По дорогам фронтовым.
классный час (9 класс) на тему

Капустина Светлана Анатольевна

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_vov_v_9_klasse.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне в 9 «А» классе

 2015 учебный год.

«По дорогам фронтовым»

Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ, патриотизма, гражданской зрелости, уважения к людям, победившим в страшной войне и преодолевшим все тяготы сурового военного времени.

 Задачи:

1.Сформировать у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны и о значении музыки и  песни   на   войне.

2.Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы Великой Войны.

3.Прививать любовь и уважение к своей Родине и народу.

Основой мероприятия являются стихи о войне и песни военных лет. В процессе используются минусовки песен, инсценировка, стихи.

Видеоролики, рассказывающие о событиях военных лет.

Основная часть.

В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе. 
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? … 
(Слайд) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
 Письмо 
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Учитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой; в это время на экране слайды, соответствующие тематике слайды) 
«28 июня» 1941г. 
Милая Тонечка! 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

Вопросы классу: 
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста. 
V. Волжская баллада (слайды)
Ребята, послушайте балладу Льва Ошанина, которая была написана через некоторое время после окончания войны(накидываю шаль себе на плечи и читаю наизусть)
Волжская баллада
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча, – 
С той поры, как солдатской дорогой войны 
Муж ушел, сапогами стуча. 
День-то занят, зато в непроглядную ночь 
Думы душу секут, как дожди. 
Он и на слово смолоду был не охоч, 
Ну а писем и вовсе не жди. 
На четвертом году прибывает пакет. 
Почерк в нем незнаком и суров: 
«Он отправлен в саратовский лазарет, 
Ваш супруг, Алексей Ковалев». 
Председатель дает подорожную ей. 
То надеждой, то горем полна, 
На другую солдатку оставив детей, 
Едет в город Саратов она. 
А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы? 
Много раненых братьев, отцов и мужей 
На покое у волжской воды. 
Наконец ее доктор ведет в тишине 
По тропинкам больничных ковров. 
И, притихшая, слышит она, как во сне: 
– Здесь лежит Алексей Ковалев. – 
Нерастраченной нежности женской полна, 
И калеку Наталья ждала, 
Но того, что увидела, даже она 
Ни понять, ни узнать не могла. 
Он хозяином был ее дум и тревог, 
Запевалой, лихим кузнецом. 
Он ли – этот бедняга без рук и без ног, 
С перекошенным, серым лицом? 
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, 
повалилась в кровать головой, 
В голос вдруг закричала, завыла она. 
– Где ты, Леша, соколик ты мой?! – 
Лишь в глазах у него два горячих луча, 
Что он скажет – безрукий, немой! 
И сурово Наталья глядит на врача: 
– Собирайте, он едет домой. – 
Не вернуть тебе друга былого, жена, – 
Пусть как память живет он в дому. 
– Вот спаситель ваш, – детям сказала она. – 
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой, 
Горевал ее горем колхоз. 
Но как прежде, вставала Наталья с зарей, 
И никто не видал ее слез. 
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги… 
Только вдруг, словно годы назад, 
Под окном раздаются мужские шаги, 
Сапоги по ступенькам стучат. 
И Наталья глядит со скамейки без слов, 
Как, склонившись в дверях головой, 
Входит в горницу муж – Алексей Ковалев – 
С перевязанной правой рукой. 
– Не ждала? – говорит, улыбаясь, жене. 
И, взглянув по-хозяйски кругом, 
Замечает чужие глаза в тишине 
И другого на месте своем. 
А жена перед ним ни мертва ни жива… 
Но, как был он в дорожной пыли, 
Все поняв и не в силах придумать слова, 
Поклонился жене до земли. 
За великую душу подруге не мстят 
И не мучают верной жены. 
А с войны воротился не просто солдат, 
Не с простой воротился войны. 
Если будешь на Волге – припомни рассказ, 
Невзначай загляни в этот дом, 
Где напротив хозяйки в обеденный час 
Два солдата за братским столом.
Вопрос классу: Как вы поняли основную мысль баллады?…
(предполагаемые ответы учеников) … Война жестока, она ломает судьбы людей, рушит семьи, их счастье, разлучает любимых, порой навсегда... …Но люди умели довольствоваться малым, ценили и осколки былого счастья, примером является Наталья - героиня баллады. 
…У женщины большое доброе сердце – оно не очерствело во время войны-, она преданна своему любимому мужу, даже тогда, когда видит тело без ног и рук, забирает его домой. И продолжает жить! И не жалуется на судьбу! Никто не видел ее слез. …Когда возвращается ее муж, она «ни мертва ни жива» – злую шутку с ней сыграла война, ведь она смирилась с мыслью, что ее любимый - калека, а оно вон как вышло. Возможно, напутали что-то с документами, или они были однофамильцами. Но муж все понимает без слов и кланяется жене до земли. 
Вопрос классу: Сравните две истории, что общего в них вы бы отметили?
(предполагаемые ответы) …Безграничная любовь и преданность! В первом случае танкист в последние минуты жизни пишет письмо любимой, на его коленях ее портрет, так легче и умирать не страшно, зная, что где-то далеко есть любимый человек. Во втором – для Натальи важно, что любимый жив! Любимый – калека лучше, чем мертвый любимый. …Это и есть великая сила любви, которая помогла и явилась спасительной силой для Алексея Ковалева, который вернулся домой. Не упрекнув жену ни в чем, а лишь поклонился ей до земли.
VI. (слайды)
(выходит ученик и читает стихотворение)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Стих написан: 1941
Какие произведения о войне знаете вы? Какие фильмы о войне смотрели?

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
(В. Высоцкий)
VII. Подведение итогов.
Обратите внимание на слова Моцарта: Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы. Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.
Звучит песня «Журавли».                  

 Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их — прекрасных и незабываемых! И у каждой своя история, своя судьба. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная истории Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Фронтовые дороги учителей"

Работа носит краеведческий характер и рассказывает о фронтовых дорогах учителей нашей школы....

Татьяна Ёлкина, Анжела Ситникова. "Фронтовые дороги цыгановцев".

Наше поколение совсем мало знает о войне, но это не значит, что нам не интересно это время. С каждым годом всё меньше остаётся в живых участников тех страшных событий, поэтому мы, школьники, хотим как...

Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."

Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...

Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."

Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...

"Фронтовыми дорогами с Василием Тёркиным"

Отзыв об интерактивной программе по книге А. Т. Твардовского "Василий Тёркин" в Музее Героев. Фото: http://nsportal.ru/albom/2016/07/20/ushakova-vera-valerevna/frontovymi-dorogami-s-vasiliem-tyorkinym...

Омичи на фронтовых дорогах

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Великой Отечественной войне...

Фронтовые дороги Зун-Муринцев

Геройству лишних слов не надо,Но каждый день и каждый часОни смертью жили рядом,Чтоб оградить от смерти нас.Чтоб мир наш стал ещё чудесней, Чтоб тишина царила в нем.......