авторская разработка занятия в рамках спецкурса " Семьеведение"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Малягина Наталья Дмитриевна

занятие для учащихся 9-11 классов по курсу "Семьеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_semevedeniyu.docx28.05 КБ
Файл prezentatsiya_semevedenie.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №40»ПРИВОЛЖСКОГОРАЙОНА ГОРОДАКАЗАНИ

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО курсу “СЕМЬЕВЕДЕНИЕ”

«БРАК И СЕМЬЯ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

АВТОР: Н.Д.Малягина,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 9 класса

2017год

Тема занятия: Семья и брак .

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия семья и брак. Роль семьи в жизни общества. Функции воспитания.

Развивающая: учащиеся должны выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания.

Воспитательная: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.

Основные понятия: семья, брак, родство, современная семья

План занятия:

  1. Особенности семьи как малой группы.
  2. Виды брака.

Ход занятия:

  1. Работа по теме занятия.
  1. Особенности семьи как малой группы.

Классный руководитель: На протяжении всей своей жизни человек находится в особой системе отношений, которые называются семейными. За время своего исторического существования менялись формы и функции семьи, но она всегда связывала общество с человеком и формировала новые социальные отношения. Более того, именно семья даёт обществу его главную силу – человека.

Работа с ассоциациями на тему «Семья»: работа на ватмане

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

Классный руководитель: Семья выполняет определённые функции. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Функции семьи – способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и её членов.

Классный руководитель: Давайте посмотрим  функции семьи в виде таблицы на слайде.

таблица 1.

Наименование функции

Её сущность

Репродуктивная (от лат. – производство)

Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне.

Социализация

Формирование индивида как личности.

Хозяйственно - бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Социально - статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи.

Защитная

Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

Духовно - нравственная

Развитие личности каждого члена семьи.

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Классный руководитель: Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.

Классный руководитель:  Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов.Посмотрите на слайд.

Вступление в брак

Начало деторождения – рождение первого ребёнка

Рождение последнего ребёнка

Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

Смерть одного из супругов

Классный руководитель:  Давайте рассмотрим классификации семьи и попробуем дать характеристику своей семьи. 

таблица 2.

Основа классификации

Виды семьи

Число детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная

Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.

Коллективистская

Обязанности выполняются совместно или по очереди.

Родственная структура

Нуклеарная

(от лат. ядро)

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто – то из родственников, проживающих с ними.

Полигамная

Жена с мужьями или муж с жёнами.

Тип воспитания

Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек

Демократическая

Характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

Работа налистах по анализу своей семьи.

  1. Виды брака.

Классный руководитель: Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Работа с ассоциациями на тему «брак» (работа на ватмане)

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Классный руководитель: Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети т.д.).

Классный руководитель: в настоящее время различают следующие виды брака. Посмотрите на слайд.

таблица 3.

Наименование вида

Его характеристика

Юридический брак

Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства,  которые создают определённый объём прав (например,  право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

Классный руководитель: В Российской Федерации правоотношения в области семьи, отцовства, материнства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых её функций, перераспределения семейных ролей. Можно выделить следующие тенденции развития современной семьи.

Обсуждение основных тенденций развития современной семьи в рамках круглого стола:

Тенденции развития современной семьи

  • изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе;
  • сокращение числа патриархальных семей;
  • развитие семьи партнёрского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
  • разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;
  • преобладание нуклеарной семьи;
  • рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Итог занятия:

Составление семейной ромашки из ассоциаций с 2 ватманов: что такое семья и брак.

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.
  2. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
  3. Семьи бывают разные:
  • традиционные;
  • коллективистские;
  • нуклеарные;
  • расширенные;
  • полигамные;

Всё это различные формы классификации семьи.

  1. по выполнению домашних обязанностей;
  2. по количеству детей (многодетные или бездетные);
  3. по количеству мужей и жён.

Вывод: У каждой семьи есть свой жизненный цикл. Создание семьи – ответственный шаг в жизни человека. Члены семьи связаны общностью быта, моральной, правовой ответственностью. Необходимо научиться понимать друг друга, уважать взаимные интересы и разрешать все проблемы мирным путём.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья и брак Автор: Малягина наталья Дмитриевна, классный руководитель 9 а класса

Слайд 2

Тема нашей беседы

Слайд 3

Задание Напишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «семья».

Слайд 4

Понятие семьи Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

Слайд 5

Функции семьи Наименование функции Её сущность Репродуктивная (от лат. – производство) Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Социализация Формирование индивида как личности. Хозяйственно - бытовая Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Экономическая Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Социально - статусная Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами. Эмоциональная Оказание психологической поддержки членам семьи. Защитная Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи. Духовно - нравственная Развитие личности каждого члена семьи. Досуговая Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Слайд 6

Жизненный цикл семьи Вступление в брак Начало деторождения – рождение первого ребёнка Рождение последнего ребёнка Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка Смерть одного из супругов

Слайд 7

Классификация семей Основа классификации Виды семьи Число детей Многодетные Малодетные Бездетные Характер распределения домашних обязанностей Традиционная Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине. Коллективистская Обязанности выполняются совместно или по очереди. Родственная структура Нуклеарная (от лат. ядро) Супружеская пара с детьми Расширенная Супружеская пара с детьми и кто – то из родственников, проживающих с ними. Полигамная Жена с мужьями или муж с жёнами. Тип воспитания Авторитарная Основывается на авторитете родителей Либеральная Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек Демократическая Характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

Слайд 8

задание Опираясь на полученную информацию, проанализируйте свою семью.

Слайд 9

задание Напишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «брак».

Слайд 10

понятия Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети т.д.).

Слайд 11

Виды брака Наименование вида Его характеристика Юридический брак Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Гражданский брак Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определённый объём прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга. Церковный брак Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

Слайд 12

Правовые основы семьи и брака

Слайд 13

Тенденции развития современной семьи изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе; сокращение числа патриархальных семей; развитие семьи партнёрского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка; разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи; преобладание нуклеарной семьи; рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Слайд 14

задание Выскажите свое мнение об основных тенденциях развития современной семьи в России

Слайд 15

задание Заполните лепестки ромашки ответами на вопрос: «Что такое семья и брак»

Слайд 16

вывод Создание семьи – ответственный шаг в жизни человека. Члены семьи связаны общностью быта, моральной, правовой ответственностью. Необходимо научиться понимать друг друга, уважать взаимные интересы и разрешать все проблемы мирным путём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка профилактического занятия

Данное занятие используется по профилактике алкоголя,  табакокурения и наркомании....

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов

Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...

Презентация для защиты авторской разработки в рамках муниципального конкурса "Я выбираю жизнь"

Презентация для защиты собственной методической разработки "Интеллектуально-познавательной игры с элементами тренинга "Алгоритм здорового образа жизни" на муниципальном конкурсе "Я выбираю жизнь"...

Методическая разработка занятия в рамках недели права "Культурные права"

Урокв рамках недели правовых знаний«Культурные  права.»с использованием материалов пособия  для учащихся  Я-Гражданин России. ( книга 5 п.  3)...

Авторская разработка. Занятие "Лесное путешествие"

Авторская разработка занятия для детей в возрасте 11-12 лет. Использован компетентностный подход, технологии исследовательского, проблемного обучения, что позволяет не только актуализировать имеющиеся...

Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»

Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...

Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности Тема: «И девушка наша проходит в шинели»

Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект.Важно, что бы молодое пок...