Классный час "Холокост: память и предупреждение"
классный час (7 класс) на тему

Божко Наталья Александровна

Классный час для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost_klassnyy_chas_7a.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №27 г. Шахты Ростовской области

ХОЛОКОСТ: память и предупреждение.

Классный час в 7 «А» классе

Классный руководитель: Божко Наталья Александровна

25.01.2017


Классный час «Холокост: память и предупреждение»

Класс: 7 «А»

Классный руководитель: Божко Н.А.

Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.

Задачи:

- учебный аспект

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающий аспект

  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательный аспект

  • воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

Ученик 1: Прислушайтесь люди! Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...

Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!

Учитель:  Ребята, сегодня мы будем говорить об одном из самых страшных событий в истории человечества. 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Что такое Холокост?  (слайд 1)

Ученик 2: Слово «Холокост» происходит от греческого holo  «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение».  Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом,  «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.

Ученик 3: Черты Холокоста

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;

Ученик 4:Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;

Ученик 3: Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);

Ученик 4: Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;

Ученик 3: Тотальное истребление чернокожих граждан Германии;

Ученик 4: Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных ;

Ученик 3: Разработка систем и способ массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании;

Ученик 4: Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.

Ученик 3: Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами холокоста.  

Ученик 5:

Молитвою начать должны мы этот день,
чтоб память жертв нацистских мы почтили,
пусть души их поднимутся всё выше,
чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Когда узнает мир про Холокост,
немеет сердце, холодеют руки,
и просит Господа с рыданием душа,
пусть никогда не повторятся эти муки!

Ученик 6:
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост – 
не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас… 
                      Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!

Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым… (Фридрих  Золотковский)


Учитель: Подтверждение  тому, что холокост был являются документы, фотографии.  Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные... (слайды 3-6)

Исторические факты

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

      За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой   мишенью  для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Ученик 1:

“Мама, мне страшно!”

“Не бойся, малыш.

Это не долго –         

Представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки

и вспомни меня…

Потом все, как в сказке.

Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!

Зачем?! Почему?!” 

“Хватит! Довольно!

Скажите ему!”

“Мама, спаси!

Не хочу умирать!”

“Спрячь! Унеси!

Мы устали страдать.

Вот уже смерть

повернулась лицом…”

“Мама, не плачь!

Я умру храбрецом!”

Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей  евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

Ученик 7:

Вот Яр в крови, и выстрелы гремят. 
И кто убит, уже как дух суровый. 
А кто стреляет – бесконечно рад! 
Смеётся дьявол от огня багровый. 
Творца он обманул 
и в этот жуткий раз. 
С ним палачи, 
как преисподней змеи. 
И лишь за то казнят -
                                без всякой правды нас, -
что, как у них, в нас кровь, 
но мы – евреи …

Учитель:

  • Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
  • Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами.  По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
  • Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
  • Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
  • Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.

Просмотр документального фильма «Бухенвальд» (5 минут)

https://www.youtube.com/watch?v=sVyAMIR-9G8

Учитель: коснулась ли эта трагедия нашей донской Земли?

Рассказ учителя истории.

Учитель:  Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

Учитель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены.  Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Память за собою позови"

Сценарий последнего классного часа в 11б классе...

Разработка классного часа "Память сердца"

Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война.  Чем дальше уходят от нас события этой  самой б...

Классный час "Память - кладовая знаний"

Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....

Классный час "Память - кладовая знаний"

Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....

«Формирование ценностей здоровья классного коллектива как основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся»

Здоровье выпрашивают себе люди у богов;но то, что в их собственной власти сохранить его, об этом они не задумываются....

Классный час по теме: «ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН»

Профилактика заболевания ВИЧ/СПИДА . Классный час  в 11 классе.   Дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания...

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»...