Главные вкладки

    Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
    статья по русскому языку по теме

    Горелова Тамара Александровна

    Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие общеучебных умений и навыков                                                           на уроках русского языка и литературы.

     Из опыта работы Гореловой Т.А., учителя русского языка и литературы.                          

    Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению.

    Особенностью современного этапа развития современного общества является усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к  информационному обществу. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловлено тем, что если  раньше полученных знаний было достаточно на всю социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе.

    В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить» - на «воспитать» и с «научить» – на «научить учиться».

    Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

    В педагогической литературе нет единого мнения специалистов по классификации общеучебных умений. Руководствуясь структурными компонентами учебной деятельности (планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль), выделяют следующие виды общеучебных знаний (Ю.К.Бабанский)
        1)учебно-организационные;
        2)учебно-информационные;
        3) учебно-интеллектуальные.

    1

    2

    3

    Умение намечать задачи деятельности и рациональнее планировать. Умение создавать условия, обеспечивающие успешное выполнение (режим дня, организация рабочего места).

    Умение работать с книгой, справочной и другой литературой, умение осуществлять наблюдения.

    Умение мотивировать свою деятельность. Умение внимательно воспринимать информацию и запоминать ее. Умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное. Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи, осуществлять самоконтроль в учебной деятельности.

      Основой самоорганизации учащихся является организация внимания.

    От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, и быстрое усвоение знаний. Организовать своё внимание - значит направить сознание на содержание учебной работы, включиться в действие, заставить себя думать.

    Нет и не может быть сосредоточенности внимания в бездеятельном состоянии. 

     На уроках русского языка и литературы мною используются следующие приёмы организации внимания: 

    1. В процессе выполнения самостоятельной работы сосредоточенность внимания может поддерживаться последовательным переключением одного вида умственных действий на другой, например: уяснение вопроса и условий задачи - обдумывание способа решения и его осуществление - контроль за выполнением действий и проверка результата. В начале урока перед учащимися должна быть чётко поставлена цель. Чтобы переключить внимание, необходимо подытожить предшествующий вид работы и четко выделить новую для себя задачу.
    2. В процессе учебной работы учащимся приходится распределять внимание между двумя (а иногда и больше) видами действий. Успешное распределение внимания возможно при условии, когда оба вида действий подчинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и в какой-то мере выполняется автоматически. Например, при изучении темы «Морфологический разбор имени прилагательного» в 6 классе учащиеся обобщают изученное об имени прилагательном и, основываясь на умении выполнять морфологический разбор имени существительного, сами конструируют схему морфологического разбора имени прилагательного.
    3. Устойчивость внимания во время объяснения нового материала может поддерживаться, если учащиеся готовы задавать вопросы на понимание, уточнение, конкретизацию и т.п.  Поэтому мною включаются такие задания, как: «Задай вопрос классу», «Запиши вопросы по прочитанному тексту» и под..
    4. Внимание лучше всего организуется на основе заинтересованности предстоящей работой, а также на основе осознания ее важности или необходимости. Постановка проблемных вопросов, создание ситуации, которую можно неоднозначно интерпретировать, наглядные пособия, применение электронных средств, ситуация успеха и многое другое способствует повышению заинтересованности учащихся в результате учебного труда.

    Большое значение для воспитания внимания имеет профилактика утомляемости и рациональная организации учебной работы. Сюда входят и правильная организация рабочего места, гигиенические условия работы и отдыха, физкультурные паузы и многое другое.

      Одна из важнейших задач учителя - организовать работу с учебником и другой справочной литературой при изучении нового материала. 

    Если ученики научатся самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик освоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя.

    Работу по формированию умения самостоятельно изучать материал нужно начинать на уроке. Можно предложить классу изучить тот или иной материал по учебнику. Для проведения такой работы учитель должен быть уверен, что каждый ученик готов к ней, каждый ученик должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных знаний, устных и письменных упражнений учитель должен подготовить учащихся к самостоятельности в этой работе.  Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна завершаться проверкой понимания изученного с помощью системы вопросов и закреплением на практике с помощью упражнений.  

    В процессе решения задач происходит формирование таких умений как умение планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условие и результат, рационально запоминать (записывать) результат своих действий, осуществлять самоконтроль.

    Как часто в процессе обучения мы сталкиваемся с тем, что ребёнок, прочитав материал, «ничего не понял»! Умение выделять главную информацию, находить доказательства, делать обобщения, оформлять своё высказывание в форме законченного ответа и в соответствии с нужным стилем - эти и многие другие задачи по работе с текстом решаются в той или иной мере на уроках русского языка и литературы.

    Роль и значение чтения в процессе самообразования и саморазвития творческого потенциала личности трудно переоценить.  В современных же условиях - в условиях нарастания разнообразной информации увеличивается роль и значение не столько самого чтения, сколько его эффективности, а если говорить более определенно, то качество овладения информацией, в первую очередь, зависит от культуры чтения.  

    Учитель  должен помочь детям осознать, каковы цели и мотивы чтения, т.к. от этого напрямую зависит усвоение прочитанного, глубина и прочность запоминания. Наиболее приемлемыми для   школы можно считать следующие цели чтения:

    1. чтение с целью первого общего знакомства с книгой;
    2. чтение с целью понять позицию или отношение автора к героям;
    3. чтение с целью критического анализа прочитанного;
    4. чтение с целью извлечь (выписать) наиболее ценную информацию, сделать в связи с этим выписки наиболее нужного материала;
    5. чтение с целью усвоения прочитанного материала (например, перед контрольной работой, экзаменом);
    6. чтение с целью группировки, классификации прочитанного материала;
    7. чтение с целью интерпретации, комментирования прочитанного;
    8. чтение с параллельными размышлениями о прочитанном;
    9. чтение с целью развития скорости чтения;

      Моя задача как педагога - помочь начинающим читателям дифференцировать задачи, стоящие перед чтением. В связи с этим  перед чтением текста в классе или дома  учитель  формулирует цель чтения,  ставит перед учащимися вопросы, на которые необходимо ответить в процессе чтения. Это приводит к тому, что дети начинают искать в тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением дети смогут осуществлять самостоятельно.

    К чтению сложных текстов необходимо готовиться более тщательно, т.к. сложный текст нужно прочитать не один раз, а дети не всегда повторно читают текст, чаще идет процесс узнавания ранее прочитанного, что, к сожалению, не способствует его пониманию. Первое прочтение текста дает, как правило, возможность уловить цели и общий ход мыслей автора. Второе прочтение позволяет взглянуть на прочитанное более критично и углубиться в саму суть прочитанного. В третий раз, например, будет полезным сделать соответствующие выписки, выводы по прочитанному. Чем больше интеллектуальных, эмоциональных качеств задействовано в процессе чтения, тем оно активнее и продуктивнее.  

    Необходимо сравнить то, что только что было прочитано в классе с тем, что дети читали раньше. Полезно также критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же, по прочтении книги. Особую роль в понимании авторского замысла играет аналитическое чтение. А выработке своей позиции служит так называемое «чтение с остановками», которое даёт возможность ученикам осмыслить прочитанное, выработать свою позицию, высказать своё мнение по прочитанному.  

    Составление опорного конспекта, составление по ходу чтения текста тезисов, т.е. отдельных заметок,  реферирование, цитирование – вот те приёмы, которые должны освоить учащиеся. Нужно научить детей выделять идеи абзацами, рубриками, отдельные слова писать прописными буквами, подчеркивать слова, фразы, предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному, особенно подчеркивания.  Кроме того, дети учатся  формулировать мысли собственными словами, разными способами.  Это поможет лучше понять и запомнить учебный материал. И это те приёмы, которые могут быть использованы во внеучебной деятельности.

     Очень важной задачей педагога является формирование коммуникативных навыков учащихся.

    Мы часто говорим, что истина рождается в споре. Но истина может и погибнуть в споре под обломками "личных" мнений, взаимных оскорблений и обид. Это требует от педагогов организации специальных занятий по формированию коммуникативных навыков, в первую очередь, умений спорить, отстаивать свою точку зрения. Данная позиция  в средней школе звучит особенно актуально, поскольку в начальной школе широко используются диалогические приемы обучения, парная, групповая и коллективная работа. Несформированность культуры спора у детей может свести на нет работу в данном направлении. Кроме того, нельзя считать успешным человека, если отстаивая свою точку зрения, он не умеет слушать и слышать мнения других.  

    Поиск истины требует, как известно, сопоставления различных точек зрения, обсуждения и активной дискуссии всех заинтересованных сторон.  Дискуссия позволяет активно формировать у ее участников умения сопоставлять различные подходы, точки зрения, аргументированно отстаивать свою позицию, свой взгляд, убеждения, видение на способы, средства решения того или иного вопроса, проблемы.

    Основными элементами полемики являются: тема, утверждающий тезис, отрицающий тезис, аргументы, а также поддержка и доказательства. Учебные программы по русскому языку и литературе содержат богатый материал для выработки у учеников навыков ведения дискуссии.

      Особым видом работы учащихся  является  сочинение и изложение.

    Сочинение - это самостоятельная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему, а процесс письма - это создание, изобретение, творение.   Задача учителя - показать детям структуру работы над сочинением  и изложением.

    Условия, выполнение которых способствует успешному написанию сочинения:

    1. правильно понять тему;
    2. уловить основное содержание;
    3. составить рабочий план ;
    4. определить основную мысль.

     На каждом из этих этапов работы ученику необходима помощь учителя.

    Ученики учатся обозначать широкие и узкие темы, конкретизировать темы, озаглавливать текст, определять  тему и основную мысль текста. Большая работа предусмотрена программой по членению текста на микротемы, выделение главного содержания и второстепенного. Уже с 5 класса ведётся работа над всеми видами изложения (подробным, выборочным, сжатым). Дети учатся строить свои высказывания в разных стилях, работа ведётся над высказыванием – описанием, повествованием, рассуждением.

    С 5 класса начинается работа по составлению сложного плана своего высказывания.

    Важный этап создания своего высказывания – это подбор рабочего материала. Учащиеся получают навык подбора лексического, фактического материала. Особенно это актуально в работе над сочинением.

    Очень важным этапом работы над изложением и сочинением является работа над черновиком.   Зачастую дети пренебрегают этим видом работы. Задача учителя – показать необходимость такой работы, показать приёмы редактирования текста, дать возможность сравнить два варианта (первоначальный и конечный) и – вот она, ситуация успеха, – порадоваться вместе с учеником тому, что работа удачно выполнена.

    Учить осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности – одна из основных задач педагога при формировании ОУУН

    Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения на уроках литературы напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

    Таким образом, формирование общеучебных умений и навыков - важнейшее условие совершенствования методов самостоятельной работы. Для осуществления самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, контролировать выполнение задания, быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию и развитию общеучебных умений и навыков учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

    В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

    Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

    Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

    Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

    В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

    "Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

    В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

    Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М.

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературыИз опыта работы учителя русского языка и литературы Вавильченковой Е.М....