Программа воспитательной работы "Новое поколение"
рабочая программа (9 класс) на тему

Волк Ирина Николаевна

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

            Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_novoe_pokolenie.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Классный руководитель 9 класса:

Волк Ирина Николаевна

2012 – 2013 г.

Содержание программы воспитательной работы

1 .Пояснительная записка. Цели программы. Задачи программы.

2. Направления воспитательной работы

I раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – великое дело:

 им решается судьба человека.

 В. Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

         Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

 В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

 Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

 Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

II  раздел.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.         

         Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Одним  из составляющей части программы является формирование межличностных отношений в коллективе. 

Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.

 В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

 1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

 2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

 3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

 4. Формирование культуры здоровья.

 Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».

 Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

 Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

- Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

- Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

- Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

- Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

III раздел .ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По продолжительности программа среднесрочная, рассчитана на два года.

По направленности – комплексная.

По стратегии – деятельностная.

1 этап – подготовительный (август)

Задачи:

анализ воспитательной ситуации, сложившейся в классном коллективе;

определение направлений и задач воспитательной работы;

разработка воспитательной программы.

2 этап – практический (сентябрь – май)

Задачи:

реализация воспитательной программы.

3 этап – аналитический (май – июнь)

Задачи:

анализ результатов проделанной работы по реализации программы воспитательной работы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Привлечение к реализации программы всех учащихся класса, их родителей, социального педагога, медработников, психолога (по возможности), учителей-предметников.
  2. Активизация работы учебного сектора класса для оказания помощи в учебной деятельности нуждающимся в этом учащимся.
  3. Ведение портфолио каждого ученика.
  4. Составление и ведение листа учета здоровья, учебных достижений, творческих способностей на уровне каждого учащегося и класса в целом.
  5. Организация оказания индивидуальной помощи и поддержки со стороны учителей.

ΙV раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

 Самоуправление класса

 Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

 Познай себя – это интересно!

 Сотвори себя – это необходимо!

 Утверди себя – это возможно!

 Прояви себя – это реально!

 Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

 - добровольность;

 - демократизм;

 - гуманизм;

 - социальная направленность;

 - творчество;

 - разновариативность;

 - самостоятельность.

1 направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Задачи:

1. формировать патриотическое сознание и гражданскую солидарность, чувство гордости за достижения своей страны, бережное отношение к  историческому прошлому  и традициям народов России;

2. формировать правовую культуру личности, законопослушность, активную жизненную позицию.

Название мероприятия

Сроки проведения

Планируемый результат

1

Акция

«Я – гражданин РФ»

Декабрь

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2

Участие в районных мероприятиях:

конкурс сочинений, стихов, посвященных Дню Белоярского района

Сентябрь

3

. Защита городов и партий

4

Кл. час «День народного единства»

3 ноября

5

День матери

25 ноября

6

Кл. час «Югра - малая Родина моя»

Ноябрь

7

День памяти  жертв ДТП

Ноябрь

8

Акция социальных проектов

 «Я - гражданин России»

Декабрь-март

9

Кл. час

«Конституция - основной закон государства»

12 декабря

10

Уроки мужества «Герои живут среди нас»

Февраль

11

Классный час «День космонавтики»

12 апреля

12

Уроки мужества «Никто не забыт»

Май

13

Цикл бесед

«Твои права и обязанности»

Беседы с инспекторами ОДН

Организация консультаций по социально-правовым вопросам

В течение года (1 раз в триместр)

2 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания

Задачи:

  1. Формировать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
  2. Формировать осознанную необходимость определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недоступном.
  3. Развивать нравственное самосознание личности, способность давать нравственную самооценку поступкам.
  4. Способствовать развитию готовности выражать и отстаивать свою общественную позицию.
  5. Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.
  6. Воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

№ п\п

Содержание деятельности по

этическому воспитанию

Сроки

Планируемый результат

1.

КТД «День пожилых людей»

1 октября

Знать: что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье; что этические отношения в профессиональной деятельности определяют эффективность труда,

взаимоотношения между руководителем и подчинённым, создают благоприятный

микроклимат в коллективе.

Уметь: делать морально-нравственный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его; стремиться к самоопределению и самоутверждению в коллективе, микро- и макрогруппе;

использовать знания этики в культуре одежды и внешнем облике, в межличностных отношениях, в интимном общении юноши и девушки.

2.

3.

КТД «День учителя»

октябрь

4.

Акция «Дети-детям»

ноябрь

5.

Месячник «Спешите делать добро»

март

6.

Эстафета добрых дел

Март

7.

Проведение классных часов, этических бесед, диспутов по нравственной тематике:

1.Совесть, как нравственная категория. (Диспут).

2. Этика и мы. Культура одежды и внешнего облика. (Проектировочная деятельность)

3.Работать, чтобы жить или жить, чтобы работать? (Встреча с представителями различных профессий)

3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Задачи:

1. развивать способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

2. воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

п/п

Содержание деятельности по направлению

Сроки

Планируемые результат

1.

Линейка «Школа, здравствуй»

сентябрь

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• представления о различных профессиях;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организация дежурства по школе

Первая четверть

2.

Составление индивидуальных траекторий развития учащихся

сентябрь

3.

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных, творческих конкурсах

В течение года

4.

Инд.контроль за выполнением д.з.

т/г

6.

Участие в предметных неделях

по плану

7.

Подготовка к ШНПК

Сентябрьапрель

8.

Защита социального проекта

март

9.

Кл.час «Жизнь в гармонии»

октябрь

10.

Диспут о возможностях человека

март

13.

Операция «Уют» (благоустройство классной комнаты)

сентябрь

14.

Родительское собрание «

февраль

15.

Консультация «Как помочь ребенку в учебе»

январь

16.

Работа с дневниками

т/г

17.

Конкурс «Самый зелёный класс»

Ноябрь

18.

КТД «День матери»

Ноябрь

19.

Конкурс «Дневник-лицо школьника»

Декабрь

20.

Месячник профориентационной работы

Январь

21.

Классные часы и КТД «Профессии наших родителей», «Презентация профессий», «Моя будущая профессия»

Январь

22.

КТД «Вечер добрых друзей»

Февраль

23.

КТД «8 марта»

Март

25.

Школьная научно-практическая конференция

Март

28.

Организация экскурсий на предприятия посёлка и города

В течение года

29.

КТД «Новый год»

Декабрь

30.

Конкурс «Ученик года»

Май

31.

Конкурс «Класс года»

Май

32.

КТД «Последний звонок»

Май

4 направление: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Планируемые результаты

Туристический слет

сентябрь

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• опыт здоровьесберегающей деятельности;

• представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Осенний кросс.

сентябрь

Месячник «Безопасная дорога»

т/г

Доверительный разговор с девочками:

«Девочка, девушка, женщина»

т/г

Участие в спортивных соревнованиях

т/г

Участие в конкурсе рисунков по ЗОЖ

по плану

Участие в конкурсе рисунков по ППБ, ПДД и т.д.

т/г

Разработка маршрутов безопасного движения «Школа-дом-школа»

сентябрь

Практические занятия по ПДД

сентябрь

Месячник «Безопасная дорога»:

сентябрь

Мероприятия в рамках «Дня памяти жертв ДТП:

ноябрь

КТД «Запомнить нужно твёрдо нам: пожар не возникает сам»

октябрь

День отказа от курения

ноябрь

Месячник «Здоровое поколение»

ноябрь

Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье»

ноябрь

Спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие»

ноябрь

Эрудит – аукцион «Береги здоровье»

ноябрь

Обучающая ролевая игра: «Дорожный серпантин»

декабрь

Кл. часы «День борьбы со СПИДом»

1 декабря

Внутришкольная спартакиада учащихся

т/г

Спортивные мероприятия в рамках месячника

февраль

 к 23 февраля

Школьные соревнования по волейболу

Март

Школьные соревнования по лыжным гонкам

Март

Районные соревнования по лыжным гонкам

Март

День здоровья

Апрель

Кл. часы «Лесные пожары»

Аперль

Акция «День правил дорожного движения!» с привлечением сотрудников ГИБДД

Апрель

Проекты по пропаганде здорового образа жизни, создание презентаций.

т/г

Классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек

т/г (раз в триместр)

Конкурс «Самый спортивный класс»

Май

Конкурс «Самый здоровый класс»

Май

Кл.часы и практические занятия по ПДД

т/г

Кл.часы по профилактике пожаров

т/г

5 направление: взаимодействие с семьёй

Задачи:

1. приобщать родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы ОУ;

2. повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

п/п

Вид деятельности

Содержание деятельности

Сроки

2

Индивидуально-творческая деятельность

Участие в школьных и классных мероприятиях

т/г

Работа с дневниками

т/г

Статья в газету об экзаменах

май

3

Коллективно-творческая деятельность

Работа над социальным проектом

т/г

Кл.часы о культуре общения в семье

апрель, май

Конкурсная программа «Папа, мама, я – спортивная семья»

ноябрь

4

Деятельность по установлению взаимосвязей с семьёй

1. Родительское собрание «Компьютерные игры – забава или опасность?»

октябрь

Консультация медработника «Состояние паспорта здоровья каждого ученика. Проведение диагностики здоровья»

ноябрь

2. Родительское собрание «

сентябрь

Консультация «Поведение ребенка в школе»

декабрь

Консультация «Как помочь ребенку в учебе»

январь

3. Родительское собрание «Роль родителей в развитии ребенка»

ноябрь

4. Родительское собрание «»

январь

Консультация «Поведение и учеба»

февраль

5. Родительское собрание «

март

6. Родительское собрание «

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"

Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Программа воспитательной работы "Новое поколение"

Программа воспитательной работы с учащимися 9-11 классов. Основные направления работы: "Профориентация", " Экология", "Патриотическое воспитание"...

Программа воспитательной работы "Новое поколение"

Программа содержит направления воспитательной работы, примерный план мероприятий по этим направлениям...

Программа воспитательной работы «Новое поколение»

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...