"Духовные ценности жизни Святых"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Огнева Надежда Михайловна

Конспект факультативного  занятия по ОПК .На уроке используются различные форму организации познавательной деятельности учащихся:групповая форма работы, использование презентациии и видеороликов о жизни Преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского и Серафима Саровского, выполнение интересных заданий различного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnye_tsennosti_zhizni_svyatykh.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовные ценности жизни Святых»

Цель урока:

- расширить  знания о великих  русских  святых  Сергии Радонежском, Савве Сторожевском, Серафиме Саровском  .

- раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, милосердие, смирение, послушание;

- показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: в прошлом  и настоящем

- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества

Задачи урока:

- организовать групповую работу

- пополнить словарь духовной лексики учащихся;

- научить ориентироваться в духовных категориях;

- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

– Дорогие ребята, я снова рада видеть вас на внеклассном занятии. Давайте проведём небольшую интеллектуальную зарядку. Решите кроссворд

Кроссворд 

1.

7

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Как называется праздник в честь рождения Господа, Иисуса Христа? (Рождество.)
  2. Как назывался большой корабль, который построил Ной для того, чтобы спасти свою семью и животных от всемирного потопа? (Ковчег.)
  3. Название Священной книги христиан ? (Библия.)
  4. Название горы, к которой пристал Ноев ковчег после потопа. (Арарат.)
  5. Чувство раскаяния человека за совершённое неправильное действие (Стыд)
  6. Имя первой женщины? (Ева.)

Какое ключевое слово получилось?  7 .(Святые.)

3. Учитель. Кто такие святые? 

Правильно, «святой» переводится «который не такой, как …» не такой, как все, чистый, непорочный, избранный Богом.

  Святой - человек, который посвятил свою жизнь церкви и религии, а после смерти признан образцом праведной жизни  и носителем  чудодейственной силы.

              ( из словаря С. И. Ожегова)
– А каких вы знаете святых?   
–  Где вы о них узнали?

Словарная работа

Мощи - нетленные останки святых людей, способные творить чудеса.

Рака - гробница.

Святитель – Святой патриарх, митрополит, архиепископ, епископ

Благоверный - Святые  цари,  царицы, князья  и княгини

Преподобный  - Святые  монахи или монахини

Мученики - пострадавшие за православную веру

Праведники -  Священники, дьяконы  и миряне, прославившиеся  своей святой жизнью

3. Беседа-размышление

– А я предлагаю вам сегодня поговорить о  великих образах России:

– преподобном Сергии Радонежском  игумене Земли русской

 – преподобном  Савве  Сторожевском – ученике  Сергия Радонежского
– преподобном Серафиме Саровском

Это наиболее почитаемые и любимые Святые православных христиан

4. Знакомство с жизненным и духовным подвигом святых

Учитель: Каждый  человек идет своим путем. Давайте проследим путь трех великих святых Земли Русской, как они послужили Богу и Отечеству.

 Мы разделились с вами на группы, каждая из которых должна подготовить нам рассказ об одном из Святых

Отчёты команд.

Команда  «Доброта»подготовила  рассказ о Сергии Радонежском

Команда «Счастье» приготовила презентацию о Савве Сторожевском

Команда «Милосердие» -видеоролик о Серафиме Саровском

Учитель  Очень сложнее понять нам жизнь святых. Житие каждого святого на земле есть великая тайна, а открывается она по мере уподобления святому. Его пример подобно путеводной Звезде изведет нас из тьмы сомнений и заблуждений в свет истинного познания мира и чистоты». (Из предисловия к «Житию Кирилла Белозерского»)

Какие уроки можно извлечь из жизни этих Святых?

  1. Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям. Пример юноши Варфоломея побуждает нас не отказываться от ежедневных обязанностей в семье, как бы важны и велики ни были наши дальнейшие планы
  2. Урок терпения и верности выбранному пути мы видим в преодолении всех тяжких и порой невыносимых для простого человека условий жизни вдали от людей во имя желания послужить Богу.
  3. Урок трудолюбия. Троицкий игумен высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени
  4. – Какие качества проявил игумен Сергий Радонежский, всеми силами избегая славы, чинов и любой власти над людьми? Какой урок жизни показал нам преподобный Сергий, избегая человеческой славы, но оставаясь приветливым и готовым прийти на помощь каждому человеку?
  5. Урок великой любви к людям. Преподобный Сергий сумел подчинить всю свою жизнь заповедям любви и единомыслия. Избегал судить и поучать людей. Своим образом жизни, своим отношением к окружающим подавал пример: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой». Это слова Бога. Преподобный понимал их буквально и шёл этим путём, несмотря на то, что идти по нему настолько трудно, что почти невозможно
  6. – Какие качества проявил Сергий-чудотворец, никогда не отказывая людям в помощи и никому о такой помощи не рассказывая? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
  7. Урок скромности. Преподобный Сергий, будучи игуменом, внешне никак не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, всегда терпелив и немногословен. Творя чудеса, он просил молчать о любых случаях чудесной помощи, которые происходили после его молит
  8. – Какие качества проявил преподобный Сергий, спасая молитвами Русскую землю не от внешних врагов, а поднимая дух народа, объединяя его для защиты Отечества? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
  9. Урок любви к Родине – преподобный Сергий стал невидимым полководцем русского войска в жестоком сражении.После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД.

Работа с документами.

Почему так популярен Серафим Саровский , русский Святой , даже среди неправославных?

 Доклад «Традиция живой святости», прочитанный на богословской конференции в Дивеевском монастыре 9 мая 2001 года Каллистом, епископом Диоклийским, из Великобритании.

Почему же преподобный Серафим столь привлекателен для самого широкого круга людей как на Западе, так и на христианском Востоке, среди православных и неправославных?

Во-первых, своей близостью к природному миру. Многие из нас живут в городской индустриальной среде и сознают экологический кризис. А святой Серафим говорит нам о красоте Божией, которая наполняет природный мир, о близости между животными и человеком. Преподобный Серафим показывает нам мир, преображенный во Христе.

Но еще более природного мира святой Серафим любил живой образ Божий в живых людях. Его сострадание, сердечная теплота, ласковость и мягкость в общении с самыми разными людьми, как ничто другое делает святого Серафима притягательным для современных христиан. Он был особенно близок к бедным. Одним из важных духовных дарований была его способность к общению с малыми детьми. Как сказал один ребенок после встречи с ним: «Серафим только выглядит старым, а ведь он – дитя, как и мы».

Другая привлекательная черта в преподобном Серафиме, это – его радостное состояние. Он говорил: «Радость не грех, матушка».

Однако радость, которой сиял преподобный Серафим, никогда не была сентиментальной .Это было даром благодати, достигнутым через принятие страданий. Но в то же время он предупреждает: «Без скорбей нет спасения».    Когда мы думаем о преподобном Серафиме в его белом балахончике, приветствующим людей словами: «Радость моя» и восклицающим в течение всего года: «Христос воскресе!», мы должны также помнить тысячу дней и тысячу ночей, которые он провел в молитве на камне. Мы должны помнить о нападении на него трех разбойников и о продолжительной телесной боли, которую ему пришлось претерпеть от них.   И еще одно качество преподобного Серафима важно для современного мира, это –его близость к Божией Матери.

Всем интересно как выглядел С. Саровский.  Вот какое описание сохранилось в истории:

"Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною лицо, прямой и острый нос и светло - голубые глаза., весьма выразительные и проницательные , густые брови и светло - русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая, окладистая борода. он имел мужественное сложение , обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в которой была библия. В баню он никогда не ходил. Иногда он добровольно переносил морозы(он мог не топить в печь в своей келье). летом он возделывал огород около своей кельи. он всегда делился тем, что вырастил на огороде. 3 года он провел в лесу в полном одиночестве. 1000 дней и ночей он молился на камне(в келье и около), много людей приходило к нему и всем он мог помочь , кому делом , а кому словом добрым, а некоторых смог спасти от болезней. Он помогал каждому.

История сохранила несколько удивительных историй , вот одна из них:   Однажды к С. Саровскому приехал боевой генерал. Его грудь вся была увешана орденами. он смело зашел в келью. Каково же было удивление окружающих, когда он вышел весь в слезах, а за ним старец вынес в руках его ордена и медали." они свались потому , что ты нечестным путем их получил "

1833 году 1 января С. Саровский умер. Он прожил 74 года Спустя 70 лет после его смерти его причислили к лику святых. И сегодня люди приходят к святым местам Серафима Саровского, где могут получить ответ на все свои вопросы

Ответы детей на проблемный вопрос

  1. Серафим говорит нам о красоте Божией (в то время как другие видят только экологический кризис), которая наполняет природный мир. Преподобный Серафим показывает нам мир, преображенный во Христе.
  2. Его сострадание, сердечная теплота, ласковость и мягкость в общении с самыми разными людьми, как ничто другое делает святого Серафима притягательным для современных христиан. Он был особенно близок к бедным. Одним из важных духовных дарований была его способность к общению с малыми детьми. Как сказал один ребенок после встречи с ним: «Серафим только выглядит старым, а ведь он – дитя, как и мы».
  3. Его радостное состояние.
  4. Его близость к Божией Матери.

Ученик читает стихотворение

Подвиг старца

Ночь: как небесные жители

Звёздочки смотрят с небес;

Тихо вокруг: от Обители

Тянется Саровский лес.

Келья стоит одинокая,

В ней Серафим обитал.

Знала пустыня широкая

Подвиг, что он совершал.

Близ по дороге под соснами

Камень великий лежал.

Старец ночами бессонными

Там на коленях стоял.

Лето и зиму холодную

Он, не смыкая очей,

Выстоял волей свободною

Тысячу дней и ночей.

Всё безутешно Всевышнему

В сердце молитву слагал:

«Боже, будь милостив мне грешному», —

Часто так старец взывал.

Он творил чудеса исцеления…

Счёта им нету конца…

Пред иконой святой «Умиление»

Предал свой дух в небеса…

Славится Русь бесконечная

Угодником новым своим…

Заступник и радость нам вечная,

Батюшка наш Серафим!

Задание группам.

 Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий

почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители

попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их

послушался.)

2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил

Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил

молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто

не мешал ему молиться., Серафим молился на камне 3 года

3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался

старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он

не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он

послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться

монахом до их смерти.)

4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень

скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал

на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и

огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал

князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,

которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и

Преподобный его утешил. Серафим жил в лесу очень скромно.

5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с

детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

Что общего у названных Преподобных старцев? Чем они похожи?

  • Основатели монастырей (Троице – Сергиева лавра, Дивеевский монастырь, Саввы-Сторожевский монастырь)
  • Трудолюбивы
  •  Особое отношение  с животным миром
  • Защитники Родины (патриоты)
  • Милосердны к людям
  • Добры

Задание.  Напишите записочку  Преподобным с самой важной для вас просьбой

(Преподобный наш Отче Сергий!

Молись за Россию! Помоги нам спасти Россию от бед!)

Сценка «Давай поссоримся»

В: Все мы знаем, как трудно избавиться от дурных привычек, которые нами владеют но бывает и наоборот: добрая привычка владеет человеком и хранит от всяких искушений и делания неправды.

В пустыне в одном монастыре жили два старца, и они так преуспели в незлобии, что совсем перестали ссорится. И пришла одному из них мысль…

1-ый: Вот, брат, сколько лет мы живем с тобой вместе в одной келии и ни разу не поссорились. А слышал я, что все люди между собой ссорятся.

2-ой: Да, говорят, все ссорятся, но потом – мирятся, и очень, говорят, это хорошее дело – мириться.

1-ый: Вот я и думаю: давай попробуем поссориться, а потом помиримся.

2-ой: (задумчиво) Не знаю, что и сказать. Не умеем мы ссориться.

1-ый: Надо испытать себя. Если и дальше будем жить без ссор, можно впасть и в гордость.

2-ой: Да. Страшное дело – гордость. И ничего еще, если добрый человек возгордится, он исправится, его Господь помилует, а если такой грешник как я… Так…

1-ый: Давай поссоримся, чтобы не возгордиться.

2-ой: Да, если нужно, давай поссоримся. А, как же мы будем ссориться?

1-ый: Ну, к примеру, видишь кастрюлю? Я ее возьму сейчас и буду говорить: «Она моя». А ты будешь говорить: «Нет, она моя! ». Так мы и поссоримся.

(1-ый монах тихо и осторожно берет кастрюлю, начинает ее разглядывать)

1-ый: Сколько же она нам служит.

2-ой: Ну, говори – она твоя!

1-ый: (тихо и нерешительно) Она моя.

2-ой: (неловко тянет) Нет, эта кастрюля моя.

1-ый: (радостно) Так возьми ее себе!

2-ой: Что ты, брат, она не моя

Лучше оставь ее себе.

1-ый: Пусть она стоит себе на месте, пока нам не пригодится.

(Монахи ставят кастрюлю на место и кланяются друг другу)

1-ый: Прости меня, брат.

2-ой: И ты меня прости, брат.

В: Так и не смогли они поссориться, да и не нужно это было. Добрая привычка победила ошибочное мнение

Учитель. Эта сценка помогает нам понять как можно в жизни жить согласно примеру Великих Святых

Без Бога нация—толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней -жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Задание. Новогоднюю ёлочку украшают шарами, а человеческую душу?

( под звуки песни Ж.Бичевской «Храни вас Бог» дети раскрашивают раскраску)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.

Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....

Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых (из опыта работы)

Воспитание детей на примере святых угодников Божьих....

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».

laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...