Сценарий классного часа "Школьная форма. Быть или не быть?"
классный час на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Сценарий классного часа "Школьная форма. Быть или не быть?" Это 4 отдельных классных часа, посвященных данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_master-klassa.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  мастер-класса  на тему «Школьная форма. Быть или не быть?»

В 2007-2008 учебном году на общешкольной конференции администрация нашей Гимназии вышла с предложением о введение школьной формы. Учителя, родители и ученики проголосовали за это предложение.

 В этом 2008-2009 учебном году все обучающиеся Гимназии должны придерживаться школьной формы, которую сами ученики совместно с родителями  выбирали в конце прошлого года.

 В этом году  я являюсь классным руководителем 7 класса. Возраст учеников 13-14 лет – начало переходного возраста, когда каждый ребенок хочет выделиться, показать свое «Я», не быть похожим на остальных. Поэтому  в нашем классе и возникла  конфликтная ситуация по поводу школьной формы. Многие девочки после первой четверти категорически отказывались носить школьную форму, аргументируя свое поведение различными причинами. Вот некоторые из них: « Мне нравится одевать джинсовую, спортивную одежду, а  единая форма означает, что все ученики  похожи друг на друга и не могут одеваться так, как им нравится». « Мне надоело ходить всегда в одном и том же. Голубой цвет уже раздражает».

  С классом проводились неоднократные беседы и мной , как классным руководителем, и заместителем директора по воспитательной работе. Результаты были минимальными. Тогда я разработала  систему классных мероприятий  по данной проблеме и успешно провела их в своем классе. Результаты превзошли все ожидания. На данный момент все ученики класса придерживаются школьной формы.

План мастер-класса.

Классный час « Этикет и культура внешности»;

Классный час « История школьной формы»;

Родительское собрание. Диспут «Нужна ли школьная форма»;

Конкурс «Моя модель школьной формы»

Классный час «Этикет и культура внешности»

- Огромное количество правил этикета связано именно с внешним видом человека. И это не случайно, ведь он часто отражает наше внутреннее состояние.   Известная пословица говорит «Встречают по одежке …» и это верно. Во все времена люди внимательно следили за своей внешностью. И то , что тогда считалось красивым, сейчас выглядит неестественно, нелепо. Давайте послушаем доклады о костюмах и красоте прошлых столетий.

 Ученики рассказывают о культуре внешности прошлых веков.

  1. Античность
  2. Средневековье
  3. 18-19 века
  4. Начало 20 века

 - Французы говорят «Нет людей некрасивых, есть люди ленивые!» Давайте сейчас проведем тестирование и выясним, насколько внимательно вы относитесь к своей внешности.

 Тест.

  1. Аккуратно ли уложена ваша одежда в шкафу?

3б - да

2б – в основном, да

1б – нет

  1. Приготавливаете ли вы свою одежду и обувь заранее?

3б – да, всегда

2б – иногда

1б – обычно нет

  1. Когда вы обычно пришиваете оторванную пуговицу?

3б – сразу

2б – после возвращения домой

1б -  прошу маму

4.Как вы заботитесь о своей одежде?

3б – аккуратно складываете и вешаете ее на вешалку

2б – вспоминаете при выходе из дома

1б – не заботитесь

  1. Как вы носите обувь?

3б – у вас разная обувь для улицы, школы, спорта

2б – по очереди несколько пар

1б – одни и те же , пока не развалятся

6.Как часто вы посещаете парикмахера?

3б – раз в месяц

2б – раз в полгода

3б – когда делают замечание

  1. Что для вас косметические средства?

3б – необходимость

2б – важная часть гигиены

3б – бесполезная трата денег

Проводим анализ теста.

- Итак , мы выяснили что как мы выглядим во многом зависит от нас, но и посещение таких людей как парикмахер, косметолог, тоже важная часть нашей жизни. Давайте послушаем, что говорят эти специалисты о  внешнем виде подростков.

Выступление приглашенных парикмахера, косметолога.

 - Наша встреча подошла к концу . И мы не должны забывать, что , конечно, внутренняя красота важнее внешней, но  следить за собой это наша с вами задача.

 

Классный час « История школьной формы»

- Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. (презентация)

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.

И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Итак, Для чего же нужна школьная форма в современной школе?

Доклад учеников : Школьная форма в разных странах

Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций). В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).

“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу “в чем попало”.


- Современным детям также как и взрослым, не всё равно, в чем проводить большую часть дня. Но их мнения тоже очень разные.

- Ученикам предлагается написать сочинение на  тему  «Зачем нужна школьная форма?». Вот несколько сочинений написанных учащимися класса.

«Сегодня нам дали задание написать сочинение об отношение к школьной форме. А я сразу вспомнила о том, как мне рассказывала мама, какая была у них форма. Они носили коричневое платье с белыми манжетами, воротничками и фартуками. А мальчики были в синих брюках и пиджаках. И мне подумалось, как бы хорошо было, если бы снова была школьная форма, но не такая, как раньше, а более современная. Например, у младших классов была бы одна форма, а у классов постарше другая. Это потому, что многие девочки любят ходить в брюках. Можно было бы сделать, чтобы была юбка и брюки одного цвета и пиджак. И вообще было бы лучше, когда была бы форма. Дети бы не отличались друг от друга, и класс выглядел бы более единым, дружным. А то посмотришь: одеваются кто во что горазд. Да и для учителя было бы хорошо. Посмотришь на эту пестроту и к концу дня наверняка быстрее устаёшь и становишься раздражительным. Это, конечно, только моё личное мнение, хотя другие, может, думают иначе.»

«Школьная форма- это лицо ученика. Когда все школьники одеты по- разному, то и класс выглядит пёстрым. Если бы была школьная форма, то дети выглядели бы опрятно. Мой вам совет: сделать школьную форму».

«Я бы не хотел, чтобы вводили единую школьную форму, потому что мне нравится одевать джинсовую или спортивную одежду, а если введут единую форму, то все ученики будут похожи друг на друга и не смогут одеваться так, как им нравится. Мне кажется, что эта идея не такая удачная».

«Что такое школьная форма? Это одежда, в которой ученики посещают уроки. Сейчас в нашей школе не требуют форму, но это напрасно. Я думаю, что она необходима. Во-первых, ребята будут выглядеть опрятно и им будет удобно и комфортно. Во-вторых, не нужно думать, в чём идти в школу.
В-третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Последние сто лет во всех учебных заведениях ученики носили форму в гимназиях, лицеях и школах, наверное, наши предки делали это не просто так. Я считаю, что в наших школах нужна школьная форма».

«Мне нравится школьная форма, если она выглядит по-современному. Брюки и красивая блузка, или юбка с блузкой. Прежде чем сесть за это сочинение, я посмотрела школьные фотографии мамы 80-х годов. Там ученицы ходили в платьях, чёрных и белых фартуках. Для того времени это было красиво и нарядно. Но жизнь изменилась. Сейчас мы другие и мода другая. Мама рассказывала, что они носили школьную форму с первого по десятый класс. Я всё же думаю, что носить школьную форму нужно в начальной школе. А в средней школе мы уже большие и нам хочется одеваться по моде».


Доклад ученика «Проблемы нашей школы»


- В нашей школе одели детей в школьную форму, которая состоит из юбки и жилетки у девочек и брюк и жилета у мальчиков одного цвета и фасона, причем блузки и рубашки могут быть разных цветов.Но в старших классах школьной формы нет, и не существует понятия школьной одежды. Возникает вопрос: «Школьная форма» и «школьная одежда» - это одно и то же? Я думаю, что это разные вещи.
Я провела опрос семиклассников в количестве 40 человек и учителей – 10 человек по вопросу «Нужна ли школьная форма?».
Также 40 учащимся и 10 учителям было предложено ответить на вопросы анкеты, которая содержала 6 вопросов. (Приложение I). По результатам анкеты, например, на первый вопрос: «Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?». Ответы:
а) Да, хочу б) Нет! в) Не знаю
90% учеников ответили – нет, 10% – да, среди учителей – 100% ответили - да (см. приложение II).



- В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но все же, учитывая чрезмерную "демократичность" наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте, и "шпильки"! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа - это учреждение, а не ночной клуб и правило хорошего тона требуют носить деловую одежду, так принято во всем мире.
Однако в последнее время есть тенденция к возврату школьной формы, особенно в лицеях, гимназиях и частных школах. Вопрос только в том какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода. Неужели джинсы станут новой школьной формой в России? Решать детям и родителям. Поэтому следующим этапом нашей работы по данному вопросу будет родительское собрание совместное с учениками.
Приложение I 
Анкета 

1.Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?
а) Да, хочу б) Нет! в) Не знаю

2.Школьная форма-это хорошо?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

3.Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

4.Влияет ли школьная форма на поведение?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

5.Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

6.Нужна ли униформа для учителей?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

Родительское собрание «Нужна ли школьная форма?»

- Тема школьной формы оказалась достаточно серьезной для нашего класса. Выяснилось , что дети не готовы   осознать важность введения школьной формы. Наша с Вами задача помочь своим детям адаптироваться принять данную ситуацию. Начнем нашу беседу со слов известного модельера.

“- Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго”.

- У нас разработаны ученические Портфолио,  в которых отражаются главные школьные достижения за прошедший год. Почему бы не быть школьной форме, подтверждающей причастность именно к нашему учебному заведению? Форма говорит о престиже школы.

- Уважаемые родители , вспомните пожалуйста свои впечатления от школьной формы.

(Родители высказываются по данному вопросу. Есть положительные отзывы, но есть и отрицательные)

Учитель зачитывает выдержки из сочинений детей на тему «Зачем нужна школьная форма?», рассказывает о результатах анкетирования.

- Возможно, наши дети просто не представляют всех достоинств школьной формы , не видели ее красивой. Дома я просила каждого из Вас вместе с ребенком продумать вариант удобной, красивой, современной школьной формы.

Проходит самопрезентация семейных проектов «Моя модель школьной формы». Обсуждаются и выбирается наиболее понравившийся.

- Давайте сейчас подумаем какие можно привести доводы «за» и «против» введения школьной формы.

 Работа в группах (5 минут на обсуждение)

  • записать доводы “ЗА” введения школьной формы
  • записать доводы “ПРОТИВ” введения школьной формы.

Обсуждение в группах, затем капитан записи своей группы зачитывает, поясняет. Остальные группы могут задавать вопросы, дополнять, уточнять.

Подведение итогов:

Преимущества:

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

Форма дисциплинирует человека.

Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

Школьная форма экономит деньги родителей.

Недостатки:

 Нежелание детей ее носить.

“Потеря индивидуальности”.

Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

 Выводы:

НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

        

Конкурс « Моя модель школьной формы»

План проведения.

  1. Из истории русского костюма.( показ русского костюма с пояснением и в сопровождении русской народной песни)
  2.  Показ классического вида одежда.
  3. Показ спортивного вида одежды.
  4. Показ современной школьной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Мы хотим быть здоровыми"

Сценарий посвящен формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, содержит интересные исторические факты, предполагает инценировку басни. Также к сценарию прилагается фотоотчет автора мат...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Сценарий классного часа "Чтобы быть здоровым"

Цель: формировать у школьников привычку соблюдать гигиену, заниматься спортом и правильно питаться, развивать ценностное отношение к своему здоровью, воспитывать ответственность за свои поступки и пов...