Главные вкладки

    Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
    статья по теме

    Эккерт Ирина Валентиновна

     Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации» воспитателя 4 класса Эккерт И.В.

       

     Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение.

         Ближайшее окружение, в котором  находится ребёнок, объективно является его коллективным воспитателем. Уклад отношений в нашей школе и набор определённых условностей жизнедеятельности классного коллектива  регулирует поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими. Так формируются интересы и потребности, культура общения, взгляды на ценности жизни и способы их достижения. Все это обеспечивается средствами общения. Это контрастно прослеживается, когда в класс приходит новый ученик: Диана осенью появилась в классе, очень долго не могла принимать наши требования, дети выказывали недоумение, почему простое поручение ей не по силам, не понимали, почему она не хочет стирать, дежурить в классе, не играть на уроке, а учиться. Ваня тоже не хотел принимать безоговорочно наш образ жизни и стиль общения, уже сложившийся между детьми и взрослыми: пытался обижать девочек, что у нас не принято, обзывался на всех, не взирая на личности,  часто можно было услышать от него «Не хочу! Не буду!» По прошествии некоторого количества времени благодаря усилиям педагогов и под влиянием классного коллектива эти ребята приняли общие правила общежития в классе и школе, то есть через систему воспитания пошёл процесс социализации.

    На формирование навыков общения был направлен цикл занятий «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Что ты знаешь о своём однокласснике», «Как можно поздороваться» и другие. Некоторые из одноклассников или педагогов   могут влиять на детей более сильно. В таких случаях дети воспринимают их речь, манеру поведения,  становится важным  их мнение. И здесь, конечно, «пальма первенства» принадлежит классному руководителю Наталье Витальевне.

        Богатую практику человеческих взаимоотношений дети черпают именно в школе, т.к. проводят здесь большую часть времени в течение года. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. В воспитании основ нравственности мне помогают  этические сказки «Жадный кармашек», «Мальчик-ябеда», «О хвастливом бантике». Для того, чтобы мои ребята успешно интегрировались в общество, я должна научить их оценке и анализу своего поведения и поступков с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре человечества. «Что такое хорошо и что такое плохо», « Я живу среди людей», «Дружба начинается с улыбки», «Для чего человеку имя», «Ты - часть природы» - эти занятия помогают овладеть моральным поведением, сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Самая главная моя задача – пробудить чувства каждого ребёнка, его эмоциональную реакцию, поэтому  разбирая любую сказку, игровую ситуацию, литературное произведение я адаптирую вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Я хочу, чтобы они поняли, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далёком будущем. На таких занятиях мне приходится быть немножко актёром, потому что эмоции и чувства надо показать, а ведь наши дети очень верят в образ и обязательно ответят на чувства, почувствуют себя причастными к общему делу. Этому способствует и  соотнесение материала занятия с  актуальными ситуациями в группе и проблемами конкретных детей.  Вместо вопроса  «Вам понравилось?»  целесообразно задавать вопросы о чувствах и ощущениях ребёнка: « За кого ты порадовался?», «Что тебя огорчило?», «Что бы ты хотел изменить?»

     Побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых,  понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Одним из важнейших условий успешной социализации является приучение детей к труду. Только через деятельностный подход можно добиться значительных положительных результатов в воспитании. При организации труда детей хочу обратить внимание  одну особенность этого процесса - воспитание коллективизма при совместной работе.  Дети получают возможность отстаивать свою правоту или соглашаться с мнением сверстников, оценивать справедливость замечаний. Все это влияет на становление и развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, растет коллективистская направленность личности: ребенку становится небезразличным мнение сверстников о себе, поддержка ими его успехов, проявление внимания к его затруднениям. Я  организую труд детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. В 1 и 2 классе  в наибольшей мере использовала поручения и дежурство. Ребенок, дежурящей по столовой, должен самостоятельно убрать хлебницы, вытереть стол, проследить, чтобы все подняли скамейки. Совершенствовала умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать  одежду. Важной задачей в организации дежурств в столовой, в группе, в классе является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.   В 3 и 4  труд все чаще приобретает коллективный характер, организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей класса: например,  уборка  участка, разбивка  цветника, замена постельного белья и т.д.  Коллективный труд учит детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей школы и товарищей.





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

    Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

    Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

    Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

    Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

    Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

    Воспитание личности школьника-важнешее условие его социализации.

    Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе ...

    Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

    Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

    Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса...