Профилактика ПАВ среди подростков
статья (7 класс) на тему

Годовых Инна Геннадьевна

Профилактические меры по ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon о профилактике ПАВ39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика ПАВ среди подростков

      В последние годы все более серьёзной становится угроза здоровью населения страны,  её социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространённости немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так и прежде всего среди детей, подростков, молодёжи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ.

     В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодёжью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих воспитанников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья детей и их будущего.

     Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран. Перед реальной угрозой наркомании в нашей стране зададимся вопросом: какими возможностями обладает школы в противодействии этому злу.

     Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удаётся вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему. Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является её профилактика, а не лечение. А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, педагогам необходимо постоянно проявлять внимание к своим воспитанникам, разработать системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Это взаимодействие должно обеспечивать согласованность конкретных целей, задач, форм и методов воспитательной работы. Психолого-педагогический аспект данной проблемы ставит новые задачи по анализу существующей практики организации взаимодействия и совершенствованию координации усилий всех государственных и общественных организаций по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся,  целью взаимодействия можно определить: воспитание социально-компетентной личности, способной адекватно воспринимать самого себя, других людей, социальную ситуацию.

    Для достижения этой цели необходимо помочь подростку:

• осознать негативные последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем;

• распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных наркотиками людей и способах общения с ними;

• определять скрытые мотивы приема наркотиков, научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ, уметь применять способы отказа от наркотиков;

• рефлексировать негласные правила, формирующие межличностные отношения подростков в коллективе;

• уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу;

• уметь находить более гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками;

• научиться содержательному проведению досуга, участвовать и организовывать развивающие игры, уметь провести семейное торжество, дружескую встречу без помощи алкоголя;

• научиться практике самопознания и самовоспитания, уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации.

    В свою очередь воспитателю (классному руководителю) необходимо:

• выявить темы программы по предмету, при изучении которых целесообразно сообщать информацию о наркотиках или проводить убеждающие тренинги;

• составлять и накапливать методические разработки проведения мероприятий по профилактике ПАВ;

• разрабатывать и использовать различные формы проведения внеклассных мероприятий;

• создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися.

  • пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков;
  • формировать мотивацию к сохранению здоровья;
  • продолжать повышать информированность подростков о проблеме наркомании,
  • алкоголизма, курения, правонарушениях и проводить мероприятия по профилактике ПАВ.

    В круг задач воспитателя (классного руководителя) входит:

•  выявлять учащихся * группы риска*, анализировать особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планировать индивидуальную работу;

•   уметь определять отношение учащихся к алкоголю и наркотикам и в соответствии с этим планировать воспитательную работу в классе;

• проводить работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведению в стрессовых ситуациях;

    Родителям необходимо:

• иметь психолого-педагогические знания о влиянии психологического и духовного климата в семье на формирование подростка, о необходимости организации свободного времени, интересов, дружеского общения ребенка;

• знакомиться со свойствами одурманивающих веществ;

• научиться определять по внешним признакам состояние наркотического опьянения;

• ознакомиться с возможными механизмами вовлечения подростков в наркотические группы;

• научиться правильной стратегии поведения в ситуации наркотического (алкогольного) опьянения подростков.

В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у подростков должны быть сформированы ценностное отношение к себе и своему здоровью, внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических веществ, умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем.

Рекомендации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков.

В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....

Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков

Проблема наркомании считается весьма  актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Актуальность и необходимость  предложенных методиче...

Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков

В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...

профилактика суицида среди подростков

В последнее время в России участились случаи суицидального поведения среди подростков. Поэтому назрела необходимость проведения профилактических мероприятий среди  школы и социума. В качестве одн...

Профилактика суицида среди подростков. Советы родителям и педагогам.

С каждым годом растет количество подростков, заканчивающих жизнь самоубийством. Кто виноват в подростковом суициде? Школа? Как распознать признаки надвигающейся трагедии? Как её предотвратить? Об этом...

Родительское собрание "Профилактика наркомании среди подростков"

Выступление на общешкольном родительском собрании....

Классный час "Профилактика алгоголизма среди подростков"

Пофилактический классный час по теме "Алкоголизм" разработан на конкурс методических разработок по профилактике правонарушений среди подростков....