Встреча с выдающимся человеком "Человек и его дело"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Встреча с Е. В. прасоловым, губкинским поэтом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК  И  ЕГО ДЕЛО

Встреча с Прасоловым Евгением Васильевичем

Цель: воссоздать историю лозоплетения и показать приемы кустарного промысла, привитие любви к Отчизне, родной природе, народным традициям.

Задачи:

- воспитание патриотизма, любви к своему краю;

- пропаганда лучших образцов изделий и новейших приемов лозоплетения;

- изучение богатейшего наследия отечественных мастеров, чтобы это стало естественной потребностью души.

Место проведения и оборудование:

Актовый зал школы,

выставка изделий из лозы: кресла, диван, стол, предметы утвари.

Участники:

Учащиеся 5-6-х классов.

Вступительное слово учителя:

        Хочу обратиться ко всем присутствующим, кто хотел бы познакомиться с основами художественного плетения их ивового прута и приобщиться к искусству одного из старинных русских промыслов. На трудное и благородное дело решились вы.

Учащийся 1. Еще в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей, вершей, других предметов быта, охоты и рыболовства. В ряде случаев даже возводили плетеные стены жилых и хозяйственных построек. Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.

Учащийся 2. Ивушка зеленая встречала человека при рождении (из нее делали колыбельки для ребенка, погремушки, нехитрые игрушки) и оставалась верной спутницей всей его жизни. Действительно, ива – вестник весны, пробуждения природы, первый медонос. Раньше, чем у других деревьев и кустарников, ее ветви покрываются душистыми соцветиями, привлекая пчел. Раньше всех она начинает зеленеть, радуя глаз.

Учащийся 3. Облиственные ветки сушили и скармливали веники из них козам и овцам. Кору многих видов ивы на Руси употребляли для дубления кож, а некоторых видов – в лекарственных целях. Известно было, что ивы укрепляют пески, берега каналов, откосы плотин, защищают почву от эрозии. Однако великая их заслуга в том, что породили они славное племя лозоплетельщиков.

Учитель: Когда же и как возник на Руси этот промысел?

Каждый скажет: давно. И будет прав. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего. У изб и домов нередко красовались плетни из ивовых прутьев. Сам же промысел развивался стихийно.

        … В 1830 г. из-за границы вернулся владелец Звенигородской вотчины – князь Д.В. Голицын и привез с собой несколько корзин иностранной работы, чтобы заставить крепостных плести такие же. Первым испробовал свои способности некто Голубенок – самый известный в округе мастер плетения шляп из соломы. После ряда неудачных опытов он преподнес князю корзину, сделанную ничуть не хуже заморских, за что получил разрешение обучать этому искусству всех желающих.

        Плетению мебели крестьяне голицынского поместья научились от местного умельца, который некоторое время работал в мебельной мастерской в Москве и вернулся домой по слабости здоровья.

        Серьезно заговорили о производстве корзин как об удобной таре в связи с пуском первых железных дорог в России.

        Оплетки ивовыми прутьями бутылей и даже флаконов для духов пошла от Дмитрия Евдокимовича Мальцева в период Крымской кампании 1853-1856 гг.

        Итак, сегодня мы познакомимся с человеком, чьи изделия из лозы представлены на выставке. Это Прасолов Евгений Васильевич, директор Губкинского краеведческого музея.

        Выступление гостя выставки.

Вопросы участников встречи:

  1. Почему Вы выбрали такой вид ремесла?
  2. Трудно ли изготовит мебель из лозы?
  3. Сколько времени было затрачено на изготовление дивана?
  4. Продавали ли Вы свои изделия и сколько они могут реально стоить?
  5.  С чего Вы начинали?

Прасолов Е.В.: «С чего начать?»

Прежде всего с определения, что мебель – не отвлеченное понятие, не абстрактно существующие предметы домашней обстановки, а то, что создает максимальный комфорт, входят в оформление и украшение интерьера дома, квартиры, дачи, проще говоря, обуславливает уют. Плетеная мебель несет на себе также отпечаток художественного стиля, присущего определенному периоду материальной истории и культуры.

Размеры мебели должны обеспечивать удобства пользования ею. Уклон спинок стульев, кресел, дивана делают таким, чтобы сидящий на них человек чувствовал себя хорошо. И в то же время мебель должна быть прочной и долговечной, иметь выразительные формы и пропорции, красивую отделку, то есть отвечать всем эстетическим и утилитарным требованиям.

Каждый, надеюсь,  знает, что плетеную мебель обычно делают в комплекте из нескольких предметов, оформленных в едином художественно-конструктивном стиле.

Какого же порядка надо придерживаться при изготовлении, например, кресла?

  1. Подобрать весь необходимый материал на детали каркаса – толстый прут и палки.
  2. Вымочить их в воде и на специальных шаблонах согнуть до нужной конфигурации, высушить гнутые детали в шаблонах или на особых щитах с упорами.
  3. Подготовить узлы из полученных частей – рамки сидений, проножки, подстрелки, сами ножки, подлокотники и дуги спинки.
  4. Установить крестовину проножки между ножками кресла на высоте 12 см, прибить гвоздями подлучки и широкую шинку с наружной стороны ножек.
  5. Собрать каркас из деталей и узлов, прочно соединить их между собой подстрелками, подлучками, вставками узорами.
  6. Прибить гвоздями к передним ножкам кресла на 18 см ниже рамки сиденья палку («барабанчик» с прикрепленными к ней на всю ширину (как к обручу), стояками для заплетки сиденья.

Оплести стояки веревочкой и сплошным плетением до уровня рамки сиденья, согнуть в горизонтальное положение через переднюю часть рамки и продолжить на всю глубину кресла. Концами стояков обогнуть заднюю часть рамки и прибить гвоздиками.

  1. С наружной стороны рамки задней части сиденья прибить гвоздями стояки и также оплести веревочками, сплошным либо ажурным рисунком прутьями или лентой-глянцем.
  2. Оплести нижнюю часть кресла, то есть ножки до упоров и мест сопряжения, а затем обвить подлокотники и дуги спинки лентой-глянцем.
  3. Для окончательной отделки кресла зачистить и отшлифовать незаплетенные ею части, обрезать все лишние концы оплетки, осмотреть и устранить выявленные недостатки.

Кажется, чего проще, действуя в указанной последовательности, смастерить кресло. Однако до этого момента дистанция огромного размера. И, прежде чем приступить к работе, нужно четко представлять, что:

  • по своей конструкции кресла и другие предметы плетеной мебели подразделяются на каркасную, бескаркасную, палочную, столярно-каркасную, а также мягкую и полумягкую (какую избрать конструкцию – вопрос немало важный);
  • применяются густое плетение (простой одинарное) с определенным рисунком и без него, ажурное плетение в самых разнообразных комбинациях с иными видами; наборное плетение в один, два, три прута со сплошной или частичной оплеткой отдельных элементов изделия либо без оплетки;
  • на каркасы идут окоренные ивовые палки или заменяющие их струганные палки из других древесных пород;
  • не обойтись и без знания приемов и типов соединения некоторых деталей и узлов для предания изделиям прочности и устойчивости;
  • наконец, необходим целый набор шаблонов для изготовления и сушки в них гнутых деталей.

Учитель: В Доме творчества детей и подростков есть кружок по изготовлению изделий из лозы. Если у вас, ребята, есть желание познакомиться с этим древним искусством и изготовить для себя и своих родных художественное изделие, то вы можете записаться в этот кружок.

Я уверена, что года  через два-три вы сами начнете призывать других: «Плетите с нами! Плетите, как мы! Плетите лучше нас!»

Литература.

  1. Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута. – М.: Лесн. пром-сть,1985.
  2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избр. Труды. – М.,1972.
  3. Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. – М.: Русская книга и ТОО Вешки-М, 1993. – 200 с.
  4. Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута: Справ. пособие для любителей. – М.: Лесн. пром-сть, 1990.
  5. Железнов В.П. и др. Плетеные изделия. – М.: Лесн. пром-сть, 1982.
  6. Майнард Б. Плетение: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. М.: Россельхозиздат, 1986.
  8. Тарасенко В.М. и др. Конструирование и производство плетеной мебели. – М.: Лесн. пром-сть, 1983.

Два кресла вокруг плетеного столика. Кружевная поверхность стола сплетена из тоненьких прутиков, из них же выполнены чехольчики на каждую ножку из более толстого стволика тала. Для усиления конструкции на небольшом расстоянии от пола изящно изогнутый четырехугольник из веточек более темного цвета черемухи.

Нигде ни сучка не задоринки. Светлый лак лишь подчеркивает чистоту, шелковистость исходного материала. Все что потребовалось для мебели растет на берегу Оскольца – ива, черемуха.

Откровенно говоря, даже глядя на эти замечательные плетеные вещи, к которым то и дело прицениваются жители города и гости краеведческого музея, трудно вот так сразу, неожиданно связать любительское занятие одаренного одиночки с размахом, законами делового мира…

…но как же до сих пор трудно у нас начинать доброе, честное дело? Даже если вот он, Мастер, умеющий радовать своим уменьем не только наших соотечественников, но и приезжих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выдающиеся современники родного края. Их жизнь и дела».

«Выдающиеся современники родного края. Их жизнь и дела». урок № 26 по курсу краеведение в 5 классе...

Встреча в клубе «Семейная круговерть». Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Совместная деятельность классного руководителя и родителей...

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

«Выдающиеся люди. Зал славы. Что делает личность?»

Открытый урок в рамках диссеминации педагогического опыта, в рамках участия в конкурсе «Мой лучший урок»...

Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....