О ценностях жизни
классный час (11 класс) на тему

Материал для проведения классного часа о ценностях жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tsennostyah_zhizni.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  « Жизнь, зачем ты нам дана?»

Цель: побудить детей к размышлениям об истинных нравственных ценностях

Задачи:

  •  способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;
  • научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
  • развивать желание и умение размышлять на философские темы, навыки полемической беседы.

Вступительное слово классного руководителя: 

  1. Притча о счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Какой смысл вы видите в этой притче? Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.

Правильно ли поступил Бог в этой ситуации? Бог поступил правильно, если бы не так, то не было бы продолжения жизни, радости в жизни.

Вывод: Каждый человек «лепит жизнь по - своему». ( каждый человек – кузнец своего счастья).

  1. Ценность – что это такое? 

Как вы понимаете?

- примерные ответы (ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие вещи, машина, здоровье, родители, дети)

Но самое важное, самое ценное для человека что это?

-Да. Это Жизнь.

Чего желают люди друг другу всегда? (счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.) Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни.

Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни. Сформулируйте, пожалуйста, в чем вы видите смысл и цели своей жизни в данный отрезок жизни, и запишите на групповых листах.

Групповая работа (Ребята записывают и зачитывают классу.)

Да, много умных интересных высказываний, но всё как – то свалено в одну кучу. Попробуем сегодня разобраться во всём сказанном и, если получится, прийти к единому мнению.

Вопрос, вынесенный в тему классного часа, волновал людей во все времена. Скажем, тот, кому не важен этот вопрос, тот или очень счастливый человек, или человек  умственно и нравственно неполноценный. Какие бы книги мы не читали,  в каждом обязательно будет затронута эта проблема.

Для чего жить? Для чего изо дня в день трудиться, а тем более, когда этот труд тяжел и подчас непосилен? Для чего терпеть лишения, страдать, приносить жертвы, если жизнь всё равно конечна? Каков смысл моей личной жизни? Для чего я живу?

Классный руководитель: Ребята, когда мы задумываемся о смысле жизни, мы, естественно, перебираем в уме различные ценности жизни. Не будем путать с ценой. Какую разницу вы видите между понятиями цена и ценность? (обсуждение)

Цена – это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта, то, что приобретается извне. Ценность располагается в самом субъекте,  не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна от закономерностей, она неуничтожима и неисчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же незаменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд,  брошенный тебе  как поддержка, не имеет другого дубля.

 Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена – мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности – мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения.  У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

В чем состоит ценность жизни, из чего оно складывается?

( Ответы детей). Здоровье, родители, хорошая учеба………..и т.д.

Вот перед вами Банка. Она пуста пока. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь. ( Положить в банку – разноцветные камни). Делают это дети – называя самые важные вещи в жизни человека. Вы положите камешки аккуратно, чтобы не сломать «жизнь». (это здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера , учеба, сестра, брат)

- Банка у нас полная?

- Да полная.

-Полная самыми важными ценностями жизни. Ну, а теперь пространство попробуем заполнить цветными драже.

- Достаю пакет с драже, и начинаю засыпать его в банку. Драже начал заполнять пространство между камнями:

У нас еще осталось пространство. Тогда достаю пакет с крупой, и начинаю засыпать его в банку, спустя какое- то время в банке не осталось свободного пространства.

- А вот теперь банка полная?

-Полная.

- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.

(Банка это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение; драже – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!

Вывод: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; драже – это у нас незначительные ценности, без которых мы можем обойтись; а крупа- это те маленькие радости ,которые сопровождают каждого из нас.

Классный руководитель: Ребята, учитывая всё сказанное о цене и ценности, пусть каждый разберётся в ценностях своей жизни.

Вариант 1. Анкетирование.

 Люди считают важными в жизни разные вещи. Ниже перечислено то, что люди считают в жизни важным. Укажите, насколько вы согласны с этими суждениями; для этого рядом с каждым из них поставь один из баллов (1, 2, 3, 4, 5), которые означают:

1— совершенно не согласен (не согласна);

2— не согласен (не согласна);

3— трудно сказать;

4— согласен (согласна);

5— полностью согласен (согласна).

Обработка результатов анкетирования.

 Посмотрите, ребята, какие ценности  заняли в ваших ответах по количеству баллов первые места. Анкетирование анонимное.

Многие из вас выше оценили ценностные понятия: семья, хорошие отношения с родителями, любовь, творчество. Но в повседневной жизни люди часто выбирают мир цены. Предпочитают дружбе продвижение по службе,  любви предпочитают деньги, родственным отношениям отношения с влиятельными людьми и т.д. Отчего это происходит?

Дело в том, что для реализации ценностных предпочтений, человек нуждается в предмете, имеющем  цену. Несмотря на то, что существует большое количество отличий, эти два понятия - цена и ценность -  накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Иначе говоря, стремясь к истинным ценностям, люди должны иметь то, что покупается на деньги.  Поэтому не будем отрываться от бренной земли: человеку действительно нужны хорошая пища, хорошая одежда, достойная, обеспечивающая его работа, добротный дом для себя и для семьи, возможность хорошо отдыхать и многое другое.

Но и не будем зарываться носом в грязь этой земли. Потому что кроме земли есть ещё и небеса.  Будем помнить, что всё материальное, измеряемое ценой, нам нужно только для того, чтобы достичь ценностей духовных.

А сейчас предлагаю послушать современную притчу  о смысле жизни.

Я запутался, блин... — сказал Человек. — Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...

— Понимаю, — сказало Дерево. — Но чем могу помочь тебе я?

— Одолжи мне свой смысл жизни, — повторил Человек. — Может, поможет...

— Хорошо, — согласилось Дерево. — Вот мой смысл жизни: расти.

— Расти? — переспросил Человек. — Просто расти? И все??

— Да, — сказало Дерево, — просто расти — и все, — и оно замолчало.

— Дерево! Погоди, не засыпай! — крикнул Человек. — Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так — просто расту! Вернее, — поправился он, — раньше рос, сейчас-то уже вырос...

Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.

— Река! — крикнул Человек.

— Что? — отозвалась Река.

— Одолжи мне свой смысл жизни! — попросил Человек.

— Зачем? — спросила Река. — Своего, что ли, нету?

— Нету... — опустив голову, сказал Человек.

— Вот как... — сказала Река. — Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни — течь.

— Течь... — повторил Человек.

— Да-да, течь, — и Река ужурчала куда-то по камням.

Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.

— Как дела, Человек? — спросило Солнце.

— Вообще-то не очень, — пожаловался Человек. — Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?

— С удовольствием, — сказало Солнце. — Мой смысл жизни — дарить свет.

— «Дарить свет», зашибись! — всплеснул руками Человек. — И это все?

— Все, — подмигнуло Солнце. — А! Нет, есть еще.

— Ну-ка? — оживился Человек.

— Тепло. Дарить тепло. И свет! — напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.

— Краткие все, куда деваться! — возмутился Человек. — А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! — воззвал Человек.

— Да? — Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.

— Какой у тебя смысл жизни? — упадническим голосом спросил Человек.

Луна помолчала и торжественно ответила:

— Ощущать пустоту.

Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:

— Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! — воскликнул он.

— А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, — мягко возразила Луна и уплыла в небо.

Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» — Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.

— Здластвуй! — сказал Ребёнок.

— Ты-то как тут? — испугался за Ребёнка Человек, — Мамка где? И почему без штанов?

— Мамка там! — Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. — А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? — не по годам ловко переменил он тему разговора.

Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):

— Смысл жизни ищу...

— И сто, насол? — поинтересовался Ребёнок.

— Не-а... не насол... — передразнил Человек.

— А я насол! — радостно сообщил Ребёнок.

— И давно? — съязвил Человек.

— Не знаю. — сказал Ребёнок.

Человек начал выходить из себя:

— Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?

Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:

— Иг-ла-а-ать!!!

— Ах, играть! — всплеснул руками Человек. — Вот совет так совет! — раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.

Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем — громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...

От меня: у каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман. Надо жить и дарить всем тепло и добро(так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...

Какова мораль этой притчи? (У каждого свой смысл жизни. Каждый по –своему понимает смысл жизни. Каждый по – своему стремиться  постичь смысл жизни)

Все ли согласны с таким решением проблемы?( Думается, в притче речь идёт о предназначении всего сущего. Дерево есть, чтобы расти; речка есть, чтобы течь; человек есть… чтобы жить и быть счастливым! В этом смысл жизни человека).

Приложение 2

ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ - ЭТО ЧТОБЫ:

1.Ты хорошо учился (училась).

2.Ты приобрел(а) хорошую профессию.

3.Ты был(а) важной персоной.

4.Ты имел(а) семью У тебя был любимый человек.

5.У тебя были хорошие отношения с родителями.

6.Ты был (а) привлекательным (привлекательной) для окружающих.

7.Ты был (а) независимым (независимой) в жизни.

8.Ты создал (а) в жизни что-то новое.

9.У тебя была цель и смысл в жизни.

10.Все люди были счастливы.

11.Все страны жили в мире.

12.Ты выполнял(а) свой долг.

13.Тебя любили.

14.Ты развил(а) свои способности.

15.Ты был(а) обеспеченным человеком.

16.Ты весело проводил (а) время.

17.Ты получил(а) образование.

18.Ты имел(а) интересную работу.

19.Ты руководил(а) другими людьми.

20.Ты имел(а) детей.

21.У тебя были друзья.

22.У тебя были хорошие отношения с учителями.

23.Ты был (а) модно одет(а).

24.Ты был(а) самостоятельным человеком.

25.Ты был(а) творческим человеком.

26.Твоя жизнь была осмысленной.

27.Ты помогал(а) другим людям.

28.Наша страна была могущественной.

29.Ты делал(а) добро.

30.Тебя уважали.

33.Ты многое знал(а) и умел(а).

34.Ты имел(а) все, что тебе захочется.

35.Ты отдыхал(а) в свое удовольствие.

 

 Обработка анкеты. На каждый тип ценности приходится два утверждения; для того чтобы определить значимость данной ценности для одного человека, подсчитывается средний балл по двум соответствующим ей высказываниям. Поскольку в анкете высказывания даны вразбивку, для определения значимости различных ценностей следует подсчитывать средние значения по следующим парам высказываний:

альтруистические — 11, 28;

общественно-политические — 12, 29;

нравственные —13,30

признание со стороны окружающих- 14, 31

материальные- 16,33

саморазвитие- 15, 32

досуг- 17,34

учеба- 1,18

профес.  деятельность- 2,19

статус- 3,20

семейно-бытовые – 4,21

интимное общение- 5,22

отношения со старшими 6,23

внешняя привлекательность- 7, 24

Заключение

Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека. Если вам тяжело и трудное и безвыходное положение, то вы можете позвонить на телефон доверия.Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг. А сегодняшний урок, может, стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни. Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Главная ценность - жизнь человека"

Внеклассное мероприятие "ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ - ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА" способствует развитию мышления о профилактике СПИДа....

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Главная ценность жизни - здоровье

Главная ценность жизни - здоровье...

"Духовные ценности жизни Святых"

Конспект факультативного  занятия по ОПК .На уроке используются различные форму организации познавательной деятельности учащихся:групповая форма работы, использование презентациии и видеороликов ...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Разработка занятия со старшеклассниками о ценности жизни (с презентацией)

Данное занятие посвящено ценности жизни. Важно, чтобы ребята подросткового возраста почувствовали и поняли, что жизнь - это самое ценное, что есть у человека. Занятие также является профилактичес...