Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
материал (8 класс)

Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_shkolnika.docx21.77 КБ
Office presentation icon vospitanie_lichnosti_shkolnika.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».

Работа в школе – это большой и нелегкий труд. Ежедневно и ежечасно мы, учителя, думаем о том, как воспитать наших детей добрыми, отзывчивыми, честными, справедливыми, непримиримыми к злу, как  воспитать в каждом любовь к Родине, потребность в труде.

Задача учителя – развитие эстетического вкуса  и чувства, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности.

Что же такое воспитание? Воспитание - это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом. В английском языке слово «воспитание» означает «просвещение», буквально - «вести вперед».

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании - это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества воспитателя и воспитанника), направленный на достижение заданной цели. Личность подвергается одновременному воздействию множеству разнохарактерных влияний, как положительного, так и отрицательного характера, требующих соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного  систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе.

Процесс воспитания - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целости формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников.

Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления -  все это поставило под сомнение многие педагогические идеи и принципы. Школа вынуждена противопоставлять истинные ценности - ложным, гуманистические идеи - варварским, доброе - жестокому.

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.

В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

Личность обучающегося можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности):

Познавательный потенциал — определяется объёмом и количеством информации, которой располагает обучающийся. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ребёнка;

Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.

Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.

Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе, которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Понимая значимость семейного воспитания, педагогический коллектив школы организует воспитательную деятельность, ориентируясь на семью как на субъект и на объект воспитания. Психолого-педагогическое просвещение родителей  помогает повысить  их компетентность по вопросам семейного права, оказывает им помощь правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что способствует полноценному развитию ребёнка в позитивной самореализации родителей. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.

Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок. В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать ребенка, ломать его, а стараться воспитать в нем необходимые качества, основываясь на его природных особенностях

Семь действий педагога,  не способствующих воспитанию личности школьника:  

  1. Не оскорблять;
  2. Не унижать;
  3. Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке;
  4. Не быть безразличным к проблемам ученика;
  5. Не отказывать в помощи;
  6. Не быть пассивным по отношению к учащимся;
  7. Не лгать

Успешному  воспитанию  личности школьника будут способствовать заповеди.

  Десять заповедей успешного воспитания школьника:

  1. Любовь к детям;
  2. Уважительное отношение к ребенку;
  3. Не подавлять в ребенке личность, инициативу;
  4. Жить и работать интересами ребенка;
  5. Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности;
  6. Дорожить доверием детей;
  7. Воспитание должно быть системным;
  8. Дети должны быть лучше нас;
  9. Уметь жить в ногу со временем;
  10. Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.

Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни.

Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Роль школы особая: она - центр психолого-педагогического руководства развития личности ребенка.

В формировании личности ребенка исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя  не учитывать в процессе воспитания. Особенности природных данных ребенка культивируются, и тогда они придают личности индивидуальное своеобразие.

Решающим фактором становления личности является социальная среда, ее социально-психологическими и традиционными отношениями. Воспитание не способно изменить  социальную среду и микросреду ребенка, но в состоянии оказать на нее влияние, а главное- помочь ребенку выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам социальной среды, научить ребенка активному участию  в изменении обстоятельств жизни.

Хочется закончить свое выступление о воспитании личности словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном».



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Педагогический совет "Воспитание личности- важнейшее условие оптимизации образовательного процесса"

Процесс воспитания перетерпел различные изменения. Поворот личности к школе заставляет нас искать различные подходы. В данной разработке кратко раскрываются понятия "Личность", "Содержание воспит...

Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...