"Ещё раз о вредных привычках" классный час
классный час на тему

Журбенко Ирина Ивановна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eshche_raz_o_vrednyh_privychkah.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Ещё раз о вредных привычках

( классный час )

                                                                 составитель Журбенко Ирина Ивановна

                                                                 

Цель занятия: Показать отрицательное влияние на организм человека алкоголя, курения и наркотиков.  

Подготовка к занятию:

1. Провести анкетирование.

2. Заложить опыт с луком и пшеницей.

Оформление:  плакаты.

Ход занятия.

  1. Вводное слово учителя.
  • Какие вы знаете вредные привычки?
  • Почему они называются вредными?

  • Какие вы знаете алкогольные напитки?

Среди учащихся 8-9 классов была проведена анкета, было опрошено 23 ученика.

По результатам анкетирования 4% школьников попробовали алкоголь ещё до школы, 13% в 1-3 классах, 9% - в 4-6 классах, 64% - в 7-9 классах и 9% - не пробовали вообще.

У 43% детей родители знают, что их ребёнок употребляет алкогольные напитки и только 39% родителей осуждают их за это. Ребята отметили, что они употребляют алкогольные напитки – 9% - для самоутверждения, 13% - для символического участия, 21%  чтобы придать себе смелости и самоуверенности.

«Модным» в последнее время стало употребление пива.

100% опрошеных учащихся считают, что пиво – это алкогольный напиток. Пиво представляет собой натуральный алкогольный напиток. Основными компонентами являются вода (91-93%), углеводы (1,5-4,5%) и азотсодержащие вещества (0,2-0,65%). Остальные компоненты пива присутствуют в нём в незначительных количествах. Это минеральные кислоты, фенольные соединения, горькие вещества, ароматические соединения, биогенные амины и эстрогены.

Сообщение учащихся о вреде пива.

Вернёмся к результатам анкетирования

73% знают, что алкоголь оказывает вредное влияние на организм в целом, возможен хронический алкоголизм; 43% - знают о влиянии алкоголя на потомство, снижает спортивные результаты и 100% - считают, что школьники не должны употреблять спиртные напитки.

Посмотрим результаты опыта (см. приложение)

  • Какой можно сделать вывод о влиянии алкоголя на живой организм?

Наши школьники проводят свободное время с друзьями – 69%, ходят на дискотеку – 52%, смотрят телевизор – 47%, занимаются в спортивных секциях – 34%, читают книги – 26%, занимаются в кружках – 13% и только 9% не имеют определённых занятий. Я думаю, что наши школьники не должны находить время на употребление алкогольных напитков.

Сценка о курильщике.

  • О чём мы сейчас будем говорить?

Курение пагубно влияет на молодых. Никотин ограничивает их способность к плодотворной длительной умственной или физической работе.

Табак – это ослабленный умеренный наркотик. Он довольно быстро пленяет начинающего курильщика и не отпускает его до конца жизни. Несмотря на сильную зависимость, все желающие могут избавиться от этой вредной бытовой привычки. И чем раньше на это настроится курильщик, тем легче ему будет справиться со своей слабостью.

Курильщик настолько привыкает к сигарете, что даже и в мыслях не допускает возможности провести хотя бы немного времени без курения. В привычку входит перекур перед сном, утром натощак или после завтрака, на работе во время перерывов, дома у телевизора или за книгой, после обеда и даже во время прогулок на улице или в парке, на остановке автобуса, в такси.

  • Откуда же появился этот страшный враг?

Сообщение учащихся «Откуда появился табак?» (см. приложение)

Народная мудрость гласит: «Курильщик сам себе могильщик». Установлено, что в возрасте от 40 до 49 лет смерть уносит в могилу курильщиков в три, а в возрасте от 55 до 64 лет в 19 раз чаще, чем тех, кто никогда не курил. В среднем смертность среди курильщиков на 39 – 80% выше, чем среди некурящих.

  • Проанализируем состав табачного дыма.

Сообщение учащихся «Состав табачного дыма» (см. приложение)

В результате всесторонних исследований табачного дыма и его влияния на человека совсем недавно были обнаружены новые, совсем неожиданные свойства табачного дыма.

В нём были обнаружены радиоактивные вещества: полоний 210, излучающий альфа-частицы. Свинец 210 и висмут 210, излучающие бета-частицы. Было установлено и научно обосновано, что курильщик, выкуривший в день две пачки сигаре, получает дозу

облучения от 36 до 100 рад, в то время как доза по международным соглашениям о защите от радиации установлена не боле 5 рад.

Облучение в 100 рад больше чем достаточно, чтобы вызвать лейкемию, развитие не только рака лёгких, но и других органов человека.

Атомы этих радиоактивных веществ не могут быть задержаны никакими фильтрами, свободно циркулируют и накапливаются в организме курильщиков.

У курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь дыхательная система. Хорошо известен бронхит курильщиков, сопровождающийся мучительным кашлем. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную ёмкость: курильщики не могут долго бегать, у них появляются одышка, кашель. Доказано, что хроническим бронхитом и другими лёгочными заболеваниями заболевают все курильщики через 14 – 20 лет интенсивного курения.  

Курильщики туберкулёзом лёгких заболевают в 19 раз чаще, чем некурящие, в 20 –22 раза чаще раком лёгкого, в 20 – 30 раз раком тканей полости рта и зева, в 12 раз чаще получают инфаркт миокарда и язвенную болезнь желудка.

После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосудов примерно в течение 30мин. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце. С годами у заядлых курильщиков возникает «хромота» - боли в конечностях даже при непродолжительной нагрузке. Заболевание может прогрессировать и приводить к возникновению гангрены и необходимости ампутации.

Зубы у курильщиков, как правило, имеют жёлтый цвет и многочисленные трещины. Это способствует развитию кариеса и разрушению зубов.

После курения происходит спонтанное выделение пищеварительных соков, даже в отсутствие пищи. Они разъедают стенки желудка, что приводит к язве – очень распространённому заболеванию среди курильщиков и как следствие – появление неприятного запаха изо рта.

 Курение табака вредно действуют на нервную систему, сначала возбуждая её, а затем угнетая и притупляя сознание.

Особенно опасно курение для детей и подростков.

Курящие страдают ранней половой слабостью и могут иметь неполноценное, больное потомство. Это касается и курящих женщин.

Под воздействием табачного дыма ускоряет процесс старения организма. На 8 – 12 лет сокращается продолжительность жизни курильщика. Каждая выкуренная папироса в среднем на 6 – 10 мин сокращает его жизнь.

Почти все курящие после 35 –40 лет всё больше и больше времени тратят на лечение своих болезней.

Следующий этап занятия – наркомания.

Термин «наркомания» происходит от двух греческих слов: narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определил наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными способами, стремлением к постоянному увеличению дозы, и приводящее к физической и моральной деградации человека. Наркоманы принимают в 2 – 10 раз более высокие дозы лекарственных наркотических средств, чем принято использовать в лечебных целях.

Наркомания – серьезная  медицинская  и  социальная  проблема, требующая  постоянного  внимания  государства, общества, медицинских  работников, педагогов, родителей. Наркомания по-своему гораздо опаснее неизлечимых заболеваний. Такие болезни могут убить одного человека, а наркотик не только убивает самого наркомана. Но и приносит боль и страдания его близким.

Наслаждение, доставляемое наркотиками, очень скоротечно. Удовольствие быстро переходит в страдание. Пристастие к наркотикам ведёт ко лжи. Обману, воровству, безумной жажде следующей дозы. Для утоления этой жажды наркоман готов пойти на антиобщественные и антигосударственные действия.

 Как  показывает  статистика, именно  школьные  годы  наиболее  опасны с  точки  зрения  втягивая  в  среду  наркоманов. Из  общего  числа наркоманов  в  нашей  стране  20%  составляют  дети  15 – 16 лет и 14% - 17 – 18 лет. В  1994г. – уже  почти  21%, т.е.  каждый  пятый. И  это  по  официальным  данным,  а  не  по  официальным – каждый  третий  учащийся  школы  хотя бы  раз  попробовал  наркотики, и  начинают  они  это  делать  с  11 – 12  лет, а  не с  14 – 16,  как  раньше.

Первичная  наркотизация  у  подростков  обычно  происходит  в  форме  групповых  «проб», «экспериментов»,  т. е.  в  русле  специфических  возрастных  поисков  «интересного  времяпрепровождения», стремления  к  новому,  необычному,  рискованному,  свойственному  «миру  взрослых». Мотивами  таких  поисков  могут  быть  также  любопытство, подражание,  неудовлетворенность  своим  положением  в  семье,  школе,  стремление  найти  свое  место  в  группе  других  подростков,  протест  против  «навязываемых  норм  поведения»,  одиночество.

Препараты, которые потребляют наркоманы, зачастую изготавливают в абсолютно антисанитарных условиях по непроверенным рецептам, на примитивном оборудовании.

     В динамике развития наркомании условно можно различить три стадии: начальную, или адаптивную (изменение реактивности организма и появление психической зависимости); хроническую, или завершение формирования физической зависимости (абстинентный синдром, возникновение психоза и полинаркомании); позднюю, или истощение всех систем организма (снижение реактивности, слабоумие) и полное разрушение организма. В зависимости от вида наркомании эти стадии могут протекать по разному.

     В зависимости от вида принимаемого наркотика наркомания делится на гашишеманию (гашишизм), наркоманию морфинного типа, кокаизм и др.

Сообщения учащихся о разных видах наркотиков. (см. приложение)

  1. Кокаин.

 Дополнительная информация.  Всем известный тонизирующий напиток кока-кола, созданный в 1886г американским фармацевтом Пембертоном, поначалу включал в себя именно кокаин, который позже, в 1906г., был замещён кофеином. Таким образом, этот популярный напиток целых двадцать лет был в полном смысле слова наркотическим.

2. наркотики морфинного типа.

3. гашиш.

Работа в группах.

  1. Решить задачу.
  2. В течение 3х минут написать напротив слова-антонимы, связанные с проблемой наркомании. (см. приложение)

Все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведёт к деградации личности, но очень мало людей, находящихся на стадии привыкания, обращаются за помощью. Возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомлённости подростков. А с другой – с активным внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

- Давайте вместе эти мифы разрушим!

Миф первый: Попробуй - пробуют  все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.

Миф второй: Попробуй – вредных последствий не будет. Это ложь. К некоторым наркотикам зависимость формируется с 1-2 раза. Кроме того, в связи с индивидуальными особенностями возможна гибель при первой же инъекции.

Миф третий. Попробуй – если не понравится, прекратишь приём.

Миф четвёртый. Существуют «безвредные» наркотики.

Итог занятия.

  • Сделаем вывод о вреде  алкоголизма, курения и наркомании на организм человека.

Учитель на память раздаёт памятки. (см. приложение)

                                   Приложения

Откуда  появился  табак.

До  XVI  столетия  Азия, Африка  и  Европа  не  имели  ни  малейшего  представления  о  табаке.  Впервые  с  этим  растением  познакомились  члены  команды  Колумба, когда  высадились  на  одном  из  островов  Америки. Европейцы  увидели, что  жители  острова  из  сухих  листьев  какого-то  растения  свертывали  длинные  трубки, один  конец  которой  брали  в  рот, а  другой  поджигали  и  втягивали  через  рот  образующийся  дым,  выпуская  его  изо  рта  и  носа.  Этот  сверток  из  сухих  листьев  растения они  называли  табако.

На  эти  проделки  краснокожих  европейцы  смотрели  с  отвращением  и  удивлением,  так  как  почти  все  краснокожие  после  нескольких  затяжек  теряли  сознание  и  падали,  как  мертвые.

Европейцы  не  понимали, какое  удовольствие  находят  индейцы  в  этом  занятии. Ведь  дым  от  этого  растения  имеет  отвратительный  запах, индейцы  пьянеют  и  становятся  психически  ненормальными.

Несмотря  на  такие качества,  уже  через  столетие  это  дьявольское  растение  распространилось  по  всему  земному  шару. Первым  завез  семена  табака  в  Испанию  европеец  Гонзало  де  Овиедо. В  другое  европейское  государство – Португалию  семена  табака  были  завезены  Карлом  Курциусом,  который  распространил  слух, что  это  растение  обладает  лечебными  свойствами. Из  Португалии  в  1560г. семена  табака  завезли  во  Францию. Во  все  юго-восточные  страны  Европы  табак  проник  из  Австрии  и  Германии, куда  он  был  завезен  в  1561г.  Затем  табак  завезли  в  Турцию  и  во  все  страны  Азии  и  Африки.

В  XVII  столетии  голландские  купцы  завезли  табак  в  Китай  и  Японию.

В  конце  XVI  столетия  английские  торговцы  привезли  табак  в  Россию. Однако  вначале  табак  не  получил  широкого  распространения  в  России, так  как  из-за  неосторожности  курящих  в  Москве  и  других  городах  часто  случались  пожары.  Царь  Михаил  Федорович  не  только  запретил  курить  табак,  но  и  ввел  различные  наказания:  курильщиков  ссылали  в  Сибирь,  отлучали  от  церкви,  им  вырывали  клещами  ноздри.

Более  жестоко  преследовали  курильщиков  в  других  странах.  В  Турции  курение  табака  запрещалось  законами  Корана. Всех, кто нарушил  запрет, избивали,  высверлили  в  их  носах  отверстие, в  которые  вставляли  трубки. В  1633г.  в  Константинополе  возник  большой  пожар, и  султан  Мурад  IV  запретил  курение  табака  под  страхом  смертной  казни. Курильщиков  в  это  время  в  Турции  было  уже  очень  много,  и  по  всей  стране  состоялись  их  массовые  казни. Во  время  турецко-персидской  войны  в  1638г. солдат, куривших  табак,  вешали, им  отрубали  головы. В  Персии  шах  Аббас  приказал  отрезать  курильщикам  носы  и  губы, а  купца,  который  привез  табак  в  военный  лагерь,  приказал  сжечь  вместе  с  товаром.

Папа  Урбан  VIII  издал  буллу, которая  запрещала  курение  табака  под  страхом  отлучения  от  церкви. В  1692г.  в  Сант-Яго  за  курение  табака  были  замурованы  в  стену  пять  монахов.

Несмотря  на  повсеместные  жестокие  расправы  над  курильщиками, табак  продолжал  победоносное  шествие  по  земле. Оно  не  остановлено  и  до  настоящего  времени.

В  те  времена  торговцы  табаком  распространяли  слухи  о  его  целительных  силах,  якобы  восстанавливающих  и  укрепляющих  здоровье  и  повышающих  и  укрепляющих  здоровье  и  повышающих  умственные  способности  человека. Зажиточные  люди  устраивали  специальные  табачные  вечеринки,  пропагандируя  новшество.  

Народная  мудрость  гласит: «дурной  пример  заразителен», «запретный  плод  сладок». Табак, как  запретный  плод, получал  все  большее  распространение.  Часто  его  употребляли  просто  из  любопытства: попробую  и  брошу.

 Так  думали  многие,  но  не подозревали, что  уже  после  первой  выкуренной  папиросы  трудно  избавится  от  никотиновой  зависимости.

К  середине  XVII  века  спрос  на  табак  возрос  настолько, что  не только  торговцы, но и  правители  государств  поняли, что  торговля  табаком  является  очень  выгодным  делом, приносящим  большие  доходы.

Первым  табачным  королем  стал  король  Англии  Карл I. По  совету  своего  придворного  он  установил  дорогие  патенты  на  торговлю  табаком, а  в  1625г. ввел  на  табак  монополию, чем  пополнил  свою  казну.

В  России  Петр I  отменил  запрет  на  употребление  табака  и  разрешил  английским  торговцам  ввозить  в  Россию  табак, за  что  они  вносили  в  государственную  казну  огромнейшую  пошлину.

Постепенно  преследование  курильщиков  прекратилось. Началось  быстрое  производство  табака  практически  во  всех  странах. Предвидя  большие  прибыли, многие  правители  назначили  премии  за  его  разведение, выдавали  бесплатно  семена  и  инструкции  по  выращиванию  табака.  Это  послужило  толчком  к  проникновению  табака  во все  классы  и  сословия. Люди  забыли  про  религиозные  обряды  и  запреты.  

Состав табачного дыма.

Никотин, как  любой  яд, воздействующий  на  нервную  систему, в  малых  дозах  сначала  вызывает  эффект  возбуждения,  а  затем – эффект  угнетения. Со  временем  организм  курильщика  привыкает  к  яду, постепенно  появляется  зависимость, и  в  конечном  счете  развивается  хроническое  отравление.  У  застарелого  курильщика  изменяется  облик  в  результате  поражения  дыхательной,  сердечно-сосудистой  и  пищеварительной  систем, он  мало  чем  отличается  от  облика  больного,  страдающего  алкоголизмом  или  наркоманией. Никотин  вызывает  раздражение  слизистых  оболочек  у  человека,  что  способствует  воспалительным  реакциям  организма. Курильщики  более  подвержены  простудным  заболеваниям, у  них  снижен  иммунитет.

Оксид  углерода (II)   блокирует   гемоглобин  крови, связывая  его  в  карбоксигемоглобин, и,  в  свою  очередь,  это  приводит  к  кислородному  голоданию  тканей  различных  органов.

Деготь, канцерогенные  смолы, синильная  кислота   при  курении  также  попадают  в  легкие  и  разносятся  по  всему  организму.  Кроме  того, они  способны  растворятся  в  слюне,  что  приводит  к  их  попаданию  в  желудок.  Синильная  кислота  подавляет  окислительные  процессы  в  тканях.

Бензопирен  и  деготь  могут  быть  одной  из  причин  рака  легких, который  у  курильщиков  встречается  в  20 раз  чаще, чем  у  не курящих.

Оксиды  азота, муравьиная и уксусная  кислота   раздражают  и  повреждают  слизистую оболочку  ротовой  полости,  верхних  дыхательных  путей. 

Памятка для учащихся.

Никотин – заболевания кровеносных сосудов, сердца, лёгких и дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, нервной системы.

Синильная кислота – болезни сердца и крови

Радоактивные элементы – раковые заболевания, болезни лёгких и крови.

Канцерогенные смолы – раковые заболевания, повреждение зубной эмали, воспаление слизистых оболочек

Угарный газ – нарушение дыхания, болезни сердца.

Стирол – нарушение слуха, зрения, поражение органов осязания и обоняния.

Для наркотических веществ существуют смертельные дозы: для кокаина она составляет 0,0175г., для морфина – 0,5г на 1кг массы человека.

При систематическом потреблении пива в организме не остаётся ни одного здорового, нормально функционирующего органа:

Мозг – психоз, потеря памяти, инсульт;

Сердце – инфаркт, аритмия, «пивное сердце»;

Желудок – язва, гастрит, рак;

Печень – цирроз, рак;

Половые органы – нарушение репродуктивной функции.

Гашиш.

Гашиш добывают из листьев и побегов индийской, американской, чуйской, дикорастущей и других видов конопли, произрастающей в Южной Америке, Африке, Азии. Действующее вещество – содержащееся в экстракте конопли ароматический спирт – канабиол.  По распространенности употребления гашиш следует поставить на первое место. Объясняется это прежде всего простотой применения.

    Действие препарата начинается спустя 10 – 15 мин. Нередко первые приёмы не вызывают приятных ощущений, а наоборот, может проявиться чувство тошноты, горечи во рту, усиливается слюноотделение, появляются лёгкое головокружение, тревога, страх.

Несмотря на это, под действием ободряющих взглядов и реплик уже опытных курильщиков новички продолжают курение, и неприятное состояние проходит. Возникает ощущение теплоты, которая разливается по всему телу, лёгкости, невесомости, желание прыгать, танцевать, смеяться. Нарушается чёткость мышления, появляются безудержные фантазии и иллюзии. Окружающий мир приобретает яркие краски, звуки становятся громкими. Именно это внешнее проявление стадии возбуждения и привлекает подростков, особенно застенчивых, которые в шумной обществе испытывают внутренний дискомфорт.

    Во второй стадии (угнетение) краски тускнеют, исчезают иллюзии, гаснут фантазии, течение мыслей резко затормаживается, появляется страх, бред преследования, настроение ухудшается. Эта стадия продолжается 2 –3 месяца и служит предвестником заболевания. Затем в течение полутора лет формируется начальная стадия заболевания. Потребление гашиша ещё носит эпизодический характер, он количество и частота выкуриваемых  папирос растут. Гашишная интоксикация проявляется в гиперемии кожи, резком побледнении, покраснением склер, расширением зрачков, жажде, головной боли, головокружении, шуме и звоне в ушах, чувства жара и озноба.

    Продолжительность хронической стадии 6 –7 лет. В этот период отмечаются подавленное настроение, беспокойство, навязчивое поведение, депрессия, астения. Самым длительным и стойким является навязчивое стремление больных к употреблению наркотика. На этой стадии происходит деградация личности, человек становится тунеядцем.

    На поздней стадии наркоманы безучастны к своему будущему и ко всему окружающему. Наступает слабоумие, развивается почечная и сердечная недостаточность. Внешний облик этих людей свидетельствует о тяжёлом заболевании: зеленоватого цвета лицо испещерено грубыми морщинами, отмечается ломкость волос, ногтей, зубов.

Наркомания морфинного типа.

Накомания морфинного типа формируется при употреблении первой группы веществ, т.е. наркотиков. К ним относятся опий и его препараты. В отличие от гашиша привыкание к морфинным препаратам происходит значительно быстрее.

   Наркоманы вводят наркотик внутривенно, часто нестерильным шприцем, разводят препарат в сырой воде, что вызывает дополнительные осложнения. Смертельная доза чистого вещества составляет 0,3 – 0,5г. У наркоманов этого типа очень быстро наступает тенденция к увеличению дозы. Если чистые вещества отсутствуют, наркоманы используют различные лекарственные средства, содержащие опий. Источником наркотиков этого типа может быть опийный мак.

    Последовательность действия наркотика следующая: через 20 – 30с после введения наркотика ощущается волна тепла, проходящая по спине, зуд в области лица, отмечается длительная заторможенность, сосредоточенность на физических ощущениях. Сознание суживается. Эта мимолётная фаза сменяется состоянием общей умиротворённости, тяжести в ногах и во всём теле. Появляются иллюзивные видения, «грёзы». Внешние раздражители в сферу активного внимания не попадают, наступает сон.

    Поздняя стадия характеризуется тем, что наркоман без приёма наркотика срвершенно теряет способность к трудовой деятельности, через каждые 8 – 12ч после приёма наркотического средства наступает абстинентный синдром. При этом отмечается зевота, потоотделение, слезотечение, выделение из носа, дрожание рук, озноб, тошнота, рвота, повышенная температура , учащение дыхания, спазм мышц живота, боль в мышцах, обезвоживание и похудание, безотчётный страх смерти, изменчивое настроение. В этот период они, как правило, истощены, цвет кожи серо-зелёный. Им свойственны раннее облысение, поседение, ломкость ногтей. Для опиоманов характерны тромбофлебиты нижних конечностей.

    На этой стадии наркоманы становятся асоциальны. Как правило, острая необходимость постоянной добычи наркотиков приводит к кражам, мошейничеству, другим противоправным действиям. Чаще всего преступления совершаются ими по истечении 12-24ч после последнего введения наркотика, когда организм неистово требует его.

Кокаин.

Наркотик, вызывающий  этот  вид  наркомании, - кокаин – обладает  самой  высокой  токсичностью. Ранее  его  получали  из  листьев  кустарника  коки, произрастающего  в  Южной  Америке. В  настоящее  время  получен  синтетический  кокаин. У  нас  в  стране  применение  кокаина  в  лечебной  практике  даже  для  поверхности  анестезии  крайне  ограничено.

При  остром  отравлении  кокаином  наблюдаются  побледнение  лица, Расширение  зрачков, общая  слабость, головокружение, сердцебиение, неровный  пульс, отдышка. Позднее  отмечается  расстройство  кровообращения  и  дыхательной  функции. Возможна  смерть  от  паралича  дыхательного  центра. Психический  статус  характеризуется  изменением  состояния  сознания.

В  отличие  от  других  видов  наркомании, предвестники  кокаинизма  отсутствуют, очень  быстро  наступает  первая  стадия.  В  этот  же  период  начинают  вырисовываться  первые  признаки  изменения  личности – некоторое  огрубение, снижение  круга  интересов, психозы.

Довольно  быстро  наступает  и  вторая  стадия. Отмечаются  сильная  головная  боль  в  лобной  и  затылочных  областях, ощущение  проваливания  в  пустоту, сопровождаемое  страхом. В  этот  период  наркоманы  часто  совершают  самоубийства. У  них  слабеет  память, резко  оскудевают  интересы, снижается  уровень  умственной  деятельности. Они  ведут  паразитический  образ  жизни, совершают  преступления, попадают  в  места  заключения. У  лиц, нюхающих  кокаин,  возможно  прободение  перегородки  носа. У  тех, кто  делает  подкожные  инъекции, отмечаются  абсцессы, которые  долго  не  заживают  и  могут  вызвать  сепсис. Для  кокаинистов  характерны  ощущение  ползанья  под  кожей  жуков.  В  поздней  стадии  кокаинизма  отмечается  резкое  утяжеление  всех  описанных  расстройств. Больные  худеют,  вплоть  до  полного  истощения, приводящего  к  смерти.

Да, действительно, жизнь  наркоманов  в  среднем  продолжается  всего  около  тридцати  лет. Причем  смерть  грозит  им  не  только  в запущенных  случаях. Она  подстерегает  их  с  первых  же  недель  заболевания, являясь  результатом  приема  веществ, на  которые  организм  может  дать  тяжелейшие  реакции. Причины  смерти  у  наркоманов  различны: передозировка  токсического  вещества, тяжелые  поражения  внутренних  органов, несчастные  случаи  и травмы. Наркоманы  зачастую  совершают  попытки  самоповреждения  и  самоубийства: среди  мужчин  их  совершает  каждый  шестой, а  среди  женщин – каждая  четвертая. Около  80%  таких  людей  полинаркоманы.

Задача.

Для наркотических веществ существуют смертельные дозы: для кокаина она составляет 0,0175г., для морфина – 0,5г на 1кг массы человека.

Задача. Рассчитайте смертельную дозу кокаина для человека массой 50кг (вариант 1) и морфина для человека массой 60кг (вариант 2).  

Опыт.

Опыты.  За неделю до предполагаемого занятия учитель ставит опыт. Для опытов необходимы: семена пшеницы, две головки лука, два блюдца, два стакана, спирт.

 

  1. Часть семян пшеницы кладём в смоченную водой тряпочку, другую часть семян – тряпочку, смоченную водой, разведённой спиртом. Кладём завёрнутые в тряпочки семена на два блюдца и в течение недели смачиваем: одну часть семян – водой, другую – водой со спиртом.
  2. Два стакана: в одном – вода, в другом – вода с добавлением чайной ложки спирта. Ставим в каждый стакан луковицу для проращивания. В течение недели подливаем в один стакан воду, в другой – воду со спиртом.

О вреде пива.

Недобросовестные производители пива добавляют в пиво соединения кобальта, чтобы добиться высокой пены. Этот тяжёлый металл вымывает из клетки жизненно необходимый кальций. В результате падает сократительная способность сердца. Его полости расширяются, мышца становится дряблой. Это и есть «пивное сердце».

Есть данные, что в пиве обнаружили микродозы производных конопли, ядовитые моноамины и даже трупный яд кадаверин.

Минеральные вещества пива и углекислота способствуют поступлению в кровь жидкости. Это увеличивает нагрузку на почки, ведёт к большой потере натрия и хлора. Так нарушается естественный баланс ионов и происходит деминерализация.

Содержащиеся в пиве растительные аналоги половых гормонов (фитоэкстрогены) изменяют внешний вид любителей пива. Мальчики толстеют, у них увеличиваются молочные железы, округляются бёдра, появляется животик – фигура изменяется по женскому типу.

Горечи и некоторые экстративные вещества, с одной стороны, бактерицидны, с другой – они же вызывают галлюцинации у тех, кто выпивает более одного литра в день.

В связи с низким содержанием полифенолов пиво может стать причиной злокачественных новообразований в нижних отделах мочевыводящих путей.

В результате всасывания пива в кровь может со временем развиваться варикозное расширение вен.

Пивной алкоголизм негативно влияет на сосуды и клетки головного мозга – человек, грубо говоря, медленно глупеет.

Если пьёт мать, вскармливая ребёнка, то у малыша возможны эпилептические судороги и эпилепсия со временем может прогрессировать.

Задание «Слова - антонимы».

В течение 3х минут написать напротив слова-антонимы, связанные с проблемой наркомании.

Мудрость – глупость

Свобода – зависимость

Удовольствие - боль, страдание

Здоровье – болезнь

Взлёт – падение

Счастье – горе, беда

Радость – грусть, отчаяние

Богатство – нищета

Добро – зло

Жизнь – смерть

Самостоятельность – зависимость

Сила (воли) – безволие

Целеустремлённость – бесцельность

Оптимизм – пессимизм

Смелость – трусость

Твёрдость – неуверенность

Искренность – хитрость

Коммуникабельность – замкнутость.

Используемая литература.

  1. Рындина Т.П. беседа на тему «Ты и алкоголь».Последний звонок  №4  2003
  2. Добротин Д.Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии.    Химия в школе № 2 2002.
  3. Аранская О.С. Деловая игра. «О вреде токсикомании и наркомании». Химия в школе № 7 2002.
  4. Зяблова Е.В. Курить или не курить?  Химия в школе № 7 2002.
  5. Тихомиров С. Профилактика потребления пива несовершеннолетними. ОБЖ №1 2004.
  6. Нстольная книга классного руководителя 8 – 11 классов.Ростов н/Д изд-во «Феникс», 2004.

Примерные вопросы анкетирования старшеклассников  по проблеме здорового образа жизни.

Найди правильный ответ на вопрос  и  зачеркни  номера  ответов  в  скобках.

1.Какое,  по  вашему  мнению, отрицательное  воздействие  оказывает  алкоголь  на  молодой организм?

1 – вредное  влияние  на организм  в  целом;

2 – способствует  развитию   умственной  отсталости;

3 – ведет  к  развитию  хронического  алкоголизма( болезненного  пристрастия  к  спиртным  напиткам );

4 – вредно  влияет  на  потомство;

5 – снижает  спортивные  результаты;

6 – не  оказывает  вредного  воздействия;

7 – не  знаю.

2.Что  вы  знаете  о  влиянии  алкоголя  на  потомство?

1 – рождается  мертвый  ребенок;

2 – рождается  ребенок  с  различными  уродствами;

3 – рождается  психически  неполноценный  ребенок;

4 – не  знаю;

5 – рождаются  вполне  нормальные  дети.

3.Где  вы  узнали о вредном  влиянии  алкоголя  на  ваш  организм  и  на  потомство?

1 – на  уроках ( природоведения, анатомии, химии, истории и т.д. );

2 – дома;

3 – на  лекциях  и  из  бесед  с медицинскими  работниками;

4 – через  телевидение  и  радио;

5 – через  печать ( из учебников, газет, журналов ).

4.Проводилась  ли  с  вами  в  школе  разъяснительная  работа  о  вредном  влиянии  алкоголя  на  организм?

1 – на  уроках  ( природоведения, анатомии, физиологии, химии, истории, этики, психологии  семейной  жизни  и  др.);

2 – проводили  беседы  учителя  во  внеурочное  время;

3 – проводили  лекции  и  беседы  медицинские  работники;

4 – проводили  диспуты, конференции, выпускались  санбюллетени  и  оформлялись уголки  здоровья;

5 – работа  не  проводилась.

5.Считаете  ли  вы, что  учащиеся  и  студенты  не  должны  употреблять  алкоголь?

1 – считаю  что  не  должны;

2 – так  не  считаю.

6.Какие  напитки  считаются  алкогольными?

1 – пиво;

2 – квас;

3 – лимонад;

4 – кефир.

7.Когда  в  первый  раз  вы  узнали  вкус  алкоголя ( водки, вина, пива, самогона )?

1 – до  школы;

2 – в  1-3 классах;

3 – в  4-6 классах;

4 – в  7-9 классах;

5 – в  9-10 классах;

6 – не  знаю  вкуса  алкоголя.

8.Употребляете  ли  вы  алкогольные  напитки?

1 – не  употребляю;

2 – употребляю.

9.Испытывали  ли  вы  при  употреблении  спиртных  напитков  чувство  опьянения?

1 – испытывал(а);

2 – не испытывал(а).

10.Знают  ли  родители, что  вы  употребляете  алкогольные  напитки?

1 – знают;

2 – не  знают.

11.Как  родители  реагируют  на  то, что  вы  употребляете  алкогольные  напитки?

1 – никак;

2 – осуждают;

3 – пьют  вместе  со  мной;

4 – поощряют.

12.Знают  ли  педагоги, что  вы  употребляете  алкогольные  напитки?

1 – знают;

2 – не  знают.

13.Как  педагоги  реагируют  на  то, что  вы  употребляете  алкогольные  напитки?

1 – никак;

2 – осуждают;

3 – сообщают  родителям.

14.Как  вы  проводите  свободное  время?

1 – занимаюсь  в  спортивной  секции;

2 – читаю  книги;

3 – хожу  на  дискотеку;

4 – занимаюсь  в  кружке  художественной  самодеятельности, технического  творчества и др.;

5 – посещаю  театр, кино;

6 – встречаюсь  с  друзьями;

7 – встречаюсь  с  девушкой ( юношей );

8 – смотрю  телепередачи;

9 – нет  определенных  занятий.

15.Как  вы  смотрите  на  дружбу  с  юношей, девушкой, употребляющими  алкогольные  напитки?

1 – отрицательно;

2 – положительно.

16.Если  употребляете  алкоголь, то  отметьте  мотивы  употребления:

1 – самоутверждение ( мне  нравится, приятно быть  немного  пьяным, мне  скучно );

2 – символическое  участие ( пьют  родители, давление  со  стороны  товарищей, мои  друзья  тоже  пьют, чтобы  не  считали  меня  «мокрой  курицей»,  большинство  взрослых  тоже  пьют );

3 – снятие  психологического  напряжения  ( придать  себе  смелости  и  самоуверенности,  чтобы  быть  спокойнее, чтобы  было  легче  разговаривать  с  людьми ).

Сценка-миниатюра  «курильщик».

(Двое  учителей  и  Андрюша-курильщик – выходят на  сцену  с  разных  сторон.)

Учитель 1.

Опять  Андрюша  с  сигаретой?

А  ну, отдай  цигарку  эту!

Ты  что, не  знаешь, что  она

До  невозможности  вредна?

Учитель  2.

Последних  пару  сантиметров

Вреднее  первых  раза  в три.

Курить  вообще  предельно  вредно –

Ты  на  плакат  наш  посмотри!

( Указывают  на  схему)

Учитель  1.

От  этой  «милой»  сигареты

Сосудов  спазм, гастрит, колит,

Вся  слизистая  рта  разъета,

И  развивается  бронхит.

Андрюша.

Вы  что  стращаете  меня?

Как  ведьмы  злые  налетели…

Да  я  без  этого  огня

И  встать-то  не  могу  с  постели.

Он  мне  думать  помогает,

Мою  активность  повышает,

В  работе – это  первый  друг!..

Учитель  2.

А  ну-ка  брось  ее  из  рук!

Да  ты  хоть  сам-то  понимаешь,

Что  ерунду  нам  здесь  вещаешь?

Учитель  1.

Отдай,  отдай  ее, Андрюша.

И  нас  немножечко  послушай.

Андрюша.

К  тому  же  фильтр  защитит…

Учитель  2.

Ну  как  ребенок  говорит!

Да  фильтр  на  25  процентов

Лишь  поглощает  никотин,

К  тому  же  с  остальным  букетом

Не  может  справится  один.

Учитель  1.

Полоний,  скандий  и  мышьяк,

Угарный  газ  и  аммиак,

Цианистая  кислота,

В  ней  бензопирен  и  CO2…

Андрюша.

Да  что  такое? Прекратите!

Аж  разболелась  голова.

Вы, кажется,  всерьез  хотите

Совсем  свести  меня  с  ума?!

Учитель  2.

Да  мы  добра  тебе желаем,

Хотим  помочь,  а  как - не  знаем.

Ты  расскажи-ка  лучше  нам,

Как  закурил  впервые  сам.

Андрюша.

Дело  было  вечером…

Делать  было  нечего.

Я  с  ребятами  сидел  

И   на  девушек  глядел,          

Что  смолили  сигаретки,

Как  заправские  кокетки.

Тут  одна  и  говорит:

«На, Андрюша, закури!»

Сигарету  предложила,

Зажигалочку  включила.

Тут-то  бес  меня  попутал –

Я, конечно, закурил…

Силы  воли  не  хватило

Отказать  чертовке  милой…

Вот  ведь  в  сети  как  попал…

Учитель  1.

Друг  мой, ты  бы  лучше  взял

Да  и  бросил  бы  курить,

Чтоб  здоровью  не  вредить.

Андрюша.

Я  умом- то  понимаю,

Что  прескверно  поступаю…

Мне бы  мужества  набраться

И  с  куреньем  распрощаться!

Может, брошу  как-нибудь…

Учителя.

Ну  ступай!

В  счастливый  путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....