Главные вкладки

    Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).
    статья (6 класс) на тему

    Барсукова Юлия Алексеевна

    Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc826.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Семья. Семейные ценности. Семейные реликвии».

    Цель: обратить внимание детей на важность семьи, семейных отношений, традиций.

    Пояснение: Данная тема является не простой для 6 класса, т.к. Яцкин Артур – подопечный (опекун-бабушка), мать находится в заключении; Яцкин Артем – неблагополучная семья, является родным дядей Яцкину Артуру; Булавина Наталья – неблагополучная семья без постоянного дохода, отец находится в заключении. Тем не менее, я считаю необходимым именно для этих детей на положительных примерах их одноклассников показать, что такое семья.

    План урока.

    1. Определение  семьи.
    2. Семейные традиции.
    3. Семейные реликвии.
    4. Вывод. Ромашка счастья.

    Ход урока.

    Тема  нашего Дня знаний сегодня очень важная. Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка, предложил министру образования и науки Дмитрию Ливанову провести в школах в День Знаний 1 сентября «Урок семейных ценностей».

    1. Но для начала подумайте и скажите, что такое семья.

    (ответы детей)

    Википедия:

    Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности[5][6] (ср. лит. Zeme: Земля).

    Семья – это группа живущих вместе родственников.

    Семья — малая социальная группа.

    Семья – это …

    - каждый член воспринимается как равный другим;

    - доверие, честность и открытость являются существенными;

    - внутрисемейное общение является конгруэнтным;

    - члены поддерживают друг друга;

    - каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;

    - отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

    - существенное место занимают традиции и ритуалы;

    - члены принимают особенности и уникальность каждого из них;

    - уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на - неприкосновенность частной жизни);

    - чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

    2. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

    Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

    Какие семейные традиции вы знаете?

    (ответы детей)

    3. Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

    История каждой семьи может быть интересной, а когда предки передают из своих рук в руки потомков реликвии, они становятся воистину бесценными.

    Передача семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках, своем происхождении, традициях и обычаях.

    Семейной реликвией может стать любая вещь, даже не очень дорогая. Ее ценность не в количестве нулей на ценнике, а в том багаже историй и тайн, которыми она обрастет за долгую жизнь в кругу вашей семьи. Случалось, что семейной реликвией становилась какая-нибудь вещь, которая с годами теряла свой прежний вид, трепалась, выцветала, но и в этом случае семья не желала расставаться с ней.

    Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных — Шапка Мономаха, Ботик Петра и др.

    Отрывки из сочинений детей.

    1. Помню, в детстве я  часто  рассматривала открытку с надписью на непонятном языке.  Нарисованные собачки дарили девочке корзинку с цветами. На обороте открытки можно было прочесть: «Галочке от папки с фронта». В папином шкафу бережно хранилась завернутая в чистую ткань гимнастерка деда. Я любила осторожно трогать светлые пуговицы. Это наши семейные реликвии. Папа объяснял мне, что реликвии – это такие вещи, которые принадлежали когда-то хорошим, добрым, храбрым людям. Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. В каждом доме есть фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты. В семье Наташи со второго этажа  хранилась фляжка и письмо прадедушки из госпиталя. У Алешки  я видела настоящий военный планшет и химический карандаш. Это их семейные реликвии.

    Прошли годы. Теперь открытка и гимнастерка хранятся в моей семье.

    2. Военная фляга моего прадеда

    Эта фляга принадлежала моему прадедушке Резнику Копелю Давыдовичу.

    Сейчас она хранится у нас дома.

    Фляга – это походная плоская бутыль для ношения на поясе.

    Фляга «прошла» всю войну. Скорее всего, она была изготовлена в Германии перед войной. Досталась прадедушке как трофей после сложного боя. Она «воевала» вместе со своим хозяином на  Белорусском фронте и всю войну с ним не расставалась. Закончила «боевой путь» в Восточной Пруссии.

    О фляге мне рассказал папа.

    Фляга похожа на термос, который я ношу с собой, когда жарко, он очень удобный и вода в нем в жару остается прохладной. Он выглядит как маленький цилиндр и занимает меньше места.

    3. Панова Мария Сергеевна, г.С.-Петербург. Часы принадлежали деду мужа Николаю Александровичу Калиничеву, жителю села Угодичи Ростовского уезда. Он был отходником, ездил в Москву, но где там служил, неизвестно. Знаю только, что семья в Угодичах владела паточным производством.

    4. Дарья Виноградова, г.Москва, член ЯрИРО. Эти медные подсвечники (XIX век) освещали досуг нескольких поколений моих ярославских предков, достались мне от бабушки. В детстве казались мне очень тяжёлыми (при высоте 10 см - так и есть). Пользуемся ими редко, в особых случаях – когда зажигаем свечи на Новый год или собираемся тесным семейным кругом...

    5. Владимир Карповский, г.Ярославль, член ЯрИРО. Веер с костяными ручкой и ребрами, одно крайнее ребро обломлено, шелк, по видимому, китайский. По семейной легенде подарен бабушке при венчании в 1909 году её хозяйкой, у которой бабушка была в услужении. К сожалению, скан не передает всей красоты оригинала.

    6.Владимир Крылов, США. Иногда семейные альбомы сами по себе раритеты. Как мой: с толстой кожаной обложкой, с серебряным накладным рельефным украшением (не знаю, как назвать это произведение искусства). Переплет здорово пострадал, а выбрасывать все равно жалко. Ведь его касались глаза и руки предков! Делали же на Руси раньше стоящие вещи! Кожа, золотой обрез, серебряная рельефная накладка. И сейчас за предков не стыдно! Изображена на обложке альбома, вероятно, Артемида-охотница. И лет ему уже более 100 лет.

    7.  Мой дед и прадед.

     Фамилия моя Селянкин, и когда, ещё в садике и в первом классе, меня начинали дразнить через эту фамилию я обижался. А однажды даже сказал отцу, что лучше бы моя фамилия была, как у мамы - Зотов.

     -Чудак,- улыбнулся отец.- Наша фамилия самая знаменитая, самая славянская, самая русская. Гордиться надо такой фамилией, ведь даже в былинах упоминается имя Микулы Селяниновича, то есть селянин, поселянин, крестьянин - работник на селе, на земле.

    Дедушка мой, Селянкин Михаил Тимофеевич, был в селе Большая Кандарать одним из сильнейших мужиков. Он не пил, не курил, боялся праздной жизни. Он работал, работал и работал. Днём на поле, на земле, по ночам валенки валял. Папа говорит, его до сих пор поминают в районе, в Самарской и Саратовской областях. Так вот, высшая похвала у него была, когда он говорил: "мужик - сто сотен стоит!". А сто сотен на Руси - это десять тысяч, это тьма воинов.

    8. Семейные реликвии учеников.

    Вывод. Семьи бывают разные. Традиции тоже.  Обо всем этом мы можем узнать , исследуя семейные реликвии, которые хранятся  и передаются из поколения в поколение. Для чего же они нужны? (дети отвечают) правильно, чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

    А если их нет? Что делать?

    Создавайте свои. Вот часть из них висит у нас в классе на стене. Что это?

    Правильно, грамоты за успехи и достижения в учебе и труде.

     Главное, храните их правильно, что бы ваши дети и внуки гордились вами и хотели быть на вас похожи.   

    Итак, мы пришли к выводу, что семья считается одной из важнейших ценностей.

     Рисуем  «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворённости жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

    Сохраните ее и помните, что она всегда будет с вами, приносить вам счастье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к "Семейному" классному часу

    Презентация рекомендуется для проведения классного часа ко Дню семьи...

    План Классного часа "Семья и семейные ценности"

    Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

    Семья и семейные ценности. Методическая разработка, презентация классного часа. Фотоотчёт.

    Семья и семейные ценности. Методическая разработка классного часа в игровой форме, используется групповая работа.Презентация к этому мероприятию. Фотоотчёт....

    конспект классного часа "Семья и семейные ценности"

    Конспект классного  часа "Семья и семейные ценности"....

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

    Презентация классного часа "Тепло семейного очага".

    Классный час "Тепло семейного очага".  Пропогандирует  теплоту семейных отношений, которые надо беречь  всегда....

    "Загляните в семейный альбом"(литературный вечер,посвященный семейным историям и реликвиям)

    Сценарий литературного вечера будет интересен педагогам, работающим в 5-6 классах. В нём представлены различные литературные игры, творческие задания на семейную тематику....