Классный час " Идём в гости"
классный час (5 класс) на тему

Сердюкова Елена Сергеевна

Классный час из серрии "Школа этикета",о правилах поведения в гостях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idem_v_gosti.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИДЕМ В ГОСТИ

Цели: познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей; воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

Ход классного часа

  1. Введение в тему.

Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные

формы о6игения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

 Страница 1. Об истории хороших манер.

1 - й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности. Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных Стихотворениях.

2 - й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом. Для произнесения тостов имелись детальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3 – й ученик. В XI-XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Разумное начало этого обычая внимательное, учтивое отношение к женщине - сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4- й  у ч е н и к. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. при Петре I трижды издавали книжку для юношества «10ности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

У ч и т е л ь. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля-солнца». Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях.

У ч и т е л ь. Нет, пожалуй, на земле народа, племени, кагоры е бы не признавали законов гостеприимства.

А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как выдумаете?

Учитель. Да, наверное, на это есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко умнее. И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

  • Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

- Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

  • На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

- В гостях будь приветлив и весел.

  • Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
  • Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.
  • Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.
  • Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».
  • Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.
  • Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям.

- Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

  • Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться. - Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

Первая ситуация.

Саша прибежал к своему товарищу домой - на прогулку позвать. Дверь открыла его мама. Первыми словами Саши были: «Юра дома?»

Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

Вторая ситуация.

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

- Ладно, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил

учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

  • А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

  • Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу.

Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

  • Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

  • Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

О т в е т . Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

Третья ситуация.

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли ко мне, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть

хочется».

  • А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

- Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

  • Вы уж извините, ребята - у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

Кто виноват в этом?

Ответ: Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

Подведение итогов.

1. Выводы.

Учитель . Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

Давайте ответим на вопросы:

  • Что значит быть приветливым хозяином?

Ответ. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чемни6удь занять и развлечь его.

  • Что значит быть внимательным хозяином?

Ответ. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

Что значит быть щедрым хозяином?

Ответ . Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

  •  Что значит быть тактичным хозяином?

Ответ. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

- А что значит быть воспитанным гостем?

Ответ. Это значит выполнять правила поведения в гостях, Не показывать своего плохого настроения и недовольства.
2.Заключительное слово учителя.

Учитель . Я думаю, все Вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты «В гостях и дота».

«Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте!» и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

- Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.

Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

Привел Коля Мишу к себе домой. галоши в один угол кинул, пальто -в другой.

- Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы идём в гости

Знание застольного этикета необходимо. На занятии в занимательной форме рассматриваются и правила поведения в гостях. Практическая часть - это обучение сервировке, складыванию салфеток....

Классный час "Алиса в гостях у первоклассников"

Классный час для первоклассников проводят Алиса и кот Базилио. В игровой и непринужденной форме герои напоминают ребятам о  необходимости вести здорвый образ жизни....

Классный час "Алиса в гостях у первоклассников"

Классный час для первоклассников проводят Алиса и кот Базилио. В игровой и непринужденной форме герои напоминают ребятам о  необходимости вести здорвый образ жизни....

Классный час "Алиса в гостях у первоклассников"

Классный час для первоклассников проводят Алиса и кот Базилио. В игровой и непринужденной форме герои напоминают ребятам о  необходимости вести здорвый образ жизни....

Новогодний утренник "В гости к ёлке мы идём". 27.01.2019

quot;В гости к ёлке мы идём" Новогодний утренник во второй младшей группе....

Классный час "Счётчик в гостях у ребят"

«Счетчик в гостях у ребят» Классный час по энергосбережению Борисова Александра Александровна, г. Спасск-Дальний Тема: Счётчик в гостях у ребят Цель: Воспитывать бережное отношение к эне...

КЛАССНЫЙ ЧАС-ИГРА. В ГОСТЯХ У ДОБРОТЫ.

Через общую работу прививать терпимость к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству....