Воспитание личности школьника-важнешее условие его социализации.
статья на тему
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti_shkolnika-_vazhneyshee_uslovie_ego_sotsializatsii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(к)ОУ с. М. Толкай.
Сообщение на педсовете «Воспитание школьника важнейшее условие его социализации».
Воспитатель: Ширшова Н.И.
2014 год
Воспитание личности школьника- важнейшее условие его социализации.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Работа по социализации ведётся по следующим направлениям: охрана здоровья, профилактика алкоголизма, курения, наркомании , правовые знания, художественно-эстетическое воспитание, безопасность жизнедеятельность, трудовое воспитание, профориентация, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, патриотическое воспитание.
Известно, что дети с ОВЗ с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем , усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения и самообслуживания. Процесс бытового труда в школе перерастает в рамки обычного бытового труда в семье и в некоторых отношениях приобретает качества общественно-полезного труда. Например, застилая постель, убирая территорию, выполняя с\х работы на огороде, дежуря по столовой и комнате, стирая свои вещи, наши дети, с одной стороны практически занимаются трудом и самообслуживанием, а с другой- помогают навести порядок в доме, а это уже общественно-полезный труд. Он является своеобразной моделью реальной основной составляющей социальную адаптацию.
Не менее важной является работа по профессиональной ориентации учащихся, что подразумевает знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимости. С этой целью мной проводятся тематические беседы, которые готовят воспитанников к выходу в трудовую жизнь. Вот некоторые темы: «Путешествие по морям профессий», деловая игра «Мир профессий и твоё место в нём», практическое занятие в кабинете СБО «Моя профессия –повар», ситуационная игра «Я устраиваюсь на работу», беседа с приглашением соцпедагога «Юридические основы устройства на работу», «Современные профессии» и др. роводились практические занятия на тему «Деловые бумаги» , где мы учились писать автобиографию, резюме, заполнять квитанции за коммунальные услуги. Детям интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, мастерство, ответственность, правовые аспекты устройства на работу.
Ориентируя воспитанников на их профессиональное самоопределение, я работаю над формированием элементов экономических знаний, что является для них жизненно необходимым и важным при ведении хозяйства: распределение бюджета семьи, планирование расходов на покупку промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные услуги и т.д. В своей работе с детьми большое внимание уделяю обучению учащихся социальным контактам. В этой сфере очень важными вопросами являются: Кто сможет тебе помочь? Что надо сделать сначала? Как это сделать? и др. Для этого проводятся беседы на разнообразные темы: «Что делать , если в доме прорвало кран?», «Я приглашён на день рождения», «Как правильно выбрать подарок?», «Твой внешний вид или что одеть в театр» и др. На данных занятиях использую практические, ситуативные упражнения, которые прививают в детях уверенность в себе, желание прийти на помощь друг другу.
Проводятся занятия нравственного и этического направления , на которых я воспитываю доброжелательность, милосердие, уважение к людям, толерантность, желание помочь друг другу, учу соблюдать и выполнять правила поведения в различных общественных местах, правила общежития, правила общения с подростком противоположного пола, воспитываю культуру речи . Это такие занятия, «Учимся быть культурными», «Скромность. Скромный человек», «Мир справедливости», «Жизненные ценности», «Мальчики и девочки дружить или ссориться» и др. проводится работа по половому воспитанию учащихся «Возрастные изменения в организме мальчика», «Возрастные изменения в организме девочки» и др. Мною ведётся работа по предупреждению конфликтных ситуаций «Конфликт. Как его предупредить?»
Вступая в самостоятельную жизнь, ребёнок должен знать не только свои права, но и обязанности, одна из которых быть законопослушным гражданином своей страны. В связи с этим я провожу с детьми беседы правового направления «Каждый ребёнок имеет право», «Нормы жизни в обществе» «Права и обязанности несовершеннолетних», «Несовершеннолетние и УК РФ».
В воспитательный план мною были запланированы и проведены занятия на тему «Семья». В ходе таких занятий, как «Семья как много в этом слове», «Семья величайшая ценность для каждого человека», «Искусство жить в семье», «Экономика семьи и домашнего хозяйства» старалась передать детям идею того, что для каждого человека самое дорогое- это его семья, что каждый должен уважать членов своей семьи, понимать сущность основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены в построении благополучной жизни, что может и должен создать семью и нести ответственность за её благополучие, что должен иметь знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет. На различных примерах объясняю учащимся, что такое семейное счастье, и как каждый член семьи должен строить это счастье.
Готовя подростков к самостоятельной жизни, я работаю и над формированием у них привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений, предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим проводятся следующие занятия: беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, на которых рассказываю об их вреде , обучаю противостоянию этим вредным привычкам , беседа «Разговор о правильном питании», «ЗОЖ. Что это такое?» Сегодня большую тревогу вызывает неправильное пользование компьютерами и сотовыми телефонами поэтому мною были запланированы занятия о правильном пользовании телефоном и компьютером «Компьютер мой друг или враг», «Дети , здоровье и телефон».
Уделяю внимание развитию индивидуальных творческих способностей слабых учащихся. Результат на лицо: такие учащиеся как Гареев Р, Котов В, Черных Н с большим интересом, желанием и удовольствием принимали участие в общешкольных праздниках «Мы за здоровый образ жизни», «В гостях у сказки», праздничном концерте, посвящённом 8 Марта, конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Россия!»
Подводя итог своего сообщения, мне хочется отметить, что работа по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья это сложный и кропотливый процесс, над которым работает весь коллектив нашей школы. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего учреждения способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...
Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса
Данная презентация поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....
Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса...
"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"
Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...