Главные вкладки

    Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"
    классный час (6 класс) на тему

    Тимофеева Анна Гарибальдиевна

    Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheska_razrabotka_klassnyy_chas_tsennosti.docx901.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Методическая разработка классного часа, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников

    Тема: «Ценности современного мира: истинные или ложные?»

    Класс: 5-6

    Цели классного часа: 

    - обратить внимание учащихся на изменение ценностных ориентаций нынешнего поколения;

    - показать, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации;

    - научить отличать истинные ценности от ложных.

    Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, раздаточный материал для рефлексии (см. Приложение 1)

    Ход классного часа

    I. Самоопределение к деятельности

    Учитель (или заранее приготовленный ученик) читает стихотворение:

    Время сейчас такое…

    Искренность? Нет, не видел…

    Люди теперь с ценою

    В самом гламурном виде.

    Книг электронных мода,

    Ценности так банальны.

    Вместо секретов – коды,

    Радости виртуальны.

    Кажется всё подделкой -

    Сердце внутри пустое…

    Искренность стала мелкой.

    Время сейчас такое…

    Мир в цифровом формате.

    Нравственность? Нет, не знаю…

    Совесть теперь не катит,

    Лучше про связь «Вай-Фая».

    Время сейчас такое:

    Овцы рычат на волка.

    Искренность? - Спит с покоем

    Правда – в стогу иголка[1]

    (Ирина Самарина-Лабиринт)

    - Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о том, что мир сильно изменился, и не в лучшую сторону, мы живем неправильно, «ценности стали банальны» и т.п.)

    - Подумайте теперь, как стихотворение связано с темой нашего классного часа, и попробуйте определить его тему (Тема классного часа – ценности, мы поговорим о том, какие ценности правильные, а какие – нет)

    II. Актуализация знаний

    - Ребята, вы абсолютно правы. Мы сегодня поговорим о ценностях современного мира и попробуем ответить на вопрос: истинные они или ложные. А как вы понимаете слово «ценность»?

    (Ответы учеников)

    III. Работа по теме классного часа

    - Посмотрите на экран, прочтите словарное определение этого слова:

    «ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» (Большой энциклопедический словарь)[2]

    Теперь, когда мы с вами точно знаем, что такое ценность, несложно определить, какие ценности являются истинными, или правильными.

    Свои ответы ученики вписывают в таблицу, которая изображена на экране интерактивной доски.

    Примерные ответы (в пример взяты ответы учеников 6 класса «Токурской СОШ»)

    Истинные ценности

    Семья, родители

    Дружба, друзья

    Настоящая любовь

    Искреннее общение

    Развитие внутреннего мира, образование

    Здоровье

    Окружающая среда, природа, экология

    - Молодцы, ребята, совершенно верно определили ценности, которые должны быть у любого человека. Но вот такие ли они сейчас? (Нет, не всегда, не у всех)

    - Действительно, ценности меняются и, к сожалению, не в лучшую сторону, становятся ложными. И эта актуальная проблема нашего общества не оставила равнодушным кубинского художника Анхеля Болигана. Он создал ряд ироничных иллюстраций[3], которые помогут нам увидеть современные ценности и призадуматься.

    Работа с иллюстрациями (выводятся на экран), параллельно заполняется правая часть таблицы – «Ложные ценности».

    2646055-R3L8T8D-600-72037_119940028073873_4934606_n-1

    Учитель:

    - Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? (Обычная семья проводит время вместе в Новый год)

    - Так ли мы должны проводить самый добрый, семейный праздник – Новый год? (Нет, праздник – это повод собраться всем вместе, поговорить по душам, весело провести время, это момент единения всей семьи. А иллюстрация нам показывает, что каждый член семьи занят собой и своим гаджетом, вроде бы вместе, а на самом деле – врозь. Вместо теплой атмосферы паутина проводов)

    - Какая истинная ценность здесь подменена на ложную? (Гаджеты, дорогая техника (записываем в таблицу) здесь важнее семьи и времени, проведенного с родными)

    C:\Users\Нюточка\Desktop\учительство\классный час нравственные картинки\_THFzfHVPGU.jpg

    - Ребята,  перед нами еще одна иллюстрация Анхеля Болигана, ее название – «Сохранить дух Рождества». Какую проблему изобразил художник? (Человек копирует елочные игрушки и этими копиями украшает елку. Он заменяет настоящую радость, истинный «дух Рождества», дух праздника на бумажные копии)

    - А вы встречались с тем, чтобы мы истинное, настоящее заменяли бездушными копиями? Тяжело ответить? А вспомните, как часто мы вместо того, чтобы улыбнуться друг другу, поговорить лично за чашкой чая, погулять на свежем воздухе, просто отправляем сообщение со смайликом? Какую ценность мы подменяем? (Радость искреннего общения на бездушные копии, мы часто притворяемся, надеваем маски)

    https://files1.adme.ru/files/news/part_60/601955/7785810-DIADEREYES-734x1024-650-a542d8629a-1484577066.jpg

    - Думаю, ситуация, изображенная на иллюстрации под названием «Одинокий игрок», вам знакома. Какую проблему здесь поднял художник? (Мальчик, выйдя на улицу, чтобы поиграть с друзьями в футбол, видит, что виртуальные игры вытеснили реальные. Яркие, настоящие эмоции заменяются ложными, ненастоящими, а дружба и друзья – телефонами)

    - А чем это может для нас обернуться? Над чем заставляет задуматься кубинский художник? (Мы можем потерять близких друзей, стать одинокими, ведь ничто не заменит настоящего общения)

    C:\Users\Нюточка\Desktop\учительство\классный час нравственные картинки\YuEKPLWTBAE.jpg

    - Ребята, а эта иллюстрация Анхеля Болигана поднимает экологическую проблему. Что изображено на картинке? (Перед Новым годом вырубили все елки в сквере перед домом, чтобы на пару недель поставить их у себя дома, а потом выбросить)

    - Какую проблему поднимает художник? (Мы не бережем природу, не заботимся об экологии. Временные удовольствия для нас важнее, чем возможность для наших будущих детей дышать свежим воздухом)

    C:\Users\Нюточка\Desktop\учительство\классный час нравственные картинки\Z0kwwsYHers.jpg

    - Ребята, подмена истинных ценностей на ложные волнует не только кубинца Анхеля Болигана, но и польского карикатуриста Павла Кучински [4]. Давайте рассмотрим одну из его иллюстраций. Что она нам показывает? (Иллюстрация показывает, что у каждого человека есть два пути: познавать мир через книги или через телевизор. Первый путь сложнее, но он позволяет нам достичь духовного совершенства. Второй путь гораздо проще, но он делает нам духовными инвалидами)

    https://files2.adme.ru/files/news/part_37/373355/8641405-1175161_683981061630476_776856699_n-600-a542d8629a-1484575899.jpg

    - Здесь Павел Качински увидел, на мой взгляд, довольно серьезную проблему нашего мира. Как вы считаете, какую? (Хоть здесь и изображен значок «Фейсбука», но речь идет о социальных сетях вообще. Мы не видим реального мира, мы смотрим на него сквозь призму социальных сетей и Интернета)

    - Действительно, я тоже замечала, что многие даже говорят статусами из социальных сетей, а не высказывают собственное мнение. Но так мы с вами никогда не сформируемся как личности, не наберемся жизненного опыта. Именно поэтом Павел Качински и показывает нам нашу зависимость от соцсетей в виде тюремной решетки. А ведь перед нами открыты двери в реальный мир, который может нас научить гораздо большему.

    По итогам беседы у нас получилась такая таблица:

    Истинные ценности

            Ложные ценности

    Семья, родители

    Гаджеты, дорогая техника

    Дружба, друзья

    Компьютерные игры

    Настоящая любовь

    Социальные сети, общение с помощью «смайликов»

    Искреннее общение

    Развитие внутреннего мира, образование

    Бездумный просмотр передач по телевизору, зависимость от соцсетей

    Здоровье

    Деньги

    Окружающая среда, природа, экология

    Временные, эгоистичные удовольствия

    IV. Делаем выводы

    - Ребята, посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Устраивает ли вас современное положение дел? К чему могут привести такие ценности? (Мы перестанем ценить любовь и дружбу, внутреннюю красоту и искренность. Мы станем одинокими, нам не к кому будет обратиться за помощью, мы станем одинокими. Мы перестанем мыслить, не будем иметь собственного мнения, и нами легко будет управлять)

    - А что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Нужно изменить мир,  а начать с себя)

    V. Рефлексия

    - Спасибо вам за работу, ребята. Напоследок я попрошу вас представить, что вы пишете телеграмму своем товарищу. Вам нужно коротко написать о том, чему научил вас этот классный час, что в вас изменилось.

    Ответы (выдержки) шестиклассников:

    «Знаешь, лучше посидеть попить чай с другом, чем играть в виртуальные игры»

    «Я стану реже смотреть телик  и больше читать книжки»

    «Главное - это любовь и уважение. Во мне изменилось состояние души»

    Примечания и ссылки

    [1] http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/

    [2] http://locals.md/2014/syurrealisticheskaya-ironiya-anhelya-boligana/

    [3] http://stihi.ru/2013/04/30/4354

    [4] https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/satiricheskie-illyustracii-pavla-kuchinskogo-373355/

    Приложение 1

    Бланк телеграммы для этапа рефлексии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Что лучше:ссориться или мириться"

    Классный час для 5 класса "Что лучше: ссориться или мириться"...

    Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?

    Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, вы­брать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отно­шению к миру професс...

    «А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мер`ило человеческой нравственности».

    Цели:  обучать  анализу  пейзажного  стихотворения  в  единстве  формы  и  содержания;пробудить  интерес  к  поэзии  А.А.  Фета...

    Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис"

    Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис", представленная в рамках межрегиональной краеведческой конференции научно-исследователь...

    Цифровое воспитание, или Кибербезопасность ребёнка в современном мире

    Материал для общешкольного родительского собрания, проведенного в рамках Единого урока по безопасности детей в Интернете...

    Россия и США в современном мире - сотрудничество или конфронтация?

    Урок разработан с использованием технологии "Дебаты и " и нацелен на создание условий для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности. Пр...