Выступления на педсоветах
статья на тему

Фатыхова Лейсан Зуфаровна

Представляю конспекты  выступлений на педсоветах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы

 со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема наших школ – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся 

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины: 

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: 

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться: 

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется: 

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения 

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность 

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность: 

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками 

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  •  “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  •  “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка: 

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Проявлять 

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика
  • нет насмешливому тону!
  • Уметь вести непринуждённый диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности  

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

      Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

          В своей работе главное, я считаю, – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

           Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

             Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:

  • урок-игра
  • урок-спектакль
  • урок-путешествие
  • урок-детектив
  • урок-сказка
  • урок-силовое многоборье
  • урок-концерт
  • урок-картина

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

     Существуют  такжже  “Блиц уроки”. Решение задач   на  этом  уроке  проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например по теме“Периметр” или “Площадь”).

       Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите  узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную  программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.

Я предложу вашему вниманию кусочки презентаций, подготовленных детьми, которые в последующем можно использовать на уроках.

   В заключение,  хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

              На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

          Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.



Предварительный просмотр:

  1. Развитие индивидуальности в детях.

Наши дети такие разные. Кто-то растет тихим и спокойным ребенком, а кто-то поражает нас своей энергичностью. В этом нет ничего предосудительного! Все дети уникальны и индивидуальны! И сегодня мы рассмотрим вопрос, какие факторы влияют на индивидуальность ребенка?

Индивидуальность человека может быть определена множеством качеств, верований, чувств, мыслей, отношений, эмоций и идей, которые отличают его от других. Ученые-социологи давно изучают вопросы, связанные с уникальностью людей и сходятся во мнении, что индивидуальность в человеке воспитывается с самого рождения. Когда ребенок подрастает, ему становятся интересны многие вещи и каждый раз он будет знакомиться с окружающим миром индивидуально и по своему. Давайте рассмотрим некоторые утверждения ученых и поймем, как же правильно воспитать индивидуальность в ребенке.

- Социальное развитие индивидуальности в детях.

Существует теория, которая говорит, что индивидуальность человека непосредственно связана с генами. Однако, тогда почему родные братья развиваются абсолютно по-разному с присущей каждому их них уникальностью? Никто еще не нашел ответ на этот вопрос. Тогда есть другая теория, которая говорит, что окружающая среда, которой подвергнут ребенок, составляет его индивидуальность. Наконец, период жизни, которым человек живет, как ребенок, подросток или совершеннолетний, играет главную роль в определении его реакции, его чувств, его эмоций на происходящие вокруг него события.

- Родительское внимание.

Из всех факторов, ответственных за развитие индивидуальности в детях, родительское влияние - самое важное. В раннем возрасте все дети «передразнивают» особенности родителей. Дети учатся много на взаимодействии родителей между собой, друзьями, соседями, знакомыми. Если родителя часто общаются, то наверняка эти же черты характера воспитаются у детей. Таким образом, родители должны заботиться, чтобы стать хорошими образцами для подражания и предоставить ребенку окружающую среду, где он получит широкие возможности развивать свою индивидуальность.

- Домашняя окружающая среда.

Впервые ребенок начинает понимать свои эмоции, через его мать. Ребенок познает материнскую любовь, заботу и знает, что он всегда под защитой. В этот период у ребенка формируется множество эмоций, как положительных, так и отрицательных. Счастье, страх, беспокойство, ревность, гнев и застенчивость – эти и многие другие, познаются ребенком ежедневно. И здесь тоже многое зависит от родителей, которые должны оградить ребенка от негатива. Ребенок нуждается в полноценной семье, состоящей из отца и матери. Долгое отсутствие одного из членов семьи может негативно сказаться на индивидуальности ребенка. Чтобы ребенок не вырос «забитым» и скрытным, необходимо на ранних стадия воспитания понимать вашего ребенка и строго не наказывать. Не следует оскорблять детей и сравнивать их с другими членами семьи и уж тем более нельзя показывать явное предпочтение одного ребенка другому.

- Школьная окружающая среда.

Помимо домашней окружающей среды, школьная среда ребенка также играет главную роль в формировании его индивидуальности. Как только ребенок начинает ходить в школу, он изучает взаимодействие между сверстниками и учителями. Он узнает, как участвовать в "игре" согласно правилам и нормам. Он обязательно научиться писать и читать, и в этом заложен огромный смысл формирования индивидуальности.

- Культура

Влияние культуры в индивидуальности и социальном развитии не может быть проигнорировано также. Если рассматривать западные страны, то например, там в школах преподается быть индивидуалистом и конкурентоспособным, а в школах Азии и Африки преподают идеи коллективизма.

Изучая труды многих психологов и социологов, можно придти к выводу, что ребенок проходит несколько стадий роста, такие как младенчество, дошкольный и школьный возраст. У каждой из этих стадий есть своя череда проблемных ситуаций, которые ребенку необходимо будет преодолевать. И в этом ему всегда должны помогать родители. Именно в полноценной, справедливой, гармоничной среде, ваш ребенок сможет воспитать в себе положительные качества и стать индивидуальной личностью.



Предварительный просмотр:

Как  научить  детей  учиться?

В современных  школах  остро  стоит  проблема  работы   с  неуспевающими  детьми. А неуспевающими  они  являются   из-за  отсутствия  в  них  стимула  к  учебе, мотивации, другими словами, желания  добиваться успехов в  учебе.

Так  как  же  работать  с такими  учащимися? Одно  дело- учить  отличников  и  ударников, и  уже  совершенно  другая  задача -учить слабо успевающих.

Для  начала, нужно  учитывать  их  индивидуальные особенности. Возможно, проблемы  в  учебе  связаны  со  здоровьем  или  психическим  состоянием  ребенка. В  этом  случае,  следует  относиться  к  ребенку с пониманием,  по-особенному, не перегружать, а  всячески  его поощрять  и  поддерживать.

Если  же  таковых  нарушений   нет, то  следует обратить  внимание  на  режим  дня  ребенка, на условия  его  жизни, на  атмосферу  в  семье.

Очень часто  слабоуспевающие  дети -это  дети, кому  бывает  некомфортно  внутри  семьи, у кого  не  все в порядке  дома.  Слабые  дети -это те, кому  не  хватает  внимания  со стороны  родителей, которые  лишены  контроля  и  помощи  со стороны  взрослых. Эта  заметка  больше  касается  родителей  учащихся.

Семейные  проблемы  остаются  семейными, но  как  же нам, учителям, справляться  со  своей  обязанностью  в таком  случае?

Еще  одна  точка  зрения, почему  дети  не успевают по предмету, -это  вероятно, из-за  определенных пробелов  в  начальной  или  средней  школе. Причиной  может  выступать, конечно, невнимательность  учителя, его халатность  или  даже  непрофессионализм. Но  как бы там ни было, проблему нужно  решать, иными словами, ребенка  нужно  спасать, дать ему шанс все-таки  проявить себя  в  определенной  сфере  науки  и  научить  учиться.

Для  успешной  работы  со слабоуспевающими  учащимися  нужно  определиться  с тем, что  мы  хотим  и  какими  путями  этого  можно  добиться. В  первую  очередь, материал  нужно  излагать  на  их  языке, так  чтобы  смог понять  любой  двоечник. Нужно  приводить  примеры  из  повседневной  жизни, так  чтобы  дети  видели  и  понимали  как  это  все  можно  применить  в будни. Во-вторых, контроль  знаний   должен  быть умеренным  и  правильно  подобранным. То, что подходит  для   хорошо  успевающих,  будет  не  по  силам  для  слабых. То  есть, задания  нужно  распределять  не  стандартно, не  для  уровня  их  класса, а  учитывая   особенности  детей. Эти задания могут быть легкими, элементарными, но  такими, чтобы  дети  смогли  почувствовать  свой  сладкий  успех  и  превосходство, и причем при всем этом  не  догадываться  о том, что все это немножечко  подстроено.

Но  что же  делать, если  не  получается  добиться   ожидаемого  результата?

Частенько  взрослые, а в нашем случае, учителя, забывают, что  мы  имеем дело  с  тонким  психологическим  материалом, под  названием «ребенок». Детство  -это замечательная  пора, яркая, красочная, эмоциональная и незабываемая. И, конечно  же,  ребенок  больше  всего  заинтересован  в  приключениях, нежели  учебниках. И поэтому  предлагаю  изредка  превращать  урок  в  «путешествие»  или  «авантюру». Детям  будет  интересно  заниматься  на  уроке, если  поймут, что  предмет  можно  как-то  связать  с  их личными интересами. Для  этого  уроки  должны проходить  на  довольно  непринужденном  уровне, так  чтобы  ребенок  мог  расслабиться, и не дергаться, что его снова  спросят и снова   поставят «двойку». Он  должен  быть  вовлечен  в сам  процесс  обучения, а не  в процесс  «кого  бы  спросить и кому бы поставить оценку?». На  уроках  следует  применять  побольше  наглядных  материалов, видео, аудиоматериалы, справочники  и  выполнять  различные  творческие  работы. Это  будет  полезно  не  только  для  слабоуспевающих, но и для  отличников. Ведь  тогда  ребенок  не  будет  бояться  самого  предмета, трудности  покажутся  уже  не трудными.  

В-четвертых, это  задача  оценивания  знаний. Отчаявшиеся  учителя  не  знают  как  проучить   двоечника, что с него взять  и  когда же он, бедный, образумится. На  самом  деле, не стоит  зацикливаться  на  слабостях  учеников. Урок  нужно  вести так, чтобы  он  был самым  настоящим  уроком, а не  превращать в разборку. Не следует  выяснять  отношения  или  причины  неподготовленности  учеников. Возможно,  они  еще  не знают как нужно готовиться к уроку. И такое   бывает.

Отсюда  вытекает  пятое  правило. Следует научить  их  учиться. В прямом  смысле  этого  слова. Показать  как  готовить  домашнее  задание, как  пользоваться  словарем, работать с учебником,  к каким  средствам  можно  прибегать  за  помощью, с  кем  можно  посоветоваться  и т.д. Возможно, тогда  они  поймут, что проблема не  в  их  умственных  способностях, а в  отсутствии  простейших   умений,  которые  казались  мелочью.

Нередко  приходилось слышать, что  ученики  не  могут  выполнить  то или иное  задание, а все потому, что  их  этому не научили, они  неуверены  в  себе, они  просто  не знают  как  справляться   с  трудными  задачами. А  ведь, урок-это  не  только  процесс  получения  знаний, но  и  получение  умений  и  навыков, которые  помогают  учиться.

Каждый  ребенок  уникален, не  бывают  абсолютно  отсталые  ученики. Возможно, это мы, взрослые, не разглядели  их. У  каждого  класса, каждого  ученика  есть  свой , свойственный только  ему  талант. Бывает, из-за   своих принципов  мы   упускаем  из  виду  способности  учеников. Порой  оказывается, что  двоечник  может   удивить  своих  сверстников  и  учителей, успешно  выполняя  какую-то  определенную  работу. Только  раньше  для  его  проявления  не  было возможности. А сейчас, когда появилась, мы  должны  не  забыть  подчеркнуть  его  достижение, и,  конечно, не  поскупиться  на похвалу, что тоже очень важно  для   всех  учеников  в  процессе  обучения. И так должно  быть каждый раз. В  каждом ребенке  нужно  находить  что-то  стоящее.

Вдобавок, хочу сказать, что  учить  чему-то  мы  должны и  самих  себя. Как  бы   сентиментально  это ни звучало, но  любовь  к предмету  рождается  от  любви  к преподавателю. Бывает, высококвалифицированным  педагогам  с  многолетним  стажем  работы  трудно  добиться  теплых  чувств  к  своему предмету. Дети все чувствуют. И то, каким  человеком  мы  являемся, определит  то, каким  будет  наш  предмет  и  урок. Учитель, вызывающий  восхищение, не  обойдется  без  восхищения  к  своему  уроку  со стороны  своих  учеников. Учителя  сами  должны  состояться  как  истинный  преподаватель, мастер  своего  дела, настоящий  знаток, а главное — должны  уметь  быть прекрасным  психологом. Возможно, кто-то скажет, что  у психолога  своя  обязанность, у  учителей -своя. Но  разве  мы имеем  дело  не  с  живыми  душами? Порой  дети  привязываются  к  учителям, находят  в  нем  друга, наставника. Частенько  прислушиваются  к  его  словам  и  обнаруживают, что  учитель  незаметно  становится  авторитетом  среди учащихся. Тем  самым   уважение  к  предметнику     проецируется   на   сам  предмет.



Предварительный просмотр:

Настоящий   классный  руководитель

В каждой  школе  в каждом классе  есть  классный руководитель. Но, наверное, не каждый задумывался о том,  каким бывает самый настоящий классный  руководитель.

Поговорка  о  том, что классный руководитель-это классная  мама, думаю, не совсем подходит  этой  профессии. Мать остается  матерью, мать воспитывает  своего  дитя, а классный руководитель  руководит классом, контролирует  школьную  и  классную  жизнь  учеников  и  поддерживает  доверительные  отношения  с  родителями  учащихся.

     Начнем  с того, что классный  руководитель  для  учеников  может  стать кем угодно. Его  функция  очень многогранна. Ведь  практически  все  проблемы  учеников  своего  класса  проходят  через  него.

Классный  руководитель  часто  заинтересован  делами  своих подопечных. Их успеваемость, посещаемость   и  безопасность  -одни  из  тех обязанностей, за что ему  приходится  отвечать. Но  основная  задача -это   создание  здорового  психологического  климата  в  классе. Порой  нелегко  подружить  детей, у которых  есть мало что общего. Но настоящего классного руководителя  ничто не остановит!

 Классный   руководитель, в  первую  очередь, -это наставник, мудрец, который  познал  многое  в  своей жизни  и  готов  многое  передать своим  ученикам. Классный  руководитель -это  больше, чем просто  учитель, чем  просто  предметник. Это некто, к  кому  можно  и  следует  обращаться  за помощью. Это тот, кто  никогда  не откажет в помощи, кто всегда поддержит, подбодрит, даст  дельный  совет  и  утешит.

Настоящий  классный  руководитель-это  авторитет  класса. Это  тот, чей  взгляд   может  о многом  сказать, многое  предупредить и потребовать. Это тот, чья походка и жесты  говорят о  том, что  его  нужно  слушаться. Это тот, кто не ошибется  в своих  поступках  и  твердо  знает чего  он хочет  добиться  от   своего  класса.

Настоящий классный  руководитель  -это тот, кому  удается  создать  прочную  связь  со  своим  классом, чье  настроение  и  отношение   к чему-либо  может  передаться  и  ученикам. Его  улыбка  самая  солнечная, а слова -самые верные.

Классный  руководитель неосознанно, но намеренно  показывает  ученикам  как нужно  жить в  школьном  коллективе. Он  сам  является  образцом  подражания. А для  этого  ему  нужно   быть  актером, исполняющим  разные  роли, и чтобы  эти роли  могли  нравиться  каждому.  

Настоящий   руководитель  умеет  быть разным.  Настолько  разным, что его подопечные  смогли  бы   брать  пример  и  развиваться  сами. Классный  руководитель   умеет  преподносить  даже  свои минусы  настолько превосходно, что ими можно восхищаться.

Настоящий классный  руководитель  по  натуре  своей  может  быть добрым, ласковым, внимательным, отзывчивым, и в то же время  требовательным, строгим  учителем. Учителем  не  только  своего  предмета, но учителем  по  жизни. Настоящий классный  руководитель  -это  человек, который  нашел  путь  к  сердцу  каждого  из  своих  26  учеников. И ему  удается это легко, без усилий, без притворства, и даже без лишней  прочитанной  подсказки.

Настоящий  классный  руководитель  на  самом  деле  и  не  догадывается, что  он  тот  самый  настоящий, первый, идеальный  и замечательный. Он просто руководит  и делает  это с удовольствием. Он  настоящий  потому, что не стесняется  быть  самим  собой, и показывает  ученикам  как нужно  состояться  как личность.

Настоящим  классным  руководителем  может  стать   не  каждый. Возможно, кто-то  воспротивится  моему  слову. Но это так. Для  этой профессии  важны  не  только  наличие  жизненной  мудрости. Для  руководителя  важно  уметь  находить  выход  из  любой  ситуации, решать любые  трудности. Он  самым  естественным  способом  умеет  радоваться  за  своих  «детей»,  смеяться  вместе с ними  и познавать  мир. Вместе  с ним  растут   «цветы жизни»  и  сам  он растет  вместе  с  ними.

Настоящему классному  руководителю  не  трудно  быть  настоящим! Он просто  есть, он просто настоящий, правильный  и  преданный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...