Сообщение к семинару "Духовно-нравственное воспитание"
материал на тему

Гузовская Алла Николаевна

Это сообщение поможет методистам, педагогам – организаторам, специалистам по дополнительному образованию детей при подготовке семинаров, мероприятий по этому направлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание.

(сообщение к семинару).

Духовно – нравственное воспитание.

Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

ДДиЮ – это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим законам, чем в повседневной жизни: «Какой бы жизнь не была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей, жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо». Мы придумали законы, правила, кодекс, которые помогают нам жить спокойно, дружно и человечно. Мы размышляем о будущем. Наша вера на этом пути такова:

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности – нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека – нет Народа!

Воспитание для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение: передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы… в зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, современной).

Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в научном понимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, само - актуализация личности. В связи с  происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями, проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Каково же содержание понятия (духовность)? Являясь философской, религиозной, этической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет: сложную, многогранную структуру  Она исследуется с точки зрения познавательных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство ученых считают, что духовность – есть процесс и результат развития человека  до уровня осознания своей бытийной сущности.

Иными словами, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

Основы духовно – нравственного воспитания закладывались в семье с рождения и строились по Заповедям: «…быть милосердным, сострадательным, прощать обиды, быть терпеливым, избегать дурного общества…»

В учреждениях дополнительного образования желательна работа с родителями, проведение совместных мероприятий, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают еще больше сдружить всех членов семьи, объединяют общими интересными делами.

В старину считали, что мир бесконечен и жизнь вечна потому, что она проходит в круговороте, в постоянной смене предков и потомков. Каждый человек – член рода. Род вечен, а сам человек – нет, он конечен, он рождается и умирает. Он приходит на землю, чтобы принять и передать эстафету жизни, продолжить род.

Каждый человек чувствовал свою принадлежность к роду. Гордился им или стыдился его. Каждый поклонялся предкам, прося помощи, защиты у прославленных и добрых, и стараясь отгородиться от опозоренных и умилостивить ( чтобы не навредили ) злых. И каждый чувствовал свою ответственность перед потомками, никому не хотелось, чтобы его стыдились. Поэтому люди стремились прожить жизнь достойно.

Сейчас много говорят о том, что современные люди потеряли стыд и совесть. А происходит это оттого, что мы оторвались от своего рода, перестали чувствовать себя его частью, быть ответственными за него. Мы стали вроде бы сами по себе, отвечаем только перед самими собой ( многое себе прощая ) или перед законом, который не всегда настигает наказанием виновных, а моральную вину и вовсе никак не учитывает… Мы забыли, кто были наши предки, стали, как принято говорить, «Иванами, родства не помнящих». Так ли это?

Существует генеалогическое древо: то древо жизни, то мировое древо, то древо познания Добра и Зла. Всё это почти одно и то же. Но почему древо? Из каких частей состоит дерево? Из трёх: корни, ствол, ветви (крона). Человек тоже состоит из трёх частей: ноги, туловище, голова. И часто мы прибегаем к таким словам: «Господи, прости и помоги» - тоже три слова. (Говорить это необходимо медленно и на вздохе: он означает пришествие благодати Святого Духа, простившего нам грех, за который мы в данный момент каемся Богу).

Примеры триединства.

Доброе        Будущее        Следствие        Завершение        потомки        Смерть

Нейтральное        Настоящее        Само событие        Развитие        Мы сами        Жизнь

Злое        Прошлое        Причина        Возникновение        Предки        Рождение

Наверное, все мы хотим, чтобы в жизни нас сопровождали удача, счастье, доброта и улыбки окружающих нас людей. Конечно, скажете вы, ну кто же от этого откажется! Только как научить окружающих людей, чтобы они поняли, что я достоин такого хорошего общения? Оказывается, прежде чем учить окружающих тебя людей, нужно самому научиться, хорошо относиться к людям. Насколько же удивительно мудро и просто сказал Господь о возможности изменить свою жизнь! Начни первым дарить добро, заботу, тепло, улыбки окружающим тебя людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Сообщение «Диагностика воспитанности школьников»

Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонен...

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....