Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.
статья по психологии

Уразова Наталья Владимировна

Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metody_diagnostiki.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.

  • греч., от dia, чрез, и gignosko, знаю. Учение о распознавании болезней по их отличительным признакам.
  •  исследование с целью определить причину болезни, неисправности. 

С помощью диагностических методов преподаватель получает данные о качестве обучения и воспитания. Получив информацию после проведения тестирования, анкетирования и других методов исследования, классный руководитель обрабатывает, анализирует, корректирует и прогнозирует  развитие педагогического процесса.

Однако проведение диагностических исследований  накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе  должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.

Наука выделяет следующие функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним преподаватель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников.

 Существует большой арсенал методов диагностики, однако нам нужны методики простые, интересные и надежные. Приведем наиболее известные.

      Наблюдение более всего доступно и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов. Например, можно записывать в дневник наблюдений или на отдельной карточке поведение студента в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки или на техникумовском мероприятии. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
     
Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые преподаватель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
     
Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют ставить открытые вопросы, которые стимулируют свободные развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер? - вопрос открытый, вместо закрытого: любишь ли ты смотреть телевизор? В общем беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.
     
Социометрию   используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств, как методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

 В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы.

Тест - стандартизованное испытание, "прибор", измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
      Проведение диагностических процедур  должно осуществляться по плану и систематически.       Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных студентов и всей группы, различные по форме.

Советы студенту-первокурснику по адаптации

 Студенческие годы – это самые яркие моменты в жизни человека. За эти годы молодые люди находят свою ячейку в обществе, определяются со способом жизни, получают специальность, которая станет предпосылкой для будущей работы. Поэтому очень важно с первых дней учебы вступить в нужный ритм работы, а дальше ощущать только позитивные эмоции от прекрасной студенческой жизни.

Поступив на первый курс любого учебного заведения, человек попадает в совершенно новую среду, в которой нужно адаптироваться буквально с первых дней учебы. Обучаться в нашем техникуме не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек. Чтобы было легче адаптироваться к новым условиям пребывания в техникуме необходимо:

- наладить контакт с окружающими людьми. С самого начала нужно настроиться на коммуникабельный лад, побороть все свои стеснения и везде, где только можно, знакомиться;

 - выучить имена всех своих преподавателей, посещать все лекции, наладить контакт с однокурсниками и желательно с некоторыми из них сдружиться по-настоящему;

- ознакомиться со зданием, где будешь обучаться. Походи по его коридорам, посмотри, как расположены аудитории, столовая, библиотека и т. д. Этим советом не стоит пренебрегать, так как чаще всего первокурсники опаздывают на лекции элементарно из-за того, что не смогли быстро найти нужную аудиторию; - выяснить, сколько времени потребуется, чтобы добраться до важных для вас объектов (учебного заведения, библиотеки);

- настроиться на рабочий лад, так как первый курс он самый важный и насыщенный; - хорошо зарекомендовать себя перед преподавателями (так студент создает себе имидж на все дальнейшие годы обучения). Недаром существует старая студенческая истина: «Сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента»); - посещать все лекции, выполнять все задания. Пропуски и их накопление приводит к печальным последствиям;

- определиться с новым режимом дня: сколько времени тратить на учебу, сколько на совершенствование своих способностей, на отдых и досуг;

- оставаться собой в любых ситуациях, даже самых критических;

- для успешного усвоения новых знаний рекомендую вечером вспоминать, что нового вы узнали за сегодняшний день, а лучше делиться приобретенными знаниями с друзьями, родителями или хотя бы с тетрадью. Эта хорошая привычка (проговаривать, осмысливать услышанное, выделять важное из информации) поможет вашему мозгу разместить все знания по полочкам и в нужный момент быстро их оттуда достать и продемонстрировать.

 В техникуме работает прекрасный педагогический коллектив, который всегда поможет в трудной ситуации.

 Желаем успеха!

Советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям техникума

1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).

 4. Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые поможет снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.

5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

6. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

Советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям техникума

1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).

 4. Задействуйте во время занятий такие методы опроса как, письменный, текстовый и групповой, которые поможет снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.

5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

6. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя

Использование  инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:•      Метод эвристич...

доклад "методы диагностики в работе классного руководителя"

методы ранжирования, цветограммы, теста в работе классного руководителя...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»Диагностика важна не сама по себе, а...

Работа классного руководителя по повышению качества знаний

В выступлении раскрываются способы повышения качества знаний в классе...

Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса

Статья посвящена инновационным технологиям при обучении аглийскому языку в школе. Подробно анализируется метод проектов....