памятки классному руководителю
консультация на тему
в работе представлены памятки при организации экскурсии, по организации классных часов, при работе с родителями итд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_klassnomu_rukovoditelyu.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка классному руководителю
по организации экскурсионной работы
Экскурсионная работа - совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.
Экскурсии:
- разнообразят формы обучения,
- углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор,
- воспитывают интерес ко всему новому,
- развивают стремление детей к активной познавательной деятельности,
- позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках,
- воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры,
- способствуют развитию эстетического начала в человеке,
- способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других,
- обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем - одним словом, способствуют нравственному обогащению учащихся,
- способствуют развитию личности каждого ученика.
Экскурсионная работа - важнейшая часть деятельности классного руководителя.
При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:
- следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для учащихся школы;
- учитывать, что при всем многообразии музеев в Нижнем Новгороде, надо стремиться к тому, чтобы ученик, заканчивая школу, хорошо знал основные музеи в Нижнего Новгорода.
Приглашая учащихся па экскурсию, необходимо провести предварительную работу:
- рассказать учащимся о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии;
- поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
- желательно предложить ученикам вести постоянный дневник экскурсии;
- побеседовать с учащимися о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;
- провести беседу по технике безопасности;
- подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.
После проведения экскурсии также необходимо провести определенную работу:
- обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);
- оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;
- заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;
- организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщении, другие творческие работы, выпуск тематических газет).
Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть учащихся и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.
Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации.
Памятка классного руководителя по работе с родителями
Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определенные правила:
1. К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.
2. Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:
- общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье;
- воспитательные возможности семьи.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать, различные виды психолого-педагогической диагностики:
• наблюдение;
• беседа;
• тестирование;
• анкетирование;
• деловые игры;
• тренинги;
• материалы детского творчества;
• интерактивные игры.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует напомнить, что родительские собрания - это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.
А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению быть без родителей».
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:
• формирование мотивационно-ценностной сферы ребенка (отношение к людям, к делу, к себе)
• формирование I Q-сферы ребенка (способностей, знаний и т. д.);
• формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье - общению. Отсюда вывод: школа обязана содействовать развитию семьи.
Работу с родителями можно разделить на две части:
• работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;
• работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.
Формы работы с семьей:
• родительские университеты;
• конференции;
• индивидуальные и тематические консультации;
• родительские собрания;
• тренинги;
• создание клубов выходного дня;
• родительские клубы по интересам;
• дни творчества детей и родителей;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• организация помощи родителей в подготовке и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы школы и класса;
• организация родительского общественного патрулирования;
• организация шефской помощи и т. д.;
• организация участия родителей в работе совета школы;
• организация участия родителей в работе родительского комитета;
• организация участия в работе общественного совета содействия семье и школе.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классах. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например, связанных с профессиями, миром интересов и увлечений, предприятиями и др. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов, при этом классный руководитель не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.
Требования к организации работы с родителями.
1. Тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого разрешение.
2. Консультации проводятся только по запросам родителей или ребенка.
3. Проблема рассматривается с разных позиций: ребенка, родителя, классного руководителя.
4. В ходе разговора надо дать возможность всем высказать свое мнение.
5. Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.
6. Разговор должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назиданий и угроз.
7. Сначала надо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
8. Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребенка с самим собой.
9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.
Памятка классному руководителю
по проведению первого классного часа
Первого сентября, на первом уроке в прикрепленном к Вашему классу кабине, состоится классный час.
Убедительно просим не превращать его в организационное классное собрание, которое состоится на пятом уроке в том же прикрепленном к Вашему классу кабинете. На этом классном часе предстоит рассказать ребятам о Родине, о Нижнем Новгороде, о государственных символах России. Мы уверены, что Вы подготовите и проведете этот классный час интересно для Ваших учеников.
На пятом уроке состоится классное собрание. Наше напоминание предназначено, прежде всего, тем классным руководителям, которые начинают свою работу впервые или после перерыва. И это только рекомендации.
Итак, вы встретились с классом впервые. Прежде всего, давайте поздравим наших учеников с началом нового учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т. е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как Вы предполагаете построить работу с классом. Вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для Вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето, что прочитали, как выросли, с какими предложениями по организации внеучебной жизни класса пришли в школу. Скажите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время: на классном часе, арбузнике, свечке «Расскажи мне о себе» и т. п. Ведь для Вас и для Ваших воспитанников важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь, об этом сказать детям. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них - это учеба. Мало учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.
Следующие 15 минут надо отвести информации об учебных предметах. Какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.
Третья часть классного часа - организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой, последовательности, в какой форме - Вы решите сами. Только убедительно Вас просим: не начинать с этого, а сохранить ту последовательность, которую мы предложили.
Итак, пожалуйста, не забудьте:
• проверить по списку - кого нет в классе, а после классного часа, до совещания у директора, постарайтесь выяснить причину отсутствия;
• проверить обеспеченность школьников учебниками или сообщить, когда Ваш класс будет их получать;
• выбрать старшего дежурного на первую четверть;
• четко, объяснить учащимся порядок входа в школу; приходить на занятия не позднее 7.55, обязательно предъявлять пропуск, иметь сменную обувь.
Желаем Вам успеха на первом классном часе. Пусть он принесет удовлетворение Вам и радость ученикам.
Памятка по проведению
первого родительского собрания
- Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необходимо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание - знак уважения к школе, к учителю.
- Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.
- Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
- Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными мероприятиями школы. Расскажите о конкретных делах на I четверть. Договоритесь о помощи.
- Сообщите родителям режим работы школы, время, отведенное для классного часа.
- Расскажите родителям о том, какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в школе для учеников данного возраста.
- Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы:
- о порядке ведения дневников;
- о том, чтобы не было опозданий на первый урок;
- о сменной обуви;
- о режиме работы школы (в первую очередь обратить внимание на родительские собрания, а также на сроки окончания четвертей и каникул);
- о порядке внесения средств в попечительский фонд (сумма будет объявлена после проведения конференции родителей);
- о плате за охрану, за уборку кабинета (если последнее необходимо).
8. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить замдиректора по воспитательной работе.
Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания - это проявление неуважения родителей к учителю и к школе.
Памятка классному руководителю
по подготовке к собеседованию в конце учебного года.
Уважаемый классный руководитель!
Закончился учебный год. Напоминаем Вам о том, что необходимо сделать для организованного окончания учебного года и подведения итогов своей работы.
1. Сделать и сдать итоговую ведомость успеваемости, зафиксировав результаты успеваемости для того, чтобы знать, с чем сравнивать результаты успеваемости в будущем учебном году. Если Вы не выпускаете класс, обязательно проанализируйте результаты успеваемости и поставьте для себя задачи по индивидуальной работе с учащимися в будущем году.
2. Оформить и сдать журнал. Оформить личные дела учащихся, записать перевод в следующий класс, проверить наличие всех личных дел.
3. Проследить, чтобы все учащиеся сдали книги в библиотеку.
4. Проверить, довели ли Вы до каждого родителя сведения об итогах окончания учебного года.
5. Подготовиться к собеседованию по итогам классного руководства в этом учебном году. Во время собеседования надо иметь с собой следующие документы:
• Заполненный лист по итогам года.
• Лист оценки уровня воспитанности учащихся.
• Анкеты для учащихся и родителей, если они не были сданы заранее.
6. К собеседованию необходимо также подготовить документацию классного руководителя:
• Характеристику класса на начало учебного года.
• План работы с классом.
• Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. Вот примерный план анализа:
* воспитательные задачи, поставленные на год, и результаты решения этих задач;
* проводимая воспитательная работа с учащимися (назвать фамилии учеников, которых Вы считаете сложными или которые вызывают ваше беспокойство);
* индивидуальная работа с отдельными учащимися;
* работа с учителями класса (в том числе назвать количество посещенных уроков и проблемы, возникающие в работе с членами педагогического совета класса);
* назвать, какую форму учета успеваемости учеников класса Вы используете и как доводите результаты до сведения родителей;
* работа с родителями (в том числе перечислить родительские собрания и рассказать, в какой форме прошло итоговое родительское собрание);
* перечень проведенных дел: участие в традиционных школьных делах, дальние поездки, экскурсии, культпоходы в театр, классные часы, классные собрания, классные мероприятия (огоньки, праздники и т. д.), выпуск классной газеты, организация окончания учебного года;
* чем был завершен учебный год и в какой форме были высказаны учащимся в конце года оценки, советы, рекомендации по организации самовоспитания;
* организация ученического самоуправления в классе (в том числе оценка работы ответственных за отдельные дела);
* оценка того, что получилось, что не получилось и почему;
* вытекающие из анализа задачи на следующий учебный год.
7. Просьба также продумать свою работу, работу с классом на будущий учебный год:
- Объем работы, цели и задачи, главное дело года
- Предложения по организации воспитательной работы, в том числе тема для педсоветов по воспитательной работе и для совещания классных руководителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Памятка классному руководителю
В помощь классному руководителю...
Памятка классному руководителю о мерах по предотвращению опозданий учащихся на уроки
Данная памятка поможет в работе классным руководителям...
Памятка классному руководителю для работы с родителями
Данная памятка поможет отследить работу родителей с детьми и создать правильное взаимоотношение родителей с классным руководителем и коллективом....
Памятка классному руководителю
Памятка...
Памятка классному руководителю
Памятка классному руководителю...
Памятка классному руководителю
В данной памятке описываются основные направления деятельности классного руководителя....
- Мне нравится (1)