Главные вкладки

    Классный час "Профессиональные склонности и интересы"
    классный час (8 класс) на тему

    Ларкина Ольга Алексеевна

    Классный час "Профессиональные склонности и интересы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл professionalnye_sklonnosti_i_interesy.docx41.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему: Профессиональные склонности и интересы

    Класс: 8

    Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
    когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно.
    М. Эриксон

    Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы - это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.

    Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.

    В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть ли совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

    Склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

    Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам.

    Выявление интересов и склонностей.

    Тест по выявлению интересов учащихся

    Инструкция:
    Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны, не знаете - нуль; если не нравится - один минус.

    Подсчитав по каждому столбцу сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

    I - физика,
    II - математика,
    III - экономика и бизнес, 
    IV - техника и электротехника, 
    V - химия,
    VI - биология и сельское хозяйство,
    VII - медицина, 
    VIII - география и геология, 
    IX - история,
    X - филология, журналистика, 
    XI - искусство, 
    XII - педагогика, 
    XIII - труд в сфере обслуживания,
    XIV - военное дело,
    XV - спорт .

    Степень активности интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

    Лист ответов

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    VIII

    IX

    X

    XI

    XII

    XIII

    XIV

    XV

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63

    64

    65

    66

    67

    68

    69

    70

    71

    72

    73

    74

    75

    76

    77

    78

    79

    80

    81

    82

    83

    84

    85

    86

    87

    88

    89

    90


    Анкета по изучению профессиональной направленности

    Любите ли вы? Нравится ли вам? :

    1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят” .
    2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги” .
    3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства 4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах.
    5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков .
    6. Читать о жизни растений и животных .
    7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины .
    8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам .
    9. Читать книги об исторических личностях и событиях .
    10. Читать произведения классиков мировой литературы .
    11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку .
    12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого)
    13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели .
    14. Читать книги о войнах и сражениях .
    15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

    16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков .
    17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков .
    18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии .
    19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники .
    20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций .
    21. Изучать ботанику, зоологию, биологию .
    22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма .
    23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых .
    24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом .
    25. Читать литературно-критические статьи .
    26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки .
    27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение .
    28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.

    29. Знакомиться с военной техникой .
    30. Ходить на матчи и спортивные состязания .
    31. Проводить опыты по физике .
    32. Решать математические задачи .
    33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи .
    34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
    35. Готовить растворы, взвешивать реактивы .
    36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными .
    37. Изучать причины возникновения разных болезней .
    38. Собирать коллекцию минералов .
    39. Изучать историю. возникновения народов и государств .
    40. Изучать иностранные языки .
    41. Декламировать, петь, выступать на сцене .
    42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
    43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п .
    44. Принимать участие в военизированных походах .
    45. Играть в спортивные игры .
    46. Заниматься в физическом кружке .
    47. Заниматься в математическом кружке .
    48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда .
    49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети .
    50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии) .
    51. Заниматься в биологическом кружке .
    52. Знакомиться с работой медсестры и врача .
    53. Составлять геологические и географические карты .
    54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях .
    55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник .
    56. Заниматься в драматическом кружке .
    57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения .
    58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.) .
    59. Участвовать в военных играх и походах .
    60. Принимать участие в спортивных соревнованиях .
    61. Участвовать в физических олимпиадах .
    62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах .
    63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др .
    64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции .
    65. Участвовать в химических олимпиадах .
    66. Участвовать в биологических олимпиадах .
    67. Ухаживать за больными .
    68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности .
    69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке .
    70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке .
    71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву .
    72. Заниматься с младшими школьниками .
    73. Постоянно общаться со многими и разными людьми .
    74. Быть организатором (командиром) в играх и походах .
    75. Заниматься в спортивной секции .
    76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике .
    77. Организовывать математические конкурсы .
    78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов .
    79. Заниматься в кружке технического творчества .
    80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас” .
    81. Проводить опытническую работу по биологии .
    82. Заниматься в кружке санитаров .
    83. Участвовать в географических или геологических экспедициях .
    84. Принимать участие в организации походов по родному краю .
    85. Писать сценарии к литературному вечеру.
    86. Посещать театры, музеи, выставки .
    87. Заниматься с младшими братьями и сестрами .
    88. Дарить подарки, сделанные своими руками .
    89. Изучать военное дело .
    90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах .

    Интерес к профессии

    Цели: начальная диагностика профессиональных интересов; предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.

    «Или-или» по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»

    Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.

    Ч

    Т

    П

    З

    И

    10а

    10б

    12а

    11б

    11а

    12б

    13а

    14б

    14а

    13б

    15а

    15б

    16б

    17б

    16а

    19б

    17а

    18а

    19а

    20а

    20б

    18б

    • Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б)
    • Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б)
    • Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б)
    • Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б)
    • Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б)
    • Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б)
    • Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б)
    • Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б)
    • Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б)
    • Лечить животных (10а) или лечить людей (10б)
    • Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б)
    • Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б)
    • Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б)
    • Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б)
    • Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б)
    • Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б)
    • Расписывать стены (17а) или строить здания (17б)
    • Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б)
    • Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б)
    • Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)

    Обработка результатов. Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.

    6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;

    3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

    0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.

    У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию? Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

    Итак, чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия:

    1) добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

    2) постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

    3) положительные эмоции — «усилие на грани приятного» — заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость

    Профессиональные склонности

    Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.

    Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.

    Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

    Опросник профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

    Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

    А

     

     

    Б

     

    В

     

    А

     

    Б

    В

     

    А

    Б

     

    В

     

     

     

     

    А

     

    Б

    В

    А

    Б

    В

     

     

     

    А

    Б

     

     

     

    В

     

    А

    Б

    В

     

     

    А

     

     

     

    Б

    В

     

    А

     

    Б

    В

     

     

     

     

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

     

     

     

     

     

    А

    Б

    В

     

    А

     

     

     

    Б

    В

     

    А

     

    Б

    В

     

    А

     

    Б

     

    В

     

    А

     

    Б

     

     

    В

     

     

     

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

     

     

     

     

     

    А

     

    Б

    В

    А

     

    Б

     

     

    В

     

    А

    Б

    В

     

     

     

    А

    Б

    В

     

     

     

    А

     

    Б

     

    В

    А

     

     

     

    Б

    В

    Сумма баллов

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

    а) общаться с самыми разными людьми;

    б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

    в) заниматься расчетами; вести документацию.

    2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

    а) возможность следить за ходом мыслей автора;

    б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

    в) сюжет, действия героев.

    3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

    а) за общественную деятельность;

    б) в области науки;

    в) в области искусства.

    4. Я скорее соглашусь стать

    а) главным механиком;

    б) начальником экспедиции;

    в) главным бухгалтером.

    5. Будущее людей определяют

    а) взаимопонимание между людьми;

    б) научные открытия;

    в) развитие производства.

    6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

    а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

    б) разработкой новых технологий обучения;

    в) работой с документами.

    7. На технической выставке меня больше привлечет

    а) внутреннее устройство экспонатов;

    б) их практическое применение.

    в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

    8. В людях я ценю, прежде всего

    а) дружелюбие и отзывчивость

    б) смелость и выносливость;

    в) обязательность и аккуратность.

    9. В свободное время мне хотелось бы

    а) ставить различные опыты, эксперименты;

    б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

    в) тренироваться.

    10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

    а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

    б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

    в) деловое общение;

    11. Мне интереснее беседовать о

    а) человеческих взаимоотношениях;

    б) новой научной гипотезе;

    в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

    12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

    а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

    13. В школе следует обратить особое внимание на

    а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

    б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

    в) укрепление дисциплины.

    14. Я с большим удовольствием смотрю

    а) научно-популярные фильмы;

    б) программы о культуре и искусстве;

    в) спортивные программы.

    15. Мне хотелось бы работать

    а) с детьми или сверстниками;

    б) с машинами, механизмами;

    в) с объектами природы.

    16. Школа в первую очередь должна

    а) учить общению с другими людьми;

    б) давать знания;

    в) обучать навыкам работы.

    17. Главное в жизни

    а) иметь возможность заниматься творчеством;

    б) вести здоровый образ жизни;

    в) тщательно планировать свои дела.

    18. Государство должно в первую очередь заботиться о

    а) защите интересов и прав граждан;

    б) достижениях в области науки и техники;

    в) материальном благополучии граждан.

    19. Мне больше всего нравятся уроки

    а) труда; б) физкультуры; в) математики.

    20. Мне интереснее было бы

    а) заниматься сбытом товаров;

    б) изготавливать изделия;

    в) планировать производство товаров.

    21. Я предпочитаю читать статьи о

    а) выдающихся ученых и их открытиях;

    б) интересных изобретениях;

    в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

    22. Свободное время я люблю

    а) читать, думать, рассуждать;

    б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

    в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

    23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

    а) научном открытии;

    б) художественной выставке;

    в) экономической ситуации.

    24. Я предпочту работать

    а) в помещении, где много людей;

    б) в необычных условиях;

    в) в обычном кабинете.

    Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

    10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

    7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

    4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

    0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

    Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.

    1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

    2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

    3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

    4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

    5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

    6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.

    Вспомните, на какие группы делятся профессии по предмету труда. Как они соотносятся со шкалами данной методики?

    Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

    Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

    Склонности и интересы подростков в выборе профессии

    Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...

    Родительское собрание на тему «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

    Родительское собрание на тему «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» для учащихся 9 класса...

    Склонности и интересы подростков в выборе профессии

    Выступление на родительском собрании...

    Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

    Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...

    Формирование склонностей и интереса к математике

    Формирование склонностей и интереса к математике...

    Склонности и интересы.

    Открытый урок для 5 классов ранняя профориентация....