Экологический муравейник"Заповедный край".
классный час (5, 6 класс) на тему

Печкурова Светлана Сергеевна

Внеклассное мероприятие, посвященное Году экологии в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muraveynik.docx369.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Экологический  муравейник

«Заповедный край»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

   «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву». 

К. Паустовский

   29 декабря 1916 года (11 января 1917 по новому стилю) Сенатом Российской империи  был издан Указ об  учреждении первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. Указами Президента России 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. В 2017 году исполняется 100 лет государственной системе заповедных территорий нашей страны.

   Природа  и Человек  едины. Природа создала человека для того, чтобы он оберегал и лелеял планету, но, в большинстве своём человечество забыло о том, как важна для нашей жизни окружающая среда. Загрязняя окружающую среду, прежде всего человек приносит урон самому себе. В современном мире большое количество воды и пищи уже отравлено вредоносными химикатами и токсинами, которые негативно сказываются на нашем здоровье. От того, как люди обращаются с природой, зависит наше и её будущее. Чистоту и красоту природы может спасти только человек, который осознаёт, что люди являются лишь частью окружающего мира. Когда окружающая нас природа находится на грани бедствия, большое значение имеет экологическое воспитание отдельных лиц и общества в целом. Поддержание благоприятной среды обитания всегда было важно для повседневной жизни человека. Нам нужен чистый воздух, вода, плодородная почва, пища. Природа, её красота и величие остаются нашим главным сокровищем.

   Школа – одна из ступеней приобщения детей к природе, формирования экологической культуры поведения и ответственности за природу. Природа сама является неиссякаемым источником воспитания через её многообразие и красоту. Красота природы рождает у учащихся чувство патриотизма. Поэтому важно разбудить в учениках интерес к живой природе, научить видеть её красоту и многообразие, воспитать любовь к природе родного края.

Цель: знакомить учащихся с природой родного края, с разнообразием

            её флоры  и  фауны, формировать осознанно - правильное

            отношение к представителям живой природы;

Задачи:  - воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

                -формировать навыки экологически безопасного поведения в

                  природе;

                -воспитывать любовь к природе родного края;

   В настоящее время наша Зелёная планета превращается в огромную свалку и в этом виноват сам человек.

Природа Брянской области

   На стыке трёх государств - России, Украины и Белоруссии раскинулась красивая и гостеприимная Брянская область. Край этот чрезвычайно живописен. По территории Брянщины протекает 125 рек, в их числе река Десна, являющаяся самым длинным притоком Днепра. Значительную часть территории Брянской области занимают леса. Здесь встречаются практически все типы лесов — хвойные, смешанные, широколиственные.

   Очень красивы малолесные районы Брянщины - захватывающие дух пейзажи открываются по обе стороны дороги, идущей от города Клинцы в юго-восточном направлении через деревни Смотрова Буда, Киваи, Медвёдово. Сосновые боры здесь чередуются с берёзовыми рощами, заболоченные речушки - с полями пшеницы, мрачные тоннели из нависающих и сходящихся над дорогой деревьев с красивейшими лугами. Из трав и кустарников хотелось бы выделить можжевельник, боярышник, тимофеевку, бекманию. На берегах озёр можно наблюдать густые заросли камыша и тростника. Кроме всего прочего, на Брянщине растет большое количество лекарственных и редких растений.

   Фауна Брянского края достаточно богата. На северо-востоке региона, в чаще у озёр и болот, бродит грозный бурый медведь. Нечасто, но всё же встречаются лоси и косули. В непроходимых кустарниках и зарослях, возле заболоченных участков и у берегов глухих речушек водятся дикие кабаны.

   Из пушных зверей можно перечислить лисиц, белок, зайцев, бобров, куниц, норок и ондатр. Промышляет в брянском лесу и волк.

   Мир пернатых широко представлен серыми и черными воронами, сороками, перелётными грачами, скворцами. Также водятся иволги, жаворонки, синицы, мухоловки, зяблики, соловьи, дятлы и совы. Реже встречаются тетерева, глухари, рябчики, серые куропатки и перепела.

   К земноводным и пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, лягушки, жабы, ужи и гадюки.

   Можно увидеть парящего в небе беркута или черного аиста, а в лесу встретить европейского зубра и белую куропатку. Эти и другие животные и птицы занесены в Красную Книгу Российской Федерации.

Содержательная часть

1.Построение команд.

2.Вступительное слово.

   29 декабря 1916 года (или 11 января 1917 по новому стилю) Царствующий Сенат Российской Империи принял Указ об учреждении первого в стране государственного заповедника - Баргузинского. Таким образом, в 2017 году исполняется 100 лет с даты, от которой началась история формирования государственной системы заповедных территорий нашей страны. Именно этому событию приурочено проведение в 2017 году Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии.

   В России сегодня природное и культурное наследие сохраняет сеть федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в которую входят 103 государственных природных заповедника, 50 национальных парков, 59 заказников и 17 памятников природы, расположенных в разных природных зонах нашей страны. Кроме того, правительствами областей, республик и краёв Российской Федерации формируются сети особо охраняемых природных территорий регионального значения. Есть ООПТ и местного значения, образованные в районах, при отдельных поселениях. На более чем 11% всей территории России, в наиболее значимых для сохранения природного разнообразия страны местах учреждаются особо охраняемые природные территории. Все ООПТ охраняют природу и культурное наследие, неразрывно связанное с природным окружением.

   Каждое растение и каждое животное на Земле для чего-нибудь нужно. Помните, как говорил Леший Домовёнку Кузе - «всякая поганка в лесу кому-нибудь назначена, потому порядок». Именно такой порядок бывает в первозданном лесу, где человек не рубит деревья, не собирает для своей нужды растения, не охотится и не пугает животных. Учёные изучают природный порядок и понимают, как помочь природе восстановиться.

   Как устроена природа? Что происходит, когда вырубают деревья? Зачем нужны грибы? А комары, они - то зачем нужны? Можно ли без вреда для планеты Земля уничтожить ненужные человеку виды растений, зверей или насекомых? На все эти вопросы отвечают ученые.

   Человек многое берет из природы: чистый воздух, воду, плодородную почву. Строя дома, города, дороги, мы лишаем места жительства многих животных и растений. Сколько зверей, птиц, насекомых уже исчезли с лица Земли! Именно  нам нужно помогать природе восстанавливать свои силы, поддерживать благоприятную среду обитания человека.

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора.
До большого тёмного бора.
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

Л. Фадеева

Наша планета. Экологический стих

Есть одна планета-сад.

В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут.

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймёшь,
Зачем росистые кусты.

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чём под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это всё беречь.

В. Чижов

3.Приветствие команд (название, девиз, эмблема)

4. Получение маршрутных листов.

5.Путешествие по станциям.

Станция Ботаническая

1.Как называется ваша команда.

2.Расскажите о своём названии.(4 жетона)

3.Правила поведения на природе. (1 жетон -1 ошибка)

      Ребята, нам пришло письмо, пишет ученик младшего класса. Летом он с друзьями ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые ребята, по вашему мнению, допустили.

Рассказ ученика.

      Летом мы с ребятами отправились в поход. Громко разговаривая и шумя, включив магнитофон на полную громкость, мы вошли в лес. ( Шум и громкая музыка распугивает зверей и птиц.) День был жаркий, а в лесу было прохладно и тихо. По тропке мы шли на опушку леса. По дороге нам попадались грибы и ягоды. Кто-то срезал упругие ножки грибов, кто-то выкручивал их, а кто-то и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками и топтали ногами. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.)  Ягоды собирали в ладошки, а некоторые вырывали целыми кустиками с корнями.

(Рвать с корнями кустики с ягодами нельзя. Ягодник повреждается и погибает.) На опушке леса наломали веток и  долго разжигали костер. (Для костра собирают сухие ветки. В лесу костры разводить не следует.) В костре напекли картошки и перекусили бутербродами, заботливо приготовленными дома мамами. Перед уходом ребята повыбрасывали банки и полиэтиленовые мешки. А Иван сказал: «Все это быстро перегниёт». (Эти вещества разрушаются  более 100 лет.)  Костёр долго мигал нам тлеющими углями. (Угли следует забросать землей или залить водой.)  По дороге домой на дереве мы увидели гнездо какой-то птицы и стали его сбивать. Из него выпал птенец. Мы решили взять его с собой в живой уголок школы. (Трогать гнёзда птиц, и брать птенцов из леса нельзя.)  

     Выйдя из леса, попали под грозу и сильный ливень. Спрятались под одиноко стоящим деревом. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) Ливень с грозой закончился очень быстро, и над лугом засияла радуга

    Ребята нарвали луговых цветов для своих мам.(Полевые цветы рвать нельзя.) Уставшие, мы вернулись домой.

4.Назовите лекарственные растения Брянской области. (Подорожник, крапива, мать и мачеха, лопух, одуванчик, ромашка и другие)(одно растение - 1 жетон).

5. Кроссворд  ботанический(3 жетона).

1. Плоды этого дерева имеют оранжево-красную окраску, созревают осенью, от мороза приобретают сладкий вкус, являются лакомством для птиц и полезным продуктом для людей.(Рябина)

2.Растёт возле заборов, обжигает  своими «злыми» иголками, является  лекарственным растением. Из нее варят щи.(Крапива)

3.Растение с сиреневым цветком, если переставить ударение, то получается конфета.(Ирис)

4.С этого дерева в июне летит пух.(Тополь)

5.И на глазу и в поле.(Ячмень)

6.Растёт вдоль дорог, лечит порезанный палец.(Подорожник)

7.Колючий кустарник с красными плодами, похож на дикую розу, служит сырьём для приготовления витаминных напитков, настоев, отваров, экстрактов, сиропов.(Шиповник)

8.Растение с целебными листьями, чай с ней вкусен и душист, пряность и приправа, используется для получения эфирного масла и изготовления ментола.(Мята)

1

2

3

4

5

6

7

8

Какое слово зашифровано в кроссворде?(Растения)

Станция Зоологическая

1.Как называется ваша команда.

2.Расскажите о своем названии.(4 жетона).

3.Какие заповедники есть в Брянской области (Заповедник Брянский лес, заказник Клетнянский).(1 заповедник -1 жетон)

4.Какие животные, обитающие в Брянской области, занесены в Красную книгу.(Еж белогрудый, обыкновенная бурозубка, речной бобр, зубр. В Красную книгу России внесена  выхухоль русская. В Красную книгу Брянской области внесены  - бурый медведь, рысь, барсук, речная выдра, лесная соня, орешниковая соня, соня-полчок, летяга). (1 животное – 1 жетон)

5.Кроссворд зоологический.(3 жетона)

1

2

3

4

5

6

1.Лесной красавец с большими рогами по форме, напоминающими лопату.(Лось)

2.Серый хищник, любитель «хорового пения».(Волк)

3.Дикий бык, обитающий в заповеднике «Брянский лес».(Зубр)

4.Грызун  -  строитель и архитектор.(Бобр)

5.Рыжая плутовка.(Лиса)

6.Кошка с кисточками на ушах.(Рысь)

Какое животное, занесённое  в Красную книгу, зашифровано в кроссворде?(Соболь)

6.Поговорки о животных. (1 пословица -1 жетон)

(Волка ноги кормят. Волков бояться — в лес не ходить. Вернёмся к нашим баранам. Свернул в бараний рог. Глухая тетеря. Голодный как волк. Гусь свинье не товарищ. Медведь на ухо наступил. Медвежий угол. Медвежья услуга и т. д.)

7.Решите задачу.

Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. масла нужно 50 кг. лепестков.

(  в 10 раз больше,500 кг) (2 жетона)

Станция Орнитологическая

1.Как называется ваша команда.

2.Расскажите о своем названии.(4 жетона)

3.Загадки о птицах.(1 птица-1 жетон)

 1. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)

 2. Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (Соловей.)

 3. Это часто встречающаяся птица. Везде в садах и парках можно слышать её голос. Если птица взволнованна, она издает резкие звуки «так-тик-тик», которые можно услышать и при её взлёте, а также вечером, когда птица ищет место для сна. Тихое, похожее на голос флейты пение настраивает на грустный лад. В садах и парках эта птица живет относительно недавно. Еще в предыдущем столетии это была главным образом лесная птица. Учёные предполагают, что возможность найти больше корма в городах и деревнях привела к тому, что эти птицы изменили свой образ жизни. (Дрозд.)

 4. Долгое время эта птица страдала от преследований человека, так как птица охотилась на тетеревов, дроздов и соек, голубей, серых куропаток и фазанов. Этих птиц человек-охотник хотел иметь бы для себя. То же самое касается и млекопитающих, за которыми охотилась эта птица. Это не только белки, но и кролики, и зайцы - словом, охотничья дичь. Поэтому эта птица считалась вредителем и при случае отстреливалась. (Ястреб.)

 5. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок.)

 6. Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

 7. В болоте плачет,

А из болота не идёт. (Кулик.)

 8. Едва возвратится

Этот певец

В свой, на шесте,

Деревянный дворец,

Как все понимают –

Весна наступает,

И долгой зиме

Скоро будет конец. (Скворец.)

 4. Разгадайте кроссворд о птицах. (3 жетона)

1

2

3

4

5

6

7

1.Символ года, по утрам всех будит. (Петух).

2.Самая маленькая птица, умеющая летать хвостом вперёд.(Колибри)

3. Длинноногий, длинноносый, длинношеий. Летает на охоту за лягушками к болоту. Приносит счастье в дом.(Аист)

4.Красногрудый красавец, прилетающий к нам в феврале.(Снегирь)

5.Большеголовая хищница, ведущая ночной образ жизни.(Сова)

6.Санитар леса. Не болтает, не рычит. Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел)

7.Птица, подбрасывающая свои птенцов в чужие гнёзда.(Кукушка)

Какое слово зашифровано в кроссворде?(Природа)

5.Какие птицы, занесённые в Красную книгу, обитают в Брянской области.(Беркут, чёрный аист, серый журавль, белый аист, филин, белая куропатка)(1 птица – 1 жетон.)

6.Какие заповедники есть в России. (1 заповедник - 1 жетон)

Станция Экологическая

1.В настоящее время во всём мире остро стоит вопрос экологии. Огромное количество мусора загрязняют наши леса, поля, деревни, села и города. Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусора. Человек образует буквально горы бытовых отходов. В России ежегодно из городов и деревень вывозят свыше 30 млн. тонн в год. В каждой стране, где есть мусор, есть и специально оборудованные мусорные свалки. Но есть и «дикие» свалки на пустырях, на опушках леса, вдоль дорог. Они загрязняют воздух, почву, грунтовые воды. Являются рассадниками мышей, крыс и источниками инфекционных заболеваний.

   Для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.

Бумажный пакет – 1 месяц
Изделия из натуральных тканей – 2-3 года
Синтетическая ткань, кожаная обувь – до 40 лет

Доски деревянные – до 10 лет
Железные банки – до 10 лет
Пластиковый стакан – 50 лет
Обломки кирпича, бетона – до 100 лет
Пластиковые бутылки – более 100 лет
Полиэтиленовая пленка – 200 лет
Стекло – более 1000 лет  

Главной причиной замусоривания является низкий уровень культуры населения в области  экологии.

CIMG5843

 Если мусор не перерабатывать, он заполонит всю планету. 

А вообще говорят: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

2.Просмотр фильмов Дмитрия Шпиленка «Брянский лес и его обитатели», «Bryansk forest».

Просмотр видеофильма о заповеднике Брянский лес «Итоги 2015 года: лес, когда мы его не видим».

Просмотр фильма «Заповедная страна»

На Брянщине луга особой красоты...

автор: Анна Вохрамешина

Ах, эти русские волшебные луга...

Пахучие, манящие просторы!

Они влекут своею красотой тебя.

Они везде, куда ни кинешь взоры.

 

На Брянщине луга особой красоты:

Пестреют все чудесными цветами.

И птичье пенье раздаётся с высоты

Ты зачарован здешними местами.

 

Сплелись в венок ромашки, зверобой,

И желтый лютик, колокольчик голубой

И счастье уже близко, рядышком с тобой...

Лежишь и улыбаешься, и на душе такой покой...

 

И счастлив, что живёшь ты на Земле,

Где воздухом волшебным дышишь,

Где солнце нежно улыбается тебе,

Где трели жаворонка слышишь...


Явился в мир весёлый май

автор: Иван Посканный

             Рите Коробовой

Явился в мир весёлый май!

Соловушка совсем в ударе:

Заворожил концертом край,

Какие чудо - трели дарит!

И яблонька вдруг расцвела,

В такое вырядилась платье,

Как будто тоже для села

На сцене с песней выступать ей.

То платье солнце ткало ей

Лучами - пряжей золотистой.

Стоит она в кругу друзей,

Как символ жизни светлой, чистой.

И к ней, нарядной, ветер льнет,

Над ней скворцов кружится стая,

Холодный утренник - и тот

Влюблённый, перед ним растаял.

6. Подведение итогов.

Заключение

  Своеобразие, красота и выразительность любого уголка нашей Брянской области проявляется в ее расположении и природном окружении(средняя полоса России). Игра позволила  расширить знания о природе родного края, и её красоте.

   Экологическая направленность  игры изменила  отношение к живому и неживому вокруг нас, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Позволила увидеть окружающий мир красивым, тихим и спокойным, без будничной суеты. Осознать, что можно бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать всё, чтобы оберегать, спасать и защищать природу и делать это постоянно.

   Если после проведения экологического муравейника «Заповедный край» хотя бы некоторые ученики  изменят свое отношение к окружающей нас природе, увидят красоту там, где раньше её не видели, захотят больше узнать о флоре и фауне  не только Брянской области, но и  всей России, организуют со своими учителями, родителями и друзьями трудовой десант по уборке леса от свалок мусора, сделав планету Земля чище, можно будет считать, что проведение игры было ненапрасным и принесло огромную пользу.

Список литературы

1.Методическое пособие для проведения Всероссийского заповедного урока. Авторы- составители Л.Н.Колотилина, К.А.Гаспарян

2.Общеобразовательный журнал «Сезоны года», сайт сезоны-года.рф

3. Информационно - практический проект «Мусор в нашей жизни!» Ливенцова Лидия Алексеевна, учитель начальных классов    МОУ «Дороховская СОШ»

4. Фенологические и экологические  рассказы – загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш заповедный край" выступление агитбригады

Выступление агитбригады посвящено юбилею заповедника "Кузнецкий Алатау"...

Экологические проблемы Краснодарского края

В работе рассомтрены некоторые экологические проблемы Краснодарского края...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Заповедный край земли Томской

Беседа для старшеклассников. Содержит материал об ООПТ Томской области....

Проект "Заповедный край изучай и охраняй"

Проект направлен на привлечение внимания учащихся и взрослого населения к охраняемым территориям Карагайского района. Тема является актуальной, т.к. 2017 год назван Годом экологии.  Цель: Воспита...

"ЯМАЛ– заповедный край сурового Севера"

На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и...