Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"
методическая разработка на тему

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зрелого гражданского общества. Эти  проблемы невозможно решить за короткий по историческим меркам срок построения правового государства в нашей стране. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_antikorruptsionnoe_vospitanie.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Староильдеряковская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Проект программы

 «Антикоррупционное воспитание в школе»

Автор и руководитель проекта: Прохорова И.В.

2016 г.

Паспорт проекта

Информация о заявителе: Прохорова И.В., ЗДВР, МБОУ «Староильдеряковская СОШ» Аксубаевского муниципального района РТ.

Автор и руководитель проекта: Прохорова И.В.

Партнеры:

  1. родители обучающихся
  2. учителя школы
  3. работник ФАП

Участники проекта:

Учащиеся школы

Сроки реализации проекта:

Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания проекта: сентябрь 2018 г.

Продолжительность проекта: 3 года

Актуальность  проекта

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зрелого гражданского общества. Эти  проблемы невозможно решить за короткий по историческим меркам срок построения правового государства в нашей стране. Коррумпированность российского общества, на наш взгляд, нельзя победить только мерами ужесточения ответственности взяточников. Будет ли процветать коррупция, во многом  зависит от осознания гражданами своих прав и обязанностей. Необходимо воспитать целое поколение граждан с качественно новым правовым сознанием. Эту цель ставят перед собой педагоги и обучающиеся Воркутинского политехнического техникума. Актуальность этого проекта в современном обществе подтверждает политика правительства Российской Федерации, направленная на  недопустимость явлений коррупции во всех сферах жизни общества. В связи с этим деятельность педагогического и ученического коллектива направлена на воспитание качественного нового политического и правового сознания подрастающего поколения.

Проблемы гражданской  и правовой социализации личности стали основными для Совета ученического самоуправления в школе. Совет самоуправления разработал и совместно с педагогами осуществляет проект «Антикоррупционное воспитание в школе». В процессе формирования личности необходимо соединять три составляющих:

  •  Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона. Создание большинства прозрачных и понятных процедур. Объяснение учащимся обычных способов решения проблем. Следует отметить  существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.
  •  Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.
  •  Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.

    Система самоуправления – это подготовка учащихся к активному участию в жизни гражданского общества. Учащиеся школы – самая развивающаяся, динамичная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через несколько лет займет места от сферы производства до сферы управления.  Представить себе, какой она будет через несколько лет  - это значит  заглянуть в будущее страны. Посмотреть в это будущее с оптимизмом возможно  только  при условии  активной общественной позиции юных граждан  и их непримиримости к явлениям коррупции.

Цель антикоррупционного воспитания

  • воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях, проявлениях в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
  • научиться распознавать коррупцию;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами;
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
  • воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
  • способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Сроки реализации проекта

 Основные мероприятия проекта  планируется осуществлять в течение учебного года. Затем планирование осуществляется на следующий год с учетом политических изменений, анализа проделанной работы и пожеланиями целевой группы проекта. Полностью проект предполагается реализовать в течение трех лет  - 2016-2018 гг..

 Три года - срок обучения основного числа обучающихся в школе. Этот срок позволит проследить качественные изменения в антикоррупционном  и правовом сознании учащихся.

Содержание проекта

      В проекте предусмотрено воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции и правового сознания. В мероприятиях по реализации проекта предполагается  ознакомление с явлением коррупции, формирование сознательной нетерпимости к проявлениям коррупции, демонстрация возможностей и механизмов  борьбы с коррупцией.

    В процессе реализации проекта  предусмотрено соединение нескольких  составляющих:

  •  создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона.
  •  создание информационного пространства с целью прозрачности при реализации властных полномочий  и процедур.
  •  объяснение учащимся законных способов решения проблем, связанных с реализацией своих прав.
  •  воспитание уважения к существующим нормам и законам, законодательной, судебной и исполнительной  властям разных уровней.
  •  объяснение важности  влияния гражданского общества на власть в правовом государстве.
  •  незыблемость законов для всех  педагогов и учащихся и равенство в процессе их выполнения.

Основные компоненты в социальном проекте «Антикоррупционное воспитание» это:

  •  отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  •  антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия;
  •  просвещение в области изучения конкретных механизмов влияния на власть;
  •  обретение опыта решения жизненных и лицейских  проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  •  деятельность по формированию у  обучающихся антикоррупционного мировоззрения;  
  •  подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других внеправовых действий.

Для  достижения результатов в области формирования антикоррупционного сознания проект будет реализоваться в трех направлениях:

  1. Школа  социального управления.

        Это направление выполняет задачи моделирования будущей жизни человека, где  необходимо будет  иметь навыки руководить и подчиняться, проявлять гражданскую активность, реализовывать свои способности. Основными факторами, влияющими на подготовку личности к этой многофункциональной деятельности в жизни гражданского общества станут обучение в «Школе актива», управленческая и организационная деятельность в коллективе сверстников, участие в проведении дней самоуправления, навыки социального планирования и проектирования и совете по профилактике правонарушений, участие в городских и республиканских общественно-политических акциях и конкурсах.

 2) Просветительская деятельность.

 Правовое просвещение – одна из главных задач проекта. Только личность, которая умеет взаимодействовать в социуме  в рамках правового поля, может иметь устойчивый иммунитет к различным проявлениям коррупции. Встречи и заинтересованное общение с сотрудниками правоохранительных органов и представителями власти местного самоуправления, деловые игры и диспуты будут способствовать формированию  правового сознания учащихся и выработке реальных механизмов взаимодействия власти и общества.

3) Информационное направление.

  Информация о деятельности администрации  и органов власти ученического самоуправления формирует опыт  прозрачности власти на уровне  школы. Это будет  способствовать осознанию того, что свобода слова и общественное мнение – это не только один из способов борьбы с коррупцией, но и неотъемлемый элемент правового государства. В рамках проекта планируется издание молодежной газеты, работа радиоузла, изучение и исследование мнений и мировоззренческих позиций молодых людей.

 Проект предполагается воплотить в жизнь силами Совета самоуправления с привлечением активов  групп и с помощью педагогического коллектива. Для реализации проекта создается инициативная группа, которая работает по обозначенным направлениям.

  Организуя дни самоуправления, выпуская газету «Голоса», проводя общественные  мероприятия и акции, общаясь с представителями властных структур, изучая механизмы взаимодействия с властью и влияния на нее, участвуя в диспутах и проектной деятельности,  ребятам предоставляется возможность изучить социальную среду,  проявить свои лидерские качества, приобрести опыт руководить и подчиняться. А значит, не только осознать свои права и обязанности, но и сформировать нетерпимое отношение к коррупции, экстремизму, нарушениям закона.  

Основные компоненты системы

антикоррупционного воспитания в школе:

  •  отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  •  антикоррупционное просвещение: изложение сущности коррупции как преступного действия - на уроках обществознания;
  •  обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  •  педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

В начальном звене

Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество»

предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

  • общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
  • человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
  • младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.

Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

  • друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.

Для учащихся (8-10 классов - 1 раз в четверть) также проводятся классные часы

(другие внеурочные виды) в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой (заглавия тем могут меняться)

  • Быть честным. По законам справедливости.
  • Быть представителем власти. Властные полномочия.
  • Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции в нашей стране?
  • Закон и необходимость его соблюдения.
  • Государство и человек: конфликт интересов.
  • Требования к человеку, обличенному властью.
  • Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

Критерии оценки эффективности проекта

  •  формирование законопослушного поведения и уменьшение количества правонарушений среди учащихся.
  •  умение различать в обществе коррупционные явления.
  •  увеличение числа молодых людей, принимающих активное участие в общественной жизни.
  •  умение реализовать свои права и выполнять свои гражданские обязанности в социальной роли учащегося.
  •  обретение опыта решения жизненных и лицейских  проблем и выхода из конфликтов на основе взаимодействия педагогов и учащихся.
  •  умение молодых  лидеров организовать общественно значимые дела.
  •  отсутствие в лицее случаев экстремизма.
  •  отсутствие в лицее случаев коррупции.

Предполагаемые конечные результаты:

  •  знание молодыми людьми своих прав и выполнение обязанностей в гражданском обществе.
  •  умение противостоять коррупционным явлениям в обществе и нетерпимость к проявлениям коррупции во всех сферах жизни.
  •  осознание себя гражданином правового государства.
  •  активное  участие в жизни общества.
  •  законопослушное поведение.
  •  ценностные установки  и способности, необходимые для активной гражданской позиции.
  •  политическая и правовая социализация личности,
  •  формирование правового сознания и политической  культуры.
  •  определение места и роли личности в системе политических и правовых отношений.
  •  толерантность сознания.