Классный час "Поговорим о милосердии"
классный час (7 класс) на тему

Яковлева И.А.

Цели:

ü             воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;

ü             способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию;

ü             усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_miloserdii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Поговорим о милосердии"    Яковлева И.А. 17.11.2015 г.

Классный час "Поговорим о милосердии"            

 

Цели:

  • воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;
  • способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию;
  • усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

 

Задачи:

Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».

Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Оборудование:

  1. Портрет Матери Терезы.
  2. Картинки с изображением школы, первоклассников, одноклассников, пожилых людей, природы, животных, птиц на доске.
  3. Словарь русского языка С.И.Ожегова.
  4. Определение милосердия записано на доске.
  5. Бумага, фломастеры

                                       

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Звучит музыка.

1. Вступление (3 мин.)

– Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш классный час, который называется «Поговорим о милосердии».  И начать его хотелось бы со слов: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Зигфрид Ленц

– Что же такое милосердие ? Я хочу вам рассказать историю (притчу), она произошла очень давно.

2. Притча о милосердном самаритянине (3 мин.)

Притча рассказывает на фоне музыки А.Рыбникова

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, пошел мимо. Так же и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

– Вы услышали притчу. О чем она? (О милосердии, доброте…).

– Как поступил самаритянин? (Помог человеку, который в этом нуждался)

 

СИТУАЦИИ ( для обдумывания)

  • НА улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма
  •  По телевизору - объявление. Вы услышали зов о помощи: мальчик нуждается в операции, деньги перечислите на счёт №….

       И другие ситуации подобного рода

- Обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации.    - Обоснуйте своё мнение (записываю на доске)

 - О каких качествах личности они свидетельствуют?

ДОБРО и МИЛОСЕРДИЕ. Какие из выделенных выше качеств входят в это понятие?

Давайте вместе выведем определения

ДОБРО-

МИЛОСЕРДИЕ-

– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?

– Какой человек может считаться милосердным? (Который помогает и словом и делом)

– Мы с вами уже дали определение милосердию. Для точного определения обратимся к словарю

3. Определение по словарю

– Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Дети : Милосердие…

– Милое сердце, значит доброе.

– Доброта, сострадание.

– Всевозможная помощь.

– Добрые поступки.

– Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

Учитель. Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.

Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.    

– Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?

– Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

4. ДИСКУССИЯ

- Насколько высока ценность  добра и милосердия в современную эпоху? (Доказательства с конкретными примерами)

- Что делать, чтобы ценность этих понятий повышалась? Чтобы эти качества развивались в людях?

5. Беседа

– Ребята,  а в наше  время есть такие отзывчивые и добрые люди?  В каких ситуациях мы  можем увидеть проявление милосердия?

– Как еще может проявляться милосердие с нашей стороны?

– Всегда ли нужно проявлять милосердие?

– Поможет ответить на этот вопрос древняя далёкая история. (Предоставляется слово 5 классу. Сценка)

УЧИТЕЛЬ:

       Примером бесконечного милосердия, бескорыстного служения людям, конечно же,  является жизнь православных Святых. О них повествуют нам Жития Святых.

Приведу вам пример из Жития Святого Иоанна Кронштадтского.

       

Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её. И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства.

     Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку... Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства - ведь не оскудевает рука дающего. 
     Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря - службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое - сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. "Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу».

Человек – пример милосердия.

Мать Тереза.

   

Жительница Индии, всю жизнь посвятившая служению Богу.

С 18 лет она помогала нищим и бездомным людям: кормила их, лечила, часто заражаясь от них. В течение 20 лет вела преподавательскую работу в  школе Святой Марии в Калькутте. Открыла  Орден милосердия с единственной целью – помогать бедным. За свою деятельность мать Тереза  получила Нобелевскую премию мира, которую она использовала на нужды страждующих.

Мать Тереза говорила:

  1. Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас.  Все равно будьте честны и откровенны.
  2. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Все равно стройте.
  3. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Все равно творите добро.

- Почему Мать Тереза все это делала? Что ею двигало?

УЧИТЕЛЬ:

       А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно? Без милосердия невозможно жить в мире. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

    Однажды замечательного хирурга - изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения последствий травматизма  доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей.»

             Трагедия в Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства.

Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили игрушки детям.

     

Террористические акты, наводнения, землетрясения – это «аварийные» ситуации. А нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям?

(Ученики рассуждают).

     УЧИТЕЛЬ:

     Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в повседневной, обыденной  жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо наше внимание, сочувствие и сострадание. Всегда есть люди, которым сейчас особенно трудно.

 Они ждут помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

- Что делать, чтобы ценность этих понятий повышалась? Чтобы эти качества развивались в людях?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.

5. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню - добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Проявляли ли вы в своей жизни милосердие? А к вам? Рассказы детей

6. Динамическая пауза: (1 мин.)

– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

– Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (Так  говорят,    когда  просят о чем-то).

– В наше время – редко обращаются к людям  с такими словами.

– Я предлагаю вам проверить,  на  сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

– Будьте добры  встаньте.

– Повернитесь налево.

– Будьте добры  повернитесь направо

– Будьте добры улыбнитесь.

– Будьте добры присаживайтесь.

– Спасибо, ребята вы очень внимательны.

Групповая работа. Выход на конкретные дела

7. Украсить Земной шар  (7 мин.)

На столах разложены конверты с заданиями.

Ребятам предлагается поработать в группах

  •  Создать мини - проект : украсить Земной шар пословицами о добре милосердии.
  • Нарисовать символ милосердия (Ребята работают в группах по желанию)
  • Собрать сундучок вежливых и добрых слов.
  • Подчеркните  и зачитайте те утверждения, которые можно отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

  • Примеры милосердия из книг, кинофильмов, из жизни..

Задания в конвертах. Учитель помогает ребятам, после выполнения заданий один обучающийся из группы вывешивает результат работы на земной шар и поясняет свой выбор.

8.  Заключение (2 мин.)

– Ребята, посмотрите как красив наш мир, мир где  есть добрые, милосердные люди, готовые прийти на   помощь в любую минуту.

– Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в  руке.

Я приглашаю вас в круг и предлагаю вам частичку милосердия, а вы приведите свои примеры милосердных дел (составление большого сердца из маленьких кусочков с надписями добрых дел)

9. Рефлексия.

Какой урок извлекли?

Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»

 Звучит песня «Спешите делать добрые дела»

- Так давайте же творить добро в малом и большом. Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив.

  А закончить наш классный час о милосердии я хочу словами известного педагога В.А. Сухомлинского: « Надо иметь большую силу духа, чтобы « жить сердцем», желать добра другим людям. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера».

        

       Примером бесконечного милосердия, бескорыстного служения людям, конечно же,  является жизнь православных Святых. О них повествуют нам Жития Святых.

Приведу вам пример из Жития Святого Иоанна Кронштадтского.

       Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её. И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства. Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку... Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства - ведь не оскудевает рука дающего. 
     Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря - службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое - сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. "Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу».

Человек – пример милосердия.

Мать Тереза.

   

Жительница Индии, всю жизнь посвятившая служению Богу.

С 18 лет она помогала нищим и бездомным людям: кормила их, лечила, часто заражаясь от них. В течение 20 лет вела преподавательскую работу в  школе Святой Марии в Калькутте. Открыла  Орден милосердия с единственной целью – помогать бедным. За свою деятельность мать Тереза  получила Нобелевскую премию мира, которую она использовала на нужды страждующих.

Мать Тереза говорила:

  1. Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас.  Все равно будьте честны и откровенны.
  2. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Все равно стройте.
  3. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра. Все равно творите добро.

  • Создать мини - проект : украсить Земной шар пословицами о добре милосердии.

  • Нарисовать символ милосердия (Ребята работают в группах по желанию)

  • Собрать сундучок вежливых и добрых слов.

  • Подчеркните  и зачитайте те утверждения, которые можно отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

  • Примеры милосердия из книг, кинофильмов, из жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О милосердии"

Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях ...

Классный час "Учитесь милосердию у мам"

Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов. Это разговор с детьми о нравственности, о доброте и милосердии на основе сказки Оскара Уайльда "Мальчик-звезда". упоминаются также и русские народные пос...

Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

 Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....

Классный час "О милосердии..."

Я предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа " О милосердии..." В данном файле вы найдете сценарий классного часа, с прописанными ролями учеников и учителя,  а также экземпляр журнала...

Классный час о милосердии

Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".Зигфрид ЛенцКрасота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыб...

Классный час "Воспитание милосердия"

Материалы предназначены для бесед по духовно- нравственному воспитанию...

Классный час "О милосердии"

Классный час "О милосердии"...