памятки классному руководителю
консультация на тему

Писная Елена Геннадьевна

в работе представлены памятки при организации экскурсии, по организации классных часов, при работе с родителями итд  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_klassnomu_rukovoditelyu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка классному руководителю

 по организации экскурсионной работы

      Экскурсионная работа - совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.

 

Экскурсии:

  • разнообразят формы обучения,
  • углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор,                                                                                                                                                                                                                         
  • воспитывают интерес ко всему новому,
  • развивают стремление детей к активной познавательной деятельности,
  • позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках,
  • воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры,
  • способствуют развитию эстетического начала в человеке,
  • способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других,
  • обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем - одним словом, способствуют нравственному обогащению учащихся,
  • способствуют развитию личности каждого ученика.

Экскурсионная работа - важнейшая часть деятельности классного руководителя.

При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:

  • следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для учащихся школы;
  • учитывать, что при всем многообразии музеев в Нижнем Новгороде, надо стремиться к тому, чтобы ученик, заканчивая школу, хорошо знал  основные музеи в Нижнего Новгорода.

Приглашая учащихся па экскурсию, необходимо провести предварительную работу:

  • рассказать учащимся о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии;
  •  поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
  • желательно предложить ученикам вести постоянный дневник экскурсии;
  •  побеседовать с учащимися о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;
  •  провести беседу по технике безопасности;
  • подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.

После проведения экскурсии также необходимо провести определенную работу:

  • обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);
  • оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  • заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;
  • организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщении,  другие творческие работы, выпуск тематических газет).

Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть учащихся и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.

Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации.

Памятка классного руководителя                                                                                                              по работе с родителями

Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определенные правила:

1.    К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.

2.    Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.

3.   Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

4.    Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:

  • общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье;
  • воспитательные возможности семьи.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать, различные виды психолого-педагогической диагностики:

•   наблюдение;

•   беседа;

•   тестирование;

•   анкетирование;

•   деловые игры;

•    тренинги;

•    материалы детского творчества;

•    интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует  напомнить, что родительские собрания - это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению быть без родителей».

Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:

•  формирование мотивационно-ценностной сферы ребенка (отношение к людям, к делу, к себе)

•  формирование  I Q-сферы ребенка (способностей, знаний и т. д.);

•  формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье - общению. Отсюда вывод: школа обязана содействовать развитию семьи.

Работу с родителями можно разделить на две части:

•      работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;

•     работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

Формы работы с семьей:

•    родительские университеты;

•   конференции;

•   индивидуальные и тематические консультации;

•   родительские собрания;

•   тренинги;

•   создание клубов выходного дня;

•  родительские клубы по интересам;

•    дни творчества детей и родителей;

•   открытые уроки и внеклассные мероприятия;

•  организация помощи родителей в подготовке и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы школы и класса;

•  организация родительского общественного патрулирования;

•  организация шефской помощи и т. д.;

•  организация участия родителей в работе совета школы;

•  организация участия родителей в работе родительского комитета;

•  организация участия в работе общественного совета содействия семье и школе.

         Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классах. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например, связанных с профессиями, миром интересов и увлечений, предприятиями и др. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов, при этом классный руководитель не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.

Требования к организации работы с родителями.

1.  Тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого разрешение.

2.  Консультации проводятся только по запросам родителей или ребенка.

3.  Проблема рассматривается с разных позиций: ребенка, родителя, классного руководителя.

4.   В ходе разговора надо дать возможность всем высказать свое мнение.

5.  Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.

6.  Разговор должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назиданий и угроз.

7.  Сначала надо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.                                                                                                                                                                                                                                                                               

8.   Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребенка с самим собой.

9.  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.        

Памятка классному руководителю

по проведению первого классного часа

            Первого сентября,   на первом уроке в прикрепленном к Вашему классу кабине, состоится классный час.

             Убедительно просим не превращать его в организационное классное собрание, которое состоится на пятом уроке в том же прикрепленном к Вашему классу кабинете. На этом классном часе предстоит рассказать ребятам о Родине, о Нижнем Новгороде, о государственных символах России. Мы уверены, что Вы подготовите и проведете этот классный час интересно для Ваших учеников.

          На пятом уроке состоится классное собрание. Наше напоминание предназначено, прежде всего, тем классным руководителям, которые начинают свою работу впервые или после перерыва. И это только рекомендации.

             Итак, вы встретились с классом впервые. Прежде всего, давайте поздравим наших учеников с началом нового учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т. е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как Вы предполагаете построить работу с классом. Вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для Вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето,  что прочитали, как выросли, с какими предложениями по организации внеучебной жизни класса пришли в школу. Скажите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время: на классном часе, арбузнике, свечке «Расскажи мне о  себе» и т. п. Ведь для Вас и для Ваших воспитанников важно сотрудничество  и творчество. Не стесняйтесь, об этом сказать детям. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них - это учеба. Мало учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.

Следующие 15 минут надо отвести информации об учебных предметах. Какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.

Третья часть классного часа - организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой, последовательности, в какой форме - Вы решите сами. Только убедительно Вас просим: не начинать  с этого, а сохранить ту последовательность, которую мы предложили.

Итак, пожалуйста, не забудьте:

•  проверить по списку - кого нет в классе, а после классного часа, до совещания у директора,   постарайтесь выяснить причину отсутствия;

•  проверить обеспеченность школьников учебниками или сообщить, когда Ваш класс будет их получать;

•  выбрать старшего дежурного на первую четверть;

•  четко, объяснить учащимся порядок входа в школу; приходить на занятия не позднее 7.55, обязательно предъявлять пропуск, иметь сменную обувь.

Желаем Вам успеха на первом классном часе. Пусть он принесет удовлетворение Вам и радость ученикам.

     Памятка по проведению

  первого родительского собрания

  1. Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необходимо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание - знак уважения к школе, к учителю.
  2. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.
  3. Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
  4. Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными мероприятиями школы. Расскажите о конкретных делах на I четверть. Договоритесь о помощи.
  5. Сообщите родителям режим работы школы, время, отведенное для классного часа.
  6. Расскажите родителям о том, какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в школе для учеников данного возраста.
  7. Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы:
  • о порядке ведения дневников;
  • о том, чтобы не было опозданий на первый урок;                                                                                                                                                                       
  • о сменной обуви;
  •  о режиме работы школы (в первую очередь обратить внимание на  родительские собрания, а также на сроки окончания четвертей и каникул);
  • о порядке внесения средств в попечительский фонд (сумма будет объявлена после проведения конференции родителей);
  •  о плате за охрану,  за уборку кабинета (если последнее необходимо).

8.   Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить замдиректора по воспитательной работе.

Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания - это проявление неуважения родителей к учителю и к школе.

        

Памятка классному руководителю

по подготовке к собеседованию в конце учебного года.

Уважаемый классный руководитель!

Закончился учебный год. Напоминаем Вам о том, что необходимо сделать для организованного окончания учебного года и подведения итогов своей работы.

1. Сделать и сдать итоговую ведомость успеваемости, зафиксировав результаты успеваемости для того, чтобы знать, с чем сравнивать результаты успеваемости в будущем учебном году. Если Вы не выпускаете класс, обязательно проанализируйте результаты успеваемости и поставьте для себя задачи по индивидуальной работе с учащимися в будущем году.

2. Оформить и сдать журнал. Оформить личные дела учащихся, записать перевод в следующий класс, проверить наличие всех личных дел.

3.  Проследить, чтобы все учащиеся сдали книги в библиотеку.

4.  Проверить, довели ли Вы до каждого родителя сведения об итогах окончания учебного года.

5.  Подготовиться к собеседованию по итогам классного руководства в этом учебном году. Во время собеседования надо иметь с собой следующие документы:

•    Заполненный лист по итогам года.

•    Лист оценки уровня воспитанности учащихся.

•    Анкеты для учащихся и родителей, если они не были сданы заранее.

6.  К собеседованию необходимо также подготовить документацию классного руководителя:

•    Характеристику класса на начало учебного года.

•    План работы с классом.

•    Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. Вот примерный план анализа:

*    воспитательные задачи, поставленные на год, и результаты решения этих задач;

*    проводимая воспитательная работа с учащимися (назвать фамилии учеников, которых Вы считаете сложными или которые вызывают ваше беспокойство);

*    индивидуальная работа с отдельными учащимися;

*    работа с учителями класса (в том числе назвать количество посещенных уроков и проблемы, возникающие в работе с членами педагогического совета класса);

*    назвать, какую форму учета успеваемости учеников класса Вы используете и как доводите результаты до сведения родителей;

*    работа с родителями (в том числе перечислить родительские собрания и рассказать, в какой форме прошло итоговое родительское собрание);

*    перечень проведенных дел: участие в традиционных школьных делах,  дальние поездки, экскурсии,  культпоходы в театр,  классные часы,  классные собрания,  классные мероприятия (огоньки, праздники и т. д.),  выпуск классной газеты,  организация окончания учебного года;

*     чем был завершен учебный год и в какой форме были высказаны учащимся в конце года оценки, советы, рекомендации по организации самовоспитания;

*     организация ученического самоуправления в классе (в том числе оценка работы ответственных за отдельные дела);

*      оценка того, что получилось, что не получилось и почему;

*       вытекающие из анализа задачи на следующий учебный год.

7. Просьба также продумать свою работу, работу с классом на будущий учебный год:

  • Объем работы, цели и задачи, главное дело года
  • Предложения по организации воспитательной работы, в том числе тема для педсоветов по воспитательной работе и для совещания классных руководителей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Памятка классному руководителю

В помощь классному руководителю...

Памятка классному руководителю для работы с родителями

Данная памятка поможет отследить работу родителей с детьми и создать правильное взаимоотношение родителей с классным руководителем и коллективом....

Памятка классному руководителю

Памятка классному руководителю...

Памятка классному руководителю

В данной памятке описываются основные направления деятельности классного руководителя....