Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых (из опыта работы)
материал по теме

Менякина Валентина Александровна

Воспитание детей на примере святых угодников Божьих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей духовных ценностей  на примере жития святых» (из опыта работы).

      В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

     Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование.     Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.

    В развивающей программе по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра», по которой я работаю, включен    блок «Православная культура». Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, о жизни русских героев, великих полководцах, святых подвижников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении  календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл. Дети  знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье,  традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.

        С  изучением житийной  литературы  решается вполне реальная задача:  детям во  всей полноте прививается нравственность,  духовность.  В результате обращения  к житиям святых  будут   усвоены   такие христианские  ценности,  как Семья, Верность, Любовь    к    ближнему.  Дети  не любят голых  и  нудных нравоучений и назиданий, а  в житиях   эти  назидания  гармонично  вытекают  из  описания    подвигов   святого.  Каждый  воспитанник  непременно   захочет  узнать историю  «своего» святого,   в житии  своего покровителя   может найти  утешение, раскрыть смысл   духовной  жизни,  законов  нравственности.
    При изучении «Житие святых»
использую  те события из жизни святых, которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых.  Житие Сергия Радонежского учит  детей терпению, старанию, послушанию, любви к ближнему. Можно учить любви к животным,  ведь она у святого оказалась сильнее страха, и так появился друг Миша,  для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более год. Можно учить трудолюбию, ведь даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…

   Для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы: почему человек так поступил? К чему это могло привести?

     Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним: актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни, тем больше в это погружаются и его воспитанники.

   В своей работе широко использую наглядность (различные репродукции, иконы); она в значительной степени облегчает процесс духовно-нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, репродукцию иконы «Введение в храм Пресвятой Богородицы», сцены из жития святых. Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире.

   При ознакомлении детей с иконой, читаются рассказы о христианских праздниках: о Рождестве, Крещении Господнем, Пасхе, о традициях проведения их на Руси. Такая работа содействует знакомству детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.

        Так на примере жития святого Георгия Победоносца, покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, рассказала детям о том, что святой Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах. Среди героев России был человек, который носил имя святого. Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец.

То не гром прогремел в тишине

То не сдвинулись тучи седые

То Георгий на белом коне

Снова встал на защиту России….

  Такая работа формирует у детей представление о героизме, развивает эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитывает патриотические чувства к своейРодине.
     С  тех пор, как  в  наших  школах  повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых,  Дня  святого  Валентина,   нужно  напоминать детям  о  том,  что в  России незаслуженно  забыты  святые,  покровительствующие семье. Кажется иногда,  что  католический святой Валентин,  тайно венчающий  влюблённых  (без  согласия  их  родителей), может принести  нашей молодёжи больше вреда,  чем  пользы. А между  тем,  русские святые Пётр и Феврония  Муромские, блаженная  Ксения Петербургская,   Царская Семья  Николая и Александры Романовых  -  вот пример  для  подражания молодёжи.   Семейные проблемы касаются  каждого ребёнка-школьника,  поэтому  всегда  слушают  с интересом и  о   Муромских  князьях,  которые  явили  Руси   пример  благочестивого  брака,  любви и  верности,  и  о   Ксении Петербургской, хранившей верность   умершему  мужу,   спасшего  его  душу непрестанными молитвами. Огромный интерес вызывает  история  любви   последнего  русского  императора  Николая Второго и    императрицы Александры,  которые   много лет  ждали согласия  родителей на  брак и   явили  всей России пример благочестивой  семьи,  где  росли  не капризные  царские дети, а достойные христиане.

       Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста: «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы… столбы и надписи, но и добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».