профилактика суицида среди подростков
презентация к уроку на тему

Василенко В.А.

В последнее время в России участились случаи суицидального поведения среди подростков. Поэтому назрела необходимость проведения профилактических мероприятий среди  школы и социума. В качестве одного из направлений работы предлагается родительское собрание по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc86 КБ
Файл rodit._sobranie_profilaktika_suciidalnogo_povedeniya.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»

Психолого-педагогическое сопровождение

 профилактической работы по предотвращению

 суицида

 среди несовершеннолетних

Подготовила педагог-психолог

 Василенко В.А.

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10%  случаев суциидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, не учитывая случаев суицидальных попыток.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

По статистическим данным ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования», обращения по данной проблематике составляет  ежегодно от 3 до 5 случаев (завершенные и незавершенные суициды). 

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности -мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. 

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера.

Суицид  - это противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации. Суицид рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Типы суицидального поведения

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка (осознанно или, чаще, неосознанно) обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать, заставить  окружающих задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.

Способы при демонстративном суицидальном поведении:  порезы вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

 

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Способы при аффективном суицидальном поведении: попытки повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия.

При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще являются завершенными.

Способы при истинном суицидальном поведении: чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Стадии суицидального поведения

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни.

Этот период характеризуется снижением адаптационных способностей (снижение успеваемости, уровня интересов, ограничения общения, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни. Появляются размышления о своей смерти, представления, фантазии, но еще не тема  лишения себя жизни. Это могут быть высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», « Зачем жить, я все равно никому не нужен» и т. д.  

Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. Высказывания типа: «Я все равно не буду жить», «Так будет всем лучше» и т.д. Могут быть определенные подготовки (написание прощальных писем, записок, устройство любимых животных).

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к суицидальному замыслу, утверждается принятое решение.

Повторный суицид

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении  некоторого времени (2-3 месяца) взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает больше  мыслей о суициде и не пытается его повторить, успокаиваются и  начинают вести привычный для них образ жизни.

Они  перестают внимательно относиться к ребенку, не  уделяют  ему должное внимание,  т.к. считают, что ребенок преодолел кризис. Но, если ситуация, которая  привела  ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. 

Ряд исследователей отмечает, что в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, могут  совершаться повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить профилактическое психолого-педагогическое  и медико-социальное воздействие.

 

Факторы   и ситуации,  повышающие  риск суицида

1.     Нарушения в семейных взаимоотношениях и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве.

      Деструктивные тенденции в семье и травматические стрессовые события, пережитые в раннем детстве, оказывают влияние на всю последующую жизнь детей и подростков, особенно если им не удалось справиться с травмой.

Наиболее частые признаки дисфункции и нестабильности семьи и негативные жизненные события, влияющие на суицидальное поведение  детей и подростков:

        психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;

        злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды асоциального поведения у членов семьи;

        самоубийства и суицидальные попытки в семье;

        насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);

        недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

Прежде всего, стоит сразу сказать, что невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже – подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста. 

Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает.

Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания. А старшего сиблинга как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой.

Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние дети.

Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями.

        частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье и т.д.

 

2.      Нарушения в психологическом  и психиатрическом здоровье детей и подростков

          Риск суицидального поведения бывает вызван  ниже перечисленными личностными  особенностями, нередко в сочетании с психическими расстройствами.

          К психологическим особенностям увеличивающих риск   суицидов относятся:

        чрезмерная раздражительность, агрессивность, злобность;

        асоциальное поведение;

        демонстративное поведение;

        высокая степень импульсивности;

         не способность преодоления проблем и трудностей  (в школе, среди подростков, и т.д.);

         тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;

         идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности; тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;

        постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей и др.

           Частота суицидального поведения существенно повышена у детей и подростков, страдающих такими психическими расстройствами как: депрессия, маниакально-тревожные фобии, алкоголизм  и наркомания, нарушения пищевого поведения,  психопатии, предшествующие суицидальные попытки и др.

 

3.     Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения

      Детей и подростки с суицидальными тенденциями, как правило, пережили трагические события в раннем возрасте. У них обычно наблюдается повышенная чувствительность к стрессовым воздействиям, мешающая им адекватно справляться с текущими жизненными трудностями.        

      В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят:

        ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются)

        разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;

        смерть любимого или другого значимого человека;

Нередко способы самоубийства, совершенные на почве любовных неудач, копируются из художественной литературы и фильмов.

В психологии это явление носит название «Синдрома Вертера» - по имени персонажа романа Гете «Страдания молодого Вертера». Этот роман в Германии около 200 лет назад запрещался после возникновения вспышки суицидов у молодых людей, которые читали этот роман и полностью копировали поведение главного героя (перед смертью они одевались как Вертер, оставляли книгу раскрытой на том месте, где описывалось самоубийство юноши). Зачастую подобные самоубийства являются способом шантажа и манипуляции объектом любви, попыткой вызвать у него угрызения совести. Поэтому в предсмертных записках (которые чаще всего являются одновременно стихами собственного сочинения), суициденты обвиняют во всем своих возлюбленных, и сопровождают это фразами типа «Вот я умру, и ты поймешь…».  

Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств, совершаемых именно из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается.

 К самоубийствам на почве любви можно также отнести суициды, совершаемые из-за смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся высоким уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью.

        давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием разрушительному поведению других;

        запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

        безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

        нежелательная беременность, аборт и его последствия;

        страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

  1. разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
  2. фрустрация,  вызванная несоответствием между ожиданиями успехов и реальными достижениями;
  3. высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  4. низкий социально-экономический статус, социальная изоляция и др.  
  5. Мода и подражание

Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Особенно ярко эта тенденция просматривается в Японии, где самоубийство в течение долгого времени считалось мужественным поступком и возводилось в ранг искусства. Молодые японцы встречаются на интернет-сайтах, посвященных суициду, и договариваются между собой о том, как, когда и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Подобные случаи фиксировались и в нескольких  европейских странах (Германия, Швеция, Голландия).

 

Признаки эмоционально - физиологических нарушений, способствующие суицидальному поведению:

        бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

        потеря аппетита или импульсивное объедание;

  1. частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  2. необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  3. ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  4. уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
  5. нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  6. погруженность в размышления о смерти;
  7. отсутствие планов на будущее;
  8. внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

         Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Признаки готовящегося суицида

    О возможном суициде свидетельствует  сочетание нескольких признаков:

        приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание;

        поступки, которые несут характер прощания   (выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни, письма, записки, подарочки);

       письменные или словесные указания или угрозы (в письмах, записках, дневнике);

        внешняя успокоенность - прилив энергии;

(Если решение уйти из жизни принято,  план составлен, то мысли на эту     тему перестают подростка мучить. Он  как будто успокаивается. Можно подумать, что ребенок отказался от «убийственной» мысли. Однако, такое  состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия);

  Психодиагностика суицидального поведения.

Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.

Методы исследования :

1.Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

специалист должен выяснить, случались ли в семье обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, что натолкнуло его на подобные мысли, и т.д.

2. Тест А.Е. Личко «ПДО».  Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.

3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.

4. Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д.

5. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.  Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д.

Профилактические меры  суицидального поведения среди подростков

  В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения. Существует много публикаций на данную тему, встречаются фильмы, песни, книги, которые детально обсуждают те или иные аспекты данной проблемы. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или реального самоубийства известного человека (например Игоря Сорина) в молодежной среде обязательно происходит подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток.

Проблема не новая, и человечество давно выработало механизм профилактики данного явления. Позиция Православной Церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех  и данная тема вообще не обсуждается. Может быть, поэтому статистика дореволюционной России сравнительно благополучная – 3 суицида на 100 тысяч человек. На территории бывшего СССР, несмотря на более высокую статистику самоубийств, данная тема также не освещалась в СМИ, и общественная позиция была однозначной и жесткой: человек, покушавшийся сам на себя, болен психически.

Поэтому в работе с суицидальным событием среди подростков и молодежи самым важным является предотвращение психического заражения по механизму одной из основных подростковых реакций – реакции имитации. Все случаи суицида действительно должны быть изучены, проанализированы и обсуждены, но только узким кругом специалистов.

1.     Оптимизация межличностных отношений в школе и в семье

В профилактике суицидов у подростков важную роль играют специалисты образовательных учреждений.

 Как только у подростка отмечается сниженное настроение, диагностируется высокий уровень тревожности, нарушение эмоционального состояния, ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно, признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Для  подростков  с  выявленными  или  подозреваемыми  устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.

В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техники  принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т. д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

        Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубляют  и без того низкую самооценку подростка.

В профилактике суицидов у подростков важная роль отводится родителям. С ними рекомендуется проводить следующие мероприятия.

1. Родительские собрания, лектории  с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения подростков.
2. Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений.
3. Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми.

В индивидуальных консультациях следует обращать внимание родителей на то, что при воспитании ребенка, замените чувство стыда и наказания на позитивные чувства и хорошее поведение. Позволяйте вашему ребенку совершать ошибки. Если вы постоянно защищаете ребенка и принимаете за него решения, то он чувствует себя неспособным к принятию самостоятельных решений и теряет веру в свои возможности. Это сделает его или ее еще более неуверенным. Дайте вашему ребенку «свободно дышать», не ожидайте от него или нее тех действий или поступков, которые хотели бы видеть вы. Избегайте стараться воплотить в своем ребенке того, что вы не воплотили в своей молодости. 

Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в состоянии депрессии, используйте время, чтобы внимательно выслушать его или ее. Если вы не думаете, что проблема серьезная, то помните, она может быть очень серьезной для того, кто еще растет и развивается. Очень важно поддерживать открытую связь, даже если ребенок этого (как ему кажется) не хочет. Избегайте говорить вашему ребенку, что ему делать; вместо этого, слушайте его или ее внимательно, и вы сможете обнаружить причину возникшей проблемы. 

Если вы чувствуете, что не можете вывести вашего ребенка на откровенный разговор, или вы сомневаетесь, то обратитесь за квалифицированной помощью специалиста. 

Родителям рекомендуется заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

Родители должны наблюдать за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.  Важно вовлекать ребенка в социально-значимые виды деятельности, формировать установки на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке). Взаимоотношения с детьми и подростками  должны строиться на основе  уважения, принятия, понимания, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Способствовать формированию  уверенности в своих силах и возможностях. Создавать ситуации успеха. Внушать оптимизм и надежду.

Изучение  проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание  родителей, педагогов на свои проблемы и протестовать таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Своевременная поддержка, доброе участие, оказание подростком в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Завершить мне хотелось бы отрывком из психологического эссе Н. Бердяева «О самоубийстве»: «…Самоубийство есть психологическое явление , и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.»



Подписи к слайдам:

Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних
МБОУ "Томаровская СОШ №1« педагог-психолог Василенко В.А.
Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:- 280 тысяч китайцев,- 30 тысяч американцев,- 25 тысяч японцев,- 20 тысяч французов,- 50 тысяч русских
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
Статистика:Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.
От самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Типы суицидального поведения: Демонстративное поведение. Аффективное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение.   
Демонстративное поведение При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или спрыгиванию с высоты.
Стадии суицидального поведения
Первая стадия - вопросов о смерти и смысле жизни. Высказывания: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться», «Зачем мне такая жизнь», « Зачем жить, я все равно никому не нужен» и т. д.Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Высказывания типа: «Я все равно не буду жить», «Так будет всем лучше» и т.д. Могут быть определенные подготовки (написание прощальных писем, записок)Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Повторный суицид
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
1.     Нарушения в семейных взаимоотношениях и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве.Наиболее частые признаки, влияющие на суицидальное поведение  детей и подростков:психические отклонения у родителей;асоциального поведения у членов семьи;самоубийства и суицидальные попытки в семье;насилие в семье;недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;частые ссоры между родителями и т.д.
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
2.      Нарушения в психологическом  и психиатрическом здоровье детей и подростков
  К психологическим особенностям увеличивающих риск   суицидов относятся:чрезмерная раздражительность, агрессивность, злобность;асоциальное поведение;демонстративное поведение;высокая степень импульсивности;не способность преодоления проблем и трудностей  (в школе, среди подростков, и т.д.);тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;идеи переоценки собственной личности;постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей и др.
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
3.     Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения
ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливыеразлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;смерть любимого или другого значимого человека; давление, оказываемое группой сверстников;запугивание, издевательства со стороны сверстников;страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;фрустрация;высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);низкий социально-экономический статус, социальная изоляция и др.  мода и подражание
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
Признаки эмоционально - физиологических нарушений, способствующие суицидальному поведению:
бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;потеря аппетита или импульсивное объедание;частые жалобы на соматические недомогания;необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы;уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;погруженность в размышления о смерти;отсутствие планов на будущее;внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.
Признаки готовящегося суицида
 приведение своих дел в порядок;поступки, которые несут характер прощания;письменные или словесные указания или угрозы (в письмах, записках, дневнике);внешняя успокоенность - прилив энергии
МБОУ "Томаровская СОШ №1" педагог-психолог Василенко В.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков.

В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....

Профилактика суицида среди подростков. Советы родителям и педагогам.

С каждым годом растет количество подростков, заканчивающих жизнь самоубийством. Кто виноват в подростковом суициде? Школа? Как распознать признаки надвигающейся трагедии? Как её предотвратить? Об этом...

"Профилактика суицида среди подростков"

Материалы для родительского собрания по профилактике детского суицида.(Презентация, статьи по данной теме, сопровождение презентации)...

Родительское собрание "Профилактика суицида среди подростков"

Информация для семинаров с педагогами и родителями...

Статья на тему "Профилактика суицидов среди подростков"

Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди этой возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов. Причины самоубийства подростко...

Классный час на тему профилактики суицида среди подростков «Мир эмоций и чувств»

Цель: осознание собственного мира эмоций и чувств, пополнение тезауруса эмоций. Развитие навыка пользования приобретёнными знаниями.Техническое оснащение: записи ритмичной музыки и со звуками природы ...