Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
статья по краеведению

Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 84

имени дважды Героя Советского Союза П.А.Покрышева

Петроградского района Санкт-Петербурга

ул.Б.Монетная, д.2, литер А, Санкт-Петербург, 197101, тел./факс (812) 232-05-01

E-mail : shc84@list.ru http ://www.spb-school-84.ucoz.ru

Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Автор-разработчик:

Обухович В.В.,
методист,

учитель МХК и ОДНКНР

Санкт-Петербург

2021

Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга).

Актуальность обусловлена необходимостью нравственного воспитания личности и важностью приобщения учащихся к духовно-нравственной культуре родного страны.

Сегодня изучение духовно-нравственной культуры народов России особенно актуально в связи с рядом проблем: существует большое количество детей, которые не знают культуру своей Родины или не смогли изучить её в должной степени  в связи с занятостью родителей или по иным причинам. Без прошлого нет будущего, поэтому важно возрождать утраченные традиции: приобщать учащихся к духовно-нравственным традициям народов России и воспитывать на примерах исторических героев (в том числе на примере Александра Невского). Олимпиады направлены на формирование таких ценностей, как патриотизм и любовь к родной стране.

Концептуальный подход состоит в развитии личности, формировании творческой индивидуальности на основе изучения основ духовно-нравственной культуры народов России, их особенностей и ценностей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Одной из основных тем различных олимпиад и конкурсов предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (а также ряда историко-краеведческих конкурсов) является Александр Невский, его воинский и духовный подвиг, а также храмы, посвящённые святому князю (центральное место из которых занимает Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра)

Важнейшим условием подготовки к олимпиадам и конкурсам является установка на целостное осмысление культуры России и обнаружение взаимосвязей между различными её феноменами. В этой связи особо важен культурологический системный подход, а также необходимость учета синергетической составляющей, позволяющей увидеть культуру в развитии. Не погружая учащихся в особенности системно-синергетического подхода, но опираясь на него, важно научить их не только узнавать феномены духовно-нравственной культуры, но и увидеть их как элементы единого организма (культуры России), обладающего своими качествами, в совокупности обеспечивающими неповторимость и уникальность отечественной культуры, носителями которой являются и сами учащиеся.

В этой связи особую актуальность приобретает взаимная интеграция ОДНКНР и других культурологических предметов (Мировая художественная культура, История и культура Санкт-Петербурга). Указанные предметы составляют между собой своеобразный треугольник: при изучении одного из них школьники не всегда, но часто получают знания и по двум другим (например, при изучении Александро-Невской Лавры мы познаём и духовно-нравственную культуру России, и культуру нашего города, и мировую художественную культуру). Таким образом, взаимная интеграция ОДНКНР, ИК СПб и МХК является одним из путей подготовки к олимпиадам и конкурсам.

Также важным является участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах не только предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и иных. Этот опыт позволяет учащимся не только расширить общий кругозор, но и принять участие в решении заданий олимпиад и конкурсов, которые зачастую отличаются от тех, к которым ребята привыкли на уроках.

Цель – обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся посредством приобщения к духовно-нравственной культуре народов России.

Задачи:

Обучающие:

- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности появились, хранятся и передаются от поколения к поколению;

- формировать представление об основных традициях и духовно-нравственных ценностях народов России;

- способствовать пониманию учащимися духовно-нравственных мотивов, которые определяют культуру народов России и подвиги исторических героев (в том числе Александра Невского);

Развивающие:

- развивать общие интеллектуальные способности (логическое и аналитическое мышление, памяти и внимания);

- способствовать осознанию учащимися себя как творца и носителя духовно-нравственной культуры;

- способствовать осознанию учащимися себя как наследников подвигов исторических героев России (военных, религиозных, трудовых и т.д., в том числе подвигов Александра Невского);

- способствовать развитию эстетического вкуса учащихся в ходе знакомства с произведениями художественной культуры (картинами и памятниками, храмами и иконами);

- развивать интерес к истории и культуре народов России;

- развивать умение запоминать и анализировать культурологическую информацию, а также работать с источниками информации.

Воспитательные

Способствовать повышению:

- духовно-нравственной культуры учащихся;

- познавательной активности и работоспособности;

- уважительного отношения к истории и культуре России;

- уважительного отношения к национальным и религиозным культурам России;

- осознания собственной нравственной ответственности за сохранение и развитие культуры России и Санкт-Петербурга.

Планируемые результаты

Личностные результаты. Участие в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» повлияет на культурно-нравственное становление детей, формирование их гражданской позиции:

- произойдёт осознание и принятие таких общечеловеческих культурных ценностей, как патриотизм и толерантность;

- разовьётся любознательность, наблюдательность, внимание, уважением к истории и культуре России и Санкт-Петербурга;

- повысится познавательная активность;

- появится собственной нравственной ответственности за сохранение и развитие культуры России и Санкт-Петербурга.

- разовьётся навык работы с информацией.

Предметные результаты

Под влиянием участия в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» у учащихся сформируются представления

- о том, что общечеловеческие ценности появились, хранятся и передаются от поколения к поколению;

- об основных традициях и духовно-нравственных ценностях народов России;

- о духовно-нравственных мотивах, которые определяют культуру народов России и подвиги исторических героев (в том числе Александра Невского);

Метапредметные результаты: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Регулятивные УУД: развитие умения работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать

Коммуникативные УУД: умения оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Познавательные УУД: уметь работать с информацией и различными источниками

Материально-техническое оснащение: кабинет, оборудованный столами и стульями, доска, при необходимости компьютер и мультимедийный проектор

Методы подготовки к олимпиадам и конкурсам

Методы в основе которых лежит способ организации: 

- словесный (беседа, рассказ, обсуждение)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, фильмов)

- практический (работа в группах, выполнение практических заданий, тренировочное решение заданий олимпиад прошлых лет).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Используемые технологии:

- игровая

- технология сотрудничества

- дискуссия

- ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)  для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.

Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...