наследия писателей и поэтов мира и страны,

праздничные поздравления одноклассникам, педагогам,

клубы "Азбука нравственности", "Нравственные истины".

 5. Направление "Досуг".

Цель: создать условия для равного проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальной внеурочной деятельности;

использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;

изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;

просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ;

развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим ошибкам и достижениям.

Деятельность:

изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий; предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочное время; предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений ребёнка.

Формы работы с классным коллективом:

празднование памятных дат в жизни учащихся,

празднование памятных дат календаря,

посещение театров, музеев, выставок,

театрализованные представления,

фестивали, презентации,

литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

 6. Направление "Гражданственность".

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

формирование  у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,

формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию,

обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

 Основные понятия направления "Гражданственность":

право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

 Деятельность:

изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

Формы работы с классным коллективом:

тематические классные часы, спецкурсы,

встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка,

конкурсы, викторины по правовой тематике,

праздники получения паспорта,

интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему "Я имею право на..."

читательские конференции по правовой тематике.

7. Направление "Семья".

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

организация и совместное проведение досуга детей и родителей,

организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед,

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе "учитель- ученик-родитель".

Основные понятия направления "Семья".

Семья, уклад и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.

Деятельность:

поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы,

сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями,

изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

Формы работы с классным и родительским коллективом:

тематические классные часы, посвященные корням "Откуда начинается мой род", "Военная летопись моей семьи", "Моя семья в фотографиях и воспоминаниях", "Памятные даты моей семьи" и т.д.,

праздник семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей и внуков,

создание клубов общения "Родители и дети",

тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,

праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля), и красным датам школы (1-е Сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т. д.) ,

походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей,

дни творчества, дни открытых дверей.

Из интернет-источников