Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)
материал на тему

Изотова Валентина Иосифовна

Ребёнок - зеркало семьи;

 как в капле воды отражается солнце,

 так в детях отражается нравственная

 чистота матери и отца.

                                В.А. Сухомлинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по

                      адаптированным основным образовательным программам»

СООБЩЕНИЕ

на педсовете

«Духовно-нравственное воспитание

в семье»

(из опыта рабрты)

Подготовила  Изотова Валентина Иосифовна

учитель первой квалификационной категории

март 2016г

Ребёнок - зеркало семьи;

 как в капле воды отражается солнце,

 так в детях отражается нравственная

 чистота матери и отца.

 В.А. Сухомлинский

 На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. В чём заключается сущность нравственного воспитания?

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в  семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития.

 Для каждого человека семья - это начало начал.

 «Все мы родом из детства…»

 Не важно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, порой забывших, откуда мы родом. Именно детские эмоции, впечатления, открытия делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве может произойти такое событие, которое очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему надо почаще обращаться к  ребёнку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по - детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас тот философ, имя которому: Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.

 Семья для ребенка - это и место его рождения, и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям, сострадание и милосердие. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о порядочности, о правилах общежития, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Именно в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.  

 И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.

 Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм  проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – всё это создаёт совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ, хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план. Вот она - благоприятная среда для эмоционального и духовно - нравственного формирования личности.

 Общего метода семейного духовно – нравственного воспитания, конечно, не существует. Но характер семейных отношений должен строится на:

 - Искренности (свободное обсуждение различных тем, возникающих в жизни);

 - Конструктивности (умение находить взаимоприемлемые решения);

 - Доверии;

 - Чуткости (понимать друг друга с полуслова, уметь сопереживать);

 Такие отношения очень важны для воспитания детей.

 Известный детский врач Станислав Долецкий считает, что воспитание имеет центр тяжести. «Важно создать такие условия, чтобы дурные качества, заложенные в человеке, не могли проявиться, а лучшие качества, наоборот, получили бы все возможности для своего расцвета. Самая решающая вещь – это поведение в семье и пример родителей. Хорошо об этом сказал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Если в семье ребенок встречает любовь и принятие, он вырастает уравновешенным, способным контролировать свое поведение и чувства.

 Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей.

 Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально всё: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Всё выше сказанное хорошо вписывается в семью Елены Махортовой.

Из опыты работы: Все мы знаем семью Елены Махортовой. В ней 7детей. Родители с высшим образованием, художники. Но сегодня воспитанием занимается только мать. Отца нет. Ранее в нашей школе учились: Оксана, Маша, Надя и Даниил. Семья долгое время находилась в трудной жизненной ситуации. Не было жилья, работы, материального достатка. Но благодаря сплочённости, взаимной поддержке и терпимости, семья смогла выжить. Смогла сохраниться как СЕМЬЯ.  Сегодня семья проживает в 3х комнатной квартире, уютной и чистой. В ней проживают 3 поколения: мать, дети, внуки.  В семье царят добрые и спокойные отношения.

 Как в этой семье осуществляется духовно-нравственное воспитание? Этот вопрос был задан маме, Светлане Алексеевне.

Просмотр презентации «Семья Махортовых»

    Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы - вот условия духовного – нравственного воспитания в семье. А мама в семье Елены Махортовой стала именно таким  другом для своей семьи.

 

Список использованной литературы

 1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика» М.: 1994.с. 84

 2.Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание

 (философско-этические основы) – Воронеж: Изд-во Воронежского

 университета, 1990. – 144 с.

 3. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-

 Пресс, 1996.Ласько А.И. Семья как основа государства // Политика,

 государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL:

 http://politika.snauka.ru/2014/06/1717

 4.Долецкий С. «Мысли в пути» М: Советская Россия , 1974, с.117

 5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного

 консультирования. – М. :Гардарики, 2005. — 320 с.

 6. Лазарев А. А. «Семейная педагогика» Учебное пособие М.: Академия, 2005.

 с. 314

 7.Лесгафт П. Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение» М.:

 Педагогика, 1991. с. 158

 8.Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие/

 А.С.Макаренко – М. : Педагогика 1984. 200с.

 7. Научно-методический журнал "Классный руководитель". М.:2004 г. № 6;

 8. «Открытая школа». № 4, 2014; Информационно – методический журнал

 9. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96

 10.Сатир В. «Как строить себя и свою семью» М.: Педагогика – пресс, 1992. с.

 68

 11. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. - М.: Академия, 2002, с.13

 12.«Средняя школа Казахст


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО"

Корректировка подходов и технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников....

Педсовет "Духовно-нравственное воспитание"

Как не может быть нравственного развития без целенаправленной воспитательной работы, так и не может быть и плодотворного воспитания без учета воздействия на личность общественных условий, окружающей с...

Сообщение к семинару "Духовно-нравственное воспитание"

Это сообщение поможет методистам, педагогам – организаторам, специалистам по дополнительному образованию детей при подготовке семинаров, мероприятий по этому направлению....

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...

Статья для педсовета "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках ОРКСЭ"

Материал будет интересен предметникам, готовящимся к педсовету по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в современной школе...

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Выступление на педсовете "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, ...