Воспитание личности школьника-важнешее условие его социализации.
статья на тему

Ширшова Нина Ивановна

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.  Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ГБС(к)ОУ с. М. Толкай.

       

Сообщение на педсовете «Воспитание школьника важнейшее условие его социализации».

 

     

               

                                                                    Воспитатель:  Ширшова Н.И.

                             

                                  2014 год

Воспитание личности школьника- важнейшее условие его социализации.  

      Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.  Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
    В силу тяжести интеллектуального нарушения,  дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств  достижения цели.
    Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции        и ориентироваться в окружающем.

     Работа по социализации ведётся по следующим направлениям:  охрана здоровья, профилактика алкоголизма, курения, наркомании , правовые знания, художественно-эстетическое воспитание, безопасность жизнедеятельность, трудовое  воспитание, профориентация, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, экологическое воспитание, патриотическое  воспитание.

     Известно, что дети с  ОВЗ с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем ,  усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения и самообслуживания. Процесс бытового труда в школе перерастает в рамки обычного бытового труда в семье и в некоторых отношениях приобретает качества общественно-полезного труда. Например, застилая постель, убирая территорию, выполняя с\х работы на огороде,  дежуря по столовой и комнате, стирая свои вещи,  наши дети,  с одной стороны практически занимаются трудом и самообслуживанием, а с другой- помогают навести порядок в доме, а это уже общественно-полезный труд. Он является своеобразной моделью реальной основной составляющей социальную  адаптацию.

      Не менее важной является работа по профессиональной ориентации учащихся, что подразумевает знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимости. С этой целью мной проводятся тематические беседы, которые готовят воспитанников к выходу в трудовую жизнь. Вот некоторые темы: «Путешествие по морям профессий», деловая игра «Мир профессий и твоё место в нём», практическое занятие в кабинете СБО «Моя профессия –повар», ситуационная игра «Я устраиваюсь на работу»,  беседа с приглашением соцпедагога «Юридические основы устройства на работу»,  «Современные профессии» и др. роводились практические занятия на тему «Деловые бумаги» , где мы учились писать автобиографию, резюме, заполнять квитанции за коммунальные услуги. Детям интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, мастерство, ответственность, правовые аспекты устройства на работу.

  Ориентируя воспитанников на их профессиональное самоопределение, я работаю над формированием элементов экономических  знаний, что является для них жизненно необходимым и важным при ведении хозяйства: распределение бюджета семьи, планирование расходов на покупку промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные услуги и т.д. В своей работе с детьми большое внимание уделяю обучению учащихся социальным контактам. В этой сфере очень важными вопросами являются: Кто сможет тебе помочь? Что надо сделать сначала? Как это сделать? и др. Для этого проводятся беседы на разнообразные темы: «Что делать , если в доме прорвало кран?»,  «Я приглашён на день рождения», «Как правильно выбрать подарок?», «Твой внешний вид или что одеть в театр» и др.  На данных занятиях использую  практические, ситуативные упражнения, которые прививают в детях уверенность в себе, желание прийти на помощь друг другу.

  Проводятся занятия нравственного  и этического  направления , на которых я воспитываю доброжелательность, милосердие, уважение к людям, толерантность,  желание помочь друг другу,   учу соблюдать и выполнять правила поведения в различных общественных местах, правила общежития, правила общения с подростком противоположного пола, воспитываю культуру речи . Это такие занятия,  «Учимся быть культурными», «Скромность. Скромный человек», «Мир справедливости», «Жизненные ценности», «Мальчики и девочки дружить или ссориться» и др.  проводится работа по половому воспитанию учащихся «Возрастные изменения в организме мальчика», «Возрастные изменения в организме девочки» и др. Мною ведётся работа по предупреждению конфликтных ситуаций «Конфликт. Как его предупредить?»

      Вступая в самостоятельную жизнь, ребёнок должен знать не только свои права, но и обязанности, одна из которых быть законопослушным гражданином своей страны.  В связи с этим я провожу с детьми беседы  правового  направления «Каждый ребёнок имеет право»,  «Нормы жизни в обществе»  «Права и обязанности несовершеннолетних», «Несовершеннолетние и УК РФ».  

  В воспитательный план мною были запланированы   и проведены занятия  на тему «Семья». В ходе таких занятий, как «Семья как много в этом слове», «Семья величайшая ценность для каждого человека», «Искусство жить в семье», «Экономика  семьи и домашнего хозяйства» старалась передать детям идею  того, что для каждого человека самое дорогое- это  его семья, что каждый  должен уважать членов своей семьи, понимать сущность основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены  в построении благополучной жизни,  что может  и должен создать семью и нести ответственность за её благополучие,  что должен иметь знания о структуре семейного бюджета, умения  планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет. На различных примерах объясняю учащимся, что такое семейное счастье,  и как каждый член семьи должен строить это счастье.

     Готовя подростков к самостоятельной жизни, я работаю и над формированием у них привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений, предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим проводятся следующие занятия: беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, на которых рассказываю об их вреде , обучаю противостоянию этим вредным привычкам , беседа «Разговор о правильном питании», «ЗОЖ. Что это такое?» Сегодня большую тревогу  вызывает неправильное пользование компьютерами и сотовыми телефонами поэтому мною были запланированы занятия  о правильном пользовании телефоном и компьютером «Компьютер мой друг или враг», «Дети , здоровье и телефон».

  Уделяю внимание развитию индивидуальных творческих способностей слабых учащихся. Результат на лицо: такие учащиеся как Гареев Р, Котов В, Черных Н с большим интересом, желанием и удовольствием принимали участие в общешкольных праздниках «Мы за здоровый образ жизни», «В гостях у сказки», праздничном концерте, посвящённом 8 Марта, конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Россия!»

Подводя итог своего сообщения, мне хочется отметить, что работа по социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья  это сложный и кропотливый процесс, над которым работает весь коллектив нашей школы. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего учреждения способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса...

"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"

Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...