Главные вкладки

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    материал по теме

    Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

    Диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика.

    Использование  классным руководителем  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь   диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_tekst.docx36 КБ
    Файл kl.ruk_.pptx561.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА            В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  

    АПРЕЛЬ 2017 Г.


    Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

    В.А.Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики...».

    Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика.

    Она   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

    Диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса

    Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности.

    Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами:

    1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
    2. Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.
    3. Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.
    4. Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.
    5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.

    Функции педагогической диагностики

    1.Контрольно-корректировочная – это получение данных и корректировка процесса воспитания;

    2.Прогностическая – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем;

    3.Воспитывающая – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

     Мониторинговые исследования помогают выявить

    • Уровень обученности учащихся;
    • Эффективность образовательного процесса;
    • Уровень индивидуального развития учащихся;
    •  Отношение к ЗОЖ и  многое  другое.

    Тематика диагностики

    - ценностные ориентации учащихся;

    - социальные роли воспитанников;

    - уровень сплоченности коллектива;

    - уровень конфликтности класса;

    -уровень  тревожности;

    - ранжирование качеств личности;

    - состояние психологического климата;

    - диагностика воспитанности школьников;

    - уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;

    - уровень готовности к непрерывному образованиюи тп.

    Классный руководитель, который только приступает к работе с коллективом учащихся, особенно если это пятый класс, должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.

    Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

    Например, знание учителем типа темперамента каждого ребенка позволяет соблюдать определенную закономерность размещения детей в классе, учитывая этот аспект.

    Существуют различные методы и исследования, которые Вам знакомы и некоторые из них  кто-то чаще использует в своей работе, кто-то редко или, вообще  не используете.

    Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях (уровень воспитанности)

    Мастерами наблюдения были Я. Корчак, В.А. Сухомлинский. А.С. Макаренко вел записи о своих воспитанниках. В современной школе есть учителя, которые ведут интереснейшие дневники, содержащие подробные сведения об учениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но и их анализ.

    Метод  опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются  ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

    Метод беседы - более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать  Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка.

       Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить: Любишь ли ты смотреть телевизор?)

       Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы  в краткой форме лучше записать.

    Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

    Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.

     Метод  незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Например, тест Ж.Нюттен – А.Б.Орлов для учеников 5 классов, цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях.

     Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

    Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

    • родительских собраний;
    • тематических и индивидуальных консультаций;
    • внеклассных мероприятий;
    • организации поездок и экскурсий;
    • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
    • при анализе работы с классом.

    Предварительная диагностика может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение. 

     Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.  

    Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым.

    Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

    Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

    Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени  после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать  свое мнение.  

    Использование  классным руководителем  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь   диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

    Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:

    - тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;

    - методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

    - методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;

    - методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

    - методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

    Рекомендовано вести диагностическую карту класса – документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа.

    Тест «Кто я?»

    Десять раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.

     Если некоторые родители задумаются и скажут, что 10 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче ...

    Когда работа закончена, родителям предлагается оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или  «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.

     Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только предлагаем вам задуматься над тем, не потерялось в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

    Тест«Какой мой ребенок?»

    Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать достоинством, но у вашего ребенка она настолько выражена (она постоянно раздает свои игрушки), что вы склонны считать ее недостатком. Будьте предельно откровенны с самим собой, иначе тест не имеет смысла.

     Когда работа закончена, предлагается подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов: «Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его, пытаетесь принимать таким, какой он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинной привязанностью. «Слепая любовь» не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала их надо признать.

    Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребенка наполовину плохим могут или критически настроенные родители, или недостаточно любящие.

    Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то ни о каком принятия и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можно потерять главное - любовь и искренность ребенка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя 2017 г.

    Слайд 2

    «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики...». В.А.Сухомлинский

    Слайд 3

    Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами

    Слайд 4

    Функции педагогической диагностики 1. Контрольно-корректировочная ; 2. Прогностическая ; 3. Воспитывающая .

    Слайд 5

    Мониторинговые исследования помогают выявить: Уровень обученности учащихся; Эффективность образовательного процесса; Уровень индивидуального развития учащихся; Отношение к ЗОЖ и многое другое.

    Слайд 6

    Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

    Слайд 7

    Существуют различные методы и исследования Метод наблюдения Метод опроса Метод беседы Метод анкетирования Метод столкновения взглядов, позиций Метод незаконченного предложения Метод социометрического выбора

    Слайд 8

    Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: 1.Что я хочу получить в результате диагностики? 2.Как я буду работать с полученным материалом? 3.Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

    Слайд 9

    Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности; - методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; - методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; - методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

    Слайд 10

    Тест «Кто я?»

    Слайд 11

    Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.

    Слайд 12

    Тест «Какой мой ребенок?»

    Слайд 13

    О цените каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Будьте предельно откровенны с самим собой, иначе тест не имеет смысла.

    Слайд 14

    П одсчитайте, сколько получилось плюсов и минусов: Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его, пытаетесь принимать таким, какой он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинной привязанностью. «Слепая любовь» не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала их надо признать.

    Слайд 15

    Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребенка наполовину плохим могут или критически настроенные родители, или недостаточно любящие. Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то ни о каком принятия и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можно потерять главное - любовь и искренность ребенка.

    Слайд 16

    Удачи вам, сельские и городские Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, Другие – как в храм.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика в работе классного руководителя

    Материал посвящен классному руководителю для проведения диагностики в своем классе.  К этой презентации прилагается файл под названием "Диагностика в работе классного руководителя"...

    Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

    Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

    Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя

    На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...

    ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...

    Психолого-педагогический семинар на тему: "Стратегия работы классных руководителей с семьями учащихся"

    Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Жизнь и наука доказали, что в...

    доклад "методы диагностики в работе классного руководителя"

    методы ранжирования, цветограммы, теста в работе классного руководителя...

    Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.

    Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...