Сценарий классного часа в 7 классе «Быть толерантным!»
классный час (7 класс) на тему

Синько Елена Александровна

«Быть толерантным!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_tolerantnym.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

                       Сценарий классного часа в 7 классе

                                    «Быть толерантным!»

Учащиеся рассаживаются в полукруг. В центре – классный руководитель.

I Вводная часть.

Ребятам раздаются «солнышки» из бумаги и фломастеры.

- Пожалуйста, каждый на своем «солнышке» изобразите символ вашего настроения сейчас. Прикрепите эти символы на свою одежду.

- Я вижу, что почти все вы нарисовали предметы, символизирующие ваше хорошее настроение. С чем это связано? («Весна», «Вокруг – друзья», «Я – вообще счастливый человек!»).

- Действительно, очень многое в нашей жизни зависит от людей, которые нас окружают. Семья, коллектив в школе, компания друзей – везде мы хотим встретить понимание, внимание к себе, уважение и чуткость. А способны ли мы так относиться к окружающим? Об этом мы поговорим сегодня.

Наверное, вам приходилось уже не раз слышать о толерантности. Кто-то считает, что это слово – стали применять последнее время как дань моде, и не важно, что оно значит для нас. Сегодня наши ведущие помогут вам понять значение этого слова и актуальность этого понятия для нас.

III Два ученика рассказывают о толерантности:

1. Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений.

2. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости»(1763 г.) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.

1. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г.,Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

2. Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения. Политических и религиозных взглядов».

1. В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность. Терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

2. В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам людей».

1. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

2. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношения людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.

1. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними н6а основе согласия.

2. А сейчас мы познакомим вас с критериями толерантности.

Во-первых, это – равноправие – равный доступ к социальным благам, независимо от пола, расы, национальности и религии;

1. Во-вторых, это – взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам – инвалидам, беженцам;

2. В-третьих, это – равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

1. В-четвертых, это – сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

2. Это – свобода вероисповедания при условии, что эта свобода не ущемляет права и возможности других членов общества;

1. Это – позитивная лексика в межрасовых отношениях, в отношениях между полами.

2. Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности –интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

1. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов.

2. Проявления нетерпимости:

​ Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

​ Игнорирование как отказ в признании;

​ Негативные стереотипы, предупреждения, предрассудки.

III Учитель рассказывает о таких появления нетерпимости, как:

​ Этноцентризм;

​ Расизм;

​ Нацизм;

​ Фашизм.

Рассказ учителя сопровождается показам слайдов из презентации «О молодежном экстремизме и неонацизме»

На доске – фотографии проявления экстремизма в России и с обратной стороны листа - антинацистские символы.

IV Игровая часть

1. Игра «Комплименты»

Ведущий бросает мяч кому-то из ребят, делая ему комплимент. Получивший мяч выходит в круг и бросает мяч другому. Важно, чтобы мяч получил каждый из играющих.

Учитель: - Чему учит нас эта игра?

2. Упражнение «Эмблема и лозунг»

У ребят – листы бумаги и фломастеры. Им предлагается нарисовать эмблему толерантности. Затем они, свободно перемещаясь по кругу, формируют группы по схожей тематике своих эмблем. Рассевшись этими группами, они коллективно придумывают лозунги толерантности своих групп.

3. Игра «Магазин»

Выходит продавец магазина «Толерантность» и предлагает сначала догадаться: какими товарами он торгует. (Мозговой штурм) Затем открывается доска с «товарами» - нарисованные коробки, перевязанные бантами, на которых написаны определения толерантности: доброта, снисходительность, гуманизм, терпимость, чувство юмора и др.

«Продавец» приглашает в свой магазин тех, кто нуждается в этих вещах. Выходивший просит тот или иной «товар», а взамен его предлагает то, чего у него в избытке.

V В заключении учитель демонстрирует 2 последних слайда из презентации о доброте и смысле жизни, беседует по ним с ребятами и заканчивает обсуждением смысла иллюстраций на доске: «Любите друг друга!», «Мы такие разные… Но у нас одна Родина – планета Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Толерантность"

Методическая разработка классного часа на тему "Толерантность" + презентация для студентов 2-3 курсов колледжа....

Сценарий классного часа "Толерантность и мы"

Развитие умения понимать чувства, настроения, моти­вы поведения других людей; усвоение стандартных приемов эти­ческих форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоциональн...

Сценарий классного часа "Уроки толерантности"

Представленные  материалы  решают актуальные вопросы взаимоуважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления чело...

Сценарий классного часа "Что такое толерантность"

Сценарий классного часа содержит проблемные вопросы по теме "Толерантность"...

сценарий классного часа по теме толерантность

разработка сценария  классного часа...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...