1. Классный час "Есть такая профессия - Родину защищать."
классный час по теме

Лобода Александр Николаевич

1. Классный час. " Есть такая профессия -  Родину защищать" Цель - формирование качеств настоящих защитников Родины, воспитание патриотических чувств, всестороннего развития личности, любви и бережного отношения к истории своей страны.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История РВСН России

Слайд 2

Зарождение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) связано с развитием отечественного и зарубежного ракетного оружия, затем ракетно-ядерного оружия и совершенствованием его боевого применения. Материальная основа создания РВСН закладывалась в процессе развертывания в СССР новой отрасли оборонной промышленности – ракетостроения. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1946 г. № 1017-419 «Вопросы реактивного вооружения» была определена кооперация головных министерств промышленности, начаты научно-исследовательские и экспериментальные работы, создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР.

Слайд 3

В декабре 1950 г. сформирована вторая по счету брон РВГК, в 1951–1955 гг. – еще пять соединений, переименованных в 1953 г. в инженерные бригады РВГК. До 1955 г. эти соединения были вооружены баллистическими ракетами Р-1 и Р-2, имевшими дальность полета 270 и 600 км соответственно и оснащенными головной частью (ГЧ) с обычным взрывчатым веществом (ген. конструктор - С.П. Королев).

Слайд 4

В российских РВСН имеется несколько типов ракет. Тяжелые ракеты представлены комплексами Р-36МУТТХ и Р-36М2 «Воевода» в количестве 70 штук, известных на Западе под зловещим наименованием «Сатана». Первое изделие оснащено 10-и блочной головной частью. Второе способно стартовать даже при условии массированного ядерного воздействия по позиционным районам пуска, что гарантирует осуществление ответного удара.

Слайд 5

Вторым типом объектов стоящих на вооружении РВСН является 70 комплексов УР-100Н.

Слайд 6

Эти шахтные комплексы имеют 6 разделяющихся боевых блоков и оборудованы комплексом преодоления ПВО.

Слайд 7

Мобильные комплексы России представлены 171 единицей РТ-2ПМ «Тополь», 18 модифицированными РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и 15 новейшими РС-24 «Ярс»

Слайд 8

Техника РВСН не только защищает, но и радует глаз, вызывая гордость за Россию.

Слайд 9

Конструкторы, которые разрабатывали «Тополь-М», «Ярс» и «Булаву», со всей ответственностью заявляют – улучшение показателей достигнуто за счет новых технологий управления и связи, за счет чего траектория ядерных блоков постоянно меняется. Поразить данные блоки системы ПРО западных стран не в состоянии.

Слайд 10

Очень даже может быть, что именно «Ярс» станет на железнодорожное полотно, ведь возможности таких комплексов по живучести просто потрясающие. Судите сами: в Соединенных Штатах произвели расчеты, итог которых ошеломил их – если 25 железнодорожных комплексов с ядерным вооружением рассредоточить на территории площадью в 120 квадратных километров и нанести по ним ядерный удар используя ракеты типа «Сатана», то вероятность поражения составит порядка 10 процентов.

Слайд 12

Россия создаст новую жидкостную межконтинентальную баллистическую ракету для преодоления перспективной противоракетной обороны США "Уже принято решение о создании нового ракетного комплекса шахтного базирования с жидкостной тяжелой ракетой, который будет иметь повышенные возможности по преодолению перспективной ПРО США", - сообщил журналистам в главном штабе РВСН в подмосковной Власихе командующий войсками генерал-лейтенант Сергей Каракаев. Новая ракета заменит известную по всему миру тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 "Воевода", известную на Западе под именем "Сатана".

Слайд 13

РВСН впервые начинают перевооружение на шахтные ракетные комплексы "Ярс"

Слайд 15

Новая МБР, которая станет рядом с «Тополями» и «Ярсами», успешно создается отечественными конструкторами и встанет на боевое дежурство в группировке РВСН к 2015 году.

Слайд 16

Командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев: «Владимир Владимирович был прав - мы можем уничтожить США быстрее чем за полчаса»

Слайд 17

«Булава» испытана. Реорганизация ядерных сил России продолжается

Слайд 19

Кадры РВСН. Численность войск около 70 тысяч человек. За 55 лет своего существования через строй РВСН прошло более 12 миллионов человек. Попасть в РВСН непросто. В стране всего два вуза, готовящих ракетчиков. Это Академия имени Петра Великого в Москве и ее филиал — Серпуховской военный институт РВСН в Подмосковье. Академия Петра Великого — командно-инженерный вуз политехнического профиля и исследовательский центр в области военной науки и техники. Академия ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского училища, открытого 25 ноября 1820 года, и считается одним из первых заведений в сфере российского военного и технического высшего образования. В Серпухове готовят офицеров по десяти специальностям. Выпускникам присваивается звание «лейтенант» и выдается диплом о высшем военном образовании. На днях было объявлено об открытии в этом вузе первого факультета робототехники и интеллектуальных систем вооружения, который сможет привлечь множество молодых людей, мечтающих создавать роботов.



Предварительный просмотр:

Классный час

"Есть такая профессия – Родину защищать..."

Цель: всестороннее развитие личности суворовцев, формирование качеств настоящих защитников своей Родины, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к истории своей страны.

Задачи:

  • Расширить кругозор суворовцев, пополнить их знания об истории государственных праздников.
  • Воспитывать любознательность и чувство ответственности за происходящее в истории своей страны.
  • Продолжить формировать культуру межличностных отношений и желание участвовать во внеклассных мероприятиях.

Ход мероприятия

Вступительное слово. Ведущий. Добрый день! Сегодня мы поговорим о празднике, посвященном Дню Защитника Отечества. Какова  история это праздника, почему именно так называется - на эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Слайд 1. На фоне музыки звучит стихотворение:

Папин праздник - самый главный: С.Маршак

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья.

Это празднует февраль армии рожденье.

Ночью вьюга бушевала, и метелица мела,

А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла.

И сегодня над широкой белой скатертью полей

Сверху видны самолеты наших воинских частей.

Папин праздник - главный праздник

Всех мальчишек и мужчин.

И поздравить пап любимых мы сегодня так спешим!

Мы желаем папам счастья, неба мирного для них!

Мы мальчишек наших любим, уважаем от души!

Защищать всегда нас будут, хоть пока коротыши!

Слайд 2.

Воспитатель. 15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров СССР издал Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев, из которых формировали красноармейские роты, мало-помалу сводившиеся в полки.

11 февраля выходит другой декрет - декрет "Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). Почему молодое зарождающееся государство так быстро начало формирование армии? Ответ найдем в истории. Слайд 3. Слайд 4.

Ведущий. С 1917 г. Советская Россия продолжала вести Первую Мировую войну. 18 февраля 1918 г. германские и австро-венгерские войска объявили о прекращении перемирия и начали наступление по всему Восточному фронту. 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание Совета Народных Комиссаров от 21 февраля "Социалистическое отечество в опасности", которое заканчивалось словами: "Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам". 25 февраля, ввиду продолжавшегося наступления немцев и возникшей угрозы Петрограду, открылись призывные пункты и была сделана реальная попытка начать массовую запись в Красную армию.

Воспитатель. Впервые день 23 февраля прямо назван днем опубликования декрета о создании Красной Армии в постановлении Президиума ВЦИК от 18 января 1923. В приказе Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1923 года, событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: "23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы". В том же году в журнале "Военная мысль и революция" появилось утверждение, что 23 февраля была сформирована первая красноармейская часть, принимавшая участие в боях на северо-западном направлении. Слайд 5.

Ведущий. Так в России появился профессиональный праздник - день рождения Красной Армии, впоследствии - день рождения Советской Армии. На протяжении истории нашей страны праздник менял свои названия: с 1946 года он стал называться Днем Советской Армии и Военно-морского флота. Слайд 6, 7.

В настоящее время праздник отмечается как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом РФ "О днях воинской славы (победных днях) России" (1995 год). С 2002 года по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днём. Слайд 8, 9, 10

18 января 2006 года Госдума постановила исключить из официального описания праздника в законе слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложить в единственном числе понятие "защитник". Так возникло название - "День защитника Отечества". Слайд 11, 12.

Воспитатель: Да, действительно, мы по праву можем гордиться нашей армией, нашими защитниками. Красная Армия, Советская Армия, Российская Армия имеет громкие победы в прошлом и настоящем.

Битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Берлин: Кто не вспомнит громкую победу Советской Армии в Великой Отечественной войне? Слайд 13.

Мы часто выступали за интересы братских нам стран и государств. Война в Афганистане, война в Чечне, война в Южной Осетии - во всех этих странах наши военные защищали беззащитных граждан и помогали наводить порядок в стране. Слайд 14, 15, 16.

Мы часто слышим, произносим - "служба в армии". Что обозначают эти слова для каждого из нас?  Какая она - современная армия?  Что Вы знаете о командовании армии, о ее составе, ее историческом славном прошлом? Давайте ответим и на эти вопросы. Слайд 17.

Ведущий. Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России), - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ состоят из:

  • центральных органов военного управления;
  • объединений, соединений, воинских частей и организаций:
  • видов и родов войск ВС РФ;
  • тыла ВС РФ;
  • войск, не входящих в виды и рода войск ВС РФ.

ВС России сформированы 7 мая 1992 года. Это одни из крупнейших ВС мира, численность их личного состава составляет около 1 млн. человек. Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейшего в мире арсенала оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки. Слайд 18.

Воспитатель. Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, именно Президент РФ, вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства обороны

 Слайд 19.

Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Слайд 20.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными Силами. Слайд 21.

Ведущий. В состав Вооружённых Сил России входят следующие виды войск: Сухопутные Войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот. 

Слайд 22, 23.

Сухопутные войска  - самый многочисленный по боевому составу вид Вооруженных Сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. Слайд 24.

    В Сухопутные войска Российской Федерации в свою очередь входят рода войск:

  • Мотострелковые войска
  • Танковые войска
  • Ракетные войска и артиллерия
  • Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск 

Специальные войска (Инженерные войска, Войска связи, Войска РЭБ, Железнодорожные, Автомобильные войска). Слайд 25.

Воспитатель. Воздушно-космические силы - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск. Для обеспечения безопасности России в космической сфере, для создания, развертывания, поддержания и управления орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Войск воздушно-космической обороны решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы.     Слайд 26.

          В составе ВКС России выделяются:

А) - военно-воздушные силы:

  • дальняя авиация 
  • фронтовая авиация 
  • армейская авиация
  • военно-транспортная авиация
  • специальная авиация
  • зенитные ракетные войска
  • радиотехнические войска.

в) войска противовоздушной и противоракетной обороны.

г) космические войска.   Слайд 27.

Ведущий. Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д.

         ВМФ России состоит из четырёх флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. Слайд 28.

В составе Военно-морского флота выделяются:

  • Подводные силы 
  • Надводные силы
  • Морская авиация 
  • Береговые войска
  • Морская пехота  Слайд 29.

Воспитатель. В состав современной армии входят и самостоятельные рода войск: воздушно-десантные войска, ракетные войска стратегического назначения, специальные войска.Слайды 30, 31, 32, 33.

Ведущий. Традиционно, начиная с середины XX века, в Советской Армии практически полностью отсутствовали иностранная военная техника и вооружение. В СССР был создан полностью самодостаточный военно-промышленный комплекс, который был способен производить для нужд Вооружённых Сил любое вооружение и технику. К 1990 году объём вооружений в Советской Армии достиг небывалых значений: только в Сухопутных Войсках находилось около 63 000 танков, 86 000 боевых машин пехоты и бронетранспортёров, 42 000 стволов артиллерии. Значительная часть этих запасов перешла в Вооружённые Силы Российской Федерации. Слайд 34.

Воспитатель. В настоящее время на вооружении Сухопутных Войск состоят танки; боевые машины пехоты; боевые машины десанта; бронетранспортёры; бронеавтомобили; самоходная и буксируемая ствольная артиллерия; реактивные системы залпового огня; тактические ракетные комплексы Точка и Искандер; системы противовоздушной обороны Бук, Тор и другие. Слайд 35.

Ведущий.  На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30; фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34; штурмовики Су-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, боевые вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-28; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400.

Воспитатель. В составе Военно-Морского Флота имеется один авианесущий крейсер, ракетные крейсера, эскадренные миноносцы, большие противолодочные корабли, корветы, морские тральщики и базовые тральщики, десантные корабли. В составе подводных сил имеются многоцелевые торпедные корабли; подводные ракетоносцы, ракетные крейсера стратегического назначения.

Ведущий. Итак, сегодня мы узнали много интересного из истории праздника, посвященного Защитнику Отечества.

Воспитатель. А теперь я хочу, чтобы Вы прочитали, прослушали и постарались  запомнить стихотворение Е. Шаламановой "Защитникам отечества" Слайд 36.

Мальчики, парни, мужчины!

Цвет восходящей зари!

Гордость старинной былины –

Русские богатыри!

Станьте опорой России,

Светлой надеждой страны,

Умной и доброю силой,

Родины нашей сыны!

Чтобы всегда восхищаться

Вами Россия могла,

Не нападать - защищаться,

Землю свою сберегла.

Вашею сильной рукою

Мир нужно нам сохранить,

Чтобы счастливой судьбою

Внукам и правнукам жить.

Ведущий. А теперь  вопросы викторины.

1. Назовите великих русских полководцев.

2. Какие ордена были названы именами русских полководцев? (Орден Александра Невского, учрежден в XVIII в., ордена Суворова и Кутузова, ими награждали во время Великой Отечественной войны).

3. В далекие времена, когда люди обзаводились фамилиями, они получали их по характеру, по наружности, по занятиям. Назовите фамилии, связанные с ратным делом? (Воинов, Казаков, Стрельцов, Дружинин, Пушкин, Пушкарев, Солдатов, Гусаров, Бойцов и др. Прадеды, этих людей сумели постоять за родную землю!).

4. Какие бывают танки? (Тяжелые, легкие, средние, плавающие).

5. Назовите день рождения Красной Армии.

6. Кто является Верховным Главнокомандующим?

7.  Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в 1812 году? (Михаил Кутузов).

8. Назовите рода войск в современной армии.

9. Чем отличаются различные рода войск? (Формой одежды, эмблемами на рукавах, погонами, эмблемами на петлицах и т. д.). 

10. Кто построил первый в мире самолет? (Инженер А. Ф. Можайский. Летом 1882 г. в Красном Селе, под Петербургом, был совершен первый в истории полет). 

11. Для чего использовались первые самолеты? (Для разведки. Потом к разведке прибавились воздушный бой и бомбометание). 

12. Назовите первые многомоторные самолеты, которые были построены в 1913 г. Их использовали для бомбометания. ("Русский витязь" и "Илья Муромец"). 

13. Кто провел первый воздушный бой? (Штабс-капитан П. Нестеров. Он впервые совершил полет в виде петли. Ее назвали петля Нестерова, или мертвая петля. В этом бою Нестеров использовал опять-таки впервые таран. Это было в 1914 г). 

14. Продолжите ряд: сражение, битва, бой... (баталия).

15. Как называется художник, изображающий картины боя, сцены военной жизни? (Баталист). 

16. Чем награждали римских воинов? (Венками). 

17. Что такое "свинья", "клещи"? Нарисуйте их. (Боевой порядок войск). 

18. Кто был первым награжден орденом Суворова I степени? (Маршал Г. К. Жуков). 

19. Назовите самые памятные военные парады на Красной площади. (Парад 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, и парад Победы в 1945 году). 

20. Назовите великих русских флотоводцев. (Адмирал Ф. Ушаков - ни разу не был побежден, как и А. Суворов; адмиралы М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, С. О. Макаров).

21. Назовите военные корабли. (Катер, крейсер, линкор, миноносец, эсминец, тральщик, броненосец). 

22. Какие ордена названы именами русских адмиралов? (Орден и медаль Ушакова, орден и медаль Нахимова). 

23. Кем был учрежден Андреевский флаг? (Петром I в 1699 году. Это кормовой флаг российского Военно-Морского флота. Он белого цвета с диагональным голубым крестом Андрея Первозванного, отсюда название Андреевский). 

24. Что обозначает морское слово полундра, и откуда оно произошло? (Это слово голландское, означает буквально: бойся предмета, падающего сверху, это сигнал опасности).

25. Когда стал создаваться русский военный флот? (В конце XVII в. Первые военные корабли были спущены на воду еще при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Но ни один из них так и не увидел моря. Только при Петре I Россия вышла к морским берегам и стала иметь самый могучий военный флот).



Предварительный просмотр:

Классный час: «Детство, опаленное войной»

Цели и задачи:

- расширить представления суворовцев о Великой Отечественной войне;

- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;

- воспитывать активную жизненную позицию;

- способствовать формированию у суворовцев чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- побуждать суворовцев  к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа:

- подготовка презентации

 - распределение среди суворовцев материала информационного блока для выступления

Литература:

- материал классного часа

- интернет-ресурсы

Мы – дети, опаленные войной,

мы – дети, озаренные Победой.

А. Макаров.

I. Вступление по теме классного часа

Воспитатель: наш классный час, который проходит в преддверии всенародного праздника Дня Победы, посвящен детям военного времени. (СЛАЙД 1)

В последнее время на Западе участились попытки принизить заслуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспримерные подвиги как нельзя лучше иллюстрируют мысль о всенародном характере Великой Отечественной. Победу над фашизмом одержал не второй фронт, не Америка, а весь советский народ, в том числе и дети, ваши ровесники.

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне.

Что знает о войне ваш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней.

«Дети войны» - так называют это поколение.

В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. (СЛАЙД 2)

Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми.  (СЛАЙД 3)

И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали приставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и  разбирать завалы после бомбежек. (СЛАЙД 4)

        Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.(СЛАЙДЫ 5,6,7)

 Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. (СЛАЙД 8)

Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

II. Информационный блок «Детский фронт» (выступления суворовцев).

Воспитатель: Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей страны действовал в годы войны самый настоящий детский фронт. Четырем школьникам было присвоено самое высокое звание – Герой Советского Союза (СЛАЙД 9)

Выступает суворовец К.

СЛАЙД 10

Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

 В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

Воспитатель: А Валя Котик, Зина Портнова и Марат Казей получили звание Героя Советского Союза посмертно.

Выступает суворовец Б.

СЛАЙД  11

Валя Котик. Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.

Погиб Валя в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Выступает суворовец И.

СЛАЙД 12

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Выступает суворовец В.

СЛАЙД  13

Марат Казей.  Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

        В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу, Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Воспитатель: четыре Героя Советского Союза. А сколько ребят получили боевые ордена и медали, сколько детей погибли в боях!

Выступает суворовец Н.

СЛАЙД  14

Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.

Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Выступает суворовец С.

СЛАЙД 15

Тихон Баран. О подвиге этого 12-летнего белорусского мальчика узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: « Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители – ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в деревню.  Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

Выступает суворовец М.

СЛАЙД 16

Аркадий Каманин. А 14-летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Команина и его друга – летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управлять самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика   ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно.

        Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненного в голову. Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет-разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия – множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трех боевых орденов.

Воспитатель: Мы говорим сегодня не только о подвигах юных героев войны – мальчишек и девчонок. На хрупкие плечи  детей войны легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны…

СЛАЙД 17 Блокада Ленинграда (сообщение)

СЛАЙД 18.

Таня Савичева. Татья́на Никола́евна Са́вичева    (1930-1944) — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей.

СЛАЙД 19. Дневник Тани Савичевой

Таню оформили в детский дом № 48 Смольнинского района, который готовился тогда к эвакуации. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки, и только в августе 1942 года прибыл в посёлок Шатки. Одна из создателей шаткинского музея, посвящённого Тане Савичевой, преподаватель истории Ирина Николаева позже вспоминала:

«Встречать этот эшелон к станции вышло очень много народа. Раненых в Шатки привозили постоянно, но на этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился, однако из открывшейся двери большого вагона так никто и не вышел. Большая часть ребятишек попросту не могла встать с кроватей. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Женщины подняли невероятный крик. «Они же живые ещё!» — успокаивали их сотрудники НКВД, сопровождавшие поезд. Практически сразу люди стали нести к тому вагону продукты, отдавали последнее».

Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.

Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.

ІІІ. Интерактивная беседа.

Воспитатель. Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?

Примерные ответы детей:

- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.

- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.

- Они мстили за унижение своей страны, своего народа.

- Они хотели доказать, что наш народ не второсортный.

- Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране.

- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.

- Ими двигала ненависть к фашизму.

- Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы.

Воспитатель.  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Примерные ответы детей:

- Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.

- Сейчас кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.

- Конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения.

- Если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие.

Воспитатель:  в 1943 году по приказу И. В. Сталина были созданы суворовские училища, в которые в первую очередь шли дети-сироты, чьи отцы погибли на фронте.

        Сотни тысяч мальчишек становились сынами полков, бойцами и разведчиками партизанских отрядов, трудились в тылу на заводах и на полях, многие погибали, защищая Родину.

Как, по-вашему, можно помнить о Великой  Отечественной войне, узнавать всю правду о подвигах советского народа?

Примерные ответы детей:

- Нужно больше читать, узнавать правду о войне.

- Нужно приглашать ветеранов, слушать их рассказы.

- Нужно холить в походы по метам боев. Посещать музеи, знакомиться с документами.

- Нельзя молчать – нужно устраивать митинги, шествия, как в Таллине, когда эстонские власти снесли памятник советскому солдату.

Воспитатель.  Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

Примерные ответы детей:

- Можно помочь поднести тяжелые сумки, сходить в магазин, вызвать врача, слесаря, отнести письмо на почту, уступить место в транспорте и т.п.

- Можно защитить ветерана от хамство, оскорбления.

- Иногда достаточно простого доброго слова, приветствия, внимания.

ІV. Заключительное слово.

Воспитатель.  Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и гибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

Воспитатель.  Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

Примерные ответы детей:

- пожилые люди стали мне ближе, роднее.

- Мне кажется, я не смогу нагрубить ветерану.

- Очень жалко стало наших прабабушек – у них ведь не было детства.

- Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.

- Стало стыдно за свое хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам.

Воспитатель.  И я хочу, чтобы в заключении нашего разговора прозвучали стихи:

Лежат в шкафу отцовские медали,

А ваши дети ходят в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали,

Как бьет в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим шум капели

Победной той  и ранней той весны.      

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться на   рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час: "Есть такая профессия - Родину защищать"

Данное мероприятие было проведено в ходе месячника по патриотическому воспитанию. Цель классного часа- создание условий для формирования чувства патиотизма, активной жизненной позиции, осознания необх...

Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Создание условий для формирования чувства гордости и патриотизма, активной жизненной позиции, понимания необходимости защищать Родину в случае опасности....

Классный час на тему "Есть такая профессия-Родину защищать!"

Классный час в рамках патриотического воспитания школьников...

Классный час "Есть такая профессия – Родину защищать"

Классный час к 23 февраля, основанный на просмотре музыкального спектакля "Воины духа"....

Классный час. Есть такая профессия-Родину защищать!

Презентация классного часа. Есть такая профессия-Родину защищать!...

Классный час "Есть такая профессия Родину защищать"

Сценарий классного часа для 5-11 классов на тему "Есть такая профессия -Родину защищать" можно использовать для проведения профориентционной работы среди учащихся по профессии военный....