Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Пятченков Максим Викторович

Краткая аннотация работы

В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через интеграцию тематического блока православной культуры в школьный предмет "Литература". Такая межпредметная интеграция способствует целостному восприятию получаемых знаний и позволяет достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС.

Предложенная интеграция основ православной культуры и литературы в 5 классе предусматривает знакомство учеников с такими блоками тем, как «Библия – книга книг», «Христианские мотивы в русской литературе». На уроках расширяются знания детей о следующих понятиях: молитва, храм, православная семья, труд, добро и зло, христианские добродетели и человеческие пороки, христианский подвиг, заповеди.

Данная работа может быть интересна учителям литературы, основ православной культуры, педагогам воскресных школ и системы дополнительного образования, а также  всем педагогам, занимающимся проблемами духовно-нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_hristianskih_tsennostey_v_predmet_literatura.docx962.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Интеграция религиозных знаний в школьное образование………………..............................................................................7

1.1. Интеграция религиозных знаний в школьное образование как педагогическая проблема …….…………………………..………………...........7

1.2. Интеграция религиозных знаний в учебный курс "Литература" как способ реализации предметной области «ОДНКНР»…………………………………………….......................................18

Глава 2. Христианские ценности в школьном курсе литературы как средство духовно-нравственного воспитания ………………………………………..….24

2.1. Интеграция христианских духовных ценностей в учебной программе по литературе в 5 классе …………………..........................................................24

2.2. Конспект открытого интегрированного урока  литературы и основ православной   культуры   (предметная  область   «ОДНКНР»)   в   5   классе (ФГОС).........................................................................................................30

Заключение……………………………………………………………………….40

Литература……………………………………………………………...………..42


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В последнее время общество все более стало задумываться о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе национальных традиций.

Проблема воспитания толерантности и национальной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что только на основе прочного духовно-нравственного и культурного фундамента складывается устойчивый менталитет нации. Нация, утратившая свою нравственную, национальную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами времени. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются бережным сохранением и развитием его духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций всех народов России. Взаимодействие светской и духовной систем образования в указанном процессе является немаловажным фактором комплексного подхода к идеям формирования национальной идентичности и воспитания толерантности подрастающего поколения.

Вера в  Бога во все времена оказывала сильное влияние на все сферы жизни общества. Не исключением является и современная Россия. Особенно велико её влияние на воспитание, формирование мировоззрения людей и идеологии в обществе. Поскольку воспитание и мировоззрение формируются, главным образом, в детские годы, то молодёжь можно считать наиболее восприимчивой к религиозному влиянию. Причём это влияние может быть как положительным в случае обращения к традиционным конфессиям, так и деструктивным в случае сектантской пропаганды. В России государство законодательно отделено от церкви, но это не снимает ответственности с государственных органов по  взаимодействию с нею. Правильное использование возможностей религии может оказать существенную помощь в решении проблемных вопросов разного плана, способствовать формированию полноценной, нравственно здоровой личности. Православие является наиболее распространённой, культурообразующей религией России, поэтому взаимодействие в нашем регионе, возможно, прежде всего, с православными религиозными организациями,  ее представителями.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о способах реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в пятом классе.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметная область «ОДНКНР» может быть реализована через:

1) включение в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (т. е. урок), с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона России;

2) включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей;

3) включение занятий по данной предметной области во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Считаем актуальным рассмотрение вопроса о включении в курс литературы в 5 классе тем по основам православной культуры, содержащих проблемы духовно-нравственного воспитания.

Объект исследования – интеграция религиозных знаний в школьное образование

Предмет исследования – процесс интеграции христианских духовных ценностей в школьное образование в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Цель данного исследования – изучить и описать механизмы реализации  интеграции христианских духовных ценностей в школьное образование в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уроках литературы в 5 классе. 

Задачи исследования:

1. Изучить проблему интеграции религиозных знаний в школьное образование.

2. Рассмотреть возможные пути интеграции религиозных знаний в учебный курс "Литература" как способа реализации предметной области «ОДНКНР».

3. Раскрыть духовно-нравственное содержание школьного курса литературы в 5 классе.

4. Предложить возможные варианты интеграции христианских духовных ценностей в учебную программу по литературе в 5 классе.

5. Подготовить конспект интегрированного урока литературы и основ православной культуры (предметная область «ОДНКНР») в 5 классе (ФГОС).

Методы исследования. Успех исследования повышается при сочетании различных методов, позволяющих  раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов. В данной работе было использовано несколько методов исследования:

  • изучение  нормативно-правовой документации;
  • изучение методической литературы по освещаемой проблеме;
  • анализ, систематизация, обобщение собственного положительного педагогического опыта.

Обзор литературы. При написании данной работы были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие преподавание религиозных знаний в рамках светского характера школы; проанализирована программа по литературе для 5 класса [11]; большое внимание уделено изучению методических материалов по интеграции религиозных знаний в процесс обучения в светской школе (методические пособия, статьи в периодической печати). Наиболее часто используемыми материалами являются статьи Урбанович Л.Н., в которых подробно рассматривается вопрос о преподавании религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования.

Практическая значимость. В настоящий момент данная работа имеет большую практическую значимость, т.к. рассматривает актуальные вопросы воспитания духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения в интеграции религиозного и светского образования; предлагает продуктивный вариант реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.

Структура работы.  В первой главе изучена проблема интеграции религиозных знаний в школьное образование, рассматриваются возможные пути интеграции религиозных знаний в учебный курс "Литература" как способ реализации предметной области «ОДНКР».

Во второй главе раскрывается духовно-нравственное содержание школьного курса литературы в 5 классе, предлагаются возможные варианты интеграции христианских духовных ценностей в учебную программу по литературе в 5 классе, представлен конспект интегрированного урока  по литературе и основам православной культуры (предметная область «ОДНКНР») в 5 классе (ФГОС).

В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования.


ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Интеграция религиозных знаний в школьное образование как педагогическая проблема

1.         Причины интеграции религиозного компонента в школьное образование.

Появление религиозно ориентированных дисциплин в российской школе вызвано двумя важнейшими факторами. Во-первых, начиная с 90-х годов, Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства, в котором религия является обязательным компонентом школьного обучения и воспитания, а религиозная педагогика давно уже стала самостоятельной областью знаний и академических исследований. Поскольку религия составляет важнейшую часть духовной культуры человечества, то игнорирование этого факта приводит к нежелательным образовательно-воспитательным последствиям. В связи с этим происходящие в стране процессы демократизации и гуманизации инициировали включение знаний о религии, религиозной культуре и духовных ценностях в образовательный процесс отечественной школы.

Во-вторых, поиск новых идей, смыслов для российской образовательной системы перед вызовами современности определил вектор государственной политики в сфере образования. Сегодня всё внимание педагогической общественности обращено на актуальные вопросы формирования духовно развитой и нравственно зрелой личности гражданина России. Обращенность к сущностной составляющей духовно-нравственного развития и воспитания обусловила необходимость интеграции знаний о религии в школьную программу.

В настоящее время включение религиозного компонента в школьную программу имеет ряд существенных трудностей. Так как после революционных событий в  России  религия  как  составляющая школьного образования не входила  в  учебные программы, курсы, дисциплины, поэтому современная отечественная педагогика ещё не выработала новые, адекватные меняющейся социокультурной ситуации подходы к решению задач, связанных с освещением религиозных вопросов и тем в школьной практике. Современная школа стоит перед правовыми, дидактическими, методическими, содержательными, культурологическими, психологическими и этическими проблемами интеграции религиозных знаний в российское образование.

2.        Религиозное образование в рамках  светского  характера школы.

В правовой сфере остро стоит вопрос о  легитимности религиозных знаний в системе светского школьного образования. Этот вопрос требует особого внимания и разъяснения. Согласно российскому законодательству, образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях имеет светский характер (п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании в РФ» и п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). В рамках Конституции РФ светскость государства и государственной школы предполагает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституции РФ, ст. 14). Такая отрицательная формулировка в буквальном смысле означает только то, что в российской государственной системе образования изучение какой-то конкретной религии должно быть на добровольных основаниях. Секуляризованное или светское образование обычно         понимается как находящееся под         юридической         опекой         государства, а не религиозных организаций. Следует отметить, что светскость, как сложная, неоднозначная категория, определяет и допустимую меру взаимодействия государства и религиозных объединений, возможность их сотрудничества.

Обращаясь к международной практике, можно констатировать, что большинство государств в современном мире являются светскими, и при этом практически везде государственная система образования предусматривает возможность изучения той или иной религии по выбору. В связи с этим в сфере совместной компетенции государства и религиозных организаций в вопросе изучения религии должны учитываться интересы участников образовательного процесса, при этом приоритет отдается общегосударственным, общенациональным задачам. Приведем следующую трактовку светского образования, которую можно принять  в качестве основной: светским (гражданским) образованием может считаться такое образование, которое направлено на решение общенациональных задач, характеризуется отсутствием церковного контроля        и религиозной, доктри-нальной доминанты        в содержании образования. Светское образование организуется и проводится в соответствии с нормами и требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом разнообразия мировоззренческих подходов и сопровождается констатацией достижения обучаемым установленных образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом [13].

Право на получение светского образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, в том числе и религиозными, зафиксировано как в признанном нашим государством международном законодательстве, так и в российском. Например, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» оно оговаривается необходимостью учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов и способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений в обучении (Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, п. 4 ст. 14).

Как отмечает И.В. Метлик [14], освоение знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяется параметрами образовательного запроса граждан и задачами приобщения учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном полимировоззренческом обществе. Знания о религии как типе мировоззрения, о религиозной культуре в её социально значимых аспектах и основных конфессиональных разновидностях должны быть представлены в содержании современного светского образования. Ими обеспечивается решение задач общего социально-гуманитарного образования, стимулируется воспитание ценностно значимых качеств личности. Освоение этих знаний в светской школе в режиме открытости и диалога с нерелигиозным мировоззрением и гражданской системой морали обеспечивает свободное и гармоничное личностное развитие, прежде всего в духовно-нравственной сфере, формирование навыков межкультурной коммуникации в поликультурном социуме. 

Таким образом, определяющим фактором светского образования является право свободного выбора, предоставляемое учащимся и (или) их родителям (законным представителям) при условии выполнения основной образовательной программы учреждения и соблюдения законных прав и интересов всех участников образовательного процесса. Чтобы снять существующее напряжение в вопросе соотнесенности преподавания религиозных знаний со светским характером школы, обозначим некоторые принципиальные положения. Во-первых, школьное религиозно ориентированное образование не предполагает религиозной самоидентификации учащихся и учителя ни в какой форме. Во-вторых, преподавание не осуществляется от лица религиозной организации или общины. В-третьих, школьное образование не имеет законоучительного, вероучительного характера, оно ориентировано на религиозно-культурологическое просвещение. И, наконец, не ставит целью обращения учащихся в веру (миссионерство), не предполагает воцерковления – включения в религиозную жизнь общины и исключает проведение религиозных практик, культовых действий.

3.        Содержание религиозного образования и формы его реализации в светской школе.

Еще одной насущной проблемой является непринятие применительно к светской школе самого термина «религиозное образования». В новой редакции федерального закона «Об образовании в Российской  Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года включено понятие «религиозное образование». Однако справедливости ради следует отметить, что законодатель не дал ему конкретное определение.

В международный профессионально-педагогический обиход термин «религиозное образование» прочно вошел в качестве широкого понятия, охватывающего различные виды образовательной деятельности, так или иначе связанной с изучением религии, воспитанием религиозного чувства и развитием религиозного сознания. К религиозному образованию в международной практике относят и курсы подготовки к крещению (оглашение), и изучение Библии на уроках литературы, и отдельные религиозно ориентированные дисциплины и предметы. До сих пор у нас, в отличие от европейских стран, религиозное образование понимается узко, как конфессионально профессиональное, ориентированное на подготовку религиозных служителей и персонала конкретного вероисповедания.

Применительно к школьной педагогической практике термин «религиозное образование» часто сопрягается со словами «культура» и «этика». В качестве примера можно назвать комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Палитра понятий, связанных  интеграцией религиозных знаний в образовательный процесс, представлена в специальной литературе достаточно широко.  В публикациях и методических документах используются такие понятия,  как  «преподавание  вероучения»,  «религиозное  воспитание», «религиозное образование», «религиозное просвещение»,   «духовное воспитание»,  «духовное  образование»  «духовно-нравственное  воспитание (обучение)»,  «православное  обучение»,  «религиозная  культура»,  «религиозно-этическое  просвещение»,  «воспитание  ценностей»,  «профессиональное  религиозное  образование». Кроме  того, стали появляться упоминания о  преподавании религиозно-познавательных,  религиоведческих  и  религиозно-философских  дисциплин.  Религиозное образование в широком смысле этого слова включает в себя и религиозно-культурологическое, главной целью которого является знакомство учащихся с историей и религиозными и этническими культурными традициями своей страны, морально-ценностным содержанием религий и их конфессиональными особенностями.

Особый интерес представляет трактовка понятия «религиозное образование», представленная в научной литературе. Приведем наиболее распространенные определения. Под религиозным образованием понимают целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения при участии соответствующей религиозной организации. Такое образование сопровождается приобретением знаний о конкретном религиозном вероучении, религиозной практике, религиозной культуре и деятельности религиозных объединений, а также оно предполагает формирование качеств личности на основе этого религиозного вероучения и присущих ему нравственных ценностей [16]. Иное определение понятия религиозного образования дает Ф.Н. Козырев: «Религиозное образование как направление и результат образовательной деятельности, имеющий предметом изучения и преподавания религии в ее индивидуальном (личностном) и/или социальном (культурном, историческом) измерениях» [9, с.27]. Соглашаясь в целом с подходом к такой трактовке понятия,  Д.В. Шмонин содержательно его дополняет: «Содержание религиозного образования включает в себя, наряду с общеобразовательными и профессиональными компонентами, доктринальное учение, в развернутом или адаптированном виде, а весь процесс обучения строится на соответствующей данной религии принципах просвещения и воспитания» [31, с. 54]. По мнению  Д. В. Шмонина, религиозное образование в том числе ориентировано на трансцендентное, на «соединение детей с реальностью, лежащей…за пределами тварного бытия. Вместе с тем религиозное образование – это и осторожное стимулирование побуждений учащихся к религиозной, этнокультурной самоидентификации [31, c.51]. Суть понятийной дискуссии заключается в том, насколько возможно и необходимо взаимодействие с религиозной организацией при преподавании религиозных знаний в светской школе. Можно условно выделить две школы: Московскую, которую представляют И.В. Метлик, И.В. Понкин, Т.В. Склярова, С.Ю. Дивногорцева и др., и Петербургскую, возглавляемую Ф.Н. Козыревым, директором института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии. Подход Московской школы  к преподаванию религиозных знаний основан на принципе соработничества с определенной религиозной организацией (например, Русской Православной Церковью), которая является гарантом качества преподавания. Ссылаясь на мировой опыт, Ф.Н. Козырев полагает, что реализация программ религиозного образования не предусматривает взаимодействия с религиозными объединениями: это обязательная и неотъемлемая часть общего гуманитарного образования. В связи с этим предлагается новая концепция гуманитарного религиозного образования, которая подробно автором излагается в одноименной монографии и многочисленных публикациях [5].

Представленные позиции и дефиниции позволяют сделать вывод, что религиозное образование включает следующие компоненты:

  • представления о религиозном вероучении, религиозном мировоззрении и религиозной практике;
  • знания об истории религий и религиозной культуре;
  • сведения о деятельности религиозных организаций и объединений;
  • воспитание и развитие качеств личности на основе религиозно-этического учения;
  • формирование духовных ценностей.

Выделим четыре формы образовательной деятельности, связанной с изучением религии.

  1. Религиозное образование конфессиональное по организационной принадлежности. Такое образование осуществляется в организациях и учреждениях, например, в Православной Церкви (так называемое церковное образование) и частично или полностью контролируются учредителями. Например, православная школа получает помимо государственной аккредитации конфессиональное представление от Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ.

2. Религиозное образование по содержанию. Осуществляется с целью повышения объема, уровня и качества знаний человека о той или иной религии, религиозной культуре. Такое образование реализуется в семье, в средствах массовой информации, учреждениях культуры, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц, в том числе и в государственных, и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с образовательными программами, учебными планами учебных курсов и дисциплин (например, учебный курс «Основы православной культуры» или «Основы мировых религиозных культур»).

3. Религиозное образование по мировоззренческому основанию. Осуществляется на мировоззренческой, духовно-нравственной основе той или иной религии, опирается на сложившиеся в данной религиозной традиции мировоззрение и уклад жизни. Оно реализуется преимущественно в организациях и учреждениях системы образования религиозных конфессий (например, православные школы, гимназии, православные институты и др.) при изучении всех учебных дисциплин, в семье, в религиозно ориентированных средствах массовой информации, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреждений и частных лиц.

4. Профессиональное религиозное (духовное) образование.  Включает специальную подготовку для членов данной религиозной организации (например, для священно- и церковнослужения в Православии) и предполагает наряду с получением профессиональных компетенций внутреннюю духовную жизнь в религиозной общине. Профессиональное религиозное образование осуществляется в духовных семинариях, училищах, академиях. В исламе или иудаизме эта специфика профессионального религиозного образования выражена в меньшей степени, но и там имеется некоторая область внутреннего религиозного опыта, культовой практики, наставничества, особых взаимоотношений религиозного руководителя и членов общины, которая осваивается учащимися в иных условиях, нежели светские образовательные программы.

Таким образом, религиозное образование, безусловно, связано с религией как предметом изучения, но оно не ограничивается только трактовкой профессионального религиозного (духовного) образования. Представляется обоснованным под религиозным образованием в широком смысле слова понимать любую образовательную деятельность, предполагающую включение религиозного компонента в содержательном, мировоззренческом или организационном аспекте. Поэтому и религиозно-культурологическое, и религиозно-этическое, и религиозно-просветительское  образование в школах в приведенном контексте может быть обозначено общим понятием как  религиозное образование. Принимая во внимание несформированность понятийно-категориального аппарата религиозной педагогики и неготовность педагогической общественности к принятию термина «религиозное образование» применительно к светской школе, предлагаем использовать понятие «религиозно ориентированное образование»

Однако заметим, что независимо от словоупотреблений, образование с религиозным содержанием по своей сути имеет конфессиональную направленность, так как транслирует взгляд из конкретной «мировоззренческой ограды». Однако, чтобы не вступать в конфликт со светским характером школы, религиозно ориентированное образование по форме должно быть «светским», т.е. направленным на решение общепедагогических (образовательных, воспитательных и развивающих) задач. 

Обобщим возможные педагогические формы присутствия религиозного компонента в образовательном пространстве школы.

  1. Религиозное (в т.ч. православное) просвещение – религиозно ориентированные экскурсии в музеи, храмы, монастыри; посещение концертов духовной музыки и пр.
  2. Религиозно-культурологическое образование – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»; интегративные учебные курсы ряда образовательных областей – «Православная культура», «Народоведение», «Истоки», «Художественная культура и быт русского народа», «Религии мира» и др.; учебные предметы одной образовательной области – «Христианская этика», «Православное искусство» и т.п.; модули учебной дисциплины – «Древнерусская литература», «Выдающиеся деятели Русской Церкви и Отечества», «Духовная музыка», «Православное краеведение» и др. [30, с.10-16]. 
  3. Духовно-нравственное воспитание – организация внеклассной, внеурочной деятельности (историко-религиоведческие, искусствоведческие факультативы, кружки, студии, творческие объединения, научные общества учащихся и др.).

По мнению Ф.Н. Козырева, представленные в Стандарте начальной и основной школы курс «Основы религиозных культур и светской этики» и предметная область  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются аналогом того направления религиозного образования, которое существует в международной практике [8, с.20].  

Таким образом, мы рассмотрели причины интеграции религиозного компонента в школьное образование, способы реализации религиозного образования в рамках светского характера школы, проанализировали возможное содержание религиозного образования и формы его реализации в светской школе. Можно сделать вывод, что  религиозно ориентированное образование по форме должно быть «светским», т.е. направленным на решение общепедагогических (образовательных, воспитательных и развивающих) задач и носить культурологический характер.


1.2. Интеграция религиозных знаний в школьный курс литературы как способ реализации предметной области ОДНКНР

Для современной педагогической теории и практики остается актуальной проблема разработки методологических оснований интеграции знаний о духовности, религии в школьное образовательное пространство. Нет сомнений в том, что школьников необходимо знакомить с религиозной культурой в широком понимании этого слова. Вопрос заключается в том, как это осуществлять в современных условиях.  С 1 сентября 2012 года для обязательного изучения введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению авторов-разработчиков, ученых-теоретиков и учителей-практиков, новый курс должен решать комплекс определенных задач, среди которых на первом месте – формирование духовно-нравственной личности гражданина России. Однако четыре модуля из шести являются религиозно ориентированными, а значит, воспитание предполагается на конкретной религиозно-мировоззренческой основе. Данные предметы вводят учащихся  в мир религиозной культуры во всем ее многообразии, сообщают первоначальные религиозные знания. Бесспорно, что один учебный курс малоэффективен в решении столь трудных задач. Но при определенных условиях он может сыграть роль системообразующего элемента в формировании условий духовно-нравственного развития и воспитания в школе. Поиск национальной образовательной идеи обусловил введение с 1 сентября 2015 года в программу основного общего образования (5 – 9 классы) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая, как отмечается в Письме Министерства образования и науки РФ, «призвана обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности учащимся». При этом подчеркивается, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы» (Письмо Минобрнауки №08-761 от 25.05.2015). Это последнее обстоятельство диктует особые требования и предполагает вполне конкретную ответственность всех участников образовательного процесса.

Принимая во внимание, что в Смоленском регионе по данным мониторинга подавляющее большинство учащихся 4 класса (свыше 80%) изучают ОПК, то очевидна необходимость выстраивания системы духовно-нравственного образования на основе православных духовных ценностей.

Реализация предметной области ОДНКНР предполагается через 1) учебный предмет, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений; 2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; 3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. При этом решение о форме реализации предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Указанные варианты имеют и свое научное обоснование.  Опираясь на теоретические положения В.С. Леднева, в образовательной области структурно выделяются три компонента: стержневой предмет области, элементы содержания в дисциплинах других образовательных областей и компонент в системе воспитательной работы. Ученый предложил правило, согласно которому содержание образования формируется через дополнительность двух компонентов – системно организованного стержневого предмета, представленного как ряд дисциплин, последовательно разворачивающихся по годам обучения, и отдельных элементов или модулей в предметах других образовательных областей. Базовые ценности должны стать основой интеграции учебных предметов между собой, а также интеграции учебной, внеучебной и внешкольной образовательной деятельности. Как представляется, именно такая концептуальная идея заложена в предложенных формах реализации предметной области «ОДНКНР».

При выборе образовательной организацией формы реализации новой образовательной области наиболее привлекательным может показаться последний вариант – включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Заметим, что внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса и наполнить ее компонентами духовно-нравственного содержания не вызывает затруднений, особенно в ситуации, когда «духовно-нравственное» понимается очень широко и неоднозначно. Делая акцент на внеурочной деятельности, образовательная организация рискует ограничиться отдельными мероприятиями, оставляя без должного внимания  и потенциал факультативных и кружковых занятий. Поэтому этот вариант может быть выбран только как вспомогательный и использовать его представляется целесообразным в качестве поддерживающего урочную деятельность по духовно-нравственному направлению.

Второй вариант реализации предметной области ОДНКНР предполагает интеграцию вопросов духовно-нравственного содержания в отдельные предметные курсы, модули, разделы. Безусловно, интеграция как реальная потребность настоящего времени позволяет решать задачи перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Межпредметная интеграция призвана соединить получаемые знания в систему, что способствует развитию структурно-логического мышления и общей эрудиции учащихся. Целостное восприятие получаемых знаний с учетом приобретенного опыта позволяет получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС. Имеются и другие несомненные преимущества такой интеграции.

Во-первых, нет необходимости выделять отдельный час на новый предмет, и таким образом снимается проблема перегруженности школьников, а также нет необходимости решать кадровые трудности, кому преподавать необычный предмет. Во-вторых, знание с религиозным содержанием (православным) органично введено в предмет, и оно не воспринимается как «чужеродный» образовательный элемент, требующий дополнительного обоснования. В-третьих, и это самое важное, на наш взгляд, – формируется целостное интегральное гуманитарное школьное пространство. Одна из интегральных линий образует историко-культурное направление  в образовании и может быть представлена  следующими предметами: история – обществознание – география – православная культура. Вторая образовательная линия духовно-эстетического направления может объединить литературу, русский язык, искусство (МХК), музыку,  православную культуру.

В качестве примера приведем интегративную тематическую линию в 5 классе, которая расширяет знания, полученные школьниками в ходе изучения «Основ православной культуры (ОРКСЭ) в 4 классе о православной молитве.

Литература

Русский язык

Искусство

Музыка

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

работа с библеизмами «Да минует чаша сия», «Знать как  “Отче наш”.

Этимологическая работа со словами «молвит», молитва», молва» и пр.

Ф.А. Бруни, М.В. Нестеров «Моление о чаше»

П.И. Чайковский «Молитва» (Детский альбом)

Данный вариант представляется наиболее целесообразным и эффективным. Однако здесь есть и свои трудности и риски. Главная сложность заключается в практической реализации подобной интеграции. Сразу возникает вопрос о профессиональной подготовленности учителя к подобной деятельности. Подразумевается, что учитель истории, обществознания, литературы, музыки и искусства обладает определенными и достаточными знаниями в области православной культуры и может провести корректную интеграцию, которая бы отвечала поставленным целям и задачам, а не являлась бы так называемой «проформой». Формализованный подход к интеграции, отраженный в программно- и учебно-методической документации, создаст на практике существенные проблемы и повлечет за собой очередной учительский «бумажный бум». Как важный фактор в создании интегративной межпредметной линии необходимо наличие в образовательной организации слаженного профессионального коллектива единомышленников.

Упрощенным и наиболее приемлемым вариантом межпредметной интеграции является включение знаний о православной культуре в одну из предметных областей, например, в литературу или историю. Надо подчеркнуть, что на уроках литературы такая интеграция не только возможна, но и обязательна и необходима для полноценного и всестороннего изучения художественного произведения. Подтвердим свою мысль на конкретном примере. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» идейный замысел произведения запечатлен автором в такой, на первый взгляд, незначительной художественной детали как «картинки» на стене, изображающие евангельскую притчу о блудном сыне. Интерпретация притчи и осмысление христианских ценностей, в ней заложенных, сопоставление сюжета притчи и смысловой композиции автора помогает раскрыть «действие» притчи в произведении и способствует «прочтению» авторской позиции.

Можно вспомнить в качестве примера интеграции христианского компонента в литературу евангельскую притчу об умершем и воскресшем Лазаре, которую читают герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», переложение и авторскую интерпретацию евангельских притч в произведениях Н.С. Гумилева «Блудный сын», А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» или скрытую аллюзию на притчу о евангельском богаче в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциска».

Однако заметим, что такой подход потребует корректировки содержания программ, повышение квалификации учителей-предметников с учетом введения модуля по православной культуре [25, с.64-68].  

        Как видим, вопрос интеграции религиозных знаний в школьные предметы является наиболее продуктивным способом реализации предметной области «ОДНКНР». Интеграция возможна с различными предметами, но наиболее продуктивна и целесообразна, по нашему мнению, интеграция основ православной культуры и литературы. Предмет «Литература» обладает глубоким потенциалом примеров духовно-нравственных ценностей, которые в русской литературе преломляются сквозь призму православия.


ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Интеграция христианских духовных ценностей в учебной программе по литературе в 5 классе 

Время, в котором мы живём, − время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. В настоящее время мы наблюдаем потерю читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы, а особенно на уроках внеклассного чтения, можно ввести элементы философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Известно, что литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Мы считаем возможным и нужным интеграцию литературы и основ православной культуры.

Важнейшее качество нашей отечественной словесности — её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской секулярной культуре, она не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.

Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы до сих пор восхищает читателей всего мира. И это не случайно, ибо корни художественности, как заметил великий отечественный мыслитель и литературный критик И. А. Ильин, кроются в тех глубинах человеческой души, где проносятся "веянья Божьего присутствия". Великое искусство всегда несет на себе "печать Божьей благодати". Феномен русской литературы заключается в постановке "вечных вопросов" бытия, ответ на которые пытались дать в своем творчестве почти все отечественные писатели.

И.А. Ильин в книге "Основы художества. О совершенном в искусстве" высказал мысль о том, что корни подлинного искусства имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: "XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, "окрыленными" духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову и далее к Блоку, Ахматовой, Платонову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия". Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, поэтому творчество писателей XIX - нач. XX века будет рассмотрено под этим углом зрения. Мы считаем, что именно такой духовный подход менее всего изучен в современном преподавании литературы, а потому актуален.

С целью реализации образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы предлагаем ввести в курс литературы занятия, раскрывающие духовный смысл изучаемых произведений и расширяющие кругозор ученика об основах православной культуры. Темы выстроены в хронологической последовательности разделов программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) [11] и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина [12].


Раздел

Тема

Кол-во час.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Библия – книга книг. Вечные истины на страницах Библии. 

1

Изучение понятий «Библия», «Евангелие», «апостол», «евангелист», знакомство с деятельностью апостолов. Формирование у учащихся представлений о Библии как священной книге христианства; ценностного отношения к общечеловеческим культурным ценностям, уважения к священным текстам; обогащение лексического  запаса и формирование эрудиции.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 

Христианские мотивы в народных сказках.

1

Христианские ценности на страницах русских народных сказок: любовь, милосердие, добро, уважение старших, ценность семьи, трудолюбие, кротость и смирение, соборность.

По выбору учителя могут быть рассмотрены сказки «Морозко», «Гуси-лебеди» и др.

ИЗ ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Появление письменности. Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

Знакомство с понятиями: миссионеры, просветители, равноапостольные, первоучители славянские. Формирование у учащихся первичных представлений о распространении христианства, о значении письменности для распространения христианства на Руси.

Красивый мир церковнославянской азбуки.

1

Знакомство с понятиями: церковнославянский язык, буквицы, кириллица. Некоторые правила чтения церковнославянских текстов. Первые древнерусские книги.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Христианские мотивы в баснях И.А. Крылова.

1

Обличение человеческих пороков в баснях: лень, неблагодарность, гордыня, жадность, лицемерие и др.

По выбору учителя могут быть рассмотрены басни "Откупщик и Сапожник", "Крестьянин и лошадь", "Стрекоза и Муравей" и др.

Нравственные уроки сказок Пушкина

1

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Молитва – особый жанр в творчестве Пушкина и Лермонтова.

1

Знакомство с понятиями: молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие, молитвослов, сила молитвы, ангел-хранитель. Толкование молитв «Отче наш», «Символ веры».

А.С. Пушкин «Отче наш», М.Ю. Лермонтов «Молитва».

Труд как основополагающая христианская ценность.

1

Жизнь простых людей с позиции христианских вечных истин в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Картины жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

Истинное добро и зло в повести И.С. Тургенева «Муму».

1

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Формирование представлений о роли христианской любви и милосердия в жизни человека.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Русские поэты о православном храме.

2

Знакомство с понятиями: храм, символика храма, собор, иконостас, икона, фреска, крест, колокольный звон, благовест.

По выбору учителя могут быть рассмотрены произведения: «Любил я в детстве» И.А. Бунина, «Храм на горе» Н.А. Некрасова, «У храма» Я.П. Полонского, «Дорог мне перед иконой» А. Майкова, «Благовест» А.К. Толстого, «За горами, за желтыми долами» С.А. Есенина и др.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Возлюби ближнего своего – нравственный вывод повести «Дети подземелья».

1

Христианские заповеди. Формирование первичных представлений о существовании религиозных предписаний, согласно которым христиане должны строить свою жизнь.  Важно ли для христиан соблюдение заповедей? Легко ли жить по заповедям?

Защита Родины – святой долг христианина. Святые воины. Георгий Победоносец.

1

Знакомство с понятиями: воинская доблесть, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества. О почитании святых воинов.

Толкование заповеди «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

Семья – малая церковь. Православные традиции и семейные ценности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» (чтение некоторых глав).

2

Семья и семейное счастье. Семейные традиции. Православные праздники в христианской семье. Почему семью называют малой церковью? Православное воспитание. Красота православных праздников.

Православные праздники.

1

Отличие православных праздников от светских. Чему посвящены православные праздники. Праздник праздников – Пасха Христова. Малая Пасха – воскресенье.

Библейские сюжеты в искусстве.

1

Религиозное искусство. Духовная поэзия. Духовная музыка. О церковных песнопениях. Живопись и иконопись.


2.2. Конспект открытого интегрированного урока литературы и основ православной культуры (предметная область «ОДНКНР») в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: Красивый мир церковнославянской азбуки

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной базы за счет включения в нее религиозной лексики церковнославянского языка; ознакомление с духовным смыслом родной речи; обогащение знаний новыми элементами православной культуры.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать об истории возникновения азбуки, ее символике, роли в жизни человека; уметь читать некоторые церковнославянские слова, словосочетания, предложения, понимать их духовный смысл.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; работает в группе; делает самоанализ своей деятельности, оценивает ее.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Подарите друг другу свои улыбки. Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

- Ребята, обратите внимание на пословицы, представленные на слайде:

Сперва аз да буки, а потом другие науки.

Аз да буки избавляют нас от скуки.

Азбука — к мудрости ступенька.

- Все ли слова вам понятны? Что же это за науки «аз» и «буки»? Что нам нужно изучить, чтобы дать ответ на этот вопрос?

Предполагаемый ответ: Это буквы церковнославянского языка. Чтобы узнать об этих буквах, необходимо познакомиться с церковнославянской азбукой.

- Совершенно верно. Обратите внимание на слайд. На нем церковнославянская азбука. Как бы вы определили тему нашего урока?

Предполагаемый ответ: Тема сегодняшнего урока - «Красивый мир церковнославянской азбуки».

̶ Почему говорили, что «аз» и «буки» избавляют нас от скуки? Почему люди называли азбуку ступенькой к мудрости? В чем заключается красота церковнославянской азбуки? Сегодня мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

̶ Давайте сформулируем цель урока.

Предполагаемый ответ: Познакомиться с церковнославянской азбукой, раскрыть ее духовное содержание.

  1. Изучение нового материала.

        Вступительное слово учителя. Сегодня мы узнаем, как создавалась азбука, какой смысл имеет буква церковнославянской азбуки, попробуем прочитать и объяснить некоторые слова и фразы на церковнославянском языке.          (Подготовленные ученики выступают с сообщениями).

        

Тематика        сообщений учащихся.

1 ученик: Краткая история создания церковнославянской азбуки.

2 ученик: Значение букв (с опорой на слайды презентации).

Возможный вариант ответа 1 ученика.

Создателями славянской азбуки являются Кирилл и Мефодий. Образцом начертания букв стали греческие, а те славянские звуки, для которых не было букв в греческом языке, святой Кирилл обозначил буквами из армянской, еврейской и коптской азбук. Так была составлена славянская азбука из 38 букв. После изобретения азбуки святые братья в течение четырех с половиной лет переводили книги Священного Писания, которые были необходимы для богослужения. «И рады были славяне, – писал летописец, – так как они слышали величие Божие на своем языке».

Книжная грамотность пришла на Русь более тысячи лет назад. К книге христиане относились с почтением: ведь она была хранилищем самого главного – Слова Божиего. Это были книги Евангелие, Псалтирь. (Учитель показывает детям книги). Скоро появились летописи, жития святых. Книга, письмо, буква были для человека святы. Буква – это маленькое отображение мира Божиего. Просвещенный человек обязательно должен был знать Закон Божий. Церковнославянский язык рассказывает о радости, мудрости, о счастье, о красоте жизни человека с Богом.

Возможный вариант ответа 2 ученика.

        Каждая буква церковнославянского языка имеет свое имя. Если сгруппировать некоторые буквы азбуки, которые следуют друг за другом, то можно получить следующее: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1_2_3.jpg, что означает «говори: добро существует». Или C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1_2_3.jpg означает «скажи слово крепкое!».

        Замечательно, что среди имен славянских букв нет слов с отрицательным значением. Именами букв славянской азбуки стали слова с положительным смыслом: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg. Церковнославянская азбука имеет христианский, просветительский характер.

        Глубокий смысл таится и во внешнем облике букв. Если внимательно всмотреться, можно заметить, что в основе изображения славянских букв имеются треугольник (символ Святой Троицы), крест (символ Крестных мук Спасителя), круг (символ Царствия Божиего):

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg    C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg   C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slav-alfavit-01.jpg

Учитель: Стоит отметить одну из  важных особенностей букв церковнославянской азбуки. Каждая буква еще являлась и цифрой, т.е. имела  цифровое значение. Вот таблица цифровых значений букв.

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/14/13360/13360_html_m26d133f2.png

Каждой группе предлагаю найти цифровое значение слова. Будьте внимательны, не ошибитесь при подсчете. Буква «ер» не имеет цифрового значения.

1 группа: Храмъ

2 группа: Икона

3 группа: Слово

Учитель: Мы познакомились с буквами. А легко ли нам будет прочитать слова на церковнославянском языке? Прочитайте слова на  слайде: словеса, мир, человек, ученицы, добре творити, узрити истину (запись на церковнославянском).

Учитель: Прочитать эти слова было не очень сложно, ведь их написание мало отличается от современного. Но некоторые слова в церковнославянском языке сокращаются – пишутся с пропуском букв. Над такими словами ставится специальный знак титло. Титла бывают двух видов: простое и буквенное. Простое обозначается значком http://oupervm.omr.obr55.ru/informatika/images/36a4079b5649.jpg. Для читающего этот знак означает, что в слове пропущены одна, две или более букв.

        Буквенные титла на письме обозначаются значками, которые указывают одну из пропущенных букв:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BB%D0%BE.jpg

Например, написание слов с использованием титла (выводятся на слайд, некоторые комментируем):C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\слова.jpg

Каждой группе дается карточка с тремя словами из приведенных на слайде.

Задание: Необходимо составить с этими словами словосочетания, или предложения, или небольшой текст из 3-4 предложений.

1 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tesrkovnoslavyanskiy_v_tablitsah_11.png, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титла.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титла.jpg(Господь, молитва, милость).

2 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титла.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титла.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tesrkovnoslavyanskiy_v_tablitsah_11 (1).png (Богородица, ангел, Рождество).

3 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титла.jpg, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tesrkovnoslavyanskiy_v_tablitsah_11 (1).png, C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tesrkovnoslavyanskiy_v_tablitsah_11 (1).png(Отец, Сын, Троица).

Учитель: Все  группы хорошо справились с этим заданием.

Учитель: Очень часто слова с использованием титла мы можем встретить в названиях икон. Сейчас предлагаю вам фотографии часто встречающихся икон, они есть в каждом храме, о них мы говорили на предыдущих уроках. Вам необходимо прочитать правильно название иконы, рассказать коротко, что вам известно об этой иконе.

Каждой группе дается распечатанная копия иконы.

http://www.golden-ship.ru/_ph/264/2/679281499.jpg

1 группа:  Необходимо прочитать название «Иисус Христос», рассказать о возникновении иконы «Спас Нерукотворный». Ученики знакомились с историей появления этой иконы на уроках ОРКСЭ.

C:\Users\Admin\Desktop\икона покрова пресвятой богородицы.jpg

2 группа:  Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Икона ученикам знакома. Под титлом записано название «Пресвятая Богородица».

http://www.zlatoriza.ru/uploads/items/big/51-01-15-0008.jpg

3 группа: Под титлом написано «Святая Троица». Ученикам нужно рассказать о том, что на иконе в виде трех ангелов представлен Бог в трех его ипостасях.

         Учитель: Спаситель на иконах часто изображается с раскрытым Евангелием в руках. Нередко страницы Евангелия содержат надписи. Предлагаю вам прочитать эти фразы на церковнославянском языке, попытаться объяснить их смысл.

1 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\евангелие.jpg 

2 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\евангелие.jpg

3 группа: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\евангелие.jpg

  1. Закрепление изученного. Обсуждаем – размышляем.

Вопросы на карточках для каждой группы.

1 группа: В чем заключается красота церковнославянского языка?

Предполагаемый ответ:

Эти слова особые, таинственные, божественные. Церковнославянский язык – язык православного богослужения. Буквы азбуки отличались особой красотой, отчетливостью начертания, их украшали различными узорами.

«Таинственные слова, священные. Что-то в них… Бог, будто? Другие это слова, не наши: Божьи это слова»,  - писал  Иван Шмелёв в романе «Лето Господне».

2 группа: Почему знание церковнославянского языка доставляло христианам радость? Была ли это житейская радость или духовная? В чем их отличие?

Предполагаемый ответ:

Христиане были рады, что могли слышать слово Божие на родном языке, понимать смысл богослужения, читать божественные книги, молиться. Это, конечно, духовная радость. Духовная радость питает душу, помогает человеку в трудную минуту, учит добру.

3 группа: Сохранилась ли красота церковнославянского языка в современном русском языке? Может ли красивый русский язык стать некрасивым? Что его может разрушить? Как каждый из нас может помочь его сохранить?

        Предполагаемый ответ:

        В своем написании современные буквы похожи на церковнославянские. Наш язык очень красив и благозвучен, но, чтобы он остался таким, его нужно беречь. Мы не должны говорить плохих слов, не должны искажать слова. Ведь в каждом слове  - Бог.

        Учитель: Как мы уже говорили, христиане были очень рады слышать Слово Божие на своем языке. Давайте вспомним, с помощью чего человек обращается к Богу?

- Через молитву?

- Какие молитвы вы знаете? Какие названия молитв слышали?

- Молитва Господня, Символ веры и другие.

- Задумывались ли вы когда-нибудь, что значит фразеологизм «знать как отче наш»?

- Знать наизусть.

- Верно. Наши предки так говорили, потому что все знали Молитву Господню, или Отче наш.

- Прослушайте сначала эту молитву в исполнении церковного хора. (Прослушивание аудиозаписи)

- Узнали ли вы эту молитву? Конечно, узнали. Мы с ней уже знакомились на предыдущих уроках. Это главная молитва православного христианина. Попробуем прочитать эту молитву на церковнославянском языке.

(Дети читают самостоятельно, затем вслух один ученик, учитель помогает читать сложные непонятные слова).

http://voliaboga.narod.ru/images/otche_nash.jpg

После прочтения даем перевод на русский язык и беседуем по содержанию молитвы.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13)

  1. Итог урока.

         Ребята, давайте вернемся к пословицам, которые звучали в начале урока.

 Сперва аз да буки, а потом другие науки.

Аз да буки избавляют нас от скуки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Понятно ли вам теперь, почему говорили, что «аз» и «буки» избавляют от скуки? Почему люди называли азбуку ступенькой к мудрости? Как вы понимаете высказывание «Судьба наша – в словах, нами произносимых» [22, с.61].  

Размышления учеников.

  1. Рефлексия.

Учитель: Буква в церковнославянской азбуке – понятие многозначное. Мы уже говорили, что книга, письмо, буква были для человека святы. Буква – это маленькое отображение мира Божиего. Церковнославянский язык рассказывает о радости, мудрости, о счастье, о красоте жизни человека с Богом. О какой красоте идет речь? Конечно, духовной. Это красота мыслей, поступков, души.

Попробуйте определить главные слова урока.

Предполагаемый ответ: Красота, азбука, Бог.

(На слайде представлены фотографии красивой природы (творения Бога), девочки в храме, буквы церковнославянской азбуки, иконы).

- Что объединяет эти изображения?

Предполагаемый ответ: Красота природы создана Богом, в девочке мы видим красоту душевную, буква - это маленькое отображение мира Божиего, икона – это окно в духовный мир (лик Сына Божия).

Нравственный вывод урока (на слайде).

«Не помысли слова, ведущего к злу»

  1. Самооценка деятельности учеников.

Учитель: Ребята, вы плодотворно трудились сегодня на уроке. Я говорю каждому из вас огромное спасибо. Право поставить оценку за урок я предоставляю вам. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету, подсчитайте количество набранных баллов и поставьте себе оценку по указанным критериям.

Детям раздается анкета самоанализа работы на уроке. По результатам выставляются отметки за урок.

Учитель: Давайте улыбнемся еще раз друг другу,  поблагодарим  другие группы  за работу аплодисментами. Спасибо за урок! Храни вас Бог!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Вопрос об интеграции христианских духовных ценностей в школьное образование является своевременным, актуальным и в то же время – неоднозначным. Особо остро он встал после введения в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», потому что в постсоветское время пришлось переосмыслить роль религиозных знаний в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

        В данной работе мы рассмотрели различные формы изучения религии в светском государстве, каковым является Российская Федерация, и пришли к выводу, что наиболее оптимальным является интегративный подход. Русь всегда была православной, поэтому православная культура связана со многими школьными предметами: историей России, обществознанием, русским языком, географией. Но наиболее тесной духовной связью объединена с православной верой классическая русская литература. Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Именно она отражает накопленные веками опыт православных традиций, мудрость народа. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

        Предложенная нами интеграция основ православной культуры и литературы в 5 классе предусматривает знакомство учеников с такими блоками тем, как «Библия – книга книг», «Христианские мотивы в русской литературе». Ребята, начиная изучать древнерусскую литературу, знакомятся с церковнославянской азбукой, ее духовным смыслом. На уроках расширяются знания детей о следующих понятиях: молитва, храм, православная семья, труд, добро и зло, христианские добродетели и человеческие пороки, христианский подвиг, заповеди.

        Особо стоит отметить, что данная интеграция носит сугубо культурологический характер. У учащихся формируется представление, что православная культура тесно связана с литературой, музыкой, живописью и другими видами искусства.

В данной работе представлена разработка открытого интегрированного урока  литературы и основ православной культуры. Психолого-педагогическое содержание данного урока отвечает всем требованиям, предъявляемым  к современному уроку. Отметим наиболее важные теоретико-методологические аспекты урока, представляющие, по нашему мнению, общий интерес для проблемы духовно-нравственного просвещения на уроках православной культуры в школе. Предлагаемый методический каркас урока «От буквы – к Слову» через слово, словосочетание и предложение является несомненной продуктивной методической идеей. Церковнославянская азбука может быть представлена  как простой алфавит, а показывает детям красоту церковнославянского языка, те высокие духовные смыслы, которые этот язык передает, ту духовную радость, которые несут тексты, написанные на старославянском языке. О сложном можно говорить просто, это показывает подобранный дидактический материал и методы его изучения, которые воздействуют на души детей.

Урок демонстрирует органичный синтез светского и религиозного образования, под которым в светской школе подразумевается передача знаний о той или иной религии, не навязывает православную религию – все предлагаемые материалы (старославянская азбука, иконы, Евангелие, молитвы и др.) являются бесспорными артефактами русской православной культуры, без знакомства с которыми нельзя понять русскую культуру вообще, нельзя говорить о национальных корнях и традициях.  

Считаем, что данная работа может быть интересна учителям литературы, основ православной культуры и всем педагогам, занимающимся проблемами духовно-нравственного воспитания детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов Ю.Ф., Корпев Е.В. Проблема соотношения религиоведческого и религиозного образования современной России: единство и различия // Известие Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2007. №1. С. 170 – 184.
  2. Азбука веры URL:  http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie_32-all.shtml (дата обращения 17.05.2016).
  3. Гайвас О.В. Урбанович Л.Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова». В 2 ч. Ч.2. Методические материалы в помощь учителю. Смоленск: Свиток, 2016. 120 с.
  4. Зыбина Т.М. От слова – к Слову. Интегрированное обучение  религиозной  лексике:  учебно-методическое  пособие.  Смоленск, 2014.156 с.
  5.  Козырев Ф.Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-resursy-povysheniya-kachestva-prepodavaniya-religii-v-sredney-shkole (дата обращения 18.04.2016).
  6.  Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография. СПб.: Апостольский город, 2005.  636 с.
  7.  Козырев Ф.Н. Гуманитарное религиозное образование. Спб., 2010.392 с.
  8.  Козырев Ф.Н. Религия как дар: педагогические статьи и доклады. М., 2014. 440 с.
  9.  Козырев Ф.Н. Религиозное образование: Pro et contra http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/200506/11100915.html (дата обращения: 2.07.2016).
  10. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
  11. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
  12. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, Смоленская православная духовная семинария, 2013. 336 с.
  13. Метлик И.В. Изучение религии в школе // Педагогика. 2003. №7.С.71-78.
  14.  Метлик И.В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: автореф. дис. док. пед. наук – 13.00.01. 2005.
  15. Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии. Материалы международной конференции. М.:ОВЦС Московской Патриархии,2011. 208с.
  16.  Понкин И.В. Светскость государства. – М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. с. 466.
  17. Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / сост. А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2010.
  18. Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. 215 с.
  19.  Религия в светской школе URL: slamreview.ru/community/religia-v-svetskoj-skole (дата обращения: 13.05.2016).
  20. Романенко И.Б. Социокультурная идентичность и духовно-нравственное воспитание (размышление о статье Д.К. Бурлаки «Духовно-фундированное образование в постсекулярном мире обществе) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т.14. Вып.2. СПб.:  Изд-во РХГА, 2013. С. 65 – 71.
  21. Селезнев Ю. Проза Пушкина и развитие русской литературы. (К поэтике сюжета // В мире Пушкина: сборник статей / сост.: С. И. Машинский.  М.: Сов. писатель, 1974 . С. 413 – 446.
  22. Троицкий В.Ю. Филология как средоточие духовной культуры и воспитания на уроках словесности// Русская школа/ Духовно-нравственные проблемы воспитания. - М.: Русское слово, 1996. С. 61
  23.  Урбанович Л.Н. Духовно-нравственное воспитание в условиях цивилизационных вызовов  // Вестник Балтийского федерального университета. 2015. №11. С.102 – 108.
  24.  Урбанович Л.Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии.2015. Том 16. Вып. 4. С.223 – 233.
  25. Урбанович Л.Н. Интеграция религиозных знаний в школьный курс литературы как способ реализации предметной области ОДНКР // Смоленские Епархиальные ведомости. №1 (88) июль 2016. С.64 –68.
  26. Урбанович Л.Н. Конфессиональное сопровождение преподавания  православно ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2015. 2 (37). С. 106 – 116.
  27.  Урбанович Л.Н. Методические особенности при работе с евангельскими притчами на уроке Православной культуры // Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт. Смоленск: Свиток, 2014. 272. С. 247 – 271.
  28.  Урбанович Л.Н. Образовательно-воспитательный потенциал религиозно-культурологических дисциплин в школе // Сборник материалов XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2014. С. 380 – 385.
  29. Урбанович Л.Н. Основные принципы и подходы в преподавании духовно-нравственных и религиозно-культурологических дисциплин в школе // Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности (из опыта учителя). Смоленск, 2013. С.10-17.
  30. Урбанович Л.Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика. Учебное пособие. Смоленск, 2016. С.10 – 16
  31. Шмонин Д. В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013. №2. Вып. 14. С. 47 – 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)  для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.

Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предме...