Классный час ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
классный час (7 класс) по теме

Чекос Татьяна Владимировна

Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны.

Задачи:

  • углублять знания школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к истории, культуре своего народа.

Форма проведения: классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_deti_i_zhenshchiny.docx328.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый 70-й годовщине Победы

(в рамках декады  классных руководителей)

Дневник Lite Hed Kandi, 31 год, г. Москва - Знакомства на MyLove.Ru

ТЕМА: ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Подготовила: учитель истории Чекос Т.В.

Название воспитательного мероприятия:

«Женщины-герои войны»

Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны.

Задачи:

  • углублять знания школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к истории, культуре своего народа.

Форма проведения: классный час.

Ход мероприятия.

Учитель Высшая степень отличия в СССР – звание Героя Советского Союза установлено 16 апреля 1934 г. За всю историю существования СССР этого звания удостоены 12 745 человек. В числе Героев – 95 женщин. В этом году наша страна отмечает 70 лет Великой Победы.

Женщина и война...

Что может быть более противоестественным?

Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую.

Слайд 3. Зоя Космодемьянская. Родилась в 1923 году. В октябре 1941 года добровольно ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 года с группой разведчиков Зоя перешла через линию фронта на занятую немецкими оккупантами территорию. Они успешно справились с боевым заданием. Пора было возвращаться, но Зое казалось, что сделано мало. Она решила остаться. Пробралась к вражескому объекту в деревне Петрищево Московской области, чтобы поджечь его. Но была схвачена фашистами. Зоя Космодемьянская героически погибла, не выдав своих товарищей, не назвав врагу даже своего имени. Зоя стала первой женщиной военных лет, награжденной званием Герой Советского Союза.

Маргарита Алигер посвятила легендарной партизанке поэму «Зоя»

«… Ты стоишь пред ним, какая есть —

тоненькая,

русская,

прямая,

Это всё не снится, всё всерьёз.

Вот оно надвинулось, родная.

Глухо начинается допрос.

— Отвечай!

— Я ничего не знаю.

Вот и всё.

Вот это мой конец.

Не конец. Ещё придётся круто.

Это всё враги,

а я — боец.

Вот и наступила та минута.

— Отвечай, не то тебе капут! —

Он подходит к ней развалкой пьяной.

— Кто ты есть, и как тебя зовут?

Отвечай!

— Меня зовут Татьяной…»

Слайд 4. Людмила Павличенко. В сражающемся Севастополе было хорошо известно имя снайпера 25-й Чапаевской дивизии Людмилы Павличенко. Знали её и враги, с которыми у сержанта Павличенко были свои счёты. Родилась она в городе Белая Церковь Киевской области. Окончив школу, несколько лет работала на киевском заводе "Арсенал", затем поступила на исторический факультет Киевского государственного университета. Будучи студенткой, овладела мастерством снайпера в специальной школе. Она приехала из Киева в Одессу, чтобы здесь закончить свою дипломную работу о Богдане Хмельницком. Работала в городской научной библиотеке. Но грянула война и Люда ушла добровольцем в армию. Своё первое боевое крещение она получила под Одессой. Здесь в одном из боёв погиб командир взвода. Людмила приняла командование. Она бросилась к пулемёту, но рядом разорвался вражеский снаряд, и её контузило. Однако Людмила не ушла в госпиталь, осталась в рядах защитников города, смело громила врага. К июлю 1942 года снайпер 2-й роты 54-го стрелкового полка (25-я стрелковая дивизия, Приморская армия, Северо-Кавказский фронт) лейтенант Л. М. Павличенко из снайперской винтовки уничтожила 309 солдат и офицеров противника, в том числе - 36 снайперов. 25 октября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза. Умерла 27 октября 1974 года. 

Слайд 5. Евгения   Андреевна Жигуленко. Родилась в 1920 году, с детства мечтала стать летчицей. Во время Великой Отечественной войны командир звена ночного бомбардировочного авиационного полка Евгения Жигуленко совершила 968 боевых вылетов. Участвовала в разгроме фашистов на Северном Кавказе, Кубани, Таманском полуострове, в Белоруссии, Польше и Германии. В послевоенное время гвардии майор в отставке Евгения Андреевна Жигуленко жила в Москве. Вела большую общественную работу в Комитете советских женщин.

Слайд 6. Лидия Литвяк. В авиацию Лиля (так звали ее близкие друзья) пришла, когда ей было всего четырнадцать лет. В пятнадцать она уже совершила свой первый самостоятельный полет. Летала она азартно, с упоением. Сорок пять мальчишек "встали на крыло", пройдя ее школу воздушной выучки. Лиля рвалась на фронт. Уже в Уфе, куда был эвакуирован весь аэроклуб, она узнала, что в Москве формируются женские авиационные полки. Неудержимое желание драться с врагом могло стать реальностью. Лиля уезжает в столицу. Решение принято: она будет сражаться с фашистами только на истребителе.1 августа 1943 г. не вернулась из боевого задания командир звена 3-й эскадрильи 73- го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк. Ни самолета, ни летчицу однополчанам найти не удалось. Это была одна из самых тяжелых потерь авиационной части за год боевых действий: погибла любимица полка, летчик-истребитель, бесстрашный и умелый боец, уничтоживший в воздушных сражениях 14 немецких боевых самолетов и один аэростат-корректировщик. "Пропала без вести": Лаконичная и в то же время совершенно неопределенная запись в карточке военного архива. Лилин след они нашли неожиданно, почти случайно. Позднее выяснилось следующее. Останки неизвестной летчицы, случайно обнаруженные местными мальчишками, похоронили 26 июля 1969 г. вместе с останками других воинов, погибших в этой районе. Захоронение состоялось в центре села Дмитровка Шахтерского района. Перед этим врачи установили, что останки летчика принадлежат женщине невысокого роста. Так появилась на братской могиле " 19 села Дмитровка среди многих фамилий "Неизвестный летчик". В июле 1988-го имя Лидии Литвяк увековечено в месте ее захоронения, братской могиле " 19, которая находится в центре села Дмитровка. В ноябре 1988-го приказом заместителя министра обороны внесено изменение в пункт 22- й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 г, в отношении судьбы Литвяк написано: "Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г." 6 мая 1990 г. гвардии старшему лейтенанту Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 7. Хелена Кульман. Родилась в 1920 году. В годы Великой Отечественной войны комсомолка Хелена Кульман становится медицинской сестрой 7-й эстонской стрелковой дивизии, затем разведчицей штаба Краснознаменного Балтийского флота. Рискуя жизнью, она добывала сведения о численности и составе вражеских войск. Ценные данные, переданные Хеленой Кульман в 1942 году, имели важное значение для подготовки прорыва блокады Ленинграда. Весной 1943 года была схвачена и расстреляна немцами 23-летняя разведчица Краснознаменного Балтийского флота Хелена Андреевна Кульман. Менее полугода прожила в Ункурде эвакуированная эстонка, но для жителей села она – землячка, ункурдинцы всегда гордились тем, что у них есть собственный Герой, одну из улиц родного села они назвали в честь Х.А. Кульман.

Слайд 8. Женщины-герои. Анна Незвиецкая

Их было пятеро девчонок молодых,
Красивы, стройные, отважны и сильны.
Им в пору бы с детишками возиться,
Но новый день войною стал грозиться

Погоны на плечах, оружие в руках,
И золотые локоны спрятала пилотка.
Улыбка, обаяние, отваги блеск в глазах,
Все говорит о гордости за Родину.

Раздался взрыв гранаты, совсем рядом,
И автомата очередь слышна.
Позвать подмогу? Очень кстати!
И вот одна из них ушла.

А впереди трясина и болота,
И страх, как враг, предательски засел.
Спешила, суетилась, испугалась,
Так вся болоту целиком и отдалась.

Четыре девушки остались, вернулись они к старшине.
Кисет забыла, вот проклятье. Да ничего я принесу.
Кинжал пронесся в воздухе, воткнувшись с силой в грудь.
Лишь вскрикнула как пташечка, и тихо стало вдруг.

Да что ж за невезение, иль может быть судьба.
В кустах от немцев спрятались, но страх нашел тебя.
И выскочив с укрытия, пустилась убегать,
Коротких пара выстрелов, заставили упасть.

А немцы наступали, и автоматы все никак не умолкали.
Пригнись! Скорее, РИТА…. Больно, осколок ранил, кровь течет.
Я задержу их ничего, вы помогите РИТЕ.
Ведь рана не смертельна, выживет она.

Зажала автомат в руке сильнее, и гордый взгляд метнулся к небесам.
Она бежала, все быстрее, подальше уводя врага.
Могла же спрятаться дуреха, но нет же, вышла в бой одна.
Слова из песни «не любил он», отрывком сорвались из губ.

Последняя осталась Рита, лежала, ранена в ветвях,
Она ведь чувствовала, знала, что старшина с ней не дойдет никак.
И сердце бешено заколотилось, рука не дрогнула, взяв револьвер,
И дуло нежно прикоснулось к виску, где бушевала кровь.

Ну вот и все, и нет больше героев,
Отважных девушек, что рисковав собой,
Отдали жизни за свободу, за мир, за чистоту души.
А нам лишь остается помолчать минутку, склонивши головы в скорби.

И каждый год, на день Победы,
Имеем честь мы видеть их,
Отважных девушек, в пилотках.
И Зори тихие в их память сияют гордо, но в скорби.

Классный час по теме "Дети – герои Великой Отечественной войны"

Цели и задачи урока:

  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
  • познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи. (Слайд 1)

- Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?

- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива. (Слайд 3)Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты. В наше время существует много исторических музеев, которые реконструируют битвы. Сегодня наша встреча будет посвящена детям-героям войны. (Слайд 4)

Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.

3. Работа по теме.

Слайд 5

Июнь. Клонился к вечеру закат.        
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Второй ученик (Слайд 6):

Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду.

Третий ученик.

“В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом – 
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда...”

Четвёртый ученик.

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это нас не сломило. Мы боролись. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах.

Пятый ученик.

“Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали, 
Как на войне”.

Учитель:

- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Доклады.

Ученик. (Слайд 7)

- С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”. (Слайд 8)

Учитель: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. Сегодня мы расскажем о новых героях той далёкой и страшной войны.

Коля Крыжков. (Слайд 9)

Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”, благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. После войны был заместителем начальника группы “Поиск”, собирал материалы для “Книги Памяти”.

Толя Рябков. (Слайд 10)

Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а Толя тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. Как и множество других детей войны, Толика Рябкова от неминуемой смерти спасли солдаты. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие. Вскоре красноармеец Толя Рябков получил неожиданный сюрприз. На войне он встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому его приписали, воевал вместе с его отцом в "зимнюю войну". Вместе они брали Выборг. Вот и решил офицер сделать приятное боевому другу – отправил сына своего полка служить под его начало. Для Анатолия война закончилась в 1943-м. Как раз тогда вышел приказ о зачислении всех сынов полка в Суворовские училища. Идти туда он не захотел. Вернулся домой, но в нормальную школу сумел отходить всего недели две. По счастливому стечению обстоятельств, попал юнгой в Кронштадт. Там и служил до 1955 года.

Юнбат Иванов. (Слайд 11)

“ Ему было одиннадцать лет, когда его, умирающего от голода, вывезли из Ленинграда на фронт товарищи отца, служившего наводчиком орудия на одной из батарей 577-го гаубичного артиллерийского полка”, - рассказывает Виктор Петрович Иванов, автор нескольких книг о войне и о судьбах ее детей, лауреат многочисленных литературных премий. Тогда, в марте 1942 года, его, исхудавшего до дистрофии, откармливали буквально по ложке в день. И уже через две недели, приняв военную присягу, надев солдатскую шинель и сапоги, Виктор стал полноправным красноармейцем. Его определили в штабную батарею и назначили связным штаба полка. Был на передовой, “угощал фашистов огоньком”, помогая отцу у боевого орудия. Однажды ночью, доставляя пакет в штаб, Юнбат(Виктор) Иванов, как называли его в батарее отца, наткнулся в лесу на разведывательную группу фашистов. Мальчишка пустился “со всех ног в штаб” с донесением, и вражеский десант захватили врасплох.

Юрий Вашурин. (Слайд 12)

Лейтенант Вашурин приехал на похороны своей семьи. Дочь оставил у родственников, а сына, учащегося третьего класса, взял с собой, чтобы устроить в Московское суворовское училище. Когда же пришел на вокзал, чтобы отправиться на фронт, снова увидел своего сына, который в категоричной форме заявил ему, что он хочет идти с отцом на фронт. Отец разрешил. В полку десятилетний солдат Юрий Вашурин примерил свою первую солдатскую форму, сапоги, которые искали ему всем полком. А потом был бой, первый в его жизни — за город Лида. Мальчика отправили в штаб, но он ушел из штаба . Ушел к солдатам на передовую. В саперной роте его учили перекусывать кусачками провода, ведущие к фугасам, и таким образом спасать мосты. Юра Вашурин стал сыном танкового полка и даже не задумался над тем, какое сотворил горе для отца, без спроса укатив с танкистами. А у старшего Вашурина не было возможности заняться его поисками. Юный -солдат второй мировой, преодолев все трудности, стал высококлассным специалистом компьютерных систем, кстати, первым в Ульяновске — лауреатом Государственной премии.

Каманин Аркадий. (Слайд 13)

Аркадий выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. Мотористом на самолете Аркадия служил его ровесник — еще один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения), потерявший во время войны родителей. В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды - ордена Красной Звезды за спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он "совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса  и налетал 283 часа. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского.

Валера Волков. (Слайд 14)

Один из участников партизанского движения, действующего в Севастополе. После смерти отца, убитого фашистами, в 13 лет (по другим данным в 14) становится “сыном полка” 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвовал в боевых действиях. Подносил патроны, добывал разведывательные данные, с оружием в руках сдерживал атаки врага. По воспоминаниям однополчан, любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк.

Володя Дубинин. (Слайд 15)

Был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.

4. Итог урока.

Учитель. (Слайд 16)

- Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.

Ученица - Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

- Вечная память всем погибшим.

Пусть чисто будет небо над землей, 
Пусть жизни мирной радуются люди! 
А Вас, кто рядом был с войной, 
Мы помним, бережем и любим!

(Слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети – герои Великой Отечественной Войны

Вед.:    Июнь. Клонился к вечеру закат.И теплой ночи разливалось море.И раздавался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горя.Июнь! Тогда еще не знали мы,Со школьных вечеров домой ...

Конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны"

Разработка содержит конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны" и презентацию. Классный час разработан для учащихся 5 класса....

Классный час "Женщины – сибирячки на фронтах Великой Отечественной войны".

В 2015 году мы празднуем 70-летний юбилей Победы в  Великой Отечественной войне. Большинство людей связывают с войной судьбы и подвиги мужчин, так как они сильные, мужественные и должны за...

Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"

Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"...

Классный час "Дети - Герои Великой Отечественной войны"

Данный открытый классный час был разработан совместно с учениками....

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Цели и задачи урока: воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победыпознакомить детей с юными ге...

Классный час"Дети-герои Великой Отечественной войны"

Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не должны воевать, они не вооружены, они беззащитны. Однако фашисты их зверски уничтожали,  не смотря ни на что. Враги зверски расправлялись с ...